Перейти к содержанию

Изучение бурятского языка может стать обязательным


qiwi

Должен ли житель Бурятии знать бурятский язык?  

1 611 пользователь проголосовал

  1. 1. Должен ли житель Бурятии знать бурятский язык?

    • Да, обязательно
      282
    • Желательно, но не обязательно
      635
    • Нет
      666
    • Затрудняюсь ответить
      30


Рекомендуемые сообщения

Рассказывать, как обстоят дела с сохранением культуры у нас в Бурятии, мне было стыдно.

Кстати монголов в Китае 7 миллионов, больше, чем в самой Монголии. Пишут кстати на старомонгольском, большинство говорит по-монгольски, однако Хух-Хото вряд ли можно назвать развитым городом. Впрочем утрата языка малыми народами - явление повсеместное.

Ссылка на комментарий

Вы где язык изучали дома в университете? Я сам понимаю бур. язык, но у меня всегда с "языками" было туго(
Я изучала 3 года в БГУ, на экономическом факультете. Когда мы поступали на факультет, то нам сразу сказали, что бурятский язык будет обязателен для всех, якобы из вас готовят чиновников, а президент Бурятии должен знать бурятский язык. Да, мы были немного удивлены, но знаете, никто за время изучения языка не высказался, ни разу я не слышала от студента небуряткой национальности: "да нафига он нам нужен?! делать нечего, еще его учить! фу, бред! Я против!", на младших курсах тоже никто из ребят потом не противился изучению. Хотя против той же философии, высшей математики выступали многие.

Это так было здорово! Мы шли как экспериментальный курс, тогда да жеж учебника "Мэндэ-э!" не было, нам просто распечатки давали с компьютера. Наработки преподавателей. Думаю, что именно тогда он создавался, и опробовался сразу на нас. И эта методика показала ошеломляющие результаты!

На 4 курсе, когда был последний год обучения, мы в группе трех человек свободно на бурятском языке защищали проект, посвященный туризму в Бурятии.

К нам приходила корреспондент с БГТРК и там мы тоже давали интервью, свободно отвечая и понимая, что нас спрашивают.

В этом же году прошла и презентация учебника "Мэндэ-э!", вся она была полностью на бурятском языке, выступали ребята разных национальностей.

На третьем курсе мы праздновали Сагаалган, когда был приглашен весь деканат, мы были в бурятских народных костюмах, в столовой БГУ нам приготовили национальные блюда, также выступали на сцене, а-ля КВН, и всё это время надо было общаться между собой только на бурятском языке. В конце праздника мы дружно всем курсом танцевали ёхор с нашими преподавателями. Это была традиция и каждый курс на второй год обучения праздновал таким образом Сагаалган, не знаю, как сейчас там с этим обстоят дела.

Эх, если бы везде так ответственно и с такой отдачей преподавали бурятский язык, то я думаю, что возродить его в самые кратчайшие сроки не составило бы труда.

Поэтому не устаю повторять, что методика разработанная преподавателями кафедры иностранных языков и кафедры бурятской филологии БГУ:

О.И. Богомоловой

Г-Х.Ц. Гунжитовой

О.А. Дареевой

это бесценный вклад развитие и возрождение бурятского языка.

Что по поводу курсов, то я слышала только о курсах, которые пытались организовать в Городской детской библиотеке им. И.Калашникова, что по ул. Ленина.

Вообще, я думаю, что можно позвонить на кафедру ФЭУ БГУ и спросить дают ли их преподаватели репетиторство или организуют ли курсы. Я бы рекомендовала, конечно Гарму-Ханду Цибикжаповну Гунжитову, Альбину Аюшеевну Дугарову, но они сейчас стали заведующими кафедр, поэтому возможно уже и не преподают, но можно у них поинтересоваться на счет курсов.

Ссылка на комментарий

To Mac

Недавно был в Монголии, разговаривал с монголом - очень жалеет, что отказались от своей письменности в пользу кириллицы.
Хорошо рассуждать, когда за плечами качественное образование.

А когда стоит задача ликвидировать всеобщую безграмотность, вырастить специалистов, поднять экономику, то тут не до философских бесед.

