Перейти к содержанию

Этот День в Истории


Рекомендуемые сообщения

13 июня 1912 года в Москве открылся Музей изящных искусств имени Александра III (ныне - Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина). Создателем и первым директором музея был Иван Владимирович Цветаев. Долгожданное открытие было приурочено к торжествам по случаю столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года. «Честь и слава Ивану Цветаеву! Как собрано, как собрано! И все это так размещено, так преподнесено...», - восхищался Илья Репин.

Дочь директора музея, знаменитая поэтесса Марина Цветаева, писала: «Отношение к строящемуся музею было разное. Помню известного московского педагога, говорившего мне, гимназистке: «Зачем музей? Сейчас нужны лаборатории, а не музеи, родильные дома, а не музеи, городские школы, а не музеи…» В общем, интеллигенция и молодежь относились равнодушно, и отец в своем деле (как каждый любящий — в своем!) был одинок»…

Сейчас Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина - второе в России по значению (после Эрмитажа в Санкт-Петербурге) собрание произведений зарубежного искусства с древнейших времен до XX века.

В конце 1896 года в столичной печати были опубликованы условия Конкурса на составление проекта здания для Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, который по просьбе университета проводила Петербургская Академия художеств. С этого момента началось осуществление давней мечты о создании в Москве художественно-образовательного общедоступного музея.

Проекты подобного учреждения неоднократно излагались в печати княгиней Зинаидой Александровной Волконской и Степаном Петровичем Шевыревым (1831), профессором Карлом Карловичем Гёрцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Николаем Васильевичем Исаковым (1864). О необходимости Москве такого музея неоднократно с 1893 года писал и профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев (1847–1913). Он же разработал условия Конкурса.

Конкурс привлек 19 архитекторов из разных городов России. Рассмотрено было 15 проектов и 7 из них удостоены наград. Правлением университета был избран в качестве строителя один из награжденных конкурсантов, сравнительно молодой, но известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858–1924). Им и был выработан окончательный проект, отвечавший требованиям Правления и Комитета по устройству Музея. В сооружении здания участвовал инженер Иван Иванович Рерберг (наблюдение за строительством и отчетность).

Закладка здания Музея 17 (29) августа 1898 г. на Колымажном дворе. В центре – павильон, где происходила церемония, справа – трибуны для гостейЗдание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Электрического освещения в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный Музей лучше всего при естественном освещении и открыт он будет лишь в светлое время суток.

Значительна роль Цветаева в формировании облика Музея. Он рассматривал его не только в градостроительном смысле, в качестве здания, имеющего общественно-культурное назначение, располагающегося на территории вблизи Кремля и напротив храма Христа Спасителя, но и как учебный объект по истории архитектуры. Желая избежать распространенного в то время в архитектурной практике эклектического соединения стилей, Цветаев, составляя условия для участников архитектурного конкурса, особенно подчеркнул, что проект должен быть выполнен или в формах античной архитектуры, или в стиле эпохи Возрождения. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. Стремясь к научной точности и в деталях, Цветаев постоянно обеспечивал архитектора новейшей специальной литературой по наиболее характерным, образцовым для своих эпох архитектурным памятникам, которые предполагалось использовать в качестве ориентиров или прообразов при проектировании фасада и интерьеров. Так, например, главный фасад Музея украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421—406 гг. до н.э.). Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец.

Для организации Музея при Московском университете в 1898 начал функционировать Комитет по устройству Музея изящных искусств имени Александра III. Он задумывался как добровольное сообщество лиц, желающих активно участвовать в систематическом распространении научных знаний в области изящных искусств среди широких кругов русского общества и объединял руководство университета (Правление в полном составе), профессоров историко-филологического факультета и высших представителей властей с частными лицами, приносившими средства на организацию Музея, дарившими экспонаты или оказывавшими другие важные услуги работе Комитета. Участие в его работе для всех членов, кроме архитектора и его помощника было безвозмездным. Назначение Комитета — содействие университету в сооружении здания Музея и в комплектовании его художественными и научными коллекциями, в изыскании денежных средств для дальнейшего существования Музея. Полученные суммы передавались Правлению университета, которое утверждало их расходование по представлению Комитета. Комитет учреждался на период сооружения Музея изящных искусств, однако фактически существовал до февраля 1917 года.

Председателем Комитета со дня его основания вплоть до своей гибели в феврале 1905 года был великий князь Сергей Александрович (1857–1905), который еще в 1894 году начал оказывать покровительство создаваемому университетскому Музею. По его докладу в июле 1895 года Николай II распорядился приостановить закладку на Колымажном дворе здания Промышленно-технического училища в память 25-летия царствования Александра II, чтобы освободить это место для Музея, а в 1898 году вся территория была безвозмездно передана для строительства. В том же году, благодаря ходатайству великого князя, из государственной казны было выделено на постройку Музея 200 тыс. рублей. Активное участие и заинтересованность великого князя в деле созидания Музея во многом предопределили общественный резонанс цветаевского начинания, выдвинуло его за рамки внутриуниверситетского и даже после гибели великого князя оставалось одним из решающих моментов в судьбе Музея на весь период его строительства.

И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов на ступенях Музея. 1912 г.

Товарищем (заместителем) председателя Комитета состоял Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913), крупный промышленник и придворный. На его средства был добыт и доставлен с Урала белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов Музея и для колоннады, оплачена стоимость гранитного цоколя и внешней лестницы Музея, цветных мраморов для парадной лестницы. Им заказаны два скульптурных фриза для фасада Музея. В 1897 году Нечаев-Мальцов приобрел для Музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта. Благодаря ему Музей получил целый ряд ценных копий со всемирно известных произведений искусства древности. В общей сложности им было потрачено на строительство и комплектование около 2 млн. рублей (две трети всей стоимости Музея). Нечаев-Мальцов внес свою лепту и в разработку парадной части Музея. Его мнение оказалось решающим при обсуждении планировки Центрального зала и ведущей к нему главной лестницы. Секретарем Комитета, а по сути фактическим организатором Музея являлся Цветаев.

Кабинет изящных искусств Московского университета. 1895 г.Церемония торжественной закладки здания Музея на Колымажном дворе состоялась 17 (29) августа 1898 года в присутствии членов императорской фамилии, попечителя Московского учебного округа, ректора и профессоров Московского университета, членов Комитета и почетных гостей.

Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, включавшего античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античной скульптуры и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию Кабинетом И.В. Цветаева в 1889 – 1890 годах началось его планомерное развитие, в особенности скульптурного раздела и библиотеки, и превращение его в Музей изящных искусств (с 1895 — им. императора Александра III) — учебно-образовательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах и гальванокопиях по единой научной программе должны были быть представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени (по XVI в.). В этом качестве Музей становился первым в России учреждением такого типа.

