Перейти к содержанию

почему в Бурятии плохие вузы и почему надо учить английский с детсада


Рекомендуемые сообщения

Российские вузы: Правильно посчитали

Лев Любимов

09.04.2010, 63 (2581)

Информационная открытость медленно, но верно делает свое дело: она доводит до сведения все более широкой публики оценку тех или иных сторон России независимыми мониторингами. Пришло время узнать места наших университетов в мировых рейтингах. Места эти огорчительные. Однако проблема таких рейтингов не настолько однозначна, как может показаться на первый взгляд.

В мировых рейтингах первую десятку прочно оккупируют американские университеты и «Оксбридж» (английские Оксфорд и Кембридж). Наших университетов здесь и близко нет. Но причины этого различны для различных российских университетов. Если фонд развития Гарварда (эндаумент, который не надо путать с текущим бюджетом) составляет около $30 млрд, то ясно, что этот исследовательский университет имеет уникальные возможности быть именно первым (ведь его фонд развития намного больше всех затрат на все российские вузы, вместе взятые).

В первые 50 университетов мира входят вузы, бюджеты которых просто несопоставимы (кратно больше) с любыми нашими университетами, включая МГУ. Следовательно, это сигнал прежде всего нашим властям, которые почему-то считают, что 30 000 руб. в месяц — это то, что устроит начинающего ученого. Эта сумма может быть аспирантской стипендией, если к ней приложить социальный пакет. Может наш университет платить такую стипендию? Нет (это «нет» № 1).

Теперь возьмем не самую «железоемкую» отрасль науки — психологию. Факультетов психологии у нас около 350. Есть Институт психологии РАН. Но лишь Московский городской (т. е. не федеральный, а муниципальный) психолого-педагогический университет на выигранный президентский грант приобрел себе магнитный энцефалограф — единственный на всю страну. А можем мы приобрести еще несколько (скажем, 10) таких приборов для других университетов? Если бы и могли, то эти университеты не знали бы, что с ними делать. Почему? Не было ни навыка работы с такими приборами, ни особого желания такой навык приобрести. Российские (постсоветские) университеты заточены на образовательную услугу, а не на исследования.

Нормативные 700-800 часов педагогической нагрузки в год — это (если добросовестно к ней относиться) полный рабочий день в течение года. То есть на исследования наш университетский ученый должен найти время в своем досуге, как он и делал это в советские времена. Но так как любому здравомыслящему человеку понятно, что делать это всерьез, с полной отдачей (как «там») нельзя, то понятна и малая результативность таких исследований. Может сегодня ректор МГУ или национального исследовательского университета назначить своим ученым годовую педагогическую нагрузку в 80-100 часов? Нескольким (за счет остальных) может. А всем — нет (это «нет» № 2). Так что наш ученый остается по факту не ученым, а педагогом. А тогда как он будет производить те самые научные статьи в ведущих научных журналах, ссылки на которые дают университетам значительную часть очков в международных рейтингах? При 100 часах педагогической нагрузки с профессора можно строго спросить о научных статьях, а при 700-800 часах это эксплуатация.

Цитирование, которое столь ценится в международных рейтингах, практически охватывает англоязычные тексты. Мы доказываем авторам рейтингов, что российские журналы существуют на русском языке и поэтому «нас не цитируют». Это верно, но лишь отчасти. Во-первых, многие наши журналы, в которых по-прежнему содержатся подлинные приращения нового знания, за рубежом просто переводятся (от корки до корки) на английский язык. А если не переводятся, значит, нет этих приращений (у журналов тоже ведь есть рейтинги). Другое дело, что мы такие сигналы воспринимаем болезненно и агрессивно, а выводов верных не делаем. В Швеции или Голландии, в Испании или Японии практически все ученые пишут свои статьи, если нужно, на английском языке. А у нас? Нет (это «нет» № 3, причем «нет», цена которого огромна). Поговорим об этом подробнее.

