Перейти к содержанию

Чингис-хан / Обсуждение


Рекомендуемые сообщения

ТопоРУС

но ведь российские цари продолжили дело Чингисхана и начали завоёвывать другие земли, порабощать людей. Имперская идеология, имперщина.

Убивали, вырезали городами. Сжигали культуру.... наверное потому на территории сибири ниодного инорусского нет. Всех вырезали.

Ссылка на комментарий
Но он поработитель моего народа

вы про монгольское иго над "землею Русскою" что ли?

по мне, так даже наоборот, иго много на Русь принесло пользы.

Уже недолго осталось до того момента, как Гитлер станет героем

Гитлер был нацистом, как сказал Warham

Гитлер людей в печах сжигал по расовому признаку.

а Чингисхан не был таковым, он хотел покорить себе все земли, вплоть "до края земли, дойдя до океана". Он почти это сделал, но он не убивал людей по расовому признаку, убивал непослушных и предателей. Как раз таки, он не давил на религию и убеждения завоеванных государств, в этом плане предоставлялась свобода вероисповедания.

Ссылка на комментарий
Но он поработитель моего народа

по мне, так даже наоборот, иго много на Русь принесло пользы.

Дада, слышали мы. Почту сделал. Прекрасно. Ценой нескольких миллионов, отсталой промышленности, ликвидации ремёсел. Спасибо! Обращаюсь к будущим завоевателям: спасибо за щедрость, но мы всё же откажемся от ваших щедрых даров. Мы хотим жить. И жить в сильной стране.

Ссылка на комментарий
Дада, слышали мы. Почту сделал. Прекрасно. Ценой нескольких миллионов, отсталой промышленности, ликвидации ремёсел. Спасибо! Обращаюсь к будущим завоевателям: спасибо за щедрость, но мы всё же откажемся от ваших щедрых даров. Мы хотим жить. И жить в сильной стране.

так не только почту.

например, Монгольское ханство предоставило своего рода защиту от других завоевателей, что позволило Руси передохнуть, объединиться и сделаться великой державой.

Много слов было заимствовано от монголов. ну и, как вы сами сказали, почту. да и много еще найдется полезного, если копнуть глубже.

имхо

Добавлено спустя 2 минуты 17 секунд:

Обращаюсь к будущим завоевателям

вы думаете, что ныне Россию кто-то захватит?

И жить в сильной стране.

имхо, без монгольского ига, Руси как таковой уже не было бы, она была бы разорвана на куски европейскими завоевателями.

Ссылка на комментарий
так не только почту.

например, Монгольское ханство предоставило своего рода защиту от других завоевателей, что позволило Руси передохнуть, объединиться и сделаться великой державой.

Много слов было заимствовано от монголов. ну и, как вы сами сказали, почту. да и много еще найдется полезного, если копнуть глубже.

имхо

Ну заимствование слов напрочь меняет суть дела. И защита была прекрасная. Монголец Александр Невский защищал Русь! Монгольцев на шведов вёл.

вы думаете, что ныне Россию кто-то захватит?

После Чингисхана разве небыло желающих? Ах да, 21 век на дворе. Конец всем войнам, все счастливы и люди какают бабочками...

имхо, без монгольского ига, Руси как таковой уже не было бы, она была бы разорвана на куски европейскими завоевателями.

До монгольцев держались. После монгольцев держались. Да и во время монгольцев держались!

Ссылка на комментарий

Мы не можем категорично судить о том, о чём знаем лишь из третьих-четвертых-...-десятых уст. Но если бы не Чингис-хан, то напали бы другие - с Запада... Золотая Орда 250 лет держала иго на Руси. Сегодня потомки их - калмыки, татары, башкиры. Народы перемешались именно в результате татаро-монгольского ига. И сейчас редко увидишь настоящего русича - высокого, русого и голубоглазого.

Если говорить о жестокости, то что такое крепостное право на Руси - порабощение русских самими же русскими, парадокс?., крепостные, казаки, старообрядцы, каторжане осваивали Сибирь и Дальний Восток, убегая от несправедливости всё глубже и глубже на восток.

ТопоРУС

ирония и сарказм неуместны. просто хотелось бы знать настоящую историю, не перевранную и домысленную досужими искажателями фактов.

Ссылка на комментарий
Убивали, вырезали городами. Сжигали культуру

да, московитские цари убивали и вырезали и сжигали. А ты думал завоевание делается как-то иначе? Не надо думать, что Московия (Россия) - какое-то особое гос-во.

наверное потому на территории сибири ниодного инорусского нет. Всех вырезали.