С 1881 года скульптурное собрание Кабинета располагалось в двух комнатах бывшего Больничного корпуса университета на Б. Никитской ул. Несмотря на тесноту и ветхость здания с 1894 года этот небольшой учебный музей стал доступен не только для студентов кафедры классической филологии, но и для всех любителей искусства. Однако в 1898 году, в связи со сносом здания, экспозиция была свернута. Слепки, непрерывно поступавшие из-за границы, в упакованном виде хранились в подвалах университета и Румянцевского музея, в складском помещении на территории строительства на Колымажном дворе. В 1904 году их начали перевозить во временные хранилища возводимого здания Музея изящных искусств на Волхонке.

Слепки и другие копии заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. Большую часть экспозиции Музея занимало античное искусство, главным образом ваяние. Коллекция отражала новейшие на тот момент археологические открытия и научные реконструкции скульптурных памятников. Искусство Средних веков, Итальянского и Северного Возрождения, впервые представленное в России, составляло самостоятельные разделы экспозиции. Многие произведения, показанные в Музее в первоклассных слепках и копиях, стали открытием для любителей искусств и художников хотя бы уже потому, что отображали оригиналы в их реальном масштабе.

В Музее при самом его начале стали формироваться собрания оригинальных произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Уникальная коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тыс. памятников), собранная русским ученым-востоковедом Владимиром Семеновичем Голенищевым, была приобретена у него государством и, благодаря хлопотам Цветаева, передана в Музей в 1909—1911 годах. Это событие выдвинуло университетский музей в число обладателей выдающихся древневосточных коллекций. Незадолго до открытия Музея русский дипломат Михаил Сергеевич Щекин пожертвовал собранные им произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII—XV вв., великая княгиня Елизавета Федоровна и сын славянофила Алексея Степановича Хомякова Дмитрий Алексеевич подарили Музею первые подлинные итальянские скульптуры XVI—XVII вв., археолог граф Алексей Александрович Бобринский — канделябры, часы и другие образцы французского художественного литья XVIII—XIX вв. Через племянника коллекционера была получена небольшая коллекция графики старых европейских и русских мастеров Сергея Васильевича Пенского.

На открытии Музея 31 мая (13 июня) 1912. В центре царская семья, И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов. Кадр из кинохроникиВ 1909 году, за три года до открытия, законодательно были утверждены ежегодные штатные суммы для Музея изящных искусств. До этого времени Музей строился и экспонаты заказывались главным образом на денежные средства членов-учредителей Комитета и других жертвователей, общее количество которых первоначально превышало 40 человек. В 1895 году 150 тысяч рублей на строительство здания выделили из капиталов купеческой вдовы Варвары Андреевны Алексеевой ее душеприказчики Михаил Степанович Нагаткин и Константин Алексеевич Казначеев, симпатизировавшие Цветаеву и его начинанию. Единственным условием пожертвования было присвоение будущему музею имени императора Александра III — в этом они ссылались на устную просьбу своей доверительницы. Получение этой суммы определило намерение строить Музей в значительных масштабах и не в переулке, как думали раньше, а на видном месте. Новое местоположение потребовало высокого художественного уровня проекта, обеспечить который должен был архитектурный конкурс.

На строительство экспозиционных залов в разное время внесли средства предприниматель и благотворитель Степан Алексеевич Протопопов, владельцы текстильных фабрик братья Арманд, великие князья Сергей и Павел Александровичи, московская благотворительница Мария Семеновна Скребицкая, писатель и издатель Николай Иванович Пастухов, предприниматель и благотворитель Павел Григорьевич Шелапутин, мануфактурист и собиратель произведений новых русских и французских художников Михаил Абрамович Морозов, владельцы усадьбы «Архангельское» Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович Юсуповы, предприниматель Иван Андреевич Колесников и его жена Ксения Федоровна, Александра Васильевна Протасова, душеприказчики Елизаветы Ивановны Бенардаки, а также банкир Иван Михайлович Рукавишников (Нижний Новгород) и промышленник Михаил Николаевич Журавлев (Рыбинск). Некоторые оплатили по два зала. На экспонаты деньги пожертвовали чаеторговец Константин Семенович Попов, коллекционеры Козьма Терентьевич Солдатёнков и Павел Михайлович Третьяков, тесть Цветаева Александр Данилович Мейн, архитектор Федор Осипович Шехтель, князь Александр Алексеевич Щербатов, королева греческая, урожденная великая княжна Ольга Константиновна, основатель Кустарного музея в Москве Сергей Тимофеевич Морозов, гравер и собиратель редких гравюр Николай Семенович Мосолов, земский деятель и литератор Дмитрий Федорович Самарин, банкир Лазарь Соломонович Поляков, вдова и сын знаменитого врача-терапевта Григория Антоновича Захарьина Екатерина Петровна и Сергей Григорьевич, а также его дочь Александра Григорьевна Подгорецкая и другие.

Создавая Музей, Цветаев пользовался консультациями таких специалистов, как автор книг по древнерусскому, византийскому и итальянскому искусству Дмитрий Власьевич Айналов, историк византийского и древнерусского искусства Никодим Павлович Кондаков, фольклорист и этнограф Всеволод Федорович Миллер; художников Виктора Михайловича Васнецова и Василия Дмитриевича Поленова. К оформлению интерьеров здания привлекались художники Павел Васильевич Жуковский, Александр Яковлевич Головин, Игнатий Игнатьевич Нивинский, Клавдий Петрович Степанов. Из зарубежных ученых наибольшим авторитетом у Цветаева пользовался археолог, директор скульптурного собрания Дрезденских королевских музеев Георг Трей. Первыми сотрудниками Музея были профессор Московского университета антиковед Владимир Константинович Мальмберг (после смерти Цветаева — директор Музея), и петербургский востоковед Борис Александрович Тураев, создававший первую экспозицию Египетского и Вавилоно-Ассирийского залов. В Музей пришло молодое поколение: Александр Владимирович Назаревский, Николай Арсеньевич Щербаков и ученики Цветаева, только что окончившие Московский университет, практиканты Александр Николаевич Зограф, Дмитрий Саввич Недович, Алексей Алексеевич Сидоров. К работе были привлечены также ученицы Цветаева – слушательницы московских Высших женских курсов.

Научная программа Музея изящных искусств была в связана с лекционным курсом, читавшимся в Московском университете на кафедре теории и истории искусства. Организовав художественный Музей, Цветаев способствовал тому, что в Московском университете, впервые в России, вспомогательная кафедра истории искусств фактически превратилась в 1909 году в отделение, а сам предмет приобрел значение самостоятельной профилирующей дисциплины.