Данный аспект надо рассматривать как часть исторического процесса. Не стоит думать, что наши предки были дурнее нас с вами.

Ссылка на комментарий

Mac

Вы мне столько внимания уделили... :)

Спасибо....

Да Сантило успешно так юлозит, и уходит от ответа.

Я свою позицию высказал, но просто до некоторых она не доходит..

..

Графологи считают обилие многоточий признаком слабого характера.

Сказать та больше нечего...

1 просто привычка..

2 просто не охота развивать свои мысли...

Всё равно не поймёте... :)

Ссылка на комментарий

Santilo так, так, так. погоди. значит, когда тебя задевают, ты замысливаешь неподражаемо великолепную и блестяще остроумную сентенцию, начинаешь набирать, но потом понимаешь, что в силу ущербности и скудоумия задевшие тебя ее не поймут, тебе становится

не охота развивать свои мысли... Всё равно не поймёте...
и ты скатываешься на троеточие, я правильно понял? :D
Ссылка на комментарий

Santilo

Да потому что нечего тебе сказать, вот и пишешь всякую херню и уходишь от вопроса.

Но зачем тратить деньги на всеобщее образование во всех школах, когда многим он не пригодиться и не будет нужен???

Твои же слова? Так зачем тратить деньги на другие предметы, если дебилы их все равно не изучают. Многие же ведь учатся лишь для галочки.

Вот только не надо впаривать про то что они развивают, развивают они только в одном случае, если учиться как подабает.

Ссылка на комментарий

ulchi

Ага, правильно понял. *16

Еслиб ты заметил, я троеточия после многих своих высказываний оставляю...

Чтоб не развивать свои мысли дальше и не печатать простыни. :)

Добавлено спустя 28 секунд:

Да потому что нечего тебе сказать, вот и пишешь всякую херню и уходишь от вопроса.

От какого???

Добавлено спустя 39 секунд:

Сформулируй...

Добавлено спустя 4 минуты 11 секунд:

Усё, потерялся где-то...

Над формулировкой вопроса видимо завис...

Ссылка на комментарий

Зачем тратить деньги на другие предметы, если дебилы их все равно не изучают. Многие же ведь учатся лишь для галочки.

Добавлено спустя 4 минуты 25 секунд:

К чему я это.... а то что гонений никаких не было! Никто не запрещал
Речь, очевидно, идет о более ранних временах еще Советской власти. Там действительно несмотря на дружбу народов бурятский язык был предан забвению на долгие годы, и вспомнили о нем уже ближе к концу. Мои родители в школе бурятский не изучали, потому что его не преподавали. Отсюда, собственно, и корни проблемы сегодня.

И вот это пожалуйста прокомментируй, будь так сказачно любезен. Хочу услышать твое мнение Сантило.

Ссылка на комментарий
ulchi

Ага, правильно понял. *16

Еслиб ты заметил, я троеточия после многих своих высказываний оставляю...

Чтоб не развивать свои мысли дальше и не печатать простыни. :)

в таком случае тебе не следует жаловаться на недопонимание ))) :D

Ссылка на комментарий

Ayumi

Ответы были выше...

Любой предмет - геометрия, алгебра, история, география... и т.д. увеличивают твой кругозор, восприятие мира, мысли, быстроту вычислений, и т.д...помогает в будущем....

Доволен ответом...

Добавлено спустя 1 минуту 6 секунд:

в таком случае тебе не следует жаловаться на недопонимание )))

Ты спросил - я ответил..

Нет никакого недопонимания... :)

Ссылка на комментарий

Santilo иногда мне кажется, что ты разговариваешь с кем-то, кто живет у тебя в голове ))) :D

я лишь имел ввиду, что если тебе кажется, что люди тебя недопонимают - то это не их вина )))

Ссылка на комментарий
Речь, очевидно, идет о более ранних временах еще Советской власти. Там действительно несмотря на дружбу народов бурятский язык был предан забвению на долгие годы, и вспомнили о нем уже ближе к концу. Мои родители в школе бурятский не изучали, потому что его не преподавали. Отсюда, собственно, и корни проблемы сегодня.

