Перейти к содержанию

Астрономический клуб "Звездочёт" в Городском дворце детско-юношеского творчества (ул. Бабушкина,2)


Liter_M

Рекомендуемые сообщения

Первое занятие будет проходить 16 апреля - в субботу в 18.00 в кабинете №36 (третий этаж).

Предварительная запись членов астроклуба производится по телефону 68-17-12. Пожалуйста, позвоните и запишитесь, это важно, потому что если списка к вечеру пятницы не будет, то руководство дворца может и не дать "Добро" на открытие клуба.

Посещение клуба платное - примерно 100 рублей в месяц, позже уточню этот вопрос. Деньги пойдут на печать и приобретение астрономических плакатов, глобусов, учебников и т.д.

Приглашаются дети старше 10 лет, поскольку материал достаточно сложный для ребёнка более младшего возраста. Оптимально - хотя бы с 13-14 лет. Крайне желательно сопровождение детей взрослыми, поскольку большинство занятий проводится в позднее вечернее время.

Приглашаются также сами взрослые, при условии, что вы не учащиеся и не выпускники физико-математических факультетов :yes: . В этом случае уровень преподавания может оказаться несоответствующим вашим ожиданиям.

Кабинет №36 небольшой, но человек 20 разместятся там с более-менее комфортными условиями.

Лекция №1 «Строение Солнечной системы».

Краткое содержание лекции: Понятие астрономии. Что изучает астрономия. Изучение строения Солнечной системы. Описание основных характеристик Солнца и восьми планет Солнечной системы. Демонстрация фотографий Солнца, планет.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Проведение инструктажа по безопасности поведения на крыше.

Практика «Первичное знакомство с оптическими приборами – биноклем и подзорной трубой. Наблюдение в оптические приборы за окружающей местностью».

Продолжительность практики: 2 часа.

Лекция №2 «История зарождения и развития астрономии в Древнем мире».

Краткое содержание: Этапы зарождения астрономии с древнейших времен. Астрономические познания древних вавилонян, египтян, греков. Использование астрономических познаний в морской навигации. Рассуждения о Гелио- (Евдокс, Аристарх) и Геоцентристкой (Аристотель) модели мира. Эксперимент Эрастофена. Достижения узбекского астронома Улугбека.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Проведение инструктажа по безопасности поведения на крыше.

Практика «Строение астрономического купола. Наблюдения Луны и планеты Сатурн в телескоп и бинокль».

Продолжительность практики: 2 часа.

Лекция №3 «Развитие астрономии в Европе в период эпохи Возрождения».

Краткое содержание: Господствовавшие представления о мироустройстве к началу эпохи Возрождения в Европе. Открытие Николая Коперника. Жизнь и смерть Джордано Бруно. Изобретение Галилеем первого телескопа - рефрактора. Гений Ньютона.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Проведение инструктажа по безопасности поведения на крыше.

Практика «Наблюдение в телескоп солнечных пятен».

Продолжительность практики: 2 часа.

Краткое повторение ранее пройденного материала.

Лекция №4 «За пределы Солнечной системы»

Краткое содержание: Карликовая планета Плутон. Описание современных представлений о поясе Койпера и облаке Оорта. Ближайшие к Солнцу звездные системы. Положение Солнца в галактике. Физические характеристики галактики Млечный путь. О местном скоплении галактик. О сверхскоплении галактик. О ячеистой структуре Вселенной.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Проведение инструктажа по безопасности поведения на крыше.

Практика «Наблюдение Солнца. Зарисовка солнечных пятен. Использование различных окуляров при наблюдении Солнца».

Продолжительность практики: 2 часа.

Лекция №5 «О строении и типах любительских телескопов»

Краткое содержание: Типы телескопов. Отличия, преимущества и недостатки зеркальных, линзовых и зеркально-линзовых телескопов. Фокусное расстояние телескопа. Апертура телескопа. Астрономические принадлежности – окуляры, линза Барлоу, диагональное зеркало, солнечный фильтр. Монтировки телескопа – азимутальная и экваториальная. О влиянии городской засветки на качество наблюдений. Рекомендации о покупке первого телескопа.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Проведение инструктажа по безопасности поведения на природе.

Практика «Совместный выезд за город в позднее вечернее время для производства наблюдений объектов глубокого космоса в телескоп и бинокль».

Продолжительность практики: 4 часа.

Лекция №6 «Современные научные телескопы»

Краткое содержание: Телескопы профессиональных ученых. Астрономические обсерватории. История возникновения и работы орбитального телескопа Хаббл. Демонстрация фотоснимков космических объектов, сделанных при помощи данного телескопа Хаббл. Демонстрация видеофильма «Вселенная глазами телескопа Хаббл».

Продолжительность занятия: 2 часа.

Проведение инструктажа по безопасности поведения на крыше.

Практика «Наблюдение Луны. Изучение карты лунной поверхности».

Продолжительность практики: 2 часа.

Лекция №7 «Астрономический календарь на месяц и год. Обзор возможностей астрономической программы Стеллариум»

Краткое содержание: Ознакомление с календарем астрономических событий на май-месяц и на 2011 год. Доведение информации о том, какие космические объекты наиболее благоприятны для наблюдения в тот или иной период времени года. Моменты противостояния планет, появления в небе доступных для наблюдения комет, астероидов. Фазы Луны, время ее восхода над линией горизонта. Практическая демонстрация астрономической программы Стеллариум на ноутбуке. Настройка даты, времени и места положения наблюдателя. Показ линий, названий и изображений созвездий Северного и Южного полушарий. Настройка вида неба в различное время суток, в различное время года. Демонстрация вида ночного неба с точки Северного и Южного полюса, а также на экваторе.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Проведение инструктажа по безопасности поведения на крыше.

Практика «Поиск с помощью программы Стеллариум интересующего объекта наблюдения. Его наблюдение в телескоп»

Продолжительность практики: 2 часа.

Краткое повторение ранее пройденного материала.

Лекция №8 «Луна».

Краткое содержание: Физические свойства Луны. Сравнение с Землёй. Условия на поверхности. Фазы Луны. Влияние Луны на приливы и отливы. Изучение карты лунной поверхности. Исследования Луны космическими аппаратами. Миссия советских аппаратов «Луноход». Полёты на Луну американских астронавтов. Современные исследования Луны.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Практика «Посещение с учениками астрономического планетария музея природы»

Продолжительность практики: 1 час.

Цикл лекций «Есть ли жизнь в Солнечной системе?» (лекции №9-12)

Лекция №9 «Планета Венера»

Краткое содержание: Положение Венеры в Солнечной системе. Происхождение наименования планеты. Первые наблюдения Венеры в телескоп М.В. Ломоносовым. Физические условия на поверхности Венеры. Сравнение с Землёй. Исследования Венеры космическими аппаратами. Посадка на поверхность планеты советских аппаратов «Венера».

Продолжительность занятия: 2 часа.

Практика «Освоение телескопа на примере рефрактора. Порядок установки телескопа, настройка монтировки, настройка искателя, порядок смены окуляров. Ведение объекта с помощью микрометрических винтов. Установка полярной оси на экваториальной монтировке»

Продолжительность практики: 2 часа.

Лекция №10 «Планета Марс»

Краткое содержание: Положение Марса в Солнечной системе. Происхождение наименования планеты. Обнаружение «каналов» на Марсе. «Война миров» Г. Уэллса. Физические условия на поверхности планеты. Сравнение с Землёй. Исследования Марса космическими аппаратами. Результаты работы американских марсоходов «Спирит» и «Опортьюнити». Демонстрация фотоснимков поверхности Марса. Перспективы дальнейших исследований Марса. Есть ли жизнь на Марсе?

Продолжительность занятия: 2 часа.

Практика «Освоение телескопа на примере рефлектора. Отличия зеркального телескопа от линзового. Демонстрация монтировки системы Д. Добсона. Наблюдение Луны во дворе Дворца»

Продолжительность практики: 2 часа.

Лекция №11 «Спутник Юпитера – Европа»

Краткое содержание: Открытие спутников Юпитера - Европы, Ганимеда, Каллисто и Ио Г. Галилеем. Сравнение размеров галилеевых спутников с Луной. Происхождение названия - Европа. Физические условия на поверхности спутника и предполагаемые условия под поверхностью. Исследования Европы космическими аппаратами. Миссия космического аппарата «Галилео». Перспективы дальнейших исследований Европы. Есть ли жизнь на Европе?

Продолжительность занятия: 2 часа.

Проведение инструктажа по безопасности поведения на крыше.

Практика «Наблюдения Солнца в телескоп в период летнего солнцестояния. Зарисовка пятен».

Продолжительность практики: 2 часа.

Краткое повторение ранее пройденного материала.

Лекция №12 «Спутники Сатурна – Титан и Энцелад»

Краткое содержание: Открытие Титана. Спутники Сатурна - Рея, Энцелад, Япет, Диона, Тефия. Основные физические характеристики спутников. Происхождение наименования.

Условия на поверхности Титана и Энцелада. Исследования Сатурна и его спутников космическими аппаратами. Миссия Кассини-Гюйгенс. Демонстрация фотоснимков, полученных зондом Гюйгенс с поверхности Титана. Демонстрация фотоснимков гейзеров Энцелада. Современные предположения о наличии жизни на Титане и Энцеладе.

Продолжительность занятия: 2 часа.

Проведение инструктажа по безопасности поведения на крыше.

Практика «Наблюдение за Солнцем. Изменение расположения пятен на поверхности Солнца»

Продолжительность практики: 2 часа.