Первая экспозиция Картинной галереи Музея. Итальянский зал. 1924 г. Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая (13 июня) 1912 года. На церемонии присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Первым директором Музея с 1911 года до дня смерти был И.В. Цветаев.

Новый музей сразу приобрел популярность у широкой публики: посещаемость его доходила в будни до 700—800 человек, а в воскресенья и праздники до 2 500 человек. Приходили в основном преподаватели и учащиеся гимназий, Высших женских курсов, Московского археологического института, Народного университета им. А.Л. Шанявского. Музей интересовал и художников, и представителей духовного сословия. В залах проводились занятия со студентами и экскурсии для публики.

Кардинальные перемены, которые несла с собой революционная эпоха, не обошли и Музей. Весной 1923 года, в связи с общей реорганизацией музейной сети и перераспределением художественных ценностей, Наркомпросом РСФСР было принято решение об устройстве в Москве центрального Музея Старой западной живописи на основе иностранной части картинной галереи ликвидируемого Румянцевского музея с размещением его в здании Музея изящных искусств. Последний утрачивал статус учебного. С ноября 1923 года он был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. В 1924 году, помимо Румянцевского музея, сюда передавались картины из бывших собраний Генриха Атанасовича Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина, из Государственного музейного фонда и некоторые картины из музеев Ленинграда. Эти поступления в соединении с хранившейся в Музее коллекцией М.С.Щекина позволили научному коллективу Музея во главе с его директором профессором Николаем Ильичем Романовым создать научную экспозицию картинной галереи и 10 ноября 1924 года открыть первые ее залы.

До 1930 года продолжался процесс передачи в Музей картин из национализированных московских усадеб, из ликвидированного Музея иконописи и живописи И.С.Остроухова, а также из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи — непрофильных для них произведений западноевропейского искусства. Несколько партий картин было получено из Эрмитажа, других ленинградских музеев, Ленинградского музейного фонда. В итоге в Музее сложилось ядро Картинной галереи старых западных мастеров. К древневосточному собранию музея было присоединено свыше 1 тыс. клинописных табличек и около 3 тыс. других древневосточных памятников из бывшего Музея-института классического Востока.

В 1932 году Музей был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина.

Музей в годы войны. Упаковка экспонатовВ 1941—1944 годах бòльшая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания Музея, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции (открыта 3 октября 1946 года) под руководством директора Музея, скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова, зам. директора по научной работе профессора Бориса Робертовича Виппера и главного хранителя Андрея Александровича Губера. Были возобновлены популяризационная работа и комплектование, а также археологические раскопки, проводившиеся Музеем в Крыму и на Тамани с 1927 года.

Помимо регулярных экспедиций в Северное Причерноморье в 1951 — 1973 годах ГМИИ участвовал своим отрядом в работе Закавказской археологической экспедиции на территории древнего Эребуни совместно с Институтом археологии АН Армянской ССР и Государственным Эрмитажем; часть добытых памятников урартского искусства и культуры поступила в музейные фонды.

В 1948 году, в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) и разделом его коллекций между Москвой и Ленинградом в Музей было передано около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров 2-й половины XIX — 1-й трети ХХ веков, главным образом работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитых собраний московских коллекционеров Ивана Абрамовича Морозова и Сергея Ивановича Щукина, графическое собрание и архив. Это поступление приблизило хронологические рамки музейных коллекций к современности и придало музею славу обладателя всемирно известных шедевров. Фактически же зрители смогли понемногу знакомиться с этой частью коллекции только с 1953 года, когда отдельные произведения стали включаться в постоянную экспозицию Картинной галереи. Лишь в 1974 году, в результате реорганизации всей экспозиции Музея, был осуществлен широкий показ живописи и скульптуры из бывшего собрания ГМНЗИ.

С конца 1949 по 1953 год в большинстве залов Музея разместилась Выставка подарков И.В. Сталину. Однако 25 декабря 1953 года обновленная постоянная экспозиция была открыта, а с середины 1950-х годов выставочная деятельность Музея приобретает все больший размах. В целом, за время существования Музея, в его стенах состоялось свыше 1200 выставок, где экспонировались произведения как из собственных фондов Музея, так и из многих других отечественных и зарубежных собраний.

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля на выставке «Шедевры Дрезденской картинной галереи» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1955 г.Значительным событием в культурной жизни Москвы стала демонстрация в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1955 году шедевров Дрезденской картинной галереи, спасенных советскими солдатами от уничтожения во время войны и отреставрированных в стенах Музея под руководством Павла Дмитриевича Корина. Эта выставка стала первой в ряду выставок художественных произведений, перемещенных на территорию Советского Союза во время Второй мировой войны и сохраненных стараниями музейных сотрудников. Среди них в 1958, а затем в 1995 — 2007 годах в ГМИИ экспонировались: «Произведения искусства из музеев Германской Демократической республики. Живопись, графика, скульптура, прикладное искусство», «Выставка произведений европейской живописи XIV—XIX вв.», «Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кёнигса», «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана», «Археология войны. Возвращение из небытия», «Эпоха Мировингов – Европа без границ».

В 1985 году по инициативе советского коллекционера доктора искусствоведения Ильи Самойловича Зильберштейна и директора музея Ирины Александровны Антоновой был создан Отдел личных коллекций. По своему замыслу этот отдел явился новацией в музейном деле – впервые сами коллекции, а не только отдельные произведения из их состава становились предметом изучения и музейного собирания. Экспозиция Отдела открылась для посетителей в специально реконструированном здании (Волхонка, 14) 24 января 1994 года. В 2005 году он был переведен в другое помещение (Волхонка, 10/2).

В настоящее время в ГМИИ им. А.С.Пушкина сочетаются четыре типа экспозиции. Во-первых, это скульптурно-архитектурная экспозиция слепков, сохранившаяся с некоторыми изменениями от университетского периода Музея — скульптура Передней Азии, античность, Средние века, памятники Итальянского и Северного Возрождения. Во-вторых, это раздел, посвященный искусству и культуре древних цивилизаций в оригиналах – в экспозицию включены также и материалы из раскопок, проводившихся Музеем. В-третьих — это картинная галерея VIII—XX вв. В ней представлены произведения старых европейских мастеров, включая византийские иконы и древние мозаики, и работы западноевропейских и американских художников и скульпторов XIX—XX вв. Экспозиция организована по принципу показа национальных школ и смены художественных эпох. Наконец, в-четвертых — экспозиция Отдела личных коллекций, где демонстрируются художественные коллекции как культурное явление, с сохранением их целостности и с вниманием к личности собирателя.

