Перейти к содержанию

110 - ый километр


Рекомендуемые сообщения

«Через 110-й» - эта фраза как заклинание превращала нас из городских белоручек на модных джипах в нормальных мужиков. Всем все становится понятно: мужики заняты нормальным мужским делом, едут на БАМ по плохой дороге на хороших машинах. Мне, правда, неясно, зачем сегодня вообще надо ехать на БАМ, но, видимо, на генетическом уровне у всех жителей Северного Прибайкалья уже закреплено: ехать на БАМ - это правильно. Те, кто это делает - правильные мужики.

Идея.

Объехать вокруг Байкала.

Выглядит логично, звучит красиво, автомобилистами маршрут пока не затерт, пейзажи что надо. Дороги есть везде, зимник через 110-й и выезд на БАМ будет изюминкой. Вторая изюминка - радиальное посещение озера Амут, в истоках реки Баргузин. Поехали?

Поехали.

Баргузинская долина

Весь маршрут протяженностью около 2500 км можно разделить на несколько участков.

Иркутск - Усть-Баргузин. Около 700 км, 8-10 часов, асфальт почти везде.

Усть-Баргузин - источники Умхей. Около 300 км, 5 часов пути. Более подробно описан здесь.

Умхей - Уоян (с посещением озера Амут). Около 250 км, 3-4 дня. Участок плохой дороги.

Уоян - Северобайкальск - Жигалово - Качуг. Около 1200 км. Гравийки разного качества. 2 дня.

Качуг - Иркутск. 250 км. Асфальт. 2 часа.

История автозимника «Улюнхан - Новый Уоян».

Зима 1974-1975 года выдалась необычно теплой. В результате дороги по льду Байкала не было, и БАМ оставался без снабжения. Срочно была необходима наземная дорога, соединяющая «материк» и «стройку века». Было предложено 4 проекта, из них был принят один - Баргузинский. Задание по строительству этой дороги было возложено на СМП-572 треста «Востоксибтрансстрой», подключены мехколонны №№ 139, 140, 160, взрывники и основная ударная мощь - Комсомольско-молодежная бригада ИССО под руководством Эдуарда Абнера. Дорога изначально проектировалась как временная, ее задачей было только перебросить грузы до Уояна.

Брод через р. Биранкур

1 февраля 1975 года дорога заработала. Слова участника строительства: «В зиму 1974-75 годов накал работы на трассе превзошел, на мой взгляд, все мыслимые пределы. Работа кипела день и ночь».

Урочище Биранкур

«Ледовая дорога по Байкалу подвела», - вспоминает главный инженер автобазы СМП-572 Анатолий Данилович Анисимов, - «а наши водители в любую погоду, в любое время суток мчались по новой трассе, спеша доставить грузы строителям БАМа из Таловки в Уоян...» В день на маршрут выходило до 80 грузовиков. Летели по этому зимнику «Уралы», «Магирусы» и «КамАЗы», перевозя грузы для стройки века. Даже тогда дорога была непростой, поэтому вдоль нее через определенные прогоны ставили теплые балки, где можно было отдохнуть или при необходимости жить несколько дней в ожидании запчастей при поломке автомобиля.

После окончания строительства БАМа дорога стала ненужной. Какое-то время она использовалась как автозимник - болота и мелкие реки замерзают, камни и колеи засыпает снегом. Зимой дорога становилась проходимой даже для некрупных полноприводных автомобилей типа «Нива». Разрушение мостов через Баргузин затруднило движение окончательно.

Постепенно дорога превратилась в направление и стала обрастать легендами...

Главное в этой жизни - позитивное отношение ко всему, что тебе в ней предлагается. Ну, типа, тебе говорят - «Давай машину утопим?» А ты в ответ: «Давай!»

«А, может, оторвем ей чего-нибудь?!» - «С превеликим удовольствием!»

Данный подход явлется ключевым в джиперском деле вообще. Что касается участка «Умхей - Уоян», в частности, то топить рекомендуется в пределах высоты шноркеля, а отрывать в пределах ремфонда и рукастости экипажа. Ибо эвакуация или доставка запчастей может оказаться очень продолжительной и трудоемкой. Опять же, если у вас с собой есть спутниковый телефон, а у ваших друзей вертолеты...

Итак, начинаем «топить и ломать» (иначе, собственно, зачем все это замышлялось?).

Впечатление первое. Красота.

На всем протяжении маршрут красив. Это однозначно и бесспорно. Спокойствие и ненавязчивость северной тайги, разлеты тундр, перекаты горных рек, речек и речушек, наледи, перевалы, заснеженные вершины, скалистые пики на горизонте. Белёные ковры лишайников. Ни одной машины навстречу. Ни одной попутной. Медведи, северные олени, косули, глухари, лоси, изюбри. Гуси клиньями летят с юга, с удивлением изгибают шеи и смотрят на нас. Утки плавают. Людей нет, лес живет. Хорошо там, спокойно и правильно.

Впечатление второе. Дороги.

Неожиданное сочетание относительно хороших участков с достаточно плохими. О сроке службы дороги во время строительства никто не думал, задачи такие не ставились. На ум приходят ассоциации с танком - «на 5 минут боя...» В итоге на общем фоне нормальной грунтовки отдельные СУ смотрятся довольно странно. Я не имею в виду нашу поездку в сторону озера Амут, где по болоту когда-то прошел вездеход, управляемый нетрезвым геологом, не замечающим, что он уже 5-й раз форсирует Баргузин. И я не говорю об объездах разрушенных мостов. С этим все понятно. Интересно, когда прямо на трассе видишь следы нескольких одновременно засевших Уралов, которых потом, видимо, откапывали несколькими экскаваторами: Которые потом тоже, видимо, засели. И зачем-то все это залито большим количеством воды... Или та же речка Срамная... Короче, покататься есть где.

Наледи в верховьях Баргузина круглогодичные, даже нанесены на карту. Если поехать в середине апреля, я думаю, можно на машине по ним заехать достаточно высоко. Если обычно маленькие реки впадают в большие реки, то здесь маленькие наледи впадают в большие наледи.

Мостов и их остатков на этом направлении много. Деревянные уже сгорели или сгнили, металлические стоят себе одиноко и гордо... в лесу. Зрелище удивительное - все эти мосты расположены в стороне от магистрали, на них нет ни заездов, ни выездов - даже дорога к ним не подведена. Говорят, что забрасывали их туда по воздуху, вертолетами. До стадии использования так и не дошли. Так это было или нет, опять же сказать точно не могу, но даже остатков дороги в местах заездов и съездов с мостов я не увидел ни разу.

Километровых столбиков на всем протяжении дороги два: 106-й и 110-й. 110-й - знаковый. Никто так и не понял, почему дорога называется «через 110-й» и чем он отличается от 109-го и 111-го. Стоит себе в тундре. Один. Но вот вошел в историю

Ссылка на комментарий

Вчера смотрел новости по "Ариг Усу" ("Восточный экспресс").

В планах все - таки построить дорогу Курумкан - Новый Уоян...

Да только когда это буде и сколько десятков миллиардов рублей на это понадобится...?

В это году в планах сделать дорогу до Катково (212 км.)

Ссылка на комментарий

Респект таким парням, они едут даже по такой дороге, превозмогая ямы и колдобины, у них есть цель в жизни, они не опустили руки, а вы сидите за компьютерами и бессмысленно проводите свою жизнь...

Ссылка на комментарий
а вы сидите за компьютерами и бессмысленно проводите свою жизнь...
Не ВЫ, а МЫ :yes:

Хотя конечно щас каждый из местных задротов начнет говорить что он не задрот.)

Ссылка на комментарий
Не понимаю я мужиков, которые совершали этот "автопробег" - один геморр, что им это дало?

Я спросил тебя: - Зачем идете в горы вы?

- А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой.

- Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово!

- Рассмеялась ты и взяла с собой.

И с тех пор ты стала близкая и ласковая,

Альпинистка моя, скалолазка моя!

©В.С.Высоцкий

Ссылка на комментарий

Данную дорогу Данное направление видел в начале 2000 - ых годов еще на видеокассетах...

На роликах еще на показаны ягодки, только цветочки...

Ссылка на комментарий

venom321 на вкус и цвет все фломастеры разные.... Для кого радость и счастье прокатиться вокруг Байкала, для кого то в вовку зарубится.....

Ссылка на комментарий
В 2013 году в Бурятии планируют достроить мост через Баргузин

Строительство моста через реку Баргузин около поселка Усть-Баргузин в Бурятии будет завершено в 2013 году. Как сообщил в ходе рабочей поездки по Прибайкальскому району глава Бурятии Вячеслав Наговицын, такое решение принято на федеральном уровне

На эти цели будет выделено 1,8 млрд. рублей. Напомним, ранее сообщалось, что мост, строительство которого ведется в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», будет готов в 2018 году. Сметная стоимость объекта составляет свыше 2 млрд. рублей. По данным на 1 июня освоено порядка 500 млн рублей.

Полностью смонтированы опора №1, 2, 3, закончены работы по устройству фундаментов опор №4,5,6, собрано металлическое пролетное соединение длиной 147 метров, осыпана насыпь под надвижку пролетного соединения и временная дорога к опоре №7.

Теперь, по словам Наговицына, необходимо соединить автодорогу Улан-Удэ-Турунтаево –Курумкан-Новый Уоян с этим мостом, чтобы обеспечить круглогодичное сообщение с поселком Баргузин, а затем и с другими населенными пунктами.

Ссылка на комментарий
  • 9 лет спустя...

По моему, это гениально:

Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами,
Холод, дождь, мошкара, жара - не такой уж пустяк!
И чтоб устать от усталости, а не от собственной старости...

И чтоб таежные запахи, а не комнаты затхлые...

 

 

Ссылка на комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...