Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Mac

    Mac

    Администраторы


    • Баллы

      17

    • Постов

      17 679


  2. gaiver123

    gaiver123

    Пользователи


    • Баллы

      11

    • Постов

      775


  3. Опасный Кiт

    Опасный Кiт

    Пользователи


    • Баллы

      6

    • Постов

      7 143


  4. vanbrekelen

    vanbrekelen

    Пользователи


    • Баллы

      5

    • Постов

      1 178


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 26.01.2016 во всех областях

  1. Вот эта статья навеяла интерес к той жизни и в частности к группировке "Генералы". Кто что знает делимся, обсуждаем) Преступные группировки Улан-Удэ 70-х годов Банды Улановки: желтая сборка 70-х Его окружили на враждебной территории близ 20-й школы. Это был район «Чанкайши-2» — самое логово заудинской группировки. Часом ранее милиция разогнала его соратников и он оказался один. И тогда он вынул из-за пазухи телогрейки обрез… Фото: Ю.Извекова из личного архива. 1974. Ядро группировки «Гортоп». Слева направо: Хопта, Румба, Гришкин, крайний справа — Аюка на пр. Победы. Но выстрел из далекого 1970-го так и не развеял тьму вопроса: за что, братан? Тьма вопроса Весна 1968-го. Время надежд и тревог. В Париже студенческие баррикады. В Прагу входят танки. The Beatles выпускают «Белый альбом», который открывает «Back in the USSR». А на окраине USSR в Улан-Удэ взрываются сразу две идеологические бомбы. 1. Журнал «Байкал» публикует повесть Стругацких «Улитка на склоне». 2. В свет выходит и новое издание «плохих парней». После тьмы подвалов и подъездов азиатам можно было не щуриться — по определению. Именно в 1968-м в турлагере в с. Максимиха на Байкале я впервые увидел «чанкайшистов». Все «хYбYYд», экипированные в дивные брезентовые штаны, дружили в лагере с «центровыми» той же нации. В 70-х они стали «старшаками» по обе стороны Уды. Однако «чанки», именуясь по имени китайского генералиссимуса, размахивали японским флагом. В головах старшеклас-сников царили сумерки «троечников»… В Улан-Удэ вообще было темновато. По сути, освещались лишь центральные улицы, «Прогресс» да трамвайные пути, даже площадь Советов — по периметру, стоило шагнуть за желтый круг фонаря, как ты окунался в непредсказуемую тьму, и лишь по гортанным щелчкам (прием LST-63) можно было узнать своих... Ощущение, что в такой же темноте блуждают исследователи молодежных группировок Улан-Удэ. Кабинетные ученые, хоть и подчеркивают, что «собран обширный эмпирический материал конца 1960-х — 1990-х годов», явно заблудились в сумерках стереотипов. При этом в «нулевых», когда проводились исследования, были живы участники разборок давних лет, способные обогатить «эмпирический материал». Вслед за историками наукообразные выдумки повторяют в Сети молодые. Автор этих строк, не претендуя на охват темы в конце ХХ века, предлагает свой взгляд на 70-е — эру становления и расцвета уличных команд столицы БурАССР. Чему был свидетелем. Это могут подтвердить авторитетные члены команд «Чан-кай-ши» и LST-63 образца 70-х — Борман, Карлсон, Окурок, Глух, Пижон, Гарик, Балдан, Зяба, Богидай, Батон, Жила, Бизон, Бритва, Сигара и др. (здесь и далее только клички по просьбе ныне законопослушных граждан). Другие, спившиеся, севшие, покалеченные, те, кого догнало эхо бурной молодости, уже не смогут подтвердить… Фото: Ю.Извекова из личного архива.«Старшаки» группировки «Чан-кай-ши». Зауда, «Саяны». Зима 1973-74. «ЧКШ»: идейный ответ «Налим», «бурят — штаны горят» в сопровождении обидных жестов — через это унижение прошли многие улан-удэнцы «титульной нации», чье детство пришлось на 50-60-е. Даже элитный дом, заселенный бурятской номенклатурой, т.е. «налимами», прозвали «Аквариумом». В ответ мы кричали: «Русский — плюский», хотя лица были плюскими скорее у бурят… Ответ тонул в хохоте. Улан-Удэ в середине ХХ века вступил в эру индустриализации. Прибыло русское население. Рабочий класс выражался лапидарно. Услышанное на кухне повторяли дети… Но, начиная с конца 60-х, появления одиозной «Чан-кай-ши», мы заметили, что обидные прозвища ушли, их озвучка стала некорректной даже в славянской среде. Уличные стаи были и раньше. Я еще застал стихающую силу «шмидтовских», «балтахиновских», «домспецовских» (жил в их дворе), «партизанских», «заудинских»… Кастеты, велосипедные цепи, финки, ремни с бляхами, наколки — это оттуда как эхо ГУЛАГа. В русле урбанизации криминогенные улицы с деревянными бараками хирели. В начале 60-х за Удой началось масштабное строительство пятиэтажек-хрущоб. Первые местные «черемушки» компактно заселялись бурятами. К концу 60-х выше Старой Зауды вырос район из четырех кварталов: «Чанкайши-ноль», «Чанкайши-1», «Чанкайши-2» и «Чанкайши-3». Но, в отличие от «Аквариума», так их назвали сами жители, в основном выходцы из восточных бурят. Хотя имя Чан-кай-ши на фоне «культурной революции» в КНР было вызовом в эпоху полуразвитого социализма. Глава гоминдановцев порвал с коммунистами и бежал с остатками войск на о. Тайвань. В Улан-Удэ «тайванями» стали называть точки сбора уличных команд (наряду с «пятаками»). Это был протест против двойной морали старшего поколения и бытового шовинизма. Советский интернационализм был плакатным. По словам оставшихся в живых «старшаков», коим не менее 60, основатели «ЧКШ» хотели сделать все азиатское привлекательным (так в 60-х в США «черные пантеры» сделали все черное красивым). Стала модной восточная «топонимика». Даже настенные надписи оформлялись в стилистике иероглифов. «Чанки» стремились подняться выше примитивной защиты территории, бросить своеобразный идейный посыл в социум: «Уги-няс!». Не случайно группировки впоследствии именовались на азиатско-индейский манер: «хунхузы», «баргуты», «шошоны», «делавары», «гунны» и т.п. И щелчки языком заимствованы из арсенала кочевых племен по системе «свой-чужой». В итоге героем девичьих грез стал хулиган с характерным разрезом глаз («старшак» Вася Секс дружил с блондинкой и т.п.). Об идейности неформальной структуры за Удой говорило то, что «дешевой уголовкой» здесь брезговали. «Чанки» не замечены в популярном уличном промысле — срыве шапок из ценного меха. В группировке ввели табу: не трогать пожилых и семейных людей. Члены бригады были заняты куда более важным: без отрыва от учебы воевали со сверстниками, чаще с «чавами», обитателями рабочих окраин с преимущественно русским населением. Однако «чанки» явились куда большими интернационалистами, чем поколение отцов, деливших блага на площади Советов по признаку трайбализма. Никто не смел вслух оскорбить иную нацию. В бригаде было немало русских ребят. Называю тех, кого знал лично: Корова, Муля, Карлсон, Окурок… (Витя Окурок взял у меня Ильфа-Петрова, и до сих пор не вернул, надо съездить в Москву). Они, как и друзья-буряты, принадлежали к продвинутой группе «середняков». Позднее «середняки» подняли «бунт» против деградировавших «старшаков». Дошло до поножовщины. Иерархия «ЧКШ» — «младшаки, или шпана» (13-15 лет), «середняки» (школьники 16-17 лет и допризывная молодежь), «старшаки» (от 20 лет) — стала образцом для подражания. Отличие Новой Зауды — в отсутствии «мазеров», вожаков блатного розлива, «уркаганов» старой барачной Улановки. В «ЧКШ» все были равны перед демократией кулака. Поначалу тут даже образовали «правительство»: министр обороны, культуры и т.д. Без портфелей, но с флагом. Они не хотели быть тривиальными хулиганами. Последний из «головар» Темные улицы Улан-Удэ породили мифы и домыслы. Например, что «желтая сборка» группировок 70-х густо замешана на политике, отношениях СССР и КНР. Ученая братва приводит цифры. Но за цифрами не видно человека. В пору оттепели затянулись раны Великой Отечественной. Люди стали покупать холодильники, телевизоры, пластинки, журналы мод и даже автомашины. Не случайно среди создателей уличных команд много детей бурятской интеллигенции. Они читали книги и слушали «битлов». Человек больше не желал быть ни «налимом», ни «мангутом». А желал ходить на танцы и в кино. Новый кинотеатр «Прогресс» превратился в место встреч влюбленных и… сходки полпредов авторитетных группировок. Гойко Митич – последний из «головар»? Впервые «делавары» появились на экране в 1967 году в фильме «Чингачгук – Большой Змей» производства киностудии «ДЕФА» (ГДР). С кино и связано живучее понятие городской ментальности, перекочевавшее из 70-х в эру Интернета: «головары». «Этимологию слова «головар» выяснить не удалось», пишут в научных трудах. Зато прозвище до сих пор рождает обидные комменты в жизни и Сети. Недавно прочел и вовсе экзотичную версию: «головары» — от Головы Ленина. Хотя это самоназвание я услышал за год до открытия памятника. Однажды не вытерпел и написал об этимологии «головара», на что