Москва в произведениях художников. К 800-летию Москвы. 1947 г. Помимо экскурсионной и лекционной работы, ведущейся в Музее с самого его открытия, в области популяризации истории искусств ГМИИ является инициатором различных форм работы с детьми: это Клуб любителей искусств для учащихся средних классов, Клуб юных искусствоведов для старшеклассников, изостудия. Проводятся занятия для родителей с детьми («семейные группы»). В 2006 году при ГМИИ, в близлежащем старинном особняке, открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., 6, стр. 2, 3).

С августа того же года в бывшем помещении Отдела личных коллекций развернута значительно расширенная экспозиция живописного и скульптурного собрания ГМИИ, относящегося к XIX—XX векам. Здание это получило название «Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков».

Музей имеет отделы и в других районах Москвы. В 1996 году был организован Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева – отдел ГМИИ, размещенный в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и открытый 30 мая 1997 года (ул. Чаянова, 15). Его экспозицию составляют гипсовые слепки прежнего, университетского Музея, которые не вошли в основную экспозицию ГМИИ, или их дублетные экземпляры.

С 1981 года по предложению и при активном участии Святослава Теофиловича Рихтера Музей начал проводить в своих стенах международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», с 1997 года – «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». С 1999 года, по завещанию музыканта, в состав Музея включена его квартира, превращенная в мемориальную (Большая Бронная, 2/6, кв. 58).

В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 670 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

В рукописном фонде хранятся документы по истории Музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ.

При Музее имеются научно-реставрационные мастерские и одна из лучших в Москве специальная Научная библиотека.

В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

http://www.arts-museum.ru/

e2c99ababccb_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
14 июня 1940 года немецкими войсками был взят Париж.

В тот же день, вечером, гиганский баннер с фашистской свастикой был воздвигнут на Эйфелевой башне. Эта победа была очень значима для немцев, которые испытывали особую неприязнь к Франции, и в частности, к Парижу, поскольку на протяжении всей I Мировой войны французы волею судеб избежали немецкой оккупации. Реющая над Елисейскими полями свастика была своего рода местью немцев за позор в Первой Мировой.

Через восемь дней после захвата столицы Франции Анри Петен и другие французские политические лидеры подписали с фашистами перемирие. Согласно этому документу Германия аннексировала половину Франции, где устанавливался оккупационный режим. Промышленные, сырьевые, продовольственные ресурсы Франции оказались под контролем Германии. На оставшейся половине (на юге страны) власть передавалась марионеточному правительству Петена. Это перемирие было подписано в Компьенском лесу, что также было весьма символично, поскольку двадцать лет назад, в 1919 году, немцы именно там вынуждены были подписать акт о капитуляции.

Ссылка на комментарий
15 июня 1867 года родился поэт и переводчик Константин Бальмонт.

В начале прошлого века его имя знала вся читающая Россия. “То было время, когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта”, — писал об эпохе 1900-х Валерий Брюсов. Бальмонт, по словам Николая Гумилёва, “открыл для читателя сокровищницу мировой поэзии”, первым “пригласил мечту дальних стран на пир русской поэзии”. «Кому дорога русская поэзия, тому навсегда будет дорого певучее имя Бальмонта», - в свою очередь утверждал Георгий Адамович.

Поэзия Бальмонта, в отличие от большинства коллег-символистов, оптимистична, светла, далека от мистики, роковых предзнаменований и прочих тревожащих души настроений, которыми было пронизано творчество современников. Он писал:

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолётности я влагаю в стих.

В каждой мимолётности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?

Я ведь только облачко, полное огня.

Я ведь только облачко. Видите: плыву.

И зову мечтателей… Вас я не зову!

167277603.jpg

Ссылка на комментарий
16 июня 1925 года на берегу Черного моря в Крыму появился палаточный детский городок, которому суждено было стать сказкой, легендой детства многих поколений – пионерский лагерь «Артек».

Лагерь создавался в условиях завершающегося восстановления страны после гражданской войны и поначалу носил имя товарища Молотова. Очень быстро он стал самым престижным местом отдыха пионеров. Путевка сюда была высшей мерой поощрения.

С тех пор многое изменилось, историей стала уже сама советская пионерия. Но остров детской мечты по имени "Артек" по-прежнему притягивает к себе, учит смеяться, танцевать, делать открытия, дружить… Сегодня «Артек» - это международный детский центр отдыха, пожалуй, самый известный в мире.

Ссылка на комментарий

Блин, я чуть не пропустила(

Пятьдесят лет назад, 16 июня 1963 года, начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.

Летчик-космонавт СССР, первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области. Ее отец, Владимир Аксенович Терешков (1912-1940), работал трактористом, погиб во время советско‑финской войны. Мать, Елена Федоровна Терешкова (Круглова) (1913-1987), работала в колхозе. Летом 1945 года она с тремя детьми переехала в город Ярославль и стала работать на комбинате технических тканей "Красный Перекоп".

Валентина Терешкова окончила семилетнюю школу в 1953 году, вечернюю школу рабочей молодежи в 1955 году, Ярославский заочный техникум легкой промышленности в 1960 году, Военно‑инженерную академию имени Н.Е. Жуковского в 1969 году, получив специальность "летчик-космонавт-инженер". Кандидат технических наук (1977).

Трудовой путь Терешкова начала в 1954 году на Ярославском шинном заводе в сборочном цехе закройщицей. В 1955 году перешла на Ярославский комбинат технических тканей "Красный Перекоп" ровничницей в ленторовничный цех.

С 1960 года по 1962 год была освобожденным секретарем комитета комсомола этого комбината.

С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе, совершила 163 прыжка с парашютом.

В феврале 1962 года Валентина Терешкова была зачислена в космонавты-слушатели. С марта по ноябрь 1962 года она проходила общекосмическую подготовку и после сдачи государственных экзаменов была зачислена в отряд космонавтов. C января по май 1963 года готовилась к полету на космическом корабле "Восток-6" по программе женского полета в составе группы вместе с Ириной Соловьевой, Валентиной Пономаревой, Жанной Еркиной. Была назначена основным кандидатом на полет.

Космический полет совершила 16‑19 июня 1963 года в качестве командира космического корабля "Восток-6" по программе группового полета с кораблем "Восток-5", пилотируемым Валерием Быковским. Позывной — "Чайка". Продолжительность полета составила двое суток 22 часа 50 минут. За это время ее космический корабль 48 раз облетел вокруг Земли.

В ходе полета был проведен большой объем медико‑биологических исследований и дальнейшая отработка и совершенствование систем пилотируемых космических кораблей в условиях совместного полета.