Так как это проект программы, то все может поменяться в зависимости от ваших запросов. Но уверяю вас, к каждой лекции будет собран наиболее интересный материал! Науке нужна популярность и доступность.

Основная цель создания клуба - это дать возможность собраться вместе тем, кто любит астрономию, кто купил впервые телескоп, но не знает, с какой стороны к нему подойти, кто только раздумывает над тем, какой телескоп ему купить, кто хочет получить первоначальные познания в области наблюдений и т.д. и т.п. Как вы знаете, астрономия, как предмет, отменена с 2006 года в школах, поэтому мне кажется, что в настоящее время наблюдается некий дефицит знаний в данной сфере. Вот и попытаемся этот дефицит частично ликвидировать.

Проект во многом пилотный, экспериментальный, рассчитанный пока только на апрель - июнь этого года. Дальше у детей начнутся каникулы и клуб на время прекратит свою работу. Откроется ли он в сентябре снова - во многом зависит от того, будут ли заинтересованы в нем сами члены клуба, записавшиеся по тел. 68-17-12.

Ссылка на комментарий

Спасибо модератору Ботанику за исправление в названии темы!

Я очень переживаю за возрастной состав учащихся. Если будут совсем дети, то как им преподавать? Все же рассчитываю на более-менее взрослую аудиторию. Детям ведь так не скажешь, как написал во вступлении:

Вступление «Об открытии АстроКлуба «Звездочёт»».

Уважаемые друзья!

Сегодня вы присутствуете на первом занятии нашего новорожденного астрономического клуба «Звездочёт», открытого в Городском дворце детско-юношеского творчества. Многие годы горожане, проезжая по мосту на трамвае, маршрутке или машине, могли видеть астрономический купол на крыше этого уважаемого заведения - всегда в одном и том же положении, без движения. Некоторые из них, наверняка, даже звонили в администрацию Дворца, чтобы спросить, не работает ли купол? Им отвечали, что нет, купол не работает, астрономического кружка также нет. И вот это бездействие, застой или забвение продолжалось около 20 лет. В 1986 году Дворец пионеров был открыт, в 1989-1990 годах на его базе в куполе работал астрокружок и был даже телескоп. Но затем наступили лихие 90-е годы и вся система советского образования, а особенно созданного при вот таких вот Дворцах пионеров, была обрушена.

20 лет астрономический купол пустовал, дожидаясь новых хозяев. Когда я впервые попал внутрь него, он представлял собой весьма печальное зрелище. Мы с братом расчистили его от многолетнего мусора, затем смазали ролики крыши купола смазкой и попробовали вращать саму крышу, установленную на рельсах. К нашей радости состояние основных узлов оказалось весьма неплохим. Крыша купола вращается, смотровые окна закрываются и открываются. В настоящее время составлена смета на ремонтные работы, стоимость работ и материалов оценивается примерно в 80 тыс. рублей. Составлено техническое задание с подробным описанием, что именно нужно сделать. Теперь руководство Дворца ищет спонсоров.

Так вот, как я уже сказал раньше, на протяжении последних 20 лет астрономического движения в городе, по крайней мере, на базе конкретно этого Дворца, не было. А с 2008 учебного года Астрономия как предмет была отменена в учебных программах всех школ на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 13.12.2007 г. №349. В списке учебников, рекомендованных (допущенных) данным приказом к использованию в образовательном процессе в школах, учебника Астрономии не оказалось. А раз нет учебника, то и предмет не нужен. Вспоминая свои школьные годы чудесные, а закончил я школу в 1994 году, положа руку на сердце, я не могу сказать, что в то время астрономия мне показалась интересной. И все же, и все же…

В январе 2011 года ВЦИОМ было проведено социологическое исследование 1600 россиян в 138 населенных пунктах нашей страны. Ну, мы ведь привыкли к мысли о том, что россияне – самая читающая нация в мире и к тому же благодаря сатирику Михаилу Задорнову смотрим слегка свысока на этих «тупых американцев». Что ж, после обнародования результатов исследования ВЦИОМ впору уже американцам посмеяться над нами. Около 33% респондентов согласились с утверждением о том, что Солнце крутится вокруг Земли. Подумайте об этом – каждый третий россиянин думает об устройстве Вселенной также, как думали о нем в средние века! Как будто не было открытия Николая Коперника, как будто не судили Галилео Галилея, как будто не сгорел на страшном костре инквизиции знаменитый Джордано Бруно!

Уважаемые друзья! В советские годы наука, научные достижения и открытия были популярными. Находились талантливые писатели, обозреватели и журналисты, которые хорошо разбирались в сложных научных вопросах и одновременно умели объяснять их людям простым и доступным языком. А астрономию и космонавтику окружал романтический и героический ореол. Помните из Юрия Визбора:

Зато мы делаем ракеты

Перекрываем Енисей

А также в области балета

Мы впереди планеты всей!

На современном этапе в науке наблюдается острейшая нехватка таких вот специалистов. Наука нуждается в популяризации, в объяснении обществу, широким слоям населения, чем она занимается, какие задачи решает, какие перспективы перед ней стоят и т.д. И если американцы с этим как-то работают, выпускают красочные научно-популярные фильмы про исследования космоса, планет солнечной системы, строение и структуру Вселенной, то у нас с этим все гораздо печальнее. И все же определенные подвижки появляются. Увидеть в записи лекции Михаила Марова – академика РАН, Александра Иванчика – заместителя кафедры СПГПУ, а особенно Владимира Сурдина – сотрудника ГАИШ не просто приятно, это настоящий бальзам на душу истосковавшегося астронома-любителя! Это по настоящему умнейшие замечательные люди, которые в доступной форме рассказывают о многих современных достижениях и открытиях в области астрономии, астрофизики, космологии и т.д.

Во многом под впечатлением от их труда, от их формы и способа подачи сложной информации было принято решение попробовать провести нечто подобное и в нашем городе. Несмотря на то, что многие годы астрономического кружка у нас не было, несмотря на то, что астрономия в школах отменена, несмотря на то, что весь романтический ореол вокруг отечественной космонавтики убил приход рыночной эры, несмотря на то, что наука сегодня непопулярна, так вот, несмотря на все это мы уверены – людям это нужно. В эпоху засилья телепередач с интеллектуальным уровнем «Дома-2» или МТВ, газетных статей с очередным астрологическим прогнозом, всякой псевдонаучной чепухи про Нибиру, атаки пришельцев и т.д., люди соскучились по нормальному изложению информации. И пусть не очередной авторитетный астролог разглагольствует о влиянии той или иной звезды на судьбу того или иного человека. Пусть, наконец, на экран вернется профессиональный ученый. Пусть наука станет популярной, понятной и от этого интересной и захватывающей. И пусть наш с вами скромный труд хотя бы в малейшей степени этому поспособствует! С открытием астрономического клуба «Звездочёт» в нашем городе вас, друзья!

Ссылка на комментарий

Жаль, что маленьким нельзя. У меня доча (8 лет) прямо болеет космосом, смотрит все передачи про космос на national geo. Недавно заявила, что хочет быть ученым и открыть что-нибудь новое)).

Будем подождать тогда, подрастать. Главное, вы не закрывайтесь только!

Может быть просто сезонно будете проводить занятия, не круглый год?

Ссылка на комментарий
Жаль, что маленьким нельзя. У меня доча (8 лет) прямо болеет космосом, смотрит все передачи про космос на national geo. Недавно заявила, что хочет быть ученым и открыть что-нибудь новое)).

Будем подождать тогда, подрастать. Главное, вы не закрывайтесь только!

Может быть просто сезонно будете проводить занятия, не круглый год?

Уважаемая Тарани! Используйте эту возможность, особенно, если это касается развития вашего ребенка.

Будущее - совершенно туманно. Могу единственно гарантировать, что заявленный объем будет прочитан.

Конечно, может не понравиться, не подойти, что-то не устроить. Но никто не обещал идеального учебного процесса.

Нет педагогического опыта и образования, нет учебных материалов, нет нормальной аудитории, оснащенной проектором.

Но может осознание того, что у нас уже дважды получилось из области астрономии, вселит в вас некоторую уверенность?

Если есть реальный интерес, то с моей стороны глупо и эгоистично устраивать препоны всего лишь из-за возраста.

Добавлено спустя 3 минуты 29 секунд:

ооо интересно.

а там какова предельная мощность телескопа?

и какое оно будет при иледовании космических тел на лекциях?

Если купол вдруг как-то волшебно отремонтируется до конца июня, то я бы хотел перевезти свой собственный телескоп Deepsky на более-менее постоянное место пребывания туда.

На моем телескопе максимально возможное увеличение сейчас 240 крат. 16 ноября в честь открытия клуба планирую все же напрячься и привезти свою аппаратуру на крышу, чтобы показать Луну во всей ее красе (она будет полной) и, возможно, планету Сатурн.

Ссылка на комментарий

Тема, к сожалению, пользуется малой популярностью. Посоветовался с женой по этому поводу, она сказала, что виновата во всем весна. Весной совершенно не хочется учиться!!! Вот если бы я с сентября начал, тогда другое дело, тогда бы народ с большим интересом воспринял это объявление. Пожимаю плечами и развожу руками, что есть, то есть.

Думаю дополнить первую лекцию рассуждениями об астрономии и астрологии. Нашел интереснейшую лекцию на этот счет Владимира Сурдина. Пусть будет в разделе "Введение в астрономию".

Материал в общем и целом сложный, рассчитанный больше на взрослую аудиторию, а не на детей. Но очень интересный.

Ссылка на комментарий

Так как прогноз погоды на сегодняшний вечер весьма благоприятный, то приглашаю полюбоваться видами Луны и, возможно, Сатурна в нашем астроклубе. Принял решение все же взять с собой Телескоп и Бинокль.