В своем обращении «Россия, вперед!» президент верно отметил такое наше традиционное свойство, как отсталость. Насколько все же оно традиционно? Неожиданным для многих будет ответ: мы отставали всегда, все 1000 лет со времен Киевской Руси. Хотя это не очень легко объяснить, но попытаюсь. В середине первого тысячелетия новой эры величайшая римско-греческая цивилизация была уничтожена. Но, к счастью, в это же время Европа приняла христианство. Вот тогда в храмах и монастырях появились священные книги, привезенные с Востока. Везде и всюду (и это очень важно) они появились на одном и том же языке — на латыни. И богослужения тоже шли на латыни.

Позже в некоторых храмах и монастырях появились первые университеты. Их ректоры почти всегда были и настоятелями храмов. Сначала в них процветало богословие, потом философия, потом естественная философия, потом этика, а потом политэкономия, социология, политология и т. д. Но все это (и везде) существовало на латыни — во всей Европе. То есть сложилось единое сословие, говорившее и творившее на одном языке. Это позволяло легко обмениваться результатами исследований, ведь наука создается настолько же в ходе исследований, насколько и в общении.

Нам же христианство досталось не только на 5-6 веков позже, но еще и на одном из южнославянских наречий, известном у нас как церковнославянский язык (отличается от древнерусского). В итоге вплоть до XVIII в. мы варились в своем соку. И только в XVIII в. у нас появились первые университеты, а заодно и латынь, общение на которой прекратилось лишь в начале XIX в., когда наша элита заговорила на основных европейских языках. Отсутствие научной коммуникации и очень слабая (почти отсутствовавшая) своя наука — вот причина нашей традиционной отсталости. В XIX в. мы бросились догонять Европу и многое успели. Однако сегодня нужно помнить, что тогдашними законами каждый российский университет обязывали (и выделяли средства) несколько лучших выпускников каждого факультета отправлять на два года на стажировку в германские университеты.

Теперь вернемся к языку, но не к латыни, а к английскому. Английский сегодня в науке — это тогдашняя латынь. Кто его не знает, тот отрезан от современной науки, тот не может реально быть ученым. В советские времена отделы переводов были едва ли не во всех КБ. Сегодня их нет. И это вновь сигнал нашим властям: учить надо детей английскому языку в школе — всех учить, со 2-го класса и помногу, чтобы все (а не желающие, коих набирается едва 20%) сдавали ЕГЭ по английскому языку. Немая страна не может иметь инновационную экономику.

Теперь снова о наших университетах и рейтингах. У нас почти нет исследований в вузах, а то, что есть, несопоставимо с американскими (или английскими, теперь уже и с китайскими) университетами. Это главный сигнал властям. Выделение из сотен вузов нескольких национальных исследовательских университетов (НИУ) — верный шаг. Но у них должны быть сопоставимые с западными университетами (пусть не с Гарвардом) бюджеты и эндаументы, чтобы можно было не раз в 20 лет обновить серверы и компьютеры, а закупить все электронные базы данных, лаборатории, отправлять на двухлетние стажировки лучших выпускников и т. д. Но с последними нужно заключать контракты: в XIX в. их обязывали потом 10 лет отработать в своих университетах.

Есть ли все это сейчас хотя бы у НИУ? Нет (это «нет» № 4, причем решающее). Хотелось бы обратить внимание на один настораживающий исторический факт. Весь XIX век и до середины XX в. ведущей мировой научной державой была Германия. В 1945 г. это ее свойство исчезло. И уже не восстановилось никогда! Этот факт должен нас насторожить и заставить сделать куда более серьезные выводы, чем мы делали до сих пор. Тогда можно начать наш путь в международные рейтинги. А сегодня мы только и можем, что доказывать, что нас неправильно «посчитали». Да правильно нас считают, как всех остальных! Не надо помогать мнению о том, что у нас и так все хорошо (якобы). В том-то и дело, что не хорошо. И столько студентов нам не нужно (оставили уже промышленность без синих воротничков). И столько вузов нам не нужно. И большинство филиалов нужно санировать. Прорва денег идет на имитацию высшего образования. Надо научиться быть хозяевами в нашем университетском хозяйстве. А государству — куда более серьезным инвестором в университетскую науку.

