Перейти к содержанию

Есть ли жизнь на "том" свете?


kepasaoki

Есть что-нибудь "там"?  

161 пользователь проголосовал

  1. 1. Есть что-нибудь "там"?

    • Есть!
      114
    • Нет
      47


Рекомендуемые сообщения

Отвечу четверостишьем Игоря Губермана из книги "Гарики на каждый день" (раздаю):

О жизни за гробом забота

совсем не терзает меня;

вливаясь в извечное что-то,

уже это буду не я.

Ссылка на комментарий

Есть .Нас же кто-то сотворил?По словам Виссариона Белинского: "Мы люди,которых отечество- призрак, и диво ли,что сами мы призраки, что наша дружба,наша любовь,наши стремления,наша деятельность- призрак". наверно они среди нас,живых людей,что-то же иногда происходит не понятное. Почему мертвые снятся , предупреждают и.т.д. и.т.п.

Ссылка на комментарий
Нет, скорее всего, со смертью мозга прекращается всякая деятельность человеческого сознания, и оно просто перестает существовать. Нет там ничего.
+1
Ссылка на комментарий

Само собой разумеется Есть! Но "жизнь" - это понятие человеческое. Существование есть и будет всегда для всех тех кто ещё не постиг истинную реальность! *49

Ссылка на комментарий

Это запретная тема (в смылсе живущим еще в этом мире - этого не узнать)... Кто там уже оказывается, он никогда не успеет рассказать человеку, который жив и еще не собирается туда!!!!!!

Ссылка на комментарий

Это вовсе не запретная тема. По земле ходило и ходят много людей, которые многое знают и открыто говорят людям на эту тему, но не всем. Дело в том что не каждый хочет думать об этом, а уж говорить и подавно! Люди бояться неизвестного, неизведанного, непостижимого...

Ссылка на комментарий

GLOK17, блин чувак - пока ты сам там не окажишься, лет через 80-100... ты не хрена не узнаешь - есть ли там эта жизнь или нет ее!!! Уж поверь мне - реалисту!!! И тема эта запретная не в смысле, того что тебя боженька покарает, а в смысле того что, никто не узнает что там - пока сам не умрет.....

Denver, ты прикинь, а мы не знали !!!!!)))

Может исправишь на - "я не знал" ))))) Остальные-то знали точно!!!!!

Ссылка на комментарий

Denver писал:

Уж поверь мне - реалисту!!!
А что такое реализм? Хе-хе... Мнение человека - это обычно, всего лишь набор концепций его ума. Набор социальных шаблонов.
Ссылка на комментарий
GLOK17, блин чувак - пока ты сам там не окажишься, лет через 80-100... ты не хрена не узнаешь - есть ли там эта жизнь или нет ее!!! Уж поверь мне - реалисту!!! И тема эта запретная не в смысле, того что тебя боженька покарает, а в смысле того что, никто не узнает что там - пока сам не умрет.....

Это просто твоё мнение - не больше того! Я же говорю о тех вещах в которых уверен полностью и безоговорочно. Дело в том, что я не стал бы писать здесь об этом, пока сам не убедился на личном опыте, на практике, а у меня она была. В каком-то смысле это изменило всё в моей жизни и подарило мне непоколебимую уверенность!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! *19

Ссылка на комментарий

Clondike, объясню - из чего у меня связывается это мненине - РЕАЛИСТ!!

Сидят в туннеле на рельсах - пессимист, оптимист и реалист...

Оптимист - я вижу свет в конце тоннеля

Пессимист - я не вижу света в конце тоннеля

Реалист - а какого х..я я сижу на рельсах...