Захватите с собой тетради и ручки. Могут пригодиться.

Ссылка на комментарий

Прогноз погоды опять поменялся, на вечер обещают тучи и даже дождь, так что не знаю, что делать. Есть ли смысл тащить тяжеленный телескоп? Думаю, что нет, смысла нет.

Ссылка на комментарий

Благодарю всех, кто сегодня пришел на лекции. Хоть было немного народа, но все же не пустой зал. К сожалению, простуда не позволила как следует провести занятие (виноват мой каркающий, а иногда осиплый голос). В следующий раз возьму с собой воды, чтобы пить во время лекции. Ну и выздоровлю конечно. Аудиторию дали другую, но ту, что дали - оказалась лучше, просторнее. А вот ключ от крыши куда-то потеряли, так что на купол мы попасть не сумели.

Сегодня прочитал:

- Вступление про образование астроклуба, про состояние любительской астрономии в нашем городе;

- Короткую лекцию №1 "Что такое астрономия?";

- Лекцию №2 "Астрономия и астрология. Давайте разбираться!" из двух частей;

- Лекцию №3 "Строение Солнечной системы".

По длительности с учетом перерывов получилось на 2 часа. Несмотря на то, что я боялся, что лекции будут сложными для понимания детьми, как мне показалось, с этим проблем не возникло. Рад за вас, Регина!

Ну и понаблюдали немного за Луной в бинокль и подзорную трубу. Телескоп я не стал брать с собой, слишком много с ним возни.

В ходе занятия анонсировал лекцию "Астрономия в Древнем мире", которую подготовлю и прочитаю на следующей неделе. Постараюсь не разочаровать своих слушателей и приготовить что-то действительно интересное. Так как в настоящем времени день все стремительнее удлиняется, то смысла в поздних занятиях уже не вижу. Возможно, перенесем время учебы на более ранний срок. Следите за обновлениями темы, чтобы узнать дату и время следующей встречи. И приходите!

Просьба к тем, кто сегодня был, выскажите свое мнение - что хорошо, что не очень, где и на что нужно поднажать и т.д. Может, вас что-то конкретное интересует, какая-то определенная тема?

З.Ы. В ходе занятия я достаточно жестко проехался по астрологии с точки зрения науки. Так вот, прозвучало мнение, что хорошо бы послушать теперь другую сторону - астролога! Эх, где бы такого взять? :D

Ссылка на комментарий

Нет-нет, кто вам сказал, что это только для детей? Приглашаются и дети и взрослые.

Слушателей очень мало, а жаль, ведь публичные лекции на самом деле достаточно интересные.

Пожалуйста, приходите.

Ссылка на комментарий

Как пройдет мое охрипшее горло, я позвоню во дворец и узнаю, когда и в каком кабинете можно в следующий раз провести публичную лекцию. И сразу сообщу здесь.

Ссылка на комментарий

В эту субботу 23 апреля 2011 года в 18.00 в этом же кабинете №24 на третьем этаже.

Лекция будет посвящена зарождению и истории развития астрономии в древнем Египте, Месопотамии, Китае, Америке и Греции, а также в средние века в исламском мире. В общем вся история вплоть до Эпохи Возрождения в Европе.

Позже, если позволит погода и если у вас будет желание, проведем небольшой практический эксперимент на улице по определению силы кратности оптики. Давно задавался вопросом, а не врут ли нам производители оптики, обещая 13-, 30-, 60-кратное и т.д. увеличение?

Суть проста - отмеряем 100 метровую дистанцию с помощью 5-ти метровой рулетки. На точке старта стоит человек и держит в руках 5 листов формата А4. На каждом листе бумаги напечатан беспорядочный набор цифр и букв. Причем на первом плакате знаки самые большие по размеру, на втором меньше и т.д. На пятом плакате буквы и цифры уже, скажем, 14 шрифта.

На точке финиша стоят экспериментаторы, вооруженные 13-кратным биноклем и 30-кратной трубой ЗРТ-457 (которая может показывать и 60 крат увеличения, если повернуть рычажок). Использя оптику экспериментаторы дают команды человеку, находящемуся на старте, и он поочередно поднимает над головой сначала первый плакат с самыми большими буквами и цифрами, затем второй и т.д.

К примеру, с помощью 13-кратного бинокля удастся рассмотреть знаки только на 1 плакате. При использовании 30-кратной трубы мы увидим знаки вплоть до третьего плаката. А при 60 кратах увидим то, что написано даже на 1 плакате. Это я к примеру, потому что не знаю, как оно фактически будет.

Теперь делим 100 метров на 13, получаем 7,7 метра. Делим 100 метров на 30 и на 60, получаем 3,4 м. и 1,7 м. округленно. Экспериментаторы подходят к старту на такие расстояния (7,7 м., 3,4 м. и 1,7 м.) и снова смотрят на плакаты с цифрами, но на этот раз, как вы понимаете, уже невооруженными глазами. Результаты наблюдения сравниваются между собой и делается какой-то определенный вывод - врут нам производители оптики или не врут.

Первый плакат - размер шрифта 160, все знаки большие и жирные. Второй плакат размер 100, третий - размер 72, четвертый - 48 и пятый - 20.

Этот эксперимент нужен для того, чтобы можно было бы с полной уверенностью заявить, что когда мы с вами смотрим, допустим, на Луну при увеличении, допустим, в 13 крат, мы видим ее такой, как если бы она была к нам ближе в 13 раз.

Исходя из чисто субъективных ощущений, ну не верю я в это, потому что мне лично кажется, что при 13-кратном увеличении размер Луны вырастает не в 13 раз, а всего лишь раза в 2, не больше. Вот, поэтому хочу проверить это экспериментально. Идея эксперимента назрела давно.

Ссылка на комментарий

Эксперимент проведен, правда с одним только 13-кратным биноклем.

В результате его установлено следующее:

На расстоянии в 100 метров нами в бинокль были увидены буквы 200 размера, 150 и даже 100 размера.

Знаки 50 размера различить уже не удается, тем более 25 размера.

С расстояния 7,7 метра уже без бинокля увидено тоже самое.

Таким образом, 13-кратный бинокль показывает изображение объекта таким, как если бы он был к нам приближен в 13 раз.

Лекция про историю астрономии была проведена, плохо ли, хорошо ли, не знаю. Ребята покритиковали, что не хватает визуального ряда при лекции, нужен был бы проектор и экран.

Народу было снова очень мало, так что скорее всего клуб будет в ближайшее время закрыт до лучших времен. Если это кому-то будет интересно, я мог бы провести один-два урока открытой астрономии в школах с привозом телескопа, если поступит приглашение.

Осталась одна лекция про историю астрономии в эпоху Возрождения. Такие имена как Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Тихо Браге, Гершель, Исаак Ньютон не должны быть забыты.

Ссылка на комментарий

Я так понял по субботам только?

Ничего, если буду опаздывать, я работаю до 18.00, так что мне еще доехать надо))

Ну, минут на 15.

Возраст точно не важен? А то я уже взрослый человек, а астрономия страсть как интересна))

Ссылка на комментарий

Провели занятие. Сегодняшней темой было краткое повторение астрономии древних цивилизаций с показом ряда особенностей движения небесных тел в программе Стеллариум на ноутбуке, а также более подробное повествование о некоторых выдающихся астрономах Древней Греции.

После этого была рассказана биография Н. Коперника и Д. Бруно. Более подробно остановились на Бруно, на этапах судебного процесса над ним, на причинах, побудивших инквизицию расправиться с еретиком. Выдающийся был человек, предвосхитивший в своих взглядах миропонимание современников на много веков вперед.

Две лекции подряд мы занимались историей астрономии. Теперь же на четвертом занятии мы вернемся к истокам, а именно к теме строения Солнечной системе. Мы разовьем эту тему более подробно, но уже в более большом масштабе. Вы узнаете о ближайших соседях нашего Солнца, о спиральной структуре нашей галактики, о том, в каком рукаве нашей галактики находится Солнце. Далее мы рассмотрим ближайшие к нам галактики, образующие Местное скопление галактик. Затем рассмотрим еще более крупную структуру - Местное сверхскопление галактик. И в конце придем к пониманию ячеистой структуры Вселенной, к современной теории ее возникновения и эволюции. Большая, очень интересная тема. Приходите как всегда, по субботам в 18.00 в кабинет №24 на третий этаж ГДДЮТ.

Касаемо возраста слушателей - он не важен. Но в целом лекции рассчитаны больше на возраст детей, учащихся в старших классах. На первую и вторую лекцию приходили дети возрастом около 9-10 лет, но после одного посещения больше я их не видел. Жаль конечно.

P.S. Обратил внимание, как много нового узнаю во время подготовки к лекциям.

Ссылка на комментарий

Если говорить чуть более подробно:

1. Кратко повторим строение Солнечной системы.

2. Расскажем о решении Международного астрономического союза в 2006 году о переименовании Плутона в карликовую планету.

3. Расскажем о поясе Койпера, сравним его с поясом астероидов, находящимся между орбитами Марса и Юпитера.

4. Далее приведем информацию об облаке Оорта.

5. Ближайшие звезды, окружающие наше Солнце.

6. О наклоне эклиптики к плоскости галактики.

7. О рукавах галактики, ее спиральной структуре.

8. О том, в каком именно рукаве находится наша Солнечная система.

9. О том, почему мы видим Млечный путь, окружающим нашу Землю со всех сторон.

10. О процессах, происходящих в центре нашей галактики, о том, почему мы не видим центр нашей галактики.

11. О ближайших соседях нашей галактики, входящих в местное скопление галактик.