В 1965-1966 годах Терешкова проходила подготовку в группе к полету на космическом корабле "Восход". В 1978 году, после возобновления идеи женского полета, прошла Государственную медицинскую комиссию и получила допуск к специальной подготовке.

В 1997 году была отчислена из отряда космонавтов и уволена в отставку из Вооруженных Сил в связи с достижением предельного возраста. Генерал-майор авиации в отставке.

Начиная с 1966 года Терешкова ведет активную государственную и общественную деятельность.

С 1968 года по 1987 год была председателем Комитета советских женщин.

Избиралась депутатом Верховного Совета СССР (1966-1989), членом Президиума Верховного Совета СССР (1974-1989); была вице‑президентом Международной демократической федерации женщин (1969-1987), членом Всемирного Совета Мира.

© РИА Новости. Александр Моклецов | Купить иллюстрацию

Герой Советского Союза Валентина Терешкова

Терешкова: "Она очень красивая, наша Земля"

В 1987-1992 годах Валентина Терешкова была председателем президиума Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами.

С 1992 года по 2004 год — председатель президиума Российской ассоциации международного сотрудничества.

В 1992-1993 годах — заместитель председателя Российского агентства по международному сотрудничеству.

С 1994 года по 2004 год Валентина Терешкова была руководителем Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при правительстве РФ (с 2002 года — при министерстве иностранных дел РФ); членом коллегии МИД РФ с 2002 года по 2004 год.

Летчик-космонавт СССР Валентина Владимировна Терешкова

© РИА Новости. В. Гревцов | Купить иллюстрацию

Валентина Терешкова - "Чайка", первой покорившая космос

В декабре 1995 года она баллотировалась в Государственную Думу России II созыва от движения "Наш дом — Россия", а в декабре 2003 года — в Государственную Думу IV созыва от избирательного блока "Российская партия ЖИЗНИ — Партия Возрождения России"; но избрана не была.

С 2008 года по 2011 год была депутатом Государственной Думы Ярославской области (ныне — Ярославская областная дума) пятого созыва от партии "Единая Россия". С 25 марта 2008 года — заместитель председателя Ярославской областной думы.

4 декабря 2011 года Терешкова была избрана депутатом Государственной Думы РФ VI созыва в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией "Единая Россия".

13 марта 2012 года была утверждена заместителем главы комитета Госдумы по международным делам.

Она имеет первый разряд по парашютному спорту, звание "Заслуженный мастер спорта СССР" (1963).

Валентина Терешкова об управлении кораблем: "Трудностей мы не боялись"

Валентина Терешкова — Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР (1963), лауреат Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2009), награждена многими орденами и медалями, как России, так и других стран. Среди них два ордена Ленина (1963, 1981), орден Октябрьской революции (1971), орден Трудового Красного знамени (1987), орден "За заслуги перед Отечеством" II (2007) и III (1997) степеней, орден Почета (2003), орден Дружбы (2011). Ей присвоены звания Герой Социалистического Труда Чехословакии, Герой Народной Республики Болгарии, Герой Труда Демократической Республики Вьетнам, Герой Монгольской Народной Республики, присвоен почетный титул "Величайшая женщина XX столетия". Терешкова удостоена ряда наград научных, общественных и религиозных организаций.

© РИА Новости. Владимир Родионов | Купить иллюстрацию

12 апреля 2011 года. Президент РФ Дмитрий Медведев награждает Валентину Терешкову орденом Дружбы

Валентина Владимировна — почетный гражданин 18 российских и зарубежных городов. Ее именем названы кратер на Луне и малая планета, улицы в нескольких городах. В Москве на Аллее героев космоса установлен бронзовый бюст первой женщины-космонавта.

В 2013 году в Индии в честь Терешковой была выпущена почтовая марка.

Валентина Терешкова была дважды замужем. Первым ее мужем был летчик-космонавт СССР Андриян Николаев (1929‑2004). Свадьба состоялась 3 ноября 1963 года. Вплоть до развода с Николаевым в 1982 году Терешкова носила двойную фамилию Николаева-Терешкова. В 1964 году у Терешковой родилась дочь Елена. Вторым мужем Валентины Терешковой был Юлий Шапошников (1931-1999), генерал‑майор медицинской службы, директор Центрального института травматологии и ортопедии (ЦИТО).

1319648624_88280e2b00248463f0ac9d3d07b_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
17 июня 1942 года в Каире родился Мохаммед аль-Барадеи, более 10 лет возглавляющий МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии.

В 1997 году его избрание на этот пост было сугубо политическим делом, поскольку администрация Билла Клинтона всего за несколько месяцев до этого отстранила его соотечественника — египтянина Бутроса Бутроса Гали — с поста генерального секретаря ООН. В качестве компенсации Египет получил другое престижное место. В 2001 году Мохаммед аль-Барадеи был переизбран на новый срок. Однако перед очередными выборами главы МАГАТЭ в 2005 году США категорически выступили против его кандидатуры.

За семь лет работы аль-Барадеи зарекомендовал себя грамотным руководителем и специалистом и не испортил отношений ни с кем из стран-членов, кроме США. Чтобы заблокировать его переизбрание, нужно было, чтобы против него проголосовали 12 из 35 стран, входящих в Совет управляющих МАГАТЭ.

Чем же прогневил египтянин Америку? Конфликт между ними берёт своё начало в 2002, когда США обвинили иракский режим Саддама Хусейна в обладании оружием массового поражения и потребовали от инспекторов ООН доказать это. Руководство проверкой было возложено на аль-Барадеи и его предшественника на посту главы МАГАТЭ Ханса Бликса. Проверка не принесла результатов, и за две недели до вторжения в Ирак в марте 2003 года аль-Барадеи заявил, что «международные инспекторы не нашли в Ираке никаких свидетельств работ по созданию ядерного оружия». США обвинили ООН в некомпетентности и направили в Ирак свои войска. Тогда больше всего пострадал Ханс Бликс, которому пришлось покинуть ООН. Впоследствии, оказалось, что МАГАТЭ и аль-Барадеи были правы. За несколько лет продолжающейся американской оккупации никакого оружия массового поражения в Ираке найдено не было.

Более серьёзный конфликт был вызван обвинениями США против Ирана в том, что Иран нарушает режим нераспространения ядерного оружия и пытается создать атомную бомбу. Мохаммед аль-Барадеи и Совет управляющих МАГАТЭ отказались поддержать США в их обвинениях, а инспекции МАГАТЭ нашли нарушения Ирана слишком незначительными.