Но пока нужно создать свою национальную систему рейтингования наших университетов, учитывающую критерии развития науки и коммерциализации ее результатов и качество образования. Так, чтобы все видели «кто есть кто», а не жили с наивным доверием к старым брендам. Но создавать такую систему должны независимые эксперты, а не ректорский корпус.

Автор — заместитель научного руководителя Высшей школы экономики

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/04/09/230878

Ссылка на комментарий

Грустная перспектива у человека в России.

В России простой человек - быдло. Ему незачем учиться. Его незачем лечить. Его незачем оберегать и культурно воспитывать. Его задача работать в грязи, строить трубопроводы и платить налоги. По выходным пиво и сериалы. Ему следует умереть в 50 лет.

Ссылка на комментарий
в Бурятии нормальные вузы.

Могу рассказать десятки примеров, когда из наших вузов выходили настоящий монстры.

я тоже так думал, пока не посетил иностранные вузы ))

представь какими бы они вышли из по-настоящему нормального вуза с хорошей материальной базой и т.п.

Ссылка на комментарий
Могу рассказать десятки примеров, когда из наших вузов выходили настоящий монстры

лучше бы не монстры выходили а настоящие люди)))))

Ссылка на комментарий

У меня в руках Пригласительныйбилет-программа

"Научная конференция преподователей, научных работников и аспирантов"

73 страницы идет перечисление тем докладов и призентации. Это в ВСГТУ только.

Ссылка на комментарий

я тоже так думал, пока не посетил иностранные вузы ))

представь какими бы они вышли из по-настоящему нормального вуза с хорошей материальной базой и т.п.

Да хотя бы ВУЗы в других регионах страны. Небо и земля.

Ссылка на комментарий

porman

Чтобы такое писать вы должны быть на большинстве презинтации, а из было около 800.

Мне присудили Диплом первой степени за лучший доклад и я не скажу, что моя презенация была бредом.

Ссылка на комментарий

pampus

... и информация к размышлению :)

Английский в любом случае надо учить, даже для "синего воротничка" нужен. А у нас учат английскому, мягко говоря, не очень хорошо.

Car-Man

Ну какие десятки примеров? Не очень верится. Ну давай хоть пяток монстров :)

Но даже есть десятки примеров (за всю историю) - то это исключения, а не правило. Студентов-то сотни тысяч выпущено, и? Наверное, большинство добившихся успеха - все же студенты других, москвовских и других крупных вузов.

Про вузы - даже по сравнению с сибирскими городами, кто бывал, например, в Томске, тот видит, что в Улан-Удэ отвратительный уровень и преподователей, и студентов. Студенты учиться не хотят, потому что не понимают, как они ЭТО могут и должны применить в своей жизни. Среди преподователей мотивации тоже НОЛЬ. (Все это В СРЕДНЕМ. Бывают. конечно, и прорывы. Но сколько их???)

По научной работе, БНЦ - конечно, научный центр, но если сравнить, если сравнить... Да ужасно.

Ссылка на комментарий

да кончайте вы тут ныть.

знакомый окончивший бгу хакер.

Щас правда завязал и возглавляет крупную российскую софтверную компанию.

еще примеры нужны?

То, что вы не хотите работать и учиться это ваши проблемы.

Ссылка на комментарий
То, что вы не хотите работать и учиться это ваши проблемы.

ну так и получается из твоих же слов, что больше от самого студента зависит, а не от вуза ))

Ссылка на комментарий

Car-Man

я с тобой согласен, вуз в Улан-Удэ - это не "черная метка". Много талантливых людей здесь учатся, и заканчивают, и сваливают отсюда со страшной скоростью, чтобы стать топ-менеджерами своих и чужих компаний в москве, питере, лондоне и пр. Но бОльшая часть их успеха зависит от того, как они занимаются самообразованием, а не "красной" корочкой БГУ, ВСГТУ и так далее. Кстати, у них зачастую и не красные корочки, как я вижу.

Конечно все зависит от человека. Кто бы спорил, странно было бы даже спорить! Но даже мотивированный (желающий учиться) человек в Улан-Удэ образования российского уровня не получит, к сожалению. Литературы, практики для него нет, наставника (препода) мотивированного тоже. И редко в каком вузе страны получит образование мирового уровня.

Как это исправить? ХЗ.

Ну так что с десятками "монстров"? Назови хотя бы пару. Хорошо бы, если бы кто-нибудь из "монстров" отозвался - нужны позитивные примеры для студентов.

А то большинство видят такую картину - студент отбыл 5 лет в вуз и работает не по специальности.

Или по специальности работает, но ему приходится переучиваться в процессе работы.

Ссылка на комментарий
То, что вы не хотите работать и учиться это ваши проблемы.

ну так и получается из твоих же слов, что больше от самого студента зависит, а не от вуза ))

так было всегда.

Ссылка на комментарий

miha

может поделитесь тезисами?

Понятно что своими тезисами вы скорее всего постесняетесь поделиться.

Но может укажете какие на ваш взгляд не бредовые?

Добавлено спустя 2 минуты 8 секунд:

Если человек не хочет учиться, никакие силы мира не заставят его. Всё в руках человека.

хочется еще добавить, что если человек учиться хочет, то любое желание из него можно выбить ;)

Ссылка на комментарий

К примеру была тема: Вырождение элиптических волноводов в круглые. Была проделанна работа в результате которой полученны более общие формулы электродинамики, которые позволяют получать остальные формулы. Или как у меня: была осуществленна дешифровка радарных снимков.

Ссылка на комментарий

статья пеняет на универы, которые не занимаются исследовательской работой.

Но в России не западная система, наукой у нас занимаются не университеты, а НИИ и Академия Наук. Университет - это образовательное учреждение, не надо слепо копировать западную систему.

Наша система уже показала свою состоятельность, в советское время наша наука была одной из самых передовых.

И английского тогда никто не знал, просто переводом занимались переводчики, а не сами ученые.

Сегодня надо прошлую систему оживлять, а не слепо копировать то, что не известно как будет работать и добивать то, что еще кое-как работает.

Ссылка на комментарий
  • 3 недели спустя...
  • 1 месяц спустя...

на самом деле тема достаточно острая.

подруга несколько лет уже преподает в вузе, из ее рассказов (и не только из ее) счас образовательные учреждения перешли на делание денег, т.е. коррупция (впрочем как и во власти федеральной и региональных) массовая повсеместно в вузах, не професионализм и взяточничество стало нормой вузов...

не редки случаи когда студенты читают то по слогам, это представьте доучившись до 5 курса и тем не менее сдают экзамены на 4 и 5 и получают дипломы (хотя кого счас это удивит)

ну хрен с ними если они учились ради корочки, за деньги, но ведь некоторые из них в последующем идут в аспирантуру или занимают высокие должности(родственные связи конечно)

то что я пишу это ни для кого не является секретом.

не секрет то что в вузе по большей части не студенты и преподаватели, а взяткодатели и взяточники (за редким исключением)...

и что самое главное - всем пофиг!

Добавлено спустя 3 минуты 2 секунды:

а что если на голосование поставить: коррупция и взяточничество в вузе - 1 - я за, 2 - нет я против, 3 - мне пофиг

Ссылка на комментарий
В России простой человек - быдло.

В России простой человек - царь и бог (кто при этом горшки будет обжигать, неизвестно...)

Ему незачем учиться.

Ему надо обязательно закончить университет, а то и получить два высших образования (и потом корчить рожи на вакансии продавца или официанта).

Его незачем лечить. Его незачем оберегать и культурно воспитывать.

Его надо носить на руках,а родители пусть отводят чадо в школу,надеясь,что там его научат элементарным социальным умениям.

Его задача работать в грязи, строить трубопроводы и платить налоги. По выходным пиво и сериалы.

Его задача сидеть на чистеньком стульчике в чистеньком офисе и плевать в потолок.

По выходным он будет пить шампанское и ходить в оперу.

Ему следует умереть в 50 лет.

И умереть он соберется в 90 лет, до последнего не пуская молодежь к руководству крупными компаниями.

красивая, успешная жизнь в успешной стране.да.

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...