12. О более дальних соседях нашей галактики, входящих в местное сверхскопление галактик.

13. О пустотах (войдах) вселенной, о нитевидной структуре Вселенной.

Внимание! Возможно, что занятие будет перенесено на чуть более ранний срок (не в субботу, а возможно в пятницу).

Ссылка на комментарий

Вчера проанализировал расстояния в Солнечной системе. Напомню, раньше я уже где-то приводил это сравнение, что если Солнце представить шаром с диаметром в 14 см., то ближайшая планета Меркурий будет находиться на расстоянии в 5,7 метра, следующая планета Венера уже на расстоянии 10,8 метров, Земля на расстоянии 15 метров, Марс на расстоянии 22 метров, до пояса астероидов примерно 45 метров, Юпитер отдален на 77 метров, Сатурн на 150 метров, Уран на 300 метров и Нептун на 450 метров.

За орбитой Нептуна начинается так называемый Пояс Койпера, крупнейшим объектом которого является карликовая планета Плутон. Среднее расстояние Плутона от Солнца составляет порядка 600 метров. Пояс Койпера похож на пояс астероидов, но гораздо массивнее его. Примерное расстояние, на котором заканчивается этот пояс - 850 метров.

За границей пояса Койпера начинается область рассеянного диска. В отличии от пояса Койпера объекты, входящие в рассеянный диск, распологаются намного выше и ниже плоскости эклиптики. Граница рассеянного диска заканчивается на расстоянии примерно в 1,5 км.

За областью рассеянного диска на расстоянии примерно 30 км. от Солнца начинается внутреннее дисковое облако Оорта. Заканчивается это облако на расстоянии 300 км. от Солнца.

Сразу за ним начинается Сферическое внешнее облако Оорта, которое заканчивается на расстоянии 700 км. от Солнца.

Внешняя граница облака Оорта примерно определяет гравитационную границу Солнечной системы.

Ближайшая к Солнцу звезда Проксима Центавра в нашей системе масштабов находится на расстоянии в 2 тысячи 900 км.

Напомню, что в принятой системе масштаба Земля - песчинка диаметром в 1,3 миллиметра.

Народ, что если проведем занятие уже завтра в 18.30 ??? Просто в субботу я не могу, так как возможно уеду за город.

Ссылка на комментарий

Подытоживая все вышесказанное, можно заявить следующее:

14 сантиметровый шарик Солнца управляет движением объектом на расстоянии в 700 км. от себя, а то и дальше.

До ближайшей такой же примерно звезды 2900 км.

Представляете теперь масштабы нашей огромной Солнечной системы???

В нашей галактике таких систем порядка 100 млрд.

Только в наблюдаемой части Вселенной таких галактик, как наша, порядка 100 млрд.

Ссылка на комментарий

Поэтому правы те ученые, которые говорят, что даже если из миллиарда звездных систем разумная жизнь возникнет только на одной, то цивилизаций во Вселенной будет 10000.

Добавлено спустя 7 минут 26 секунд:

Занятие не переносится на четверг. Все по старому. В субботу в 18.00 в кабинете №24.

Для популяризации астроклуба, для привлечения в его ряды большего количества слушателей попробую выложить текст первой лекции, основанной (в части астрологии) на материалах В.Г. Сурдина и К.Ю. Старохамской.

Вступление «Открытие астрономического клуба «Звездочёт»».

Уважаемые коллеги!

Сегодня вы присутствуете на первом занятии нашего новорожденного астрономического клуба «Звездочёт», открытого в Городском дворце детско-юношеского творчества. Многие годы горожане, проезжая по мосту на трамвае, маршрутке или машине, могли видеть астрономический купол на крыше этого уважаемого заведения - всегда в одном и том же положении, без движения. Некоторые из них, наверняка, даже звонили в администрацию Дворца, чтобы спросить, не работает ли купол? Им отвечали, что нет, купол не работает, астрономического кружка также нет. И вот это бездействие, застой или забвение продолжалось около 20 лет. В 1986 году Дворец пионеров был открыт, а примерно в 1989 году открылся астрономический кружок. Он проработал всего один или два года. Но затем наступили лихие 90-е годы и вся система советского образования, а особенно созданного при вот таких Дворцах пионеров, была обрушена.

20 лет астрономический купол пустовал, дожидаясь новых хозяев. Когда я впервые попал внутрь него, он представлял собой весьма печальное зрелище. Мы с братом расчистили его от многолетнего мусора, затем уже с другими ребятами смазали ролики крыши купола смазкой и попробовали вращать саму крышу, установленную на рельсах. К нашей радости состояние основных узлов оказалось весьма неплохим. Крыша купола вращается, смотровые окна закрываются и открываются. В настоящее время составлена смета на ремонтные работы, стоимость работ и материалов оценивается примерно в 80 тыс. рублей. Составлено техническое задание с подробным описанием, что именно нужно сделать. Теперь руководство Дворца ищет спонсоров. Сегодня, если позволит погода, мы с вами обязательно поднимемся на крышу дворца, чтобы провести наблюдения за Луной, и вы сможете увидеть состояние купола своими глазами.

Так вот, как я уже сказал раньше, на протяжении последних 20 лет астрономического движения в городе, по крайней мере, на базе конкретно этого Дворца, не было. А с 2008 учебного года Астрономия как предмет была отменена в учебных программах всех школ на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 13.12.2007 г. №349. В списке учебников, рекомендованных (допущенных) данным приказом к использованию в образовательном процессе в школах, учебника Астрономии не оказалось. А раз нет учебника, то и предмет не нужен. Вспоминая свои школьные годы чудесные, а закончил я школу в 1994 году, положа руку на сердце, я не могу сказать, что в то время астрономия мне показалась интересной. И все же, и все же…

В январе 2011 года ВЦИОМ было проведено социологическое исследование 1600 россиян в 138 населенных пунктах нашей страны. Ну, мы ведь привыкли к мысли о том, что россияне – самая читающая нация в мире и к тому же благодаря сатирику Михаилу Задорнову смотрим слегка свысока на этих «тупых американцев». Что ж, после обнародования результатов исследования ВЦИОМ впору уже американцам посмеяться над нами. Около 33% респондентов согласились с утверждением о том, что Солнце крутится вокруг Земли. Подумайте об этом – каждый третий россиянин думает об устройстве Вселенной также, как думали о нем в средние века! Как будто не было открытия Николая Коперника, как будто не судили Галилео Галилея, как будто не сгорел на страшном костре инквизиции знаменитый Джордано Бруно!

Уважаемые друзья! В советские годы наука, научные достижения и открытия были популярными. Находились талантливые писатели, обозреватели и журналисты, которые хорошо разбирались в сложных научных вопросах и одновременно умели объяснять их людям простым и доступным языком. А астрономию и космонавтику окружал романтический и героический ореол. Известный поэт Юрий Визбор как-то написал:

Зато мы делаем ракеты

Перекрываем Енисей

А также в области балета

Мы впереди планеты всей!

На современном этапе в науке наблюдается острейшая нехватка таких вот специалистов. Наука нуждается в популяризации, в объяснении обществу, широким слоям населения, чем она занимается, какие задачи решает, какие перспективы перед ней стоят и т.д. И если американцы с этим как-то работают, выпускают красочные научно-популярные фильмы про исследования космоса, планет солнечной системы, строение и структуру Вселенной, то у нас с этим все гораздо печальнее. И все же определенные подвижки появляются. Увидеть в записи лекции Михаила Марова – академика РАН, Александра Иванчика – заместителя кафедры СПГПУ, а особенно Владимира Сурдина – сотрудника ГАИШ не просто приятно, это настоящий бальзам на душу истосковавшегося астронома-любителя! Это по настоящему умнейшие замечательные люди, которые в доступной форме рассказывают о многих современных достижениях и открытиях в области астрономии, астрофизики, космологии и т.д.

Во многом под впечатлением от их труда, от их формы и способа подачи сложной информации было принято решение попробовать провести нечто подобное и в нашем городе. Несмотря на то, что многие годы астрономического кружка у нас не было, несмотря на то, что астрономия в школах отменена, несмотря на то, что весь романтический ореол вокруг отечественной космонавтики убил приход рыночной эры, несмотря на то, что наука сегодня непопулярна, так вот, несмотря на все это мы уверены – людям это нужно. В эпоху засилья телепередач с интеллектуальным уровнем «Дома-2» или МТВ, газетных статей с очередным астрологическим прогнозом, всякой псевдонаучной чепухи про Нибиру, атаки пришельцев и т.д., люди соскучились по нормальному изложению информации. И пусть не очередной авторитетный астролог разглагольствует о влиянии той или иной звезды на судьбу того или иного человека. Пусть, наконец, на экран вернется профессиональный ученый. Пусть наука станет популярной, понятной и от этого интересной и захватывающей. И пусть наш с вами скромный труд хотя бы в малейшей степени этому поспособствует! С открытием астрономического клуба «Звездочёт» в нашем городе вас, друзья!

Несколько слов о себе и о любительской астрономии в нашем городе. Меня зовут Дмитрий, мне 33 года. Работаю на очень ответственной государственной службе. Любительская астрономия, которой я увлечён, носит у меня характер некоего хобби, которым я занимаюсь в нерабочее время. В активную фазу мое увлечение вступило в июле прошлого года, когда я купил свой первый в жизни телескоп – рефрактор Sky-Watcher в магазине Снежный барс. За день до покупки телескопа я открыл тему на городском форуме Улановка «Есть ли в городе любители-астрономы? Обсудим телескопы, наблюдения и т.д.» Потом, приобретя телескоп, сделав первые наблюдения, я стал делиться своими впечатлениями с форумчанами, получил много откликов и поддержку. Одновременно с этим сильно увлекся астрономией, стал читать книги, просматривать астрофорумы и астросайты в поисках нужной информации и т.д.