Поэтому, Clondike - это мои концепции реального человека живущего "трезво" в этой жизни, без розовых очков.... Как раз концепции ума заключаются у человека в том, что есть ли эта жизнь на том свете или ее нет... Вот и идут рассуждения... А я говорю реально - "Будешь там и узнаешь, че гадать?" И все эти "социальные шаблоны" как раз "вырастают" от того что эти "социальные шаблоны" появляются в умах фантазеров.... именуемые в отдельности - оптимисты, которые твердят что жизнь там есть и пессимисты, говрящие что там ее нет (как гороскоп на НТВ - "все сдохнут"... примеч. Фестиваль КВН 2009)

Ссылка на комментарий

Ты не прав,мертвые очень даже могут что-нибудь передать в живой мир. Создано много фильмов худ, док, от чего-то они пишут не с головы же . Это все от туда сверху И придет к нам вечность, и будет у нас вера во все живое.

Ссылка на комментарий

" Мы не все умрем,но все изменемся". Изменемся в лучшую сторону, и будем ли мы узнавать друг друга. И из какого свойства мы будем состоять, там в раю.

Ссылка на комментарий

А мне как-то с этим вопросом сразу отрывок из "Мастер и Маргарита" вспоминается когда Воланд на балу рассуждает о том, что каждому воздастся по вере его... =)

Ссылка на комментарий

Существует ли Будда (тоже самое про жизнь) после смерти?

Вопрос «существует ли Будда после смерти» далеко не новый.

Его задавали и самому Будде, когда он был в этом мире.

Когда группа аскетов подошла с этим вопросам ученикам Будды, то они не получили удовлетворительный ответ. Ученик по имени Анурадха подошёл к Будде и рассказал ему об этой беседе с аскетами. Учитывая способность к пониманию у слушателей, Будда обычно сохранял в ответ молчание. Однако в этом случае Будда дал Анурадхе объяснение таким образом:

- Как по твоему мнению, Анурадха, видимая форма (rupa) неизменна или изменчива?

- Изменчива, господин.

- А то, что изменчиво, мучительно или приятно?

- Мучительно, господин.

- А о том, что изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это моя душа или постоянная сущность"?

- Конечно, нет, господин.

- Чувство неизменно или изменчиво?

- Изменчиво, господин.

- А то, что изменчиво, мучительно или приятно?

- Мучительно, господин.

- А о том, что изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это моя душа"?

- Конечно, нет, господин.

- Поэтому, ко всем формам, чувствам, апперцепциям, конструкциям и сознанию, которые были, будут и сейчас связаны с собой или с другими, грубым и тонким, низким и возвышенным, далёким и близким, ко всем формам, чувствам, апперцепциям, конструкциям и сознанию нужно при помощи правильного знания относиться так «Это не моё, я не являюсь этим, это не моя душа».

Осознав это, благородный, хорошо обученный последователь освобождается от привязывающего влияния формы, чувств, апперцепции, конструкций и сознания. Освободившись от влияния, он управляет своими страстями и последовательно избавляется от них.

Будучи свободным от страстей, он становится освобождённым и у него возникает знание «я освобождён». Он осознаёт «Исчерпано перерождение, доведена до совершенства праведная жизнь, сделано то, что надлежало сделать, больше не последует здешнее существование».

- Как по твоему мнению, Анурадха, считаешь ли ты форму Татхагатой?

- Нет, господин.

- Как по твоему мнению, Анурадха, видишь ли ты Татхагату в форме?

- Нет, господин.

- Видишь ли ты Татхагату вне формы?

- Нет, господин.

- Видишь ли ты Татхагату в чувствах, апперцепции, конструкциях и сознании?

- Нет, господин.

- Как по твоему мнению, Анурадха, считаешь ли ты, что лишённое формы,

лишённое чувства, лишённое апперцепции, лишённое конструкций и лишённое сознания и есть Татхагата?

- Нет, господин.

- Теперь, Анурадха, поскольку Татхагату нельзя найти в этой самой жизни (потому что Татхагата - это не физическое тело человека)[1], стоит ли тебе утверждать «Этот благородный и возвышенный человек заявил и объяснил следующие четыре утверждения:

Татхагата существует после смерти.

Татхагата не существует после смерти.

Татхагата существует и не существует после смерти.

Татхагата ни существует ни не существует после смерти»?

Нет, господин.