И наконец, последней причиной для недовольства стала переданная одной из американских газет в октябре 2004 года, незадолго до президентских выборов в США, информация, утечку которой, по мнению США, мог организовать глава МАГАТЭ, о том, что американские военные потеряли в Ираке 377 тонн взрывчатки. К началу боевых действий взрывчатка хранилась на военном комплексе в 30 милях к югу от Багдада, но затем из-за халатности американцев оказалась разворованной. В дополнение к этому Мохаммед эль-Барадеи заявил, что из Ирака пропало огромное количество ядерного оборудования, которое имеет двойное назначение, а потому может быть использовано для создания оружия массового уничтожения.

Попытки скомпрометировать директора МАГАТЭ (прослушивание его телефонных разговоров и т.д.) результатов не дали. Его семья также не даёт повода для подозрений - жена Аида работает школьной учительницей, а дети Лейла и Мустафа живут в Лондоне и не связаны с ядерной сферой или иным бизнесом.

Несмотря на недовольство позицией эль-Барадеи, США не смогли набрать необходимое для его смещения количество голосов стран — членов Совета управляющих международного агентства. И 13 июня 2005 года кандидатуру египтянина единогласно поддержали представители всех 35 стран, входящих в Совет управляющих. Спустя четыре месяца Нобелевский комитет в Осло объявил о присуждении Международному агентству по ядерной энергии и его главе Мохаммеду аль-Барадеи Нобелевской премии мира. Вручение премии, которая составляет 10 миллионов шведских крон, состоялось в декабре 2005 года в норвежской столице.

Ссылка на комментарий
18 июня 860 года датировано первое известное историкам нападение руссов на Константинополь (Царьград). В этот день, повествует византийский хронист, руссы, приплывшие по Днепру и Черному морю, высадили десант и принялись разорять окрестности Константинополя и селения на прибрежных островах. Через несколько дней был подписан договор – первый известный нам международный договор в истории нашей страны. Стороны обещали установить отношения «мира и любви». Византийская империя обязалась ежегодно выплачивать дань руссам, они – воздерживаться от нападений на нее и в случае необходимости помогать византийцам военной силой. Очень важное значение для будущего имел тот пункт договора, согласно которому на Русь допускались христианские миссионеры-проповедники. Однако через пять лет византийцы перестали платить дань, и руссы предприняли в 867 году новый поход на Царьград. По новому договору Византия обязалась пунктуально выплачивать дань, регулировались правила торговли и предусматривалось постепенное крещение Руси. Особое значение в датировке первого похода и первого русско-византийского договора имеет то, что это случилось раньше так называемого «призвания варягов» (862 год), от которого под влиянием норманнской школы во многих публикациях, включая учебники, ведется отсчет русской истории.
Ссылка на комментарий

С днем рождения, Сэр Пол!

18 июня 1942 года родился идол современности, участник легендарной группы The Beatles - сэр Пол Маккартни. Сегодня ему исполняется 71 год. KiSIf3wOXLc_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Если хочешь жить легко

И быть к небу близко,

Держи сердце высоко,

А голову низко,

- советовал в своих стихах Федор Глинка, родившийся 19 июня 1786 года.

Он был солдатом, вольнодумцем и поэтом. Сражался под Аустерлицем, участвовал в Бородинской битве, в заграничных походах русской армии; окончил войну в чине полковника и был награжден золотым оружием за храбрость.

Федор Глинка был членом одной из первых декабристских организаций - «Союза спасения», и одним из руководителей «Союза благоденствия».

Излюбленным жанром поэта был, по пушкинскому выражению, "элегический псалом", в котором переосмыслялись библейские образы. Но всеобщую любовь принесли ему стихотворения «Узник» и «Тройка», ставшие словами известных песен.

1251325.jpg

Ссылка на комментарий
20 июня 1937 года восхищенная Америка сердечно встретила советских героев-летчиков. Выдающийся ас, командир экипажа АНТ-25 Валерий Чкалов, штурман Александр Беляков и Георгий Байдуков, стартовав из Москвы, совершили беспосадочный перелет в американский Ванкувер через Северный полюс. Полет продолжался 63 часа 16 минут, и за это время было преодолено расстояние в восемь с половиной тысяч километров. Возвращение летчиков в Москву вызвало бурное ликование всего советского народа. Это был великий праздник, сопоставимый разве что со встречей Юрия Гагарина после полета в космос – но до полета Гагарина было еще далеко.
Ссылка на комментарий
21 июня 1962 родился Виктор Цой.

Летом 1981 года была создана группа «Гарин и гиперболоиды», в состав которой, кроме Цоя, вошли Алексей Рыбин и Олег Валинский. После ухода последнего, осенью 1981 года, группа была переименована в «Кино» и в нее пришел Юрий Каспарян. С 1981 по 1990 год музыканты записали девять альбомов. А Виктор Цой к тому же снялся в фильмах «Конец каникул», «Рок», «Асса» и «Игла». В июне 1990 года группа дала последний концерт в Москве в Лужниках, а рано утром 15 августа 1990 года Виктор Цой на своем автомобиле попал в автокатастрофу на трассе под Ригой. Похоронен он в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. В 2002 году, в очередную годовщину со дня гибели музыканта, в Латвии, на 35-м километре шоссе Слока-Талси, месте трагедии, был установлен памятник. Средства на монумент лидеру культовой в 1980-х годах группы, были собраны на благотворительных концертах. Памятник, созданный художником Русланом Верещагиным и скульптором Амираном Хабелашвили, создан из черного металла и камня по одной из фотографий музыканта. На пьедестале выбиты слова из песни Цоя: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать...».

213071_s1.jpg

Ссылка на комментарий
"Я решил сегодня передать судьбу государства и нашего народа в руки солдат. Да поможет нам Бог в этой важнейшей борьбе", - обратился 22 июня 1941 года к нации Адольф Гитлер.

Из воспоминаний немецкого генерала Курта Типпельскирха: «22 июня в 3 часа 30 минут немецкая армия начала роковое наступление на восток по всему фронту от Чёрного до Балтийского моря…»

А вот воспоминания маршала Жукова: «В ночь на 22 июня 1941 года всем работникам Генштаба и Наркомата обороны было приказано оставаться на своих местах. Необходимо было как можно быстрее передать в округа директиву по приведению пограничных войск в боевую готовность. Всё говорило о том, что немецкие войска выдвигаются ближе к границе…»

В 3 часа 45 минут 22 июня 41-го года нарком Военно-морского флота Николай Кузнецов позвонил в Кремль и сообщил о немецком налёте на Севастополь. Со Сталиным его не соединили. Но - через несколько минут - перезвонил Маленков: "Вы понимаете, что докладываете?" - "Понимаю и докладываю со всей ответственностью: началась война..."