2 октября 2010 года с помощью своих друзей, форума Улановка, а также при поддержке компании Снежный барс мы провели первый в нашем городе Улановка АстроФест-2010. Данное мероприятие было проведено возле здания Городского культурного центра в Железнодорожном районе с 19.00 до 22.00 ч. вечера. Мною были прочитаны короткие лекции о строении нашей Солнечной системы, а также о строении и типах любительских телескопов. Затем, после небольшого перерыва мы организовали наблюдения планеты Юпитер. В этот момент Юпитер находился в фазе противостояния с Землей, то есть на наиболее близком расстоянии от нас с вами, и выглядел в ночном небе как достаточно крупная яркая звезда. Мероприятие посетило примерно 120 человек.

В зимнее время наблюдения не проводились в связи с холодной погодой. Однако жизнь сообщества любителей астрономии в нашем городе не остановилась. Появилось несколько человек, купивших себе любительские телескопы и вышедших к нам на форум Улановки. Существенный апгрейд был совершен и мной самим, я продал свой старый 70 мм. телескоп Sky-Watcher и приобрел гораздо более мощный 152 мм. рефрактор Deepsky. В общем и целом, за эту зиму мы хорошо подготовились, приобрели нужное оборудование, накопили большой объем теоретических познаний.

9 апреля 2011 года, как вы, наверное, уже знаете, нами была организована и проведена первая в нашем городе астрономическая тротуарка. Данное событие мы посвятили наступлению 12 апреля 2011 года знаменательного события – 50-летнего юбилея первого полета человека – советского космонавта Ю.А. Гагарина, в космос. Стенд про полет Ю.А. Гагарина вы можете посмотреть и почитать в перерыве. Так вот, на тротуарке было выставлено 5 или 6 телескопов, большую часть принесли любители-астрономы, а два телескопа предоставил Снежный барс. Мы наблюдали сначала Солнце через специальные солнечные фильтры, а позднее – Луну. По разным оценкам, тротуарку посетило около 2000 человек. 99% людей впервые в жизни получило возможность посмотреть на Луну или Солнце через настоящий телескоп. Выражаю скромную надежду, что в ближайшие месяцы жизнь сообщества любителей астрономии будет в той или иной мере проходить в стенах этого клуба.

Теперь давайте поговорим немного о том, чем примерно будет заниматься клуб. В моем понимании наш клуб – это такое место, помещение, в котором каждые выходные в определенное время могут собираться люди, увлеченные астрономией, и проводить некоторое время вместе, общаясь друг с другом, обмениваясь опытом, меняясь приборами. В клуб могут приходить люди с нулевой подготовкой в области астрономии и здесь они смогут получить определенные познания и советы, допустим, какой телескоп лучше купить? Какие интересные астрономические события ожидаются в этом месяце? И т.д. Для новичков члены клуба могут проводить лекции, практические занятия или так называемые мастер-классы.

Хочу сказать, что темы занятий, указанные в учебной программе, могут быть изменены, они не являются слишком догматичными. В конце-концов, каждый из вас может задать вопрос своему более квалифицированному коллеге и получить развернутый ответ, иногда даже может быть в форме целой отдельной лекции.

Итак, уважаемые коллеги, сейчас давайте сделаем небольшой перерыв, вы можете взять анкеты, изучить их, и через пять минут мы приступим к нашей первой публичной лекции «Что такое астрономия?» Лекция очень короткая, но сразу после нее я в какой-то степени продолжу развивать этот вопрос и во многом коснусь такой темы как астрология. Лекция совершенно замечательная. Вы узнаете, чем отличается астрология от астрономии, и почему профессиональные ученые с большим пренебрежением относятся к ней. Таким образом, я бы хотел сразу отделить все зерна от плевел, и сориентировать вас, уважаемые коллеги, на популяризацию именно научного взгляда, оценки на мир, его устройство и т.д.

Лекция №1 «Что такое астрономия?»

Уважаемые коллеги!

Что такое астрономия? Вообще говоря, слово Астрономия образовано из двух греческих слов: Астрон (звезда) и Номос (закон). Таким образом, астрономия в прямом переводе является звездным законом или законом о звездах. Современное понимание астрономии следующее – это наука, которая занимается изучением строения Вселенной. Она изучает движение, физическую природу, происхождение и эволюцию небесных тел. Фундаментальные свойства окружающей нас Вселенной также являются предметом изучения астрономии.

Основа астрономии – это наблюдения. Астрономы почти не имеют возможности ставить опыты, как, к примеру, это могут делать физики. Почти вся информация, которая имеется у астрономов о небесных телах, получена с помощью электромагнитного излучения. Только в последние пятьдесят лет отдельные миры стали изучать непосредственно: зондировать атмосферы планет, изучать лунный и марсианский грунт.

Астрономия изучает фундаментальные законы природы и эволюцию нашего мира. Поэтому особенно велико ее философское значение. Фактически, она в значительной степени определяет мировоззрение людей.

Об истории развития астрономии с Древнейших времен, о поразительных познаниях древних египтян, вавилонян и греков, об их опытах мы с вами узнаем на лекции, которая состоится на следующей неделе. Из этой лекции вы узнаете, насколько наблюдательными были наши предки, насколько пытливым был их ум и насколько удивительно точными были их познания об окружающем нас мире. Это будет очень интересная лекция, и я вас приглашаю на нее.

Сегодня же у нас по плану была лекция о строении Солнечной системы. Однако я решил сдвинуть ее на более поздний срок. Вместо лекции о Солнечной системе я предлагаю в некоторой степени продолжить начатый разговор об астрономии. Мне попалась совершенно замечательная статья В.Г. Сурдина про астрологию, а также статья «Кто и почему верит в астрологию?» Старохамской К.Ю. На основе указанных материалов я предлагаю вам прослушать лекцию №2 «Астрономия и астрология. Давайте разбираться!»

Лекция №2 «Астрономия и астрология. Давайте разбираться»

Термин Астрология также имеет греческие корни: Астрон – звезда, логос – учение. То есть астрология – это учение о звездах. Современное понимание астрологии заключается в следующем: это учение о связи между движением небесных тел и земными событиями, об основанном на этой связи методе предсказания судеб (индивидов, групп, социальных образований).

Астрология в общественном сознании занимает сейчас весьма высокое положение. Для России это стало актуально в период гласности: всплеск интереса к астрологии в начале 1990-х был очень силен. Но за прошедшие годы "эффект запретного плода" иссяк, и уже можно оценить стабилизировавшийся интерес нашего общества к астрологии: к сожалению, он по-прежнему велик.

Хотя по существу между астрономией и астрологией нет ничего общего, многие люди воспринимают эти слова как синонимы. В связи с расцветом астрологии встает вопрос: "Должна ли, и как именно, реагировать на это наука?" Некоторые ученые пытаются запретить астрологию, или уж во всяком случае, громогласно "отделиться" от нее, объявив всем, что астрология - это лишь убогая подделка под настоящую науку. Другие считают, что астрологию лучше вообще не упоминать, дабы не создавать ей рекламы. Но запретить астрологию невозможно: за прошедшие два тысячелетия не раз пытались это сделать, а она жива. Так же, как живы пьянство, кровавые массовые зрелища, религиозная нетерпимость, спортивный фанатизм и т.д., несмотря ни на какие компании по искоренению. Ибо до сих пор в обществе есть люди, для которых именно эти потребности - насущные.

Да и сами астрологи хорошо понимают, что заняли прочную нишу "между веропослушным догматизмом религии и причинно-следственным догматизмом науки, и в этом смысле астрология столь же неуничтожима, как первые две формы человеческого познания". Астрология стремительно ворвалась в нашу жизнь вместе со свободой слова и печати. Воспитанное в традициях монархического абсолютизма и коммунистического тоталитаризма, наше общество в целом разделяет идею фатализма, а проще говоря, пока еще склонно безропотно подчиняться судьбе, указанной ему "верховным руководством", роль которого в астрологии передана звездам и планетам.

Привлекательность астрологии вполне объяснима. Многих вводит в заблуждение ее наукообразное название: биология, геология, астрология... Атрибутика астрологов - обращение к звездам и планетам, математические методы, квазинаучная терминология - выделяют ее среди других гаданий, создают ей наукообразный имидж. Поэтому прогресс науки лишь увеличивает в среде доверчивых людей авторитет астрологии. Российские астрономы организованно выступали с обращениями к журналистам и руководителям СМИ по поводу антинаучного содержания астрологии, но ее коммерческая привлекательность в большинстве случаев оказалась для них более убедительным аргументом.

Часто приходится слышать от астрологов, что их предсказания не абсолютно надежны, но подтверждаются с большой вероятностью. Обычно говорят, что оправдывается 70-80% прогнозов. Правда, при этом никогда не описывается процедура подсчета вероятности правильного прогноза. А ведь именно в этом заложен корень проблемы. Однако понимают это лишь специалисты, а обывателя, как правило, такая тонкость не интересует: сказано, что 90%, значит, как-то подсчитали. Если же поинтересоваться "тонкостями", то окажется, что это либо интуитивная оценка, либо элементарный подлог.