- Хорошо, Анурадха. Ранее и сейчас я раскрываю и указываю только на Истину страдания и уничтожения страдания.

Самьютта Никая, Анурадха Сутта

Приведённый выше диалог между Буддой и Анурадхой может не устроить многих, потому что он не удовлетворяет любопытный ум людей. Истина такова, что она не удовлетворяет чувства и интеллект. Истина вообще оказывается тем, что человеку наиболее трудно понять. Полностью же понять её можно, только обладая видением-как-есть. Состояние Будды – это ничто иное как воплощение всех высших совершенств и высшего пробуждения. Вот почему Будды, которые могут учить других людей, настолько редки в этом мире.

Перерождение

Неудовлетворённое желание существования и чувственных удовольствий является причиной перерождений.

Буддисты считают учение о перерождении не какой-то обычной теорией, а поддающимся проверке фактом. Вера в перерождение формирует фундаментальный принцип буддизма. Однако вера в перерождение имеется не только у буддистов, она также имеет место в других странах, других религиях и среди отдельных мыслителей. Пифагор помнил своё предыдущее рождение. Платон помнил множество своих прошлых жизней и считал, что человек перерождается до десяти раз. Он также верил в возможность перерождения животным. Среди древних египтян и китайцев существовало распространённое поверье, что перерождаются только известные личности, например императоры и короли. Известный христианский авторитет Ориген, живший в 185-254 в. н.э., верил в перерождение. Он считал, что вечного страдания в аду не существует. Gorana Bruno, живший в 16 веке, считал, что душа каждого человека и животного переносится от одного существа к другому. В 1788 году известный философ Кант подверг критике идею о вечном наказании. Кант также верил в возможность перерождения в образе небесных существ. Ещё один великий философ Шопенгауэр (1788-1860) говорил, что где есть желание к существованию, там неизбежно будет существовать жизнь. Желание жить проявляет себя каждый раз в совершенно новых формах. Будда называл это «желание жить» жаждой к существованию. Несомненно, с незапамятных времён индийские мудрецы учили о том, что происходит переселение душ.

Хотя это и не так просто, но мы можем сами убедиться, что имели прошлые жизни. Природа ума такова, что она не позволяет большинству людей вспомнить прошлые жизни. Нашему уму мешают пять препятствий: чувственное желание, плохие намерения, лень, беспокойство и сомнение. Из-за этих препятствий наша способность видеть привязана к этому миру и мы не можем познать свои прошлые рождения. Подобно тому, как зеркало не даёт отражения, когда оно покрыто грязью, так и ум не даёт большинству людей вспомнить прошлые жизни. Мы не можем увидеть звёзды днём не потому, что их нет на небе, но потому что свет солнца затмевает их свет. Точно так же, мы не можем вспомнить прошлые жизни, потому что в настоящее время наш ум постоянно перегружен мыслями текущего момента, событиями дня и мирскими заботами.

Кратковременность жизни человека на этой земле заставляет нас подумать о перерождении. Если мы примем во внимание жизнь, её истинный смысл и цель, а также весь разнообразный опыт, доступный человеку, то придётся заключить, что в одной жизни человеку недостаточно времени выполнить всё, предназначенное природой, не говоря уже о том, что он сам собирается сделать. Размах человеческого опыта и желаний огромен. В человеке скрыто большое разнообразие сил, которые мы можем ощутить и развить, если нам представится такая возможность. Это особенно ясно сейчас, когда проводятся соответствующие исследования. Мы обнаруживаем у себя большие стремления, но на их реализацию нет времени. В это время, большое войско страстей и желаний, эгоистичных мотивов и амбиций устраивают войну внутри нас и с окружающими. Эти силы преследуют друг друга вплоть до нашей смерти. Всех их нужно подвергнуть испытанию, покорить, ослабить и использовать. Одной жизни недостаточно для всего этого. Утверждать, что у нас есть всего одна жизнь с такими возможностями и с невозможностью их реализовать, означало бы, что вся вселенная и жизнь в ней – одна большая и жестокая шутка.