В советское время языки изучали только в федерациях..

У нас была автономия...

...

Но ещё раз повторюсь - никто вам не мешает изучать родной язык..

Добавлено спустя 58 секунд:

ulchi

Дай хоть ответить, я не только на этом форуме сижу...

Ссылка на комментарий

Я, кстати, бурятский учил и в школе, и в универе. Да-да, на физмате. И тоже никто не вякал, что дифур и матана и так много, а тут еще и бесполезный язык учить заставляют. Даже один русский товарищ из Кабанска, который всю жизнь прожил в Бурятии и не знал, как переводится "Сагаан hараар, Сагаалганаар". Кстати, тоже не скрывал своего скудоумия презрительного отношения ко всему бурятскому. Но справедливости ради стоит сказать, что мой бурятский так и остался на низком уровне (как и многие другие предметы) по той простой причине, что понимание его необходимости пришло только сейчас. Но самое ужасное то, что понимание необходимости учиться, вообще учиться, кому-то не приходит вообще до самой гробовой доски, что наглядно демонстрирует эта тема.

Хорошо рассуждать, когда за плечами качественное образование.

А когда стоит задача ликвидировать всеобщую безграмотность, вырастить специалистов, поднять экономику, то тут не до философских бесед.

На самом деле я считаю, что кириллица существенно помогла развитию Монголии. Но с другой стороны, Китай (+ Гонконг и Макао), а вместе с ним и Тайвань, и Сингапур (Филиппины, Малайзия в меньшей степени) пользуются иероглифами, которые в свою очередь вообще дичайше отсталая штука, реально мешающая конвергенции культур-мультур, а также развитию этих стран в целом. И ничего, живут. И среди них вторая экономика мира и три из четырех азиатских тигров. А уж арабская вязь...

Так что не в письменности или языке причина отсталости или торможения развития региона или страны. Вон Китаю миллиард неграмотной черни удалось обучить ужасам иероглифики и ничего.

Нет, не шла. Но приводить в аргумент мнение единственного человека не ок.
Что? Сам-то понял, что сказал? Весь форум состоит из мнений отдельно взятых людей. В чем суть претензии, я не пойму?

Santilo, ulchi, ребят, завязывайте чат устраивать. Santilo, если реально ничего нового нет добавить, не надо писать *24

Ссылка на комментарий

Santilo Я все это прекрасно понимаю. А уроки бурятского языка ни чего не развивают?

Добавлено спустя 3 минуты 39 секунд:

Речь, очевидно, идет о более ранних временах еще Советской власти. Там действительно несмотря на дружбу народов бурятский язык был предан забвению на долгие годы, и вспомнили о нем уже ближе к концу. Мои родители в школе бурятский не изучали, потому что его не преподавали. Отсюда, собственно, и корни проблемы сегодня.

В советское время языки изучали только в федерациях..

У нас была автономия...

...

Но ещё раз повторюсь - никто вам не мешает изучать родной язык..

Добавлено спустя 58 секунд:

Ты мне оценку дай лучше произошедшего. Зачем ты меня каждый раз пичкаешь фактами...

Ссылка на комментарий

В спойлере "много букаф" *16

С интересом прочитал всю ветку. Хотелось бы высказаться по некоторым вопросам (начиная малозначительными и заканчивая основным)

1) Выше Mac писал

Недавно был в Монголии, разговаривал с монголом - очень жалеет, что отказались от своей письменности в пользу кириллицы. Считает это просто катастрофой и огромной потери для монгольской культуры.

Факт отказа, конечно, можно рассматривать как прискорбный. Однако необходимо заметить, что использование кириллицы вполне утилитарно именно в свете развития информационных технологий. Построение интерфейсов программ, разработка тех же клавиатур, да и просто поддержка отображения символов (не говоря уже о многообразии шрифтов) для старомонгольского (а речь ведь о нем?) алфавита очевидно будет более сложной задачей, чем та же задача применительно к кириллическом алфавиту. Подобные аргументы применимы и к вопросам изучения языков.