В 10 утра в Кремле в горячке распоряжений кто-то сказал, что надо бы выступить по радио. "Сталин был в таком подавленном состоянии, - пишет в мемуарах, опубликованных только в 1988 году, Анастас Микоян, - что не знал, что сказать народу, "которому обещал мир, а если войну, то на территории противника..."

Но выступление по радио все же состоялось. С правительственным заявлением выступил заместитель председателя Совнаркома и нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов:

«...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие…»

«…Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом, - отмечалось далее в правительственном заявлении. - В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.

...Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Ссылка на комментарий
23 июня 1941-го. Второй день войны. Мир изменился, и многое происходит впервые.

В Ленинграде подается первый с начала войны сигнал "Воздушная тревога".

Под Клайпедой фашисты расстреливают жителей села Аблинга – и это первое массовое злодеяние нацистов на территории СССР.

Наконец, в газете «Правда» впервые война называется Великой Отечественной.

Ссылка на комментарий
24 июня 1812 года армия Наполеона на лодках переправилась через Неман в районе нынешнего Каунаса – для России началась Отечественная война.

За переправой с берега наблюдал сам Наполеон. На другой день он писал жене: "Перешел Неман. Ничего серьезного. Все хорошо, только стоит ужасная жара".

Армия Наполеона насчитывала 640 тысяч человек, причем в основном это были не французы, а немцы, итальянцы и поляки - "двунадесять языков", как называли ее в России. Отечество наше, как почти всегда, оказалось не готово к войне и смогло выставить всего 220 тысяч солдат. Опытные полководцы Багратион и Барклай-де-Толли отступали, не ввязываясь в бой, до самого Смоленска, где было дано первое крупное сражение.

Французская армия двигалась медленно, всё время вытаскивая застрявшие в грязи пушки. Наполеон был озадачен: он не знал, что в России такие плохие дороги. К тому же крестьяне, которых он обещал освободить от крепостного права, почему-то не радовались свободе, а уходили в лес партизанить. До Москвы в сентябре добралось лишь 150 тысяч наполеоновских солдат. Всего же поход в Россию стоил жизни двум третям "Великой армии".

Ссылка на комментарий
25 июня 1907 года родился Арсений Тарковский - русский поэт и переводчик с восточных языков. Cторонник классического стиля в русской поэзии. Отец кинорежиссёра Андрея Тарковского..

Он очень любил этот день. Близкие вспоминали, что Арсений Александрович надолго укладывался в постель, ставил перед собой деревянную доску, кнопками прикреплял к ней лист бумаги и не вставал до тех пор, пока не рождалось новое стихотворение. Это был подарок самому себе.

Так, например, 25 июня 1935-го года, в свой 28-й день рождения Тарковский написал:

Хорош ли праздник мой, малиновый иль серый,

Но все мне кажется, что розы на окне,

И не признательность, а чувство полной меры

Бывает в этот день всегда присуще мне.

А если я не прав, тогда скажи - на что же

Мне тишина травы и дружба рощ моих,

И стрелы птичьих крыл, и плеск ручьев, похожий

На объяснение в любви глухонемых?

i_498.jpg
Ссылка на комментарий
Сегодня 25 июня — День дружбы и единения славян!

Ежегодно славяне всего мира 25 июня отмечают День дружбы и единения славян. Всего в мире насчитывается около 270 миллионов славян. Наиболее широко эта дата отмечается тремя дружественными странами — Россией, Украиной и Беларусью. Данный праздник является поистине народным. Он идёт от общих корней, культурных традиций и обычаев.

Славяне составляют основную часть населения Европы. Этот праздник отмечают русские, украинцы, поляки, сербы, словаки, словенцы, белорусы, чехи и болгары. Они празднуют его, даже если в данный момент проживают в других странах. Славяне составляют большинство в таких странах, как: Россия, Словакия, Сербия, Болгария, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Польша, Македония, Словения, Украина, Черногория, Хорватия, Чехия. Россия является одним из крупнейших государств, в котором славяне составляют подавляющую часть его жителей. Областные национально- культурные объединения вносят большой вклад в единение славян. Деятельность этих организаций позволяет сохранять связь времён. Они помогают из поколения в поколение передавать самобытные традиции, обычаи и обряды многовековой культуры славянских народов. При этом происходит укрепление гражданского мира и согласия. День единения славян был учреждён чтобы сплотить разные ветви славянства и упрочить связь поколений. Он призван сохранить многовековую дружбу и культуру славян. 25 июня в День дружбы и единения славян главы государств традиционно поздравляют граждан не только своей страны, но и всех братьев- славян с этой знаменательной датой. Праздник заставляет славян всего мира вспомнить о своем происхождении и корнях. Славяне представляют собой крупнейшую языковую и культурную общность народов мира.

В настоящее время славяне проживают на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Принято выделять три ветви славянских народов. Западные славяне – это: поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане. К южным славянам относятся: болгары, сербы, хорваты, боснийцы, герцеговинцы, македонцы, словенцы и черногорцы. Восточные славяне: белорусы, русские и украинцы. Проблема происхождения и древнейшей истории славян является одной из самых непростых. На её решение направлены совместные усилия археологов, лингвистов, антропологов, этнографов и историков. Современные славянские народы имеют достаточно разнородное генетическое происхождение. Этим можно объяснить сложность этногенетических процессов в восточной Европе. Эти процессы начались десятки тысяч лет назад, усилились во время Великого переселения народов в V веке и до сих пор продолжаются. Славянские языки принадлежат к ветви индоевропейской семьи языков. Они относятся к индоевропейским языкам группы сатем. Балтийские и славянские языки, с точки зрения лексики, морфологии и синтаксиса, имеют намного больше сходных черт, чем любые другие группы индоевропейских языков. Наличие ряда сходных черт у балтийских и славянских языков может свидетельствовать о том, что в древности существовало балто-славянского языкового единство. Долгое время не существовало самостоятельных славянских государств. Во второй половине XIX века славянские народы входили в состав трех империй: Российской, Австро-Венгерской и Османской. Исключение составляли только черногорцы и лужичане. Черногорцы жили в небольшом самостоятельном государстве Черногория, а лужичане проживали на территории Германии. К концу XX века уже все славянские народы получили государственную самостоятельность. Появлению письменности славянские народы обязаны Константину и Мефодию. Именно они упорядочили славянское письмо и полностью приспособили его для записи славянской речи, Огромная работа была проделана по созданию книжно-письменного славянского языка, который в дальнейшем получил название старославянского. У славян очень богатая и разнообразная культура. Ей стоит гордиться и демонстрировать её другим народам. Однако длительное время ей не уделялось большого значения, насаждалось всё западное. В рамках этого праздника в разных странах проводятся культурные мероприятия, направленные на возрождение традиций и культур наших предков.