Специалисты знают, как непросто бывает оценить вероятность какого-либо события, даже имея в руках данные четко проведенных экспериментов. Нужно признать, что история науки помнит немало случаев ложной оценки вероятности, когда результат случайного стечения обстоятельств трактовался как новая непознанная закономерность. Астрономы еще не забыли "звездные кольца" и "звездные цепочки", геометрические фигуры, образованные лунными кратерами, и марсианского "сфинкса". Однако наука никогда не упорствует в своих заблуждениях, а старается как можно скорее освободиться от них. Астрологи же, напротив, поддерживают мифы, окружающие их деятельность. Можно сформулировать одно из правил для начинающего астролога: "Делай как можно больше предсказаний. Неверные быстро забудутся, а те, которые случайно совпадут с реальными событиями, дадут возможность неоднократно напоминать о них и прослыть хорошим предсказателем".

Итак, с точки зрения естествознания, астрология - пустоцвет, мыльный пузырь, лишенный рационального содержания. Там, где это возможно, наука создает методы прогноза и при этом не окутывает их мистикой. А там, где невозможно, прямо об этом заявляет, не суля пустых надежд, как это делают астрологи. Науке с астрологией не по пути. Если бы астрологи бессовестно не присваивали себе высокую репутацию, заработанную наукой, в частности, астрономией, то на астрологов не обращали бы особого внимания, не выделяли бы их из ряда других шарлатанов, произрастающих в условиях массовой культуры.

Когда диктор телевидения заявляет, что "сегодня по астрологическому календарю будет самый короткий день и самая длинная ночь", а бородатый астролог "назначает" на завтра солнечное затмение, то невольно хочется спросить: "При чем здесь астрология? Ведь это результаты нормальных научных расчетов, сделанных профессиональными астрономами.

Понять причину повышенного интереса к астрологии в России, особенно в среде научно-технической интеллигенции, помогает следующая таблица, в которой я собрал данные о журналах, не изменивших за прошедшие годы своего "лица":

Тиражи научно-популярных журналов:

Журнал 1980-е годы 2000 г.

Наука и жизнь 3 400 000 40 000

Знание - сила 700 000 5 000

Думаю, эти цифры не требуют комментариев. А ведь известно, "если где чего убудет, то в другом месте непременно прибудет" - если мы дадим общественному сознанию окончательно отвернуться от рациональности и науки, то наша с вами жизнь, коллеги, станет печальна.

Очевидно, что в нынешней России астрология и родственные ей околонаучные верования - это не просто явления паранауки или антинауки; точнее было бы назвать их явлением "вместонауки". Не вижу причин объяснять высокую популярность паранаучных верований в нынешней России какой-то особой склонностью русского народа к мистике; скорее можно винить в этом его неудовлетворенную любознательность. Если мы сумеем возродить научно-популярную литературу и сделаем ее доступной по цене для большинства интересующихся, думаю, что проблема паранауки будет решена на 90%.

Даже среди людей весьма начитанных нередко встречается искаженное представление об астрологии. Например, распространено убеждение, что многие известные ученые, особенно астрономы, были астрологами. Часто в связи с этим вспоминают Иоганна Кеплера и составленные им гороскопы. Чтобы правильно оценить эту сторону его деятельности, нужно знать историческую канву и перипетии жизни великого ученого. Но для человека непредвзятого может быть достаточно одного примера. Приведу его.

В 1604 г., 9 октября в созвездии Змееносца появилась исключительно яркая новая звезда. Это редкое явление не могло не привлечь внимания астрономов, в том числе и Кеплера, который внимательно наблюдал за появлением и угасанием новой звезды и в 1606 г. опубликовал большой трактат "О новой звезде", в 30-ти главах которого он пытается, разобрав это явление с различных точек зрения, выяснить его причины. Разумеется, в те годы он не мог решить этот вопрос и понять, что в действительности наблюдался взрыв состарившейся массивной звезды - вспышка сверхновой. Что же касается астрологического значения этого явления, то Кеплер говорит прямо: "Если кто спросит - что же случится? что предвещает эта звезда? - тому я отвечу без всяких колебаний: предвещает целую кучу всяких сочинений, которую напишут о ней различные ученые, и множество работы для типографий". Вспомнив немецкую пословицу "Новая звезда - новый король", Кеплер иронически добавляет: "Удивительно, что ни один честолюбец не воспользовался этим новым знамением".

Так недвусмысленно выражая свое отношение к небесным знамениям, Кеплер буквально в то же время составляет известный гороскоп для Валленштейна – своего покровителя и знаменитого в то время полководца, замечая при этом: "Астрология есть такая вещь, на которую не стоит тратить времени". Но жизнь заставляла его заниматься этим ремеслом: "Конечно, эта астрология - глупая дочка; но, боже мой, куда бы делась ее мать, высокомудрая астрономия, если бы у нее не было глупенькой дочки... Жалование ученого так ничтожно, что мать, наверное, голодала бы, если бы дочь ничего не зарабатывала". Сегодня некоторые из ученых, возможно, согласятся с этими словами Кеплера.

Теперь давайте попробуем посмотреть на то, что такое астрология на более бытовом уровне. Есть два вида приверженцев астрологии.

Одни когда-то прочитали описание 12 типов, на которые делятся все люди, и накрепко затвердили: все Козероги упрямы, Скорпионы ядовиты, Тельцы простодушны, Львы храбры, Рыбы какие-то млявые, а про Близнецов вообще бабушка надвое сказала. И с тех пор руководствуются этой нехитрой схемой во всех случаях жизни. Особенно в обсуждениях мужей подруг. «Ну он же у тебя Козерог, что ж ты хочешь?...» – причем если тот муж действительно упрям как козерог, то радостно восклицают «О! А я что говорила?» А если совершенно не упрям, а покладист как рыба – то этот факт из их мозга отсеивается и на дальнейшую статистику никак не влияет.

Другие прибегают к теориям посложнее и привлекают не только 12 знаков, но и планеты, малые планеты, положение планет в «домах», составляют «натальные карты», употребляют мудреные термины, в общем – рядятся, как говорили советские обозреватели, в тогу не то Мерлина, не то Гэндальфа и колпак со звездами. Но меняется ли от этого суть?

Разберем все по порядку. Астрология, как известно, повествует нам, что положение планет, Солнца и Луны относительно зодиакальных созвездий в момент рождения человека влияет на его судьбу. Получается, что, анализируя расположение светил в момент рождения, можно предсказать характер, склонности, предрасположенность к болезням и т. д. Более того, можно предсказать наиболее вероятные повороты судьбы на протяжении всей жизни.

Считается, что каждая планета, находясь на фоне того или иного созвездия, влияет на судьбу вполне определенным образом. Суммарное воздействие всех рассматриваемых планет дает некий результат, который может вычислить «опытный» астролог. Причем алгоритм анализа расположения светил появился очень давно и принципиально не менялся на протяжении последних двух тысяч лет. Чего нельзя сказать о светилах, которые за 2-3 тысячи лет довольно ощутимо изменили свое местоположение.

Возникает вопрос: что же именно влияет на человека в момент рождения? Гравитация? Излучение? Фотоны от звезд? Сторонники астрологии второго типа – с научным складом ума – не отвечают просто «потому, что кончается на У», а утверждают: лунные приливы и солнечные протуберанцы влияют на наше здоровье довольно существенно, поэтому почему бы им не влиять и на характер? Но ведь планеты чудовищно удалены от Земли. Самая близкая к нам – Венера – на 40 миллионов километров. Марс лишь изредка подходит к нам на кратчайшее расстояние в 53 миллиона километров, остальные планеты Солнечной системы еще гораздо дальше. Непонятная астрологическая сила должна действовать, во-первых, на огромных расстояниях, во-вторых, избирательно: на двух людей планета действует почему-то по-разному (если они принадлежат к разным знакам), хотя они живут в одинаковых условиях в соседних квартирах, и одинаково (если они принадлежат к одному знаку), даже если они живут на разных континентах.

Но как это получается? Даже допустим, что и влияют, наука еще не все знает (запомните эту фразу, она вам пригодится) – но послушайте, почему же они влияют по-разному на сидящих рядом за соседними столиками людей?

Вот сидит МарьИванна – она Козерог, на нее Луна влияет по-одному, а на расстоянии полметра сидит Анна Петровна, она Водолей – и на нее совершенно иначе влияют протуберанцы и Луна? МарьИванна-Козерог и Анна Петровна-Водолей сидят рядом, т.е. до них одинаково доходят приливы и протуберанцы. Но влияют по-разному, потому что у них разные состояния организма, возраст, вес, здоровье и т.д. Так? Более того – рядом сидит еще Елена Павловна, она тоже Козерог. И у нее тоже свой организм, непохожий на тех двоих. Верно? А на нее приливы и протуберанцы почему-то влияют так же, как на Козерога Марью Ивановну.

Почему? Астрология не отвечает на вопрос, почему эти скачки и приливы по-разному влияют на Козерогов и Водолеев, но одинаково на всех Козерогов. Почему одни и те же факторы (протуберанцы, приливы, гравитация или что-то еще, пусть даже некое неизвестное воздействие) по-разному влияют на людей разных знаков?

Вот два ребенка родились в одно и то же время, допустим, в крупном роддоме. От разных родителей. У них будет одинаковый знак Зодиака и прочие там натальные карты. Что у них возникло общего? Они же совсем разные, у них разные гены, разные родители, материальное положение, у них будет разная жизнь в разных условиях. Но вы верите, что у них есть что-то общее, потому что у них один и тот же день, час и минута рождения? Но что?

В конце концов, нам не так важно, как и почему действует тот и иной метод, если бы он действовал. Но дело в том, что астрологические предсказания не оправдываются. Множество проверок показало, что астрологи практически ничего не могут предсказать, даже свою судьбу – в старину их довольно часто казнили...