2) В связи с первым пунктом приведу интересную ссылку: http://www.qwrt.ru/news/1012 . Представляется, что проблема с исчезновением в разной степени актуальна для очень широкого круга языков.

3) В связи со 2 пунктом необходимо заметить, что нельзя сравнивать изучение бурятского языка с мировыми иностранными ( английский, испанский, немецкий и прочее). Тут, если угодно, напрашивается аналогия с математикой - нельзя сравнить по важности изучение арифметики и элементарной алгебры с топологией и теорией графов. Просто потому, что у этих дисциплин несколько разный масштаб распространенности.

4)В связи с распространенностью хочу заметить, что в ветке не была рассмотрена ситуация когда при обязательном изучении бурятского в Бурятии в школе появляется новый ученик из другого региона (Карелии или Удмуртии, а есть ненулевая вероятность и переезда жителя Бурятии в указанные регионы). Что делать ему? Простым ответом может являться предложение начать изучать язык "вдогонку", однако:

5) Качество преподавания и качество педагогических кадров среди преподавателей бурятского оставляет желать лучшего. Более того, как выше говорилось, нет четкой методики и программы преподавания. Вспоминая свое обучение в школе в 90-х - 2000-х могу сказать, что в целом изучение бурятского языка с 1 по 9 класс оставило впечатление пустого, простите, протирания штанов. Хотя были и интересные моменты, но остаточные знания близки к нулю; более того, подобное впечатление было и у одноклассников-носителей языка. Плохо, что от так долго преподаваемой дисциплины эффект оказался крайне малым. Однако замечу, что в старших классах преподавалась бурятская литература, на уроках которой предлагались к прочтению и обсуждению книги авторов-уроженцев Бурятии или пишущих на бурятском языке (в переводе). Это было намного интереснее. Особенно запомнилась книга Ч. Цыдендамбаева "Доржи, сын Банзара". Считаю, что полезность данного предмета оказалась куда большей. Но необходимо заметить, что преподавался он по методике преподавания курса литературы. При этом задания о написании сочинений по теме на бурятском языке приводили к фэйлу; опять-таки словарный запас носителей языка явно не дотягивал до уровня написания сочинений, ну а про остальных см. мои слова о 1-9 классах

Так же хочу в некоторой степени согласиться с nefi в части подхода к преподаванию бурятского языка.

На основании сказанного считаю что:

1) Обязательное изучение бурятского языка в нынешнем виде вряд ли можно назвать эффективным и необходимым

2) Явно необходимы меры к пропаганде языка среди его потенциальных носителей или тех, кто знает язык на уровне понимания, либо отдельных слов и фраз. Для этого необходим комплекс мер от открытия дополнительных учебных заведений типа Бурятского национального лицея-интерната, открытия курсов языка для взрослых, популяризации СМИ на бурятском до поддержки лингвистических исследований, разработки методик преподавания и проч.

3) Для всех, в том числе не носителей языка полезным будет изучение языка в формате, о котором писала nefi. А именно бОльший упор необходимо сделать на изучение традиций, культуры; добавить к этому изучение базового набора фраз и слов, общие сведения о грамматике и синтаксисе, рассказать об истории происхождения и развития бурятского языка. На изучение данного предмета отвести два или три года в средних классах; связать изучение с общественной жизнью школы (тот же Белый месяц). В старших классах в рамках курса литературы возможно выделить дополнительный час на изучение "бурятской литературы". Однако, хочу сделать оговорку, что поскольку республика у нас многонациональная в эту же программу обучения необходимо внести компоненты изучения других культур региона. В том чисде таких как эвенкийская и русская. Про эвенкийскую не осведомлен, но касательно русской могу сказать, что настолько же, насколько необходимо знать живущему в Бурятии о Сагаалгане и позах/буузах, настолько же ему необходимо знать о Пасхе и масленичных блинах на, знать о сущности старообрядчества и проч.

Таким образом необходимо в первую очередь приобщение к культуре; в рамках этого уместно (или даже необходимо) изучить несколько десятков фраз и слов на бурятском. Если же заинтересует, должны быть факультативы или кружки.

Полагаю в данном вопросе необходим некоторый компромисс.

Ссылка на комментарий
Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...