Ссылка на комментарий
26 июня 1765 года Екатерина II подписала указ о создании Вольного экономического общества, призванного поощрять в России земледелие и домостроительство. Идея принадлежала уже умершему к тому времени Михайле Ломоносову, который мечтал о внедрении лучших зарубежных образцов в отечественное хозяйство. Екатерина выделила новому обществу 6 тысяч рублей и поставила во главе его своего статс-секретаря Адама Олсуфьева. Гербом вольных экономистов стал улей со слетающимися пчелами, рядом с которым была помещена надпись «Полезное». Общество распространяло в России картофель, сыроварение, вакцину против оспы, издавало сборники с оценкой хозяйственного состояния регионов. После 1917 года деятельность общества была запрещена, но с 1992 года оно возродилось под старым названием.
Ссылка на комментарий
27 июня 1925 года родился герой Советского Союза, российский космонавт Павел Беляев. В 1943-м году он добровольно вступил в ряды Советской Армии. Был принят в Ейское авиационное училище морских лётчиков-истребителей, которое окончил в 1945-м. Беляев участвовал в войне с Японией. В 1959-м окончил Военно-воздушную академию, а через год был зачислен в первый отряд космонавтов. Полет в космос в качестве командира экипажа Павел Беляев совершил в марте 1965 года. Это была легендарная космическая экспедиция на корабле «Восход-2». Впервые в истории космонавтики был выполнен выход космонавта Алексея Леонова в открытый космос, и впервые был осуществлен спуск с орбиты в ручном режиме. Именем Павла Беляева назван кратер на Луне и малая планета.
73_14_41_thumb.jpg
Ссылка на комментарий
28 июня 1569 года была заключена Люблинская уния, объединившая Польшу и Литву в единое государство – Речь Посполиту.

Сейм в городе Люблин был созван королем Сигизмундом Августом. Работа сейма началась в январе и продолжалась с перерывами до августа из-за борьбы польской шляхты за доминирование, а литовских вельмож – за сохранение самостоятельности. Сигизмунд Август сломил сопротивление элиты Великого княжества Литовского, передав Королевству Польскому часть литовских земель. Люблинская уния устанавливала единообразное государственное устройство во главе с монархом, избираемым совместно польскими и литовскими феодалами, с общим сеймом и денежной системой. Войска, законодательство и судебная система, а также казна оставались раздельными. Как единое государство Речь Посполита выступала и на международной арене.

Ссылка на комментарий
«Мы в ответе за тех, кого приручили». Помните? Это - слова мудрого Лиса, сказанные Маленькому Принцу.

29 июня 1900 года появился на свет автор этой замечательной детской сказки для взрослых Антуан де Сент-Экзюпери.

Сложно сказать, кем все же был Сент-Экзюпери - летчиком (один из пионеров почтовой авиации, он прокладывал новые воздушные трассы над Сахарой и Атлантикой) или писателем. Пожалуй, добрым наблюдателем. Подмечавшим все на свете благодаря удивительному дару остаться ребенком до самой смерти. «До чего же хорошо прибран мир, когда глядишь на него с высоты трех тысяч метров!», - восхищался он.

В годы второй мировой войны Антуан де Сент-Экзюпери сражался в Северной Африке, а в июле 1944 года не вернулся из разведывательного полета. Недавно был найден самолет с бортовым номером 2734-L, в котором летчик Сент-Экс отправился в последний полет. Пьер Бекер, исследовавший обломки и сумевший идентифицировать самолет, обмолвился, что, когда он увидел фрагмент с известным ему номером, несмотря на то, что находился под водой, не сумел удержаться от слез.

e13247d6ba1030c1799cb333ab132c1c_thumb.jpg
Ссылка на комментарий
30 июня 1863 года Александр II утвердил новый университетский устав, расширивший права высших учебных заведений. Назначенный министром народного просвещения либеральный Александр Головнин убедил императора даровать университетам некоторую автономию. Им разрешалось выбирать ректора и деканов факультетов, устанавливать правила внутреннего распорядка. Новый устав увеличивал количество учебных дисциплин и численность преподавателей. Упор делался на практические и лабораторные занятия, а также семинары. Если прежний министр просвещения, адмирал Евфимий Путятин, искоренял крамолу среди студентов и профессуры, то Головнин открывал закрытые Путятиным учебные заведения. При нем был учрежден Новороссийский университет в Одессе (одним из первых его выпускников стал будущий премьер Сергей Витте). Но увы - именно студенты, несмотря на все усилия Головнина, стали основой всех антиправительственных группировок, включая и погубивших царя террористов из «Народной воли». В 1880-е годы, при Александре III, университетский устав был пересмотрен.
Ссылка на комментарий
1 июля 1985 года лидер грузинской компартии Эдуард Шеварднадзе был назначен министром иностранных дел СССР.

Шеварднадзе стал идеологом нового мышления во внешней политике. Классовый подход к международным делам сменился "общечеловеческим". Опытные западные лидеры, такие как Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер, ловко использовали очевидные слабости "архитекторов перестройки". Очень скоро Запад сумел завершить 40-летнюю "холодную войну" в свою пользу.

Итоги работы Шеварднадзе на посту министра были удручающими: распались СЭВ и Варшавский Договор, развивающиеся страны - друзья СССР отвернулись от Москвы, не заплатив ей при этом огромные долги.

Уже после распада Советского Союза на юбилее Гейдара Алиева в Баку Шеварднадзе заявил, что, будучи членами Политбюро, они оба сознательно разрушали советский режим.

В 1992 году Эдуард Амвросевич стал президентом независимой Грузии.

Ссылка на комментарий
«Старик и море», «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол»… 2 июля 1961 года автор этих и других замечательных литературных произведений, нобелевский лауреат Эрнест Хемингуэй покончил с собой.

Первую попытку самоубийства писатель предпринял тремя месяцами ранее. Его угнетала мысль о том, что он больше не может писать, так как раньше. Вовремя подоспевшие жена и доктор отобрали у Хемингуэя заряженное ружье и дали успокаивающие лекарства. После двух месяцев реабилитации в клинике врачи решили, что писатель здоров и его можно выписать. Вернувшись, Хемингуэй разговаривал мало, но был спокоен и внимателен к своим близким. Как-то вечером жена Эрнеста Мэри вдруг вспомнила итальянскую песенку «Все говорят мне, что я блондинка», которую они когда-то очень любили. Она пришла в комнату мужа и запела. Эрнест, чистивший перед сном зубы, быстро завершил свое занятие и