получил снисходительный коммент: «Улыбнуло. Хоть бы спросил у блатных!». Блатные тут не помогут, мальчик мой. На рубеже 60-70-х популярностью пользовались не только кинокомедии Гайдая. На экране «Прогресса» скакали «Сыновья Большой Медведицы», «Оцеола», «Чингачгук — Большой Змей», «Вождь Белое Перо», «Последний из могикан» и прочие краснокожие воины киностудии «ДЕФА». Мужественные герои Гойко Митича стали кумирами и сел Бурятии, куда доезжали кинопередвижки. Любовь к собратьям-индейцам была особенно горячей в национальной республике. Как-то мастер гортанных щелчков, мой одноклассник и член LST-63 Жила со смехом сообщил, что в городе появились «гелавары». Была проведена устрашающая акция. «Пленных» допрашивали на задах «Прогресса». Со слов паренька, прикладывавшего снег к губе, выяснилось: «гелавары» это индейское племя. Мы вежливо предположили, что речь идет о делаварах из книг Ф.Купера. — Ага, еще Чингачгук из них, — кивнул «гелавар». Ему отвесили дружеского пинка и раскурили с «последним из гелавар» трубку мира. Стало ясно, деревенские парни книг не читали, а название индейского племени восприняли на слух. «Делавары» с экрана, где крутились заезженные кинокопии, звучали как «гелавары», или «головары». Эта кучка сельской молодежи, приехавшая на учебу в город, под прессингом «центровых» была рассеяна в год структурирования. Другой миф о кличе: «Уги-няс!». Некоторые переводят его как «Смерти нет!». Так вот: в кличе «Уги-няс!» важно ключевое слово «Yгы» — «нет». Второй слог от английского «yes», а «н» соединительная (рок-н-ролл, кэш-н-кэрри). Так же считает доктор исторических наук К.Б.Митупов (и мой одноклассник). «Yгы-n-Yes!». Выкрик одиночки подхватывали хором. «Нет и Да!». В этом страстном отрицании совкового конформизма и был «мессидж» — как черно-белое отражение двойных стандартов тех лет.
    3 балла
  2. Если ваше объявление в Барахолке потеряло актуальность, теперь у вас есть возможность самостоятельно перенести его в Корзину для последующего удаления. Для этого зайдите в свою тему и щелкните по ссылке "Модерировать". В выпадающем меню выберите пункт "Переместить в корзину и пометить тему неактуальной":
    2 балла
  3. Ничего исторического, только личное ощущение. Знакомство с этим явлением начиналось в первых классах школы. В 8-12 лет всё воспринималось, как данность. Страна, город, люди, район. Я живу в этом районе, значит я "генерал". Вот тут граница, там через улицу - иные. С ними положено враждовать, иногда дружить. В общем-то и всё. Парни из классов постарше витали в недосягаемых тайных высотах и никакой особой инфы оттуда до шпендиков не доходило. Тем более кто там чё-каво старшаки какие-то. Так и жили. Наверно лет двести назад также, как данность, воспринимались вера, царь, отечество, родная деревня, сельский уклад и соответствующие человеческие отношения. Можно было прожить в этом всю жизнь и считать это неотъемлемым свойством Вселенной. До кучи рискну предположить, почему "генералы". Потому что был песчаный карьер. Точнее просто крутой обрыв с песчаными краями за нынешним зданием Сбербанка/Росбанка на Терешковой, тянущийся по дуге от задов поликлиники на БКМ до задворок телецентра. А в углублении стояли несколько жилых бараков, по сравнению с которыми квартирки в хрущобах с водопроводом, отоплением и канализацией смотрелись вершиной комфорта. Ну и случались карьеры при возведении очередного дома, и постоянно что-то перестраивалось на территории Республиканской больницы и вокруг неё. Где можно было разжиться карбидом, с которым можно учинить много чего интересного и не всегда безвредного. В младшей возрастной группе межрайонные отношения были только переходом от детских дворовых войнушек "наши против фашистов" с игрушечными пистолетами или брызгалками на новый уровень. Рогатки, самострелы, бомбочки делали все. Но большинство военных манёвров сводилось к следующему. Одна ватага отправлялась в поход по улицам в поисках другой. При встрече производился мгновенный подсчёт, меньшая ватага ударялась в бега, большая - в погоню с боевыми воплями. Без особого, кстати, рвения догнать врага. Ибо тогда уже надо было решать вопросы лицом к лицу, а перспектива показаться родителям с кровавыми соплями, или, самое страшное, - в грязной и порванной одежде, - не устраивала ни одну из сторон. Да и ваще завтра в школу... В которой "генералы", "бруски", "шошоны" и прочая шелупонь могли учиться в одном классе, а школьная система "свой/чужой", "друг/враг", ещё превалировала над уличной структурой. Таким образом большая ватага, условно успешно проведя условную погоню за условным противником, возвращалась с безусловной победой и последующими легендарными историями "как мы их". Не знаю, как в шестидесятых, но в моё время деление было действительно территориальным, никак не национальным. Не помню чётко выраженных русских или бурятских домов/кварталов/районов. Разве что в частных секторах Старой Зауды по обе стороны от Бабушкина и на Комушке, ну дак на то он частный сектор, так исторически сложилось. После перехода из начальных классов в подростковую середину, там уже было интереснее. Вроде бы. Хотя блатной романтикой ещё не воняло. К тому же следует сказать, что данный "ход" нифига не был всеохватным. Движуха была, как говорится, "в узком кругу ограниченных людей". Большинство парней прошло мимо и не зацепилось. Кое-кто, конечно, попёр по этой дорожке дальше, ну а мне повезло. Я рано узнал, что есть ещё много других дверей для входа во взрослую жизнь, много других путей для применения врождённой любознательности, много других способов забраться на жёрдочку повыше в человеческом курятнике. Тогда это казалось важной целью в жизни. Да и свалил я из города рано, и всё перестроечно-девяностое веселье пропустил. А когда вернулся через 16 лет, мне было наглядно продемонстрировано, "что было бы если бы не", когда на улице встретил парочку экземпляров из бывшего параллельного класса, навсегда закупоренных в этой "капсуле времени" и вкрутую сварившихся в её соку. Жалкое зрелище. Ущербный базар-вокзал. "Ты <Погонялу> знаешь? Он у нас основной. Мы с ним вчера бухали и тему перетёрли. (Значит мы тоже основные, ага.) Если что - обращайся, поможем с <Погонялой> вопросы решить если чо." Я даже их имена не вспомнил, только лица с трудом. Ещё вспомнил, что были у меня с ними в школе стычки и побеждал я "шибко не всегда", скажем так. Тут смотрю - любого из них сейчас могу нежно втереть в асфальт вместе с ароматными понтами. Жаль, что где-то очень глубоко в душе я - таки добрый. Постоял, послушал, как взрослые дяди играются в песочнице. Насладился ситуацией "где Я и где ЭТО". Дал "взаймы" (основным-то на раёне, хе-хе) полтинник "на бухнуть" под твёрдую пацанскую клятву "отдамблябуду", только чтобы больше их никогда не видеть... Я к чему? Любое историческое свидетельство, анализ, исследование всегда сильно субъективно. Следует об этом помнить, разглядывая портреты и фотографии "исторических персонажей" и читая мемуары "деятелей".
    1 балл
  4. добро пожаловать на темную сторону ))
    1 балл
  5. @Sysadmin я бы начал со свечей. Новый мотор где ставил? Какие-то странные ребята тебе попались... Сегодня сутра доставляли "учителя" с ул. Трубачеева. Ребят, зачем вы пытаетесь кого-то чему-то научить? В итоге себе же проблем больше получаете. Истана, в порыве гнева и с яростным желанием научить меня ПДД, повисла на брюхе. А я всего лишь выкатился между двух полос, уходя от удара сзади скатывающейся на тормозах машины. Вот все, кто меня пропустил ситуацию поняли. Но нет же, найдется психически больной...
    1 балл
  6. @garma83 92 чисто так, для раслабона. Когда сам играю в бою против 5 арт тоже подгорает. Особенно впечатляют те, кто увидит игрока из топ-клана и тупо фокус-фокус-фокус. Других же целей нет.
    1 балл
  7. @Sysadmin ага, 0,92 на 100 м. У холодоса 0,86. Но это же картошка! Порой не сводясь входит.)))
    1 балл
  8. Мой юзербар снова пропал. Восстановите, пожалуйста.
    1 балл
  9. Я даже на холодосе то не могу попасть ББшкой, а у 92 вроде похуже точность, не?
    1 балл
  10. параметры техники на обзор я даже не знал что "Роланд из Гилеада" = "ALEXSVATOV"
    1 балл
  11. Ты ещё не почувствовал весь дзен этой арты,пуканы многокнопочных поджигает на ура когда на бб дамажишь на фуллдамаг
    1 балл
  12. Взял Т92. Я в восторге! Даже до % побед на ней было пофиг. Каждый бой такие плюхи летят, прям сказка.
    1 балл
  13. еще статья, название: "Город, где били шпану"
    1 балл
  14. Ани Лорак придумала себе псевдоним, написав наоборот свое имя - Каролина. Интересно, чем руководствовалась Тута Ларсен?
    1 балл
  15. 1 балл
  16. 1 балл
Эта таблица лидеров рассчитана в Иркутск/GMT+08:00
×
×
  • Создать...