За 2-3 тысячи лет существования астрологии времени на масштабную проверку у астрологов не нашлось. Однако и серьезных ученых иногда заводит идея – проверить астрологические прогнозы статистически.

Итак, ученые, заинтересовавшись живучестью астрологии, решили сами проверить – а вдруг в этом в самом деле что-то есть? Ну а работают ученые основательно.

Еще Карл Юнг пытался выяснить, как влияют на прочность брака 483 супружеских пар расположение Луны и Солнца в момент рождения супругов. Значимых корреляций ему обнаружить не удалось.

Психолог из университета штата Мичиган Бернард Силверман выполнил более полное исследование, изучив данные о 2978 свадьбах и 478 разводах, зарегистрированных в Мичигане в 1967-1968 годах. Были взяты даты рождения каждого из супругов. Ученый сравнивал полученные данные с прогнозами двух независимых астрологов о благоприятных и неблагоприятных знаках Зодиака для заключения браков. Оказалось, что предсказания никак не совпадали с реальностью. Одни супруги с «неблагоприятными» знаками прекрасно жили в мире и согласии, тогда как другие пары, несмотря на «идеально подходящие знаки», разводились.

Американский физик Джон Мак-Джерви проделал огромную работу, изучив биографии и даты рождений около 6000 политиков и 17000 ученых. Он хотел выяснить, действительно ли политики и ученые чаще рождаются под определенными знаками. Проверка показала, что время рождения людей из обеих групп распределено по знакам Зодиака совершенно случайно – и ученые, и политики с равной частотой могут родиться под любым знаком.

Парижский статистик Мишель Гоклен изучил данные архивов о 41 тысяче жителей Европы, включая 16 тысяч известных артистов, спортсменов, ученых, писателей, а также 25 тысяч «простых» людей. Гоклен взял имевшиеся в архивах данные о дате, времени суток и месте рождения этих людей и сопоставил положения планет и созвездий в момент рождения человека с типом его личности (характером) и родом занятий. Вывод был однозначен: гороскопы оказались лживыми. Не удалось обнаружить никакой связи между характером и видом деятельности человека, с одной стороны, и астрологическими параметрами – с другой.

Еще одну проверку качества астрологического предсказания характеров людей в зависимости от дат их рождения организовал психолог Дж. Мак-Гру из Чикаго. Он обратился в Федерацию астрологов штата Индиана, и шесть опытных астрологов согласились принять участие в проверке. По просьбе Мак-Гру 23 добровольца заполнили анкеты, письменно ответив на вопросы о своей работе, своем характере и т. д. Астрологам сообщили только дату и место рождения добровольцев.

Результаты получились обескураживающими. Во-первых, все шесть астрологов написали совершенно разные характеристики на одних и тех же добровольцев. Во-вторых, эти характеристики мало соответствовали тому, что добровольцы написали сами о себе...

Похожий эксперимент провел физик Шон Карлсон. Добровольцы были обследованы квалифицированными психологами, которые составили описания их характеров. После этого 28 астрологов получили все гороскопы и к каждому из них – по три описания характера. Астрологам было предложено угадать, какое из трех описаний относится к человеку с данным гороскопом. Правильно угаданы были всего 34% описаний, то есть ровно одна треть. Что вполне укладывается в случайное угадывание.

Вот тут даже к бабке (или к астрологу) не надо ходить, чтобы предвидеть: сейчас под заметкой появится множество одинаковых комментариев на тему «не знаю, как оно там работает, но у меня все гороскопы сбываются точно и все описания меня мне подходят!»

А вот тут мы подходим к очень интересному явлению, которое называется «Эффект Барнума».

Итак, почему же так много астрологических характеристик «подходит» подопытным?

В конце 50-х классическое исследование провел американский психолог Росс Стагнер. Он дал заполнить 68 кадровикам различных фирм психологическую анкету, которая позволяет составить детальное психологическое описание личности, а после этого составил одну общую фальшивую характеристику, использовав 13 фраз из популярных гороскопов. Затем Стагнер попросил испытуемых прочитать эти характеристики, сказав каждому, что они разработаны на основании данных психологического теста. Каждый участник опыта должен был отметить после каждой фразы, насколько, по его мнению, она верна и насколько истинно отражает его характер. Более трети испытуемых сочли, что их психологические портреты набросаны поразительно верно, 40% – довольно верно, и почти никто не счел свою характеристику совершенно ошибочной.

Вот подобное описание, которое давал студентам Бертрам Форер (Bertram R. Forer): «Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми – не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же – интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей – стабильность.»

Его тоже все испытуемые сочли очень правильным и подходящим, причем все – хотя были они, конечно, совершенно разными людьми.

Эффект Барнума можно сформулировать так: человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то таинственных факторов его личности.

Эффект назван по имени популярного в XIX в. американского балаганного антрепренера, интереснейшего человека Финеаса Тейлора Барнума, которому принадлежат слова: «Каждую минуту на Земле рождается простофиля, и любому из них у меня есть что предложить».

Учитывая широкий спектр общественных интересов, большое различие в уровне образования и традициях народов нашей все еще гигантской страны, я считаю, что каждый просто здравомыслящий человек может и должен хотя бы в ближнем своем окружении каким-то образом "озвучить" научное представление об астрологии и других примазавшихся к высокой науке доходных занятиях шарлатанов.

Лекция №3 «Строение Солнечной системы»

Наша с вами солнечная система включает в себя целый ряд космических тел. Во-первых, это, конечно, само Солнце – ближайшая к нам звезда. А во-вторых, это огромное многообразие космических объектов, в которые входят восемь планет, кружащихся вокруг Солнца на орбитах, их многочисленное семейство спутников, астероиды, кометы, космическая пыль и т.д. Все это многообразие объектов объединяет то, что все они движутся в области преобладающего гравитационного действия Солнца.

Исходя из нашего с вами времени, я расскажу только о самых основных объектах – о Солнце и восьми планетах его системы, а также о некоторых спутниках планет.

Так вот, Солнце представляет из себя такую же звезду, как и тысячи других звезд, которые вы сможете вскоре увидеть на ночном небе. Основное ее отличие заключается в том, что Солнце расположено к нам гораздо ближе, чем любая другая звезда. По звездной классификации Солнце — типичный жёлтый карлик. Это название может ввести в заблуждение, так как по сравнению с большинством звёзд в нашей Галактике Солнце — довольно большая и яркая звезда. Более яркие и горячие, чем Солнце, звёзды сравнительно редки, а более тусклые и холодные звёзды (красные карлики) встречаются часто, составляя 85 % звёзд в Галактике.

То есть наше Солнце входит в те 15% самых крупных звезд галактики. Диаметр нашего светила составляет примерно 1 млн. 400 тыс. км. Однако есть звезды гораздо более крупные, чем наше Солнце, но об этом я расскажу в самом конце.

Как бы то ни было, Солнце является крупнейшим объектом солнечной системы. Даже если собрать воедино все планеты солнечной системы, их спутники, все астероиды, кометы и прочие объекты, их совокупная масса составит чуть более 0,1%! То есть гораздо меньше 1 процента! Вся оставшаяся доля размером в 99,86% принадлежит Солнцу. Теперь вы понимаете, насколько Солнце огромно, да?

Температура на поверхности Солнца равна примерно 6000 градусов Цельсия. А в глубинах, там, где протекают термоядерные реакции, температура составляет несколько миллионов градусов. Каждую секунду Солнце теряет из-за излучения 4,3 млн. тонн веществ. Впрочем, запасов солнечного вещества хватит еще на несколько миллиардов лет непрерывного горения.

Теперь закончим говорить о Солнце и перейдем к планетам и их отдельным спутникам.

Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Когда ученые впервые получили фотографии его поверхности, переданные межпланетной американской станцией Маринер-10, они воскликнули примерно так: «Это вторая Луна!». Действительно, внешне Меркурий очень напоминает Луну. Но только если диаметр Луны равен примерно 3,5 тыс. км., то Меркурий крупнее, его диаметр равен почти 5 тыс. км. И, тем не менее, Меркурий – это самая маленькая планета солнечной системы. Сейчас на орбите Меркурия кружится американский аппарат Мессенджер.

Меркурий вращается вокруг Солнца на расстоянии всего 57 млн. км. Из-за этого время, в течении которого он делает полный оборот вокруг Солнца (так называемый меркурианский год), равно всего 88 земным суткам. На поверхности Меркурия, обращенной к Солнцу, очень жарко плюс 430 градусов, а в тени – космический холод минус 180 градусов.

Следующей планетой, кружащейся на расстоянии в 108 млн. км. от Солнца, является Венера. Многие называют Венеру сестрой Земли. И действительно, если диаметр Земли составляет 12700 км., то диаметр Венеры 12100 км. Но на этом все сходство и заканчивается.

Венера – это крайне суровая и негостеприимная для любой формы жизни планета. Посудите сами – температура на поверхности 470 градусов. Это даже выше, чем на Меркурии! Атмосфера на 96% состоит из углекислого газа. Для сравнения на Земле концентрация углекислого газа 0,04%. Атмосферное давление на Венере равно 96 земным (это как на километровой глубине земного океана). Плотность атмосфере у поверхности всего в 14 раз меньше плотности воды! Для сравнения плотность воздуха на Земле меньше плотности воды в 800 раз.

Так что хоть Венера и является красивой звездой на небосклоне и обладает романтическим названием, но краше, роднее и любимее нашей планеты Земли нет ничего. Земля – это третья планета солнечной системы, она находится на расстоянии в 150 млн. км. от Солнца. Очень часто это расстояние называют одной астрономической единицей.

Знаете ли вы, друзья, почему на нашей планете происходит смена дня и ночи? Почему наступают зима и лето?