Учение Будды о перерождении необходимо отличать от учений о трансмиграции и реинкарнации в других религиях. Буддизм отрицает существование постоянной души, созданной богом или неизменной сущности, которая переселяется от одной формы жизни к другой.

Подобно тому, как возможно существование личности в виде причинной последовательности без всякого Я или души, так и за смертью может последовать перерождение без переселяющейся сущности. В одной жизни каждый момент мысли появляется на миг и исчезает, и благодаря этому исчезновению даёт жизнь своему последователю. Строго говоря, это кратковременное появление и исчезновение каждой мысли можно назвать рождением и смертью. Поэтому, даже в одной жизни мы ежесекундно проходим бесконечные рождения и смерти. Но так как умственный процесс продолжается благодаря поддержке одного и того же физического тела, мы считаем этот процесс непрерывного существования пары ум-тело как составляющий одну жизнь.

То, что мы обычно считаем смертью – это угасание жизненно важных функций организма. Когда физическое тело теряет свою жизненную силу, оно не может больше поддерживать поток сознания, духовную часть процесса. Но пока есть привязанность к жизни, пока существует желание жить дальше, поток сознания не останавливается с потерей телом способности к жизни. Вместо этого, когда происходит смерть, когда тело умирает, поток сознания, управляемый жаждой дальнейшего существования, начнётся заново с поддержкой нового физического тела, того самого, которое только что сформировалось благодаря слиянию сперматозоида и яйцеклетки. Таким образом, перерождение происходит сразу после смерти. Поток памяти может быть прерван и чувство личности переносится в новую ситуацию, но всё накопление опыта и положение переносится в новорожденное существо и цикл становления начинает разворачиваться в очередной раз.

Поэтому для буддистов смерть не считается как входом в вечную жизнь, так и полным уничтожением. Наоборот, это вход в новое рождение, за которым последует рост, старение и так далее до следующей смерти.

В последний момент, в мозге умирающего человека не происходит возобновляемого физического функционирования, но существование духовной составляющей продолжается. Это подобно водителю, который отпускает газ перед остановкой, так чтобы воздействие, заставляющее работать, больше не передавалось на двигатель. Подобно этому, больше не проявляются материальные качества кармы.

Буддисты не считают, что нынешняя жизнь – единственная между двумя вечными состояниями горя и счастья. Также они не верят в то, что ангелы перенесут их в рай для вечного пребывания там. Буддисты считают, что нынешняя жизнь – это одно из бесконечных состояний существования, а пребывание на этой Земле – всего лишь эпизод во множестве других жизней. Утверждается, что живые существа будут перерождаться в различных мирах до тех пор, пока их плохая и хорошая карма присутствует подсознании в форме умственной энергии. Объяснение подсознания в буддизме не следует путать с тем, что даётся современными психологами, потому что понятия, которые они выражают, отличаются.

В чём причина перерождений? Будда учил, что неведение об истинной природе существования порождает желания. Неудовлетворённое желание является причиной перерождений. Когда все неудовлетворённые желания уничтожены, перерождение прекращается. Остановить перерождение - значит уничтожить все желания. Чтобы уничтожить желания, нужно уничтожить неведение. Когда неведение уничтожено, познаётся то, что все эти перерождения не имеют ценности и осознаётся высшая необходимость в образе жизни, который позволяет пресечь желание к этим повторяющимся перерождениям.

Неведение также порождает ту иллюзорную и нелогичную идею о том, что эта жизнь для человека – единственная, а также то мнение, что за этой жизнью следует вечное состояние счастья или вечные муки.

Будда учил, что уничтожить неведение и страдание можно только через осознание Четырёх Благородных Истин, а не через что-либо другое. Чтобы очиститься от неведения, нужно упорно стараться в практике всеохватывающего альтруизма в поведении, способности к пониманию и мудрости. Следует также уничтожить всю жажду низких удовольствий и эгоистичное желание.

Каким образом происходит перерождение?

Когда это физическое тело неспособно функционировать, энергии в нём не умирают, но начинают принимать другую форму, которую мы называем другой жизнью. Кармическая сила проявляющая себя в форме человека, может также проявить себя в форме животного. Это может произойти, если человек не имеет возможности реализовать имеющиеся положительные кармические силы. Эта сила называется жаждой, желанием, намерением, жаждой жизни и она не кончается вместе с прекращением функций тела, а продолжает проявлять себя в другой форме, что приводит к новому существованию. Это называется перерождением или повторным становлением. Буддисты не называют этот процесс реинкарнацией, потому что нет никакой постоянной сущности или души, переходящей из одной жизни в другую.

Сейчас в различных странах находятся люди, которые самопроизвольно смогли вспомнить свои прошлые жизни. Опыт этих людей хорошо описан в газетах и других периодических изданиях. Некоторые из этих людей не признавали существования перерождения до тех пор, пока они не столкнулись с воспоминаниями о своих прошлых жизнях. Многое из сведений, которые они сообщили о своих прошлых жизнях, было проверено и найдено верным.

Благодаря гипнозу некоторые люди смогли раскрыть информацию о прошлых жизнях. Некоторые гипнотические состояния, которые позволяют проникнуть в подсознание, делают возможным вспомнить прошлые жизни.

Перерождение или многократное становление – это естественное событие, которое не было основано какой-либо религией или богом. Для перерождения и прекращения перерождений нет никакой разницы, верит ли человек в его существование или нет. Перерождения происходят до тех пор, пока в сознании существует жажда существования, жажда к чувственным удовольствиям или привязанности. Эти мощные духовные силы преобладают в абсолютно каждом живом существе в этой вселенной. Те, кто надеются и молятся, чтобы не перерождаться, должны понять, что их желание не сбудется, пока они не приложат упорных усилий для уничтожения жажды и привязанности. Увидев и испытав неясность и неудовлетворённость жизни в условиях этого мира, мудрые стараются освободиться от этих повторяющихся перерождений и смертей благодаря следованию верному пути духовного очищения. Те, кто не может уменьшить жажду и привязанность, должны быть готовы встретить все неопределённые и неприятные ситуации, связанные с перерождением и становлением снова и снова.

Моментально ли происходит перерождение?

Ещё один сложный момент в учении о перерождении – это происходит ли оно мгновенно или нет. Это противоречивый вопрос даже среди видных буддийских учёных. В соответствии с Абидхаммой, перерождение (зачатие) происходит немедленно после смерти, без всякого промежуточного состояния. В то же время, некоторые считают, что живое существо после смерти определённое количество дней пребывает в виде духа, после чего и происходит перерождение. Другое объяснение той же идеи состоит в том, что не дух умершего, а сознание или духовная энергия продолжает некоторое время существовать в пространстве, поддерживаемая собственными духовными энергиями жажды и привязанности. Однако рано или поздно перерождение происходит. Духи (peta), которые являются существами, родившимися в форме призраков – это несчастные живые существа и их жизнь в форме духа конечна. Это тоже временная форма, в которую перерождаются существа.

Другая идея, которые многие не могут понять – это процесс перерождения человека животным и животного человеком. Животная природа ума и животный образ жизни могут вынудить человека переродиться животным. Состояние и поведение ума ответственно за следующее рождение. С другой стороны, существо, переродившееся животным из-за плохих мыслей в прошлом рождении, может переродиться человеком, в зависимости от силы кармы, накопленной в прошлом существовании. Они проявляют некоторые качества, присущие именно людям. Человек, родившийся животным, может снова переродиться человеком, когда та плохая карма, которая привела к рождению животным, будет исчерпана, а неактивная хорошая карма, хранящаяся в сознании, начнёт давать резульат.

Момент смерти

У умирающего человека присутствуют три функции сознания (Vinnana), функционирующие в момент смерти: момент ума воссоединения (patisandhi-citta), момент ума предпосылки становления (bhavanga) и момент ума ухода (cuti-citta). В последний момент этой жизни человека появляется момент ума воссоединения, с тремя знаками в качестве объектов. Это сознание остаётся в поле зрения в течение пяти кратких моментов мысли (Javana) и потом погружается в bhavanga. По окончании Bhavanga появляется cuti-citta, разрывая связь с этой жизнью и погружаясь в Bhavanga. Именно в этот момент приходит конец нынешней жизни. По окончании Bhavanga появляется другая patisandhi-citta уже в другой жизни и с этого момента начинается новая жизнь. Таков процесс смерти и перерождения в учении буддизма и только в буддизме течение этого природного явления расписано поминутно и во всех подробностях.

Буддист встречает смерть не как жизненный кризис, а как нормальное событие. Он знает, что всё рождённое вынуждено страдать, состариться и, в конце концов, умереть. Кто-то точно заметил «Каждый с момента рождения имеет пропуск в смерть». Если бы все мы могли посмотреть на смерть с такой мудрой и рациональной точки зрения, то не стали бы столь крепко привязываться к жизни.

Когда Будда в момент Пробуждения освободился из круга перерождений (Сансара), он провозгласил:

Ayamantima jati natthidani punabbhavo

Это моё последнее рождение и для меня больше не будет перерождений.

Дхамма Чакка Сутта

Существует ли вечная душа?

Вера в вечную душу является ошибочным представлением, порождённым человеческим сознанием.

Теория о душЕ

Каждого духовного учителя можно отнести к одной из трёх категорий, в зависимости от того, какую теорию о душе он проповедует:

Учитель, который проповедуют существование вечного Я, продолжающего существование после смерти. Это верующий в вечность.

Учитель, который проповедует существование временного Я, которое уничтожается в момент смерти. Это материалист.

Учитель, который не учит ни вечности, ни временности Я человека. Это Будда.

Будда учит, что слова «Я», «эго», «душа», «личность» и т.п. – это всего лишь обычные термины, которые не указывают на какую-то подлинную и независимую сущность. В соответствии с учением буддизма нет причин верить в то, что существует вечная душа, которая приходит с небес. Также безосновательно верить в душу, которая сама себя создала и которая переселится [в другое тело] или сразу попадёт в рай или ад после смерти. Буддисты не принимают идею о том, что в этом или в других мирах есть что-то, что вечно или неизменно. Мы всего лишь привязаны к самим себе и надеемся найти что-то бессмертное. Мы подобны детям, которые хотят ухватить радугу рукой. Для детей радуга – это нечто яркое и настоящее, но взрослые-то знают, что это всего лишь иллюзия, вызванная определёнными лучами света и каплями воды. Свет – это всего лишь последовательность волн или колебаний, реальность которых не больше реальности самой радуги.

Хотя душа не была до сих пор обнаружена, этот факт не мешает человечеству прогрессировать. Не видно никаких знаков утомления или вырождения из-за того, что душу до сих пор не открыли. Нет такого человека, который поспособствовал бы продвижению человечества через постулирование существования души и её воображаемой деятельности. Искать душу в человеке – это всё равно, что искать что-то в тёмной пустой комнате. Но бедняга никогда не поймёт, что объекта, который он ищет, в комнате нет. Такому трудно объяснить бесплодность его поиска.

Те, кто верят в существование души, находятся не в том положении, чтобы объяснить, что она такое и где находится. Будда советовал не тратить время на эти бесполезные умозаключения, а посвятить своё время упорным усилиям, направленным на постижение реальности. Когда мы достигнем совершенства, то станем способны осознать, есть ли душа или нет. Однажды бродячий отшельник Ваччаготта спросил Будду, есть ли душа (Атман) или нет. Эта история такова:

Ваччаготта подходит к Будде и спрашивает:

- Досточтимый Готама, есть ли Атман?

Будда молчит.

- Значит, досточтимый Готама, Атмана не существует?

Будда опять молчит.

Ваччагота встаёт и уходит.

Когда аскет ушёл, Ананда спросил Будду, почему он не ответил на вопрос Ваччаготты.

Будда объяснил свою позицию:

- Ананда, если бы я ответил на вопрос Ваччаготты-странника «Существует ли Я?» словами «Я существует», то это означало бы, что я согласен с мнением тех отшельников и брахманов, которые придерживаются теории вечности (sassata-vada).

И, Ананда, если бы на вопрос странника «Я не существует?» я ответил «Я не существует», то это означало бы, что я согласен с мнением тех отшельников и брахманов, которые придерживаются теории об уничтожении (uccedavada).

Далее, Ананда, если бы на вопрос странника «Существует ли Я» я ответил «Я существует», то было бы это в соответствии с моим знанием о том, что все дхаммы лишены Я?

- Конечно нет, господин.

- Снова, Ананда, если бы на вопрос странника «Я не существует?» я ответил «Я не существует», то это ещё больше запутало бы и так запутавшегося Ваччаготту. Он тогда мог подумать «Раньше у меня был Атман (Я), а теперь его нет».

(Самьютта Никая XLIV.10 - Ананда Сутта)

Будда считал умозрительные рассуждения о душЕ бесполезными и иллюзорными. Однажды он сказал:

Только благодаря неведению и заблуждениям люди погружаются в мечты о том, что их души – это отдельные и независимо существующие сущности. Их сердце всё равно имеет привязанность к Я. Людям не терпится попасть в рай, и они стремятся к удовольствиям для своего Я в этом раю. Поэтому они не замечают блаженство праведности и бессмертие истины.

Эгоистичные мысли появляются у людей благодаря идее о душЕ и желанию существования.

Анатта: учение об отсутствии души

Будда противопоставил всем теориям и умозрительным рассуждениям о душе своё учение об Анатта. Анатта переводится по-разному: не-душа, не-Я, отсутствие эго.

Чтобы понять учение Анатта, нужно осознать, что теория о вечной душе «У меня есть душа» и материалистическая теория «У меня нет души» являются препятствием к самореализации или спасению. Они появляются из-за ошибочного представления о «Я». Поэтому, чтобы понять доктрину об Анатта, человек не должен привязываться к мнениям и взглядам на теорию души, он должен постараться посмотреть на вещи объективно, так, как они есть на самом деле, без всяких умственных проекций. Нужно научиться видеть «Я» или душу тем, что она есть – простым сочетанием изменяющихся сил. Это требует аналитического объяснения.

Будда учил, что тот объект, который мы считаем вечной сущностью внутри себя – это просто сочетание физических и духовных совокупностей или сил (pancakkhandha). Они состоят из тела или материи (rupakkhandha), чувств (vedanakkhandha), апперцепции (sannakkhandha), умственных конструкций (samkharakkhandha) и сознания (vinnanakkhandha). Эти силы работают вместе в потоке непрерывного изменения, их состояние различно в любых двух последовательных моментах времени. Они являются составляющими силами психофизической жизни. Когда Будда проводил анализ психофизической жизни, то обнаружил только эти пять совокупностей или сил. Он не обнаружил никакой вечной души. Однако многие люди до сих пор имеют ошибочный взгляд, что душа – это сознание. Будда чётко заявил, что сознание зависит от материи, чувств, апперцепции и конструкций и не может существовать независимо от них.

Будда сказал:

Тело, о монахи, – это не Я. Чувство – это не Я. Апперцепция – это не Я. Умственные конструкции – это не Я. И сознание – это тоже не Я. Познав это, о монахи, ученик не видит ценности в теле, в чувстве, апперцепции, конструкциях или в сознании. Не придавая им никакой ценности, он становится свободен от страстей и освобождается. У него появляется знание об освобождении. И тогда он понимает, что сделано то, что нужно было сделать, что он прожил праведную жизнь, что больше не переродиться тем или другим, что перерождение уничтожено.

СН XXII.59 – Анатта-Лаккхана Сутта.

Учению Будды об Анатта уже 2500 лет. Сегодня поток мыслей в научном мире движется в сторону учения Будды об Анатта, об отсутствии души. В глазах современных учёных человек – это просто совокупность постоянно изменяющихся ощущений. Современные физики утверждают, что вселенная, с первого взгляда состоящая из твёрдой материи, на самом деле не является твёрдой материей, а потоком энергии. Они считают, что вся Вселенная – это процесс трансформации различных сил, среди которых человек – лишь небольшая частичка. Будда был первым, кто осознал это.

Известный автор W.S. Wily однажды сказал «Существование бессмертного в человеке всё больше и больше ставится под сомнение из-за влияния преобладающих ныне школ мышления». Вера в бессмертие души – это догма, которой противостоит наиболее прочная, эмпирическая истина.

Сама по себе вера в бессмертную душу, или убеждённость в том, что что-то продолжает существовать после смерти, не делает нас бессмертными, пока мы не поймём, что это за сущность, которая выживает и с чем мы способны себя отождествлять. Большинство людей выбирают не бессмертие, а смерть путём отождествления себя с тем, что подвержено разрушению и непостоянно. Это происходит из-за упрямой привязанности к телу или к мимолётным элементам нынешней личности, которую они ошибочно принимают за душу или неотъемлемое свойство жизни.

Современные учёные в настоящее время всё больше склоняются к принятию идеи о том, что так называемая душа – это ничто иное, как собрание чувств, эмоций, настроений, относящихся к физическому опыту. Об их исследованиях проф. Джеймс говорит, что термин «душа» - это всего лишь слово, которое не обозначает какую-то существующую реальность.

Именно это учение Будды об Анатта было предложено в буддизме Махаяны как Шуньята или пустота. Хотя это понятие было проработано великим учёным Махаяны Нагарждуной путём придачи ему различных интерпретаций, в теории Шуньяты нет никакой необычной идеи, отличной от исходного учения Будды об Анатта.

Вера в душу или в собственное Я и Бога-создателя настолько крепко коренится в умах людей, что они не могут себе представить, почему Будда отрицал существование и того и другого, хотя оба эти понятия являются ключевыми для многих религий. Известно, что некоторые люди испытывали шок и беспокойство, старались выразить своё отношение, когда слышали, что Будда отверг эти два понятия. Это главная причина, по которой для многих непредвзятых учёных и психологов буддизм считается уникальным в сравнении со всеми другими религиями. В то же время, некоторые другие учёные, которые принимают определённые аспекты буддизма, считают, что эту религию можно обогатить, если намеренно перевести сказанное Буддой слово «Атта» таким образом, чтобы добавить в учение идею о душе или Я. Будда знал об этой неудовлетворённости человека и об идейном перевороте в отношении этой теории:

Всё обусловленное – непостоянно

Всё обусловленное есть неудовлетворённость (Дуккха)

Всё обусловленное и необусловленное – безлично (не содержит Я).

Дхаммапада 277,278,279

В буддийских текстах есть притча о вере в бессмертную душу. Некий человек, который принял движущуюся верёвку за змею, пришёл в ужас из-за страха, возникшего в его уме. Когда приходит понимание, что это всего лишь кусок верёвки, то страх стихает и ум становится спокойным. Вера в вечную душу сравнивается с верёвкой в воображении этого человека.

Ссылка на комментарий

лично меня это вообще не колышит :) Что будет то и будет. Ломать над этим голову - бессмысленное занятие. Мне гораздо интересней узнать чем ЛоСТ кончится :D

Ссылка на комментарий

Человек - такая натура, что не хочет исчезать на совсем, поэтому внушает себе, что по ту сторону что-то есть, другими словами верит в то, что есть загробная жизнь и т.д.

И религии возникли из-за сложной жизни, и она нужна чтоб думать, что кто-то там тебе помогает и дает сил, и что все будет хорошо если соблюдать религиозные каноны, правила.

Да и нету там ничего пхд.

Ссылка на комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...