да, вырезали. Подумай, куда делись например, буряты ангарского края? Раньше этот край был плотно заселен тамошними бурятами, сейчас там бурятов почти не осталось. Они были поголовно истреблены в период завоевания Московией Сибири, т.к. они были воинственными и не хотели молча идти в рабство царям Московии.

Ссылка на комментарий
Если говорить о жестокости, то что такое крепостное правкрепостные, казаки, старообрядцы, каторжане осваивали Сибирь и Дальний Восток, убегая от несправедливости всё глубже и глубже на восток.

Да?? А я всегда считал, что это Царь Батюшка дал воли идти. Потом людей отправлял, ссылал..

ирония и сарказм неуместны.

В серъёном разговоре да. Но не в попытке оправдать введение почты да монгольских слов миллионами русских и загубленной промышленности.

Добавлено спустя 1 минуту 38 секунд:

Clondike

Ты задрал уже. Сравнил конечно.

Ссылка на комментарий
История не знает слагательного наклонения....

как бэ я знаю, но просто привел свое мнение о том, что было бы, это же не запрещено? ;)

Ну заимствование слов напрочь меняет суть дела. И защита была прекрасная. Монголец Александр Невский защищал Русь! Монгольцев на шведов вёл.

не утрируйте. а Александр Невский благодаря кому получил право править? благодаря ярлыку, который ханы монгольские и выдавали.

После Чингисхана разве небыло желающих? Ах да, 21 век на дворе. Конец всем войнам, все счастливы и люди какают бабочками...

и снова утрируете.

я вам вопрос задал, а вопросом на вопрос отвечать, сами знаете наверно продолжение...

После монгольцев держались. Да и во время монгольцев держались!

благодаря им же самим. Во время ига Русь и сплочилась, а так бы, не смогла бы, и она была бы обречена...

все это конечно имхо

Но не в попытке оправдать введение почты да монгольских слов миллионами русским и загубленной промышленности.

никто тут и не оправдывается, я просто выражаю свое мнение, отличное от вашего, и что теперь, все мнения, отличные от вашего, по вашему, это оправдание в сторону чего-то? ;)

Ссылка на комментарий

ТопоРУС

ты просто отмахиваешся, потому что боишся признать правду. А она очень горькая.

Жить надо не по лжи, чему ты не следуеш.

Причем я не оправдываю завоевания Чингисхановой Империи, а осуждаю. Без этих завоеваний Русь может быть пошла бы по европейскому пути развития. (Я за европейский - демократический путь.) Хотя тенденция к деспотии на Руси была и до монгольского завоевания. Этот вопрос требует изучения. Но в любом случае монгольское завоевание должно быть осуждено, как начало имперской идеологии.

Ты же, являясь российским имперцем, по сути являешся чингисханистом, продолжателем дела Чингисхана, сторонником деспотизма и имперской идеологии рабства.

Ссылка на комментарий
не утрируйте. а Александр Невский благодаря кому получил право править? благодаря ярлыку, который ханы монгольские и выдавали.
С позволени Хана Батюшки получается??? Интересно интересно...
После Чингисхана разве небыло желающих? Ах да, 21 век на дворе. Конец всем войнам, все счастливы и люди какают бабочками...
я вам вопрос задал, а вопросом на вопрос отвечать, сами знаете наверно продолжение...

Мой ответ прозвучал как риторический вопрос. Ну да ладно, виноват, переотвечу. В 1940 мы мало подозревали о нападении Германии. Как до и наполеона, как и чингисхана. Так что говорить, что через год будет так же как сейчас - нельзя. Тем более в период вновь нарастающей холодной войны. Но это отдельная тема, если не согласны про холодную войну, прошу где-нибудь в другой теме.

После монгольцев держались. Да и во время монгольцев держались!

благодаря им же самим. Во время ига Русь и сплочилась, а так бы, не смогла бы, и она была бы обречена...

все это конечно имхо

Благодаря ним мы и до них держались?? Чудно складывается! Логикак конечно есть... нападение извне, безусловно, сближает. Но ведь в Европе, повторюсь, и без этого объеенились.

Ссылка на комментарий
С позволени Хана Батюшки получается??? Интересно интересно...

а как во время ига получали власть? вы этого не знали?

Благодаря ним мы и до них держались?? Чудно складывается! Логикак конечно есть

у вас глаза есть или нет? где я написал, что до монголов держались, благодаря монголам?

Но ведь в Европе, повторюсь, и без этого объеенились.

ну да, конечно, в Европе и без этого все объе*енились, всегда это знал.

Ссылка на комментарий

Чингис - Хан..

Хороший завоеватель и строитель некой империи в своё время...

Он своего рода был таким-же - ну как и Македонский в своё время....

Но мир уже давно изменился...

Он был со своим нравом, с подходам и целями - в угоду своему времени...

Он строил империю (как бы то ни было) - и дела продолжали его сыны, которые более преуспели в своём деле в данной области...

Но это прошлое - а надо жить настоящим...

Нехрен ворошить то, что было многие века назад и строить гордыню о своих великих предках...

У нас у всех они великие...

Надо думать о будущем, и соотносить реалии не в угоду прошлому - а в перспективу на будущее....

Ссылка на комментарий

В серъёном разговоре да. Но не в попытке оправдать введение почты да монгольских слов миллионами русских и загубленной промышленности.

Ы! школота на каникулах и жгет напалмом! Интересно что за такая промышленность была в 13 веке в Киевской Руси?

"А еще этот Чингисхан засудил московский Спартак в матче Лиги Чемпионов! Позор ему!".

PS: Я же говорил, что тема для срача. :)

Ссылка на комментарий
ты просто отмахиваешся, потому что боишся признать правду. А она очень горькая.

Так называемое "Завоевание" носило характер вооружённой экспедиции. В следствии чего потери были минимальными.

Жить надо не по лжи, чему ты не следуеш.

:) Мне это Клондайк говорит???))

Причем я не оправдываю завоевания Чингисхановой Империи, а осуждаю.

Бывают же моменты, когда Клондайк радует дядушку Топоруса. Правда очень редко. Больше огорчает.

Ты же, являясь российским имперцем, по сути являешся чингисханистом, продолжателем дела Чингисхана, сторонником деспотизма и имперской идеологии рабства.

И к астрологу ходить не надо

Добавлено спустя 3 минуты 6 секунд:

Reallamos

Комплексы в другом месте проявляй.

а как во время ига получали власть? вы этого не знали?

Ярлык, само собой. Но какая связь: выбача ярлыка и отражение шведов? Ярлыком отмахивались? Или багатуров присылали на помощь?

у вас глаза есть или нет? где я написал, что до монголов держались, благодаря монголам?

Так это я сам написал. Но ведь держались.

ну да, конечно, в Европе и без этого все объе*енились, всегда это знал.

:lol: опечатался. Суть то ясна?

Ссылка на комментарий
Чингисхан не был таковым, он хотел покорить себе все земли, вплоть "до края земли, дойдя до океана". Он почти это сделал, но он не убивал людей по расовому признаку, убивал непослушных и предателей. Как раз таки, он не давил на религию и убеждения завоеванных государств, в этом плане предоставлялась свобода вероисповедания.

Время было такое:не он,так ..кто-нибудь другой)))

Место под солнцем!!!!

Был справедливым...

Ссылка на комментарий

Россия - это не только русские, правильнее назвать весь конгломерат народов, населяющих территорию России - русскими и нельзя вычленять именно русских. а куда же девать множество народов (чуваши, крымские татары, коми, пермяки, башкиры, калмыки, татары, эвенки, буряты, мордовцы, и т.д.). Также, как и в современном Китае насчитывается около 300 национальностей, а мы их всех привычно называем китайцы.

Нашествие Чингисхана объединило всех этих половцев, печенегов и в том числе русских в одно государство Россию.

Поэтому нелепо считать Чингисхана просто завоевателем, тираном и убийцей, надо рассматривать вопрос комплексно. Потому что если про Гитлера нам всё известно, о чистоте арийской расы и умерщвлении евреев, то с Чингисханом не всё так однозначно. Это огромный пласт культуры, слияния рас. Как можно взять и отмахнуться от всего этого, назвав его тираном и убийцей?

Кипчаки — феноменальное явление в истории суперконтинента Евразия первой половины II тысячелетия нашей эры. К началу XIII века они являли собой реальность одновременно как у Алтая, так и на берегах нижнего Дуная. И естественно — на всем громадном пространстве между этими двумя географическими регионами. Здесь они в ту пору снискали такую же славу, какую к концу одиннадцатого века имели сельджуки на всем мусульманском Востоке от Самарканда до Алеппо. А ныне название «кипчаки» мало кому известно. Что это был за народ? Куда потом делся?

Самый древний письменный памятник, сообщающий о кипчаках, известен тюркологам под названием «Селенгинский камень» (759 г.). Руническая надпись на нем свидетельствует, что «тюрок-кипчак» властвовал пятьдесят лет. Но целый ряд схожих по звучанию названий встречается еще в древних китайских анналах, которые датируются концом третьего века до н.э.: «кюеше», «кинча», «куча», «хабиса». Однако уверен-ности, что и тогда под ними имелись в виду рассматриваемые нами кипчаки, нет.

Согласно свидетельству персидского историка Рашид-ад-дина, кипчаки являлись одной из пяти ветвей тюркского народа под началом Огуз-хана. Их происхождение он объясняет вот такой легендой: Огуз-хан, потерпевший поражение от племени под названием «итбарак», был вынужден отступить на территорию между двумя реками. Во время этого пути у одной женщины, муж которой был убит в сражении, внезапно начались схватки, и она оказалась вынуждена отстать от других и скрываться в дупле дерева. Там у нее родился сын. Когда Огузу стало известно об этом, он сказал: «Поскольку у этой женщины нет теперь мужа, я усыновлю ее сына». Мальчик получил имя «Кипчак», что является производным от тюркского слова «кубук» (кора, дупло дерева). От него пошел народ под таким же названием. Спустя семнадцать лет Огуз взял верх над теми итбараками. Покорил Иран и вернулся на родину. Позже, когда восстали итбараки, Огуз поселил народ Кипчака между их страной и рекой Яик (Урал). С тех пор кипчаки стали кочевать в тех краях и зимой, и летом.

Одним из первых мусульманских авторов, отметивших в своих трудах кипчаков, похоже, является Идриси (середина ХII века). Перечисляя известные ему тюркские племена, он называет одно из них «кифчак». А вот в XIII-XV вв. уже все мусульманские историки и географы, так или иначе, упоминают кипчаков (Абульфеда, ибн-Батута, Месалек-алабзар и т.д.).

Средневековые китайские авторы стали использовать название «кинча» применительно к Дешт-и-Кипчаку или стране кипчаков с 1223 года. Иелю Чу-цай, сопровождавший Чингисхана в его походе на запад, пишет «кофуча». В его описании страна этого племени представляет собой обширные степи без городов, но с бесчисленными стадами скота и косяками лошадей. Юань-чао-пи-ши называет кипчаков «кибча», а Юань-ши постоянно использует вариант «кинча». Летопись «Кань-му» (1237 г.) отмечает, что страна «Кинча» находится в тридцати тысячах ли от Китая. Летом там ночи настолько короткие, что солнце восходит снова почти сразу же после захода. Имеются великолепные лошади, и у богатых людей их бесчисленное множество. Эти степняки — мастера по изготовлению изделий из кожи и металла. Глаза у них голубые, а волосы — рыжие…

В китайских источниках название «кинча» фигурирует также в связи с биографиями таких выдающихся лиц, как Шанче-бабур, Ванджо-ду, Ботимур, Ванджо-бадур и Сидур, сын Тосуна. Все они в той или иной степени имели отношение к истории Китая и происходили из кипчаков.

А название «Дешт-и-Кипчак» было обязано своим происхождением мусульманским авторам и означало в переводе с персидского «Кипчакская пустыня» (или «степь»). И включало оно в себе степную полосу севернее Черного моря, Кавказских гор и Каспия.

О начальном этапе расселения кипчаков судить с какой-либо определенностью трудно. Но если принять во внимание информацию надписи на «Селенгинском камне», то получится, что в V-VIII вв. они входили в состав орхонских тюрок и жили в глубине Центральной Азии. Что же было потом? Потом — тот путь, на котором они как кочевники не были ни первыми, ни последними. Великий путь с востока на запад. В VIII-XI вв. кипчаки входили уже в состав племенного союза кимаков, который позже приобрел значение государства. Судя по всему, кипчаки и кимаки были родственны, говорили на одном языке. Но первые стремились сохранять свою индивидуальность. В начале отмеченного периода кипчаки населяли среднюю часть бассейна Оби, предгорья Алтая и берега Иртыша. А в X веке отдельные их части обитали уже на территории Центрального Казахстана, входя в соприкосновение с сырдарьинскими огузами. Их кочевья граничили тогда также с территориями Западного Казахстана и Западной Сибири. Постепенно кимаки теряли главенствующее положение в союзе, и уже к началу одиннадцатого века военно-политическая гегемония перешла в руки кипчаков. Продолжая двигаться на юго-запад и запад, они оказывали сильное давление на огузов. Те в свою очередь были вынуждены отходить на запад и тем самым давить на печенегов. Кипчаки заняли огузские земли в средней и нижней части бассейна Сырдарьи, Приаралье и Прикаспии и добрались на юге до границ древнего Хорезма. На западе оттиснутые ими огузы разгромили печенегов, но в 1065 году они потерпели сокрушительное поражение от византийцев и болгар. Вырвавшиеся вслед за ними за реку Урал части кипчаков оказались единственными хозяевами степной полосы отсюда до устья Дуная. В 1091 году они, объединившись с византийцами, окончательно добили печенегов.

Перебравшись в южную часть Восточной Европы, кипчаки быстро снискали повсеместную известность. Русские называли их «половцами», византийцы — «куманами», венгры — «кунами». В западных анналах утвердился византийский вариант. О том, как они себя проявили в домонгольский период, имеется обширная литература. Так что в целом можно сказать лишь следующее. В этой части Евразии кипчаки представляли собой влиятельнейший военно-политический фактор. Конечно, в тот период у них не было сильной централизованной системы власти, поскольку оставался весьма влиятельным институт родов, объединявшихся в племена. Экономической основой существования было экстенсивное животноводство. То есть каждое племя было привязано к своим кочевьям и блюло прежде всего собственные интересы. Поэтому создававшиеся для предпринятия масштабных акций союзы по их осуществлению быстро распадались. Тем не менее кипчаки умудрялись вмешиваться в дела многих близлежащих и отдаленных государств. Собственно, они продолжали в этом плане деятельность тех тюрков- наемников, которые еще в IX веке в Багдаде свергали (а иногда попросту убивали) одних халифов и выдвигали дремена раздирали противоречия. Одни из них были за то, чтобы войти в состав Казахского ханства, другие предпочитали перейти под опеку русского царя. Используя брожения в Большой ногайской орде, Хакназар-хан привлек на свою сторону много ногайских мурз и присоединил к Казахскому ханству левобережье Урала. Вскоре ногайским племенам междуречья Волги и Урала пришлось делать выбор уже в спешном порядке. Давление ойратов на казахские степи усиливалось, и в 1616 году одно из их племен, торгуты, прорвалось на запад и поселилось там в низовьях Волги. Название «торгуты» было трансформировано в «калмыки». Эти пришельцы покончили с лавированием Большой ногайской орды между русскими и Казахским ханством. Она перестала существовать. Одна часть ее племен переселилась на побережье Волги и присоединилась там к Малой ногайской орде. Другая — окончательно вошла в состав Казахского ханства в форме одного из его автономных образований под названием Младший жуз. Теперь казахскому государству приходилось иметь дело с ойратами и на востоке, и на западе. Калмыки номинально находились под властью русских и, опираясь на них, боролись с казахами. Однако вскоре русские сами стали селиться в междуречье Волги и Урала. Почва стала уходить у калмыков из-под ног. В этих условиях одна их часть была вынуждена, как и вытесненные ими самими ногайцы, перебраться на правобережье Волги. Другая часть предприняла попытку вернуться через страну казахов на прежние земли, оказавшиеся к тому времени под властью Китая. Переход, начавшийся в 1770 или 1771 году, был ужасен. Только половина пустившихся в путь добралась до цели и поселилась в Илийской долине.

В течение полутора веков отсутствия торгутов их ойратские собратья переживали полную событий историю. Одно из племен, джунгары, выросло под руководством своего вождя Галдана (1676-1697 гг.) в могущественное государство и стало наносить казахам такие сокрушительные удары, что оказалась под вопросом дальнейшая судьба как Казахского ханства, так и его народа. В 1710 году было созвано собрание представителей казахских жузов в Каракумах. Есть свидетельства, что на этом сходе звучали предложения уйти на запад, за Волгу. То есть даже спустя полтора века после перекрытия пути через Волгу русскими сознание кочевников Восточного Дешт-и-Кипчака продолжало считать возможным, как и сотни лет назад, такой исход. Как устойчивы стереотипы!

Более века длилась ожесточенная борьба между казахами и джунгарами за жизненное пространство. Это была схватка за право выжить. Она выработала в казахах монолитное единство духа и сознания. Иначе и не могло быть. Иначе проигрыш был бы неизбежен… Между тем Китай продолжал наступать на северо-запад. Джунгары, так и не сумевшие одолеть казахов, оказались в критическом положении. В 1757 году войска китайского императора разбили в пух и прах армию джунгарского правителя Амурзаны и покончили с последним из монгольских независимых государств. Эта победа позволила правителю Поднебесной империи включить в состав своей державы Восточный Туркестан и Джунгарию и учредить в 1760 году особую военно-административную единицу — имперское наместничество Синьцзян, что в переводе с китайского означает «новая территория» или «новые рубежи». Так в целом определились контуры Казахстана, или земли казахов. Дальнейшая история Казахстана описана в литературе подробно, поэтому останавливаться на ней не будем. Просто отметим некоторые примечательные моменты. В пору постепенного вхождения Казахстана в состав России коренное население имело дело в первую очередь с казаками. Этот громадный степной район осваивался и контролировался в основном силами пяти российских казачеств — Астраханского, Уральского, Оренбургского, Сибирского и Семиреченского. Казаки зачастую совершали разорительные набеги на аулы кочевников при поощрении царской администрации. Особенно отличалось в этом плане Уральское войско. Если коренное население предпринимало попытки организовать самозащиту, власти тут же снаряжали карательные экспедиции для усмирения «бунтарей». Короче, теперь русские казаки действовали против кочевников так же, как те в свое время — в отношении Киевской Руси. Но контакты между разными народами — это не только войны или притеснение одних другими. Даже в том случае, если при этом одна сторона считается победителями, а другая — побежденными, это еще и взаимообогащение культур, обретение новых возможностей для их самовыражения. О том, чему казахов научили до революции русские, написано немало. А вот что они сами брали у кочевников, живя рядом с ними? В частности, в области духовной жизни? Думаю, что тут тоже есть, о чем сказать. К примеру, А. Букейханов пишет, что один старый сибирский казак, провожая сына на русско-японскую войну напутствовал его так: «Налетай на врага с кличем «Аблай!». Изюминка тут заключается в том, что клич «Аблай!» — символ единства казахов в период борьбы с джунгарами. Видимо, вера казахов в дух своего легендарного предка оказалась столь сильной, что она со временем была перенята отчасти соседствующими русскими…

Вернемся к кипчакам. Что сталось с ними? Что это были за люди — племя, союз племен, народ или группа народов? Нет, этноним «кипчаки» означал нечто большее, чем эти понятия. Это был целый мир в Евразии. Такой же, как, скажем, мир восточных славян. Я надеюсь, что историческая наука и литература воздадут еще должное кипчакам, ведь кипчакский мир являл собой в XI-XVI вв., образно говоря, тигель для сплавов, в котором происходило смешение самых разных народов, рас, самых разнообразных культур. Пока не изучим как следует и без предвзятостей этот процесс, мы все так же не будем в состоянии понимать в правильном свете многое в истории нашей страны и ее народов. Игнорирование его — путь, ведущий к взаимоотчуждению и взаимных упрекам в плане истории. По этому пути мы, к сожалению, пришли уже довольно порядочное расстояние. Но надо найти в себе мужество отказаться от стереотипов и посмотреть на вещи трезво. В том числе и на свою историю.

Ведь к XVI веку кипчаки и кипчакизированные народы, народности и племена были распространены на громадной части всей степной и лесостепной полосы Евразии и представляли собой огромную массу людей. Куда все они потом делись? Одни влились в составы живших по соседству народов. Другие в союзе с представителями иных этносов образовали новые народы и народности. Третье, сохранив в целом образ жизни, традиции и язык кипчаков, обрели в ходе дальнейшего развития истории другие названия.

А теперь конкретнее об этом. Кипчаки, обитавшие между Волгой и Дунаем, в той или иной степени влились в составы почти всех восточно-европейских народов. Особенно ощутимым является их вклад в формирование современных русского и украинского народов. Через казаков и напрямую. Поменьше вобрали их в себя поляки и литовцы. Армянско-кипчакские связи — тема отдельного большого разговора… В XVI-XIX вв. многие тюркоязычные народы Российской империи назывались русскими «татарами». Потом выяснилось (благодаря лингвистам), что почти все они являются, как и казахи, каракалпаки и киргизы, в той или иной степени потомками кипчаков. А татарский язык, с которым русские столкнулись на Северном Кавказе, — одним из современных вариантов кипчакского языка. То, что все эти народы и народности имеют кипчакский корень, подтверждается включением их языков в одну подгруппу тюркской группы языков — кипчакскую. Даже сейчас эти языки настолько схожи, что все их носители без труда понимают друг друга. А вот антропологически эти народы очень разные. Впрочем, я предлагаю вашему вниманию их перечень, а вы посудите сами, исходя из своих знаний о них: казанские татары, башкиры, сибирские татары, каргаши (астраханские татары), крымские татары (их язык имеет диалекты, восходящие с одной стороны к кипчакскому корню, с другой — к огузскому), караимы, крымчаки, карачаевцы, балкарцы (таулы), ногайцы, кумыки, казахи, каракалпаки и киргизы. Можно, видимо, включить сюда и венгерских кипчаков. Об их дальнейшей (после 1240 года) судьбе мне известно следующее. После убийства Котан-хана 40 тысяч семей кипчаков, как уже говорилось, ушли в Болгарию. Большая их часть, очевидно, вернулась потом в Венгрию. Во всяком случае там есть область, которая называется Кунзаг (Кипчакия) и делится на два округа — Кишкунзаг (Малая Кипчакия), занимающая часть междуречья Дуная и Тисы, и Нагикунзаг (Большая Кипчакия), расположенная на правобережье Тисы в районе ее среднего течения. В справочниках отмечается, что живущие здесь кипчаки сохраняли свою автономию и свой язык до конца XVIII века и только потом были ассимилированы. А Иштван Коныр, о котором говорилось выше, свидетельствует, что кипчаки в Венгрии еще есть и что для них приезд в их страну казахских деятелей культуры и артистов — настоящий праздник.

В заключение несколько слов о том, какая есть связь между кипчаками и казахами. Историки и лингвисты утверждают, что кипчаки сыграли особо важную роль в образовании казахской народности. Однако современному казаху, все так же, как его предшественники, неплохо разбирающемуся в родо-племенной структуре своего народа, подобное утверждение может показаться странным. Ведь казахские кипчаки в наши дни живут в основном лишь в Тургайской и Кзыл-Ординской областях (район среднего течения Сырдарьи) и их удельный вес в общей массе казахов невелик. Но вот, послушайте, что пишет о происхождении казахского этноса все та же Британская энциклопедия: «Казахский народ, по всей вероятности, сформировался из кипчакских племен, составлявших часть населения Золотой Орды». (Британская энциклопедия (микропедия), т. 10, стр. 196). Мне думается, что эта мысль сформулирована не на пустом месте.

“Дешт-и-Кипчак” в переводе с персидского означает “Степь половецкая” (половцы – это летописное название кипчаков). Тюркоязычные кипчаки известны, по китайским источникам, с III – II вв. до н. э. как племена, проживавшие на Северном Алтае. Значительно позднее, на рубеже VII–VIII вв., они оказались в подчинении Тюркскому каганату, а с середины VIII до конца Х в. составили западную ветвь населения Кимакского каганата.

В XI в., когда власть каганата ослабла, часть кипчаков начала переселяться в более плодородные и теплые земли, вытеснив печенегов и часть северных огузов. Подчинив себе эти племена, кипчаки пересекли Волгу и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая и вошла в историю как Дешт-и-Кипчак (сокращенно Дешт). В западноевропейских источниках кипчаки названы “куманами” (есть мнение о том, что куманы – это западная группа кипчаков).

Мощное движение к западу в XI в. как бы явилось обретением родины. Помимо печенегов и огузов (гузов), кипчаки ассимилировали также остатки булгар в низовьях Дона, тем самым укрепив свои позиции в Восточной Европе. В то же время кипчаки разделились на две основные, тесно связанные между собой группы: западную – между Днепром и Днестровско-Дунайским междуречьем и восточную – от Днепра до Волги и Яика. Западной частью половецких степей правил хан Боняк, получивший позднее титул “великий хан”, восточной – Тогур-хан (в русских летописях – Тугоркан).

Непросто складывались отношения кипчаков с русскими княжествами: в период с 1061 по 1097 г. произошло около десяти сражений между ними, победа в которых в основном принадлежала кипчакам. Однако в начале XII века под предводительством киевского князя Владимира Мономаха русские воины совершили двенадцать успешных походов на Дешт; в результате этих походов множество половецких пленников оказались на Руси, началась славянизация кипчаков, продолжавшаяся и в период правления сына Мономаха – Мстислава. После его смерти в 1132 г. положение существенно изменилось: отношения русских и половцев перестали быть напряженными, хотя отдельные очаги былой вражды еще вспыхивали.

Дешт-и-Кипчак переживает возрождение, начинается новый этап половецкой истории. Появляются могущественные ханы, среди них знаменитый Кончак – тот самый хан, который взял в плен новгород-северского князя Игоря в победном сражении 1185 г., захватил города Переяславль и Путивль. Помимо русских летописей, эти события были описаны и в известной многим поэме “Слово о полку Игореве”.

Именно в этот исторический период разрозненные племена объединяются и в более крупные орды, расширяются сферы их кочевий, численность населения возрастает. Укрепляются феодальные отношения, устанавливается феодальная иерархия: хан – султан (сын хана) – бек (крупный феодал) – би (аристократ рангом ниже).

С началом монгольского нашествия на Восточную Европу кипчаки также включились в борьбу с монгольскими завоевателями. В битве на реке Калке в 1223 г. объединенное русско-половецкое войско потерпело поражение от полководцев Чингиз-хана. В 1237 – 1238 гг., после Волжской Булгарии, пал и половецкий мир. Вскоре обширные кипчакские степи превратились в основные земли Золотой Орды.

Необходимо коротко назвать три круга ценнейших памятников половецкого мира, кипчакского этноса. Один из них – знаменитый “Кодекс Куманикус”, кипчакско-латинско-персидский словарь, созданный в 1303 г., уже в период существования Золотой Орды. Язык этого словаря очень близок к современному татарскому. Второй круг – богатые захоронения кипчакского воина вместе с останками коня и с вооружением (они являются весьма ценным историко-археологическим и антропологическим материалом). Наконец, третий – знаменитые кипчакские балбалы (“каменные бабы”), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.

Золотая Орда была крупнейшим государством развитого средневековья, очагом богатой цивилизации, ярким симбиозом кочевой и городской культуры. Название “Золотая Орда” больше распространено в русских источниках: так назвали вначале позолоченную юрту – ставку хана, потом оно перешло к его армии в целом, к населению и государству. Само слово “орда” (“урда” – середина) тюркского происхождения и нередко встречается в татарских источниках. В арабо-персидской географии это государство называется “Улус Джучи” по имени старшего сына Чингиз-хана, Джучи, которому были выделены западные, в том числе еще и незавоеванные земли Монгольской империи. Здесь “улус” надо понимать в смысле части этой империи, каковой вначале была Золотая Орда.

c25k.jpg

Золотая Орда в XIII – начале XV в.

Золотая Орда образована в начале 1243 г. Бату-ханом, сыном Джучи (Джучи умер еще в 1227 г. – в год смерти самого Чингиз-хана). После покорения Восточной Европы монгольская армия вернулась в свою землю, а Бату с 4-тысячным монгольским войском остался в низовьях Волги и основал там новое государство. Оно считалось улусом Монгольской империи лишь формально; в сущности, молодой хан уже не подчинялся центру, а позднее, при его внуке Менгу-Тимуре (1266–1288), Золотая Орда стала полностью самостоятельной – она чеканила монеты уже от имени своего хана.

Если создателями этого государства являлось небольшое число монгольской элиты, то его коренным населением были тюркоязычные народы: кипчаки, огузы, волжские булгары, маджары и др., а также тюркоязычные татары, известные еще по истории Тюркского и Кимакского каганатов; татары в XI – начале XIII в. составляли также часть населения Хорезма и государства Караханидов в Средней Азии, остальные пришли в Восточную Европу в 20–40-х гг. XIII в. вместе с монголами. Небольшое число последних довольно быстро растворилось в этом тюркоязычном мире; позднее, к концу XIV – началу XV в., основное население Золотой Орды называлось уже татарами (в самом начале татар было намного больше монголов).

Золотая Орда состояла из двух частей: Ак (Белой) Орды – от Западной Сибири до Крыма с центром в Поволжье и Кок (Синей) Орды в западной части Средней Азии. Столицей государства был город Сарай в нижнем течении Волги – это Сарай (Сарай-Бату) в XIII и начале XV в. и Новый Сарай (Сарай-Берке) в XIV в, В Золотой Орде было около 150 больших и малых городов – часть из них являлись прежними городскими центрами Крыма, Волжской Булгарии и Хорезма, остальные, среди них самые большие, возникли на земле бывшего Дешт-и-Кипчак. В 32 городах чеканились монеты.

Основу хозяйства составляло кочевое скотоводство, пашенное земледелие, высокоразвитое ремесло. Улус Джучи вел широкую внешнюю торговлю почти со всеми странами мусульманского Востока и основными центрами европейского мира. По степени влияния на политику тогдашней Центральной Евразии ее можно сравнить лишь с предшествовавшим Арабским халифатом. Золотая Орда была феодальным государством, во главе которого стоял хан из династии джучидов. В период своего могущества, почти до конца XIV в., она держала мощную, хорошо вооруженную армию.

Городская культура с ее мозаичной и майоликовой монументальной архитектурой, водопроводами – в целом богатейшая материальная культура, декоративно-прикладное искусство достигли высшего уровня развития в XIV в., особенно в периоды правления ханов Узбека, Джанибека, позднее Тохтамыша. Это также эпоха расцвета золотоордынской поэзии, представленной именами Саифа Сараи, Котб, Хорезми и других татарских поэтов.

Ссылка на комментарий

Да нормальный мужик был. :yes:

Я лично не ударяюсь в крайности по его поводу. Чингисхан к нам как таковым, никакого отношения в принципе не имеет. Яркая историческая личность. А тема может в очередной раз свалится в нац.выеснения.

Ссылка на комментарий

имхо, без монгольского ига, Руси как таковой уже не было бы, она была бы разорвана на куски европейскими завоевателями.

Этот миф уже задрал. Хоть одно материальное доказательство ига в студию.

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...