… (показать все на примерах) …

Вокруг нашей планеты обращается спутник – Луна. Так вот уникальность нашего спутника я вижу в двух моментах:

Луна – это единственный планетарный спутник в солнечной системе, чей размер вполне сопоставим с размерами планеты, вокруг которой он вращается. Напомню, диаметр Земли равен 12,7 тыс. км., а диаметр Луны равен 3,5 тыс. км. Так вот, больше ни у одной планеты в солнечной системе такого соотношения размеров вы не встретите. Во всех остальных случаях размеры планет во много десятков раз превышают размеры их спутников.

И второе: Луна всегда повернута к Земле только одной своей стороной. До наступления эры космических полетов обратная сторона Луны оставалась для человечества загадкой.

… (показать на примере) …

А теперь я хочу объяснить вам, почему мы видим разные фазы Луны.

… (показать на примере) …

Итак, поехали дальше. На очереди Марс. Вы знаете, Марс – это легендарная планета. Знаете, самый главный вопрос про Марс, ставший для кого-то почти анекдотом, а для кого-то притчей во языцех: «Есть ли жизнь на Марсе?» Так вот, расстояние от Марса до Солнца составляет 228 млн. км. Такое расстояние обеспечивает температуру на Марсе в среднем минус 50 градусов по Цельсию. Но на экваторе во время марсианского лета температура может подниматься до плюс 10 градусов. Конечно, это не курорт, но все же.

Диаметр Марса равен примерно 6,8 тыс. км. Это почти в 2 раза меньше Земли. Столь малые размеры позволяют Марсу иметь атмосферу с давлением у поверхности в 150 раз более слабым, чем на Земле. Если бы здесь был проектор и экран, я бы показал Вам совершенно замечательные, совершенно потрясающие кадры с поверхности этой планеты, сделанные американскими марсоходами Спирит и Оппортунити. Снимок заката солнца на Марсе, снимок песочного демона (пылевого вихря), каменистые плато и многое другое. Ни одна планета солнечной системы не исследована так подробно, как Марс. И ни на одной другой планете мы с таким упорством не ищем жизнь, хотя бы на бактериальном уровне. Но пока обнаружены только признаки этой жизни, а не она сама.

Мы с вами рассмотрели 4 внутренние планеты солнечной системы. В 2006 году Международный астрономический союз объединил эти 4 планеты в группу земных планет.

Еще 4 планеты составляют группу газовых гигантов.

И первым из них и по значению и по расстоянию от Солнца является, конечно, Юпитер – самая большая планета солнечной системы. Ее диаметр составляет примерно 143 тыс. км. Это почти в 11,3 раза больше диаметра Земли. Чтобы лучше представить себе масштабы этого гиганта скажу следующее: если собрать вместе все 7 остальных планет солнечной системы, то и тогда Юпитер будет более, чем в два раза их массивнее. Ученые считают, что Юпитер в определенной степени – это нерожденная звезда. Хотя для того, чтобы стать звездой, Юпитеру потребовалось бы быть в 50 раз массивнее, самый маленький из известных красных карликов всего лишь на 30 % больше в диаметре.

Юпитер состоит в основном из водорода и гелия. Под облаками находится слой глубиной 7—25 тыс. км, в котором водород постепенно изменяет своё состояние от газа к жидкости с увеличением давления и температуры (до 6000 °C). Чёткой границы, отделяющей газообразный водород от жидкого, по-видимому, не существует. Это может выглядеть примерно как непрерывное кипение глобального водородного океана.

Учёные полагают, что Юпитер имеет твёрдое каменное ядро, состоящее из тяжёлых элементов. Его размеры 15—30 тыс. км в диаметре, ядро обладает высокой плотностью. По теоретическим расчётам, температура на границе ядра планеты составляет порядка 30 000 градусов, а давление — до 100 млн. атмосфер.

От Солнца его отделяет 778 млн. км.

У Юпитера есть около 60 спутников, но крупнейшими спутниками, открытыми еще Галилеем, являются только 4 – это Ио, Каллисто, Ганимед и Европа (последний спутник слегка меньше Луны, остальные все крупнее по размерам). Все эти спутники мы с вами сегодня сможем также увидеть и, по сути, повторить открытия Галилея.

Следующим газовым гигантом является Сатурн. Он находится на расстоянии примерно 1 млрд. 433 млн. км. от Солнца. Все вы наверное слышали о кольцах Сатурна, да? Это кольцо состоит главным образом из частичек льда, меньшего количества горных пород и пыли. Вообще, все планеты из группы газовых гигантов обладают кольцами, просто у Сатурна они наиболее впечатляющие. Существует три основных кольца и четвёртое — более тонкое. Все вместе они отражают больше света, чем диск самого Сатурна. Три основных кольца принято обозначать первыми буквами латинского алфавита. Кольцо В — центральное, самое широкое и яркое, оно отделяется от большего внешнего кольца А щелью Кассини шириной почти 4000 км.

Кольца Сатурна очень тонкие. При диаметре около 250 000 км их толщина не достигает и километра (хотя существуют на поверхности колец и своеобразные горы). Несмотря на свой внушительный вид, количество вещества, составляющего кольца, крайне незначительно. Если его собрать в один монолит, его диаметр не превысил бы 100 км.

Диаметр Сатурна равен 120 тыс. км. Это вторая по величине планета солнечной системы.

4 апреля 2011 года было противостояние планеты Сатурн и Земли. Это такой момент, когда расстояние между Сатурном и нами минимально.

За орбитой Сатурна находятся еще две планеты – Уран (на расстоянии почти 3 млрд. км. от Солнца) и Нептун (на расстоянии примерно 4,5 млрд. км. от Солнца). Обе планеты имеют почти равный размер около 50 тыс. км.

Из их особенностей этих планет выделю вот что:

Плоскость экватора Урана наклонена к плоскости его орбиты под углом 97,86° — то есть планета вращается, «лёжа на боку». Если другие планеты можно сравнить с вращающимися волчками, то Уран больше похож на катящийся шар.

Ну а Нептун – это последняя планета солнечной системы. До 2006 года в составе солнечной системы была девятая планета Плутон, но в 2006 году МАС понизил статус Плутона, исключив его из планетарного списка. Данное решение было принято в связи с тем, что за орбитами Плутона было обнаружено еще несколько объектов, размеры которых были вполне сопоставимы с Плутоном (его диаметр 2400 км.)

Подытоживая все вышесказанное касательно строения Солнечной системы: представьте себе, что наше Солнце – это шар, диаметр которого равен 14 см. Представили? В этом масштабе ближайшая к Солнцу планета Меркурий будет размером с пылинку диаметром в половину миллиметра. Не 1 миллиметр, а всего лишь его половина! И Меркурий будет кружиться вокруг Солнца на расстоянии в 5,7 метра.

Следующая планета Венера будет напоминать песчинку диаметром в 1,2 мм. Ее орбита будет находиться на расстоянии 10,8 метров от Солнца.

Наша Земля в принятом масштабе песчинка размером в 1,3 мм. И она будет находиться на расстоянии 15 метров от Солнца.

Марс - снова пылинка размером в половину миллиметра. И пылинка Марса кружится уже в 22-х метрах от Солнца.

Газовый гигант Юпитер – это шарик размером в 1,4 см. Он отдален от Солнца уже на 70 метров.

Следующий газовый гигант – великолепный Сатурн занимает размер в 1,2 см. Он находится на расстоянии в 150 метров от Солнца.

Уран – это шарик в 5 мм. Его орбита в 300 метрах от Солнца.

Нептун – последняя планета Солнечной системы представляет из себя шарик в 5 мм., находящийся на расстоянии в 450 метров от Солнца.

А теперь вспомните, чему равен размер Солнца в нашей модели. Всего лишь 14 см. И этот шар управляет движением объектов, находящихся в 450 метрах от себя! Представили? Так знайте, что на самом деле размеры Солнечной системы простираются во много раз дальше орбиты Нептуна.

На этом я закончу свою лекцию, если у вас есть вопросы, прошу их задавать.

Добавлено спустя 25 минут 13 секунд:

В принципе, если следовать учебному плану, то 14 мая можно провести первую лекцию из области практической астрономии - про строение и типы телескопов.

4 занятия мы с вами занимались теорией и историей (4-е занятие еще не прошло, но я как бы немного заглядываю в будущее).

Теперь пришла пора перейти к более практическим вещам. Несколько пользователей нашего форума обратились ко мне в личку с просьбой оказать содействие в приобретении первого телескопа. Поэтому тема, я считаю, назрела и пора бы о ней уже высказаться более подробно, обстоятельно, с выкладкой ценовых решений, рекомендациями и т.д.

Я вот чего подумал - может имеет смысл направить приглашение в Снежный барс, чтобы они сделали презентацию своих телескопов на занятии? Представляете, если они привезут хотя бы пару своих телескопов к нам на занятие и можно будет на конкретных видимых примерах рассказать о них? Только нужен народ, ради двух-трех человек приглашать нет смысла.

Ссылка на комментарий
Я вот чего подумал - может имеет смысл направить приглашение в Снежный барс, чтобы они сделали презентацию своих телескопов на занятии? Представляете, если они привезут хотя бы пару своих телескопов к нам на занятие и можно будет на конкретных видимых примерах рассказать о них? Только нужен народ, ради двух-трех человек приглашать нет смысла.

Идея хорошая, да и самим пощупать и испробовать их в деле будет интересно. Только вот одно обстоятельство - сейчас ведь уже практически лето - и начинать что-то наблюдать надо как минимум с 22:00. Думаю что СБ на такое время не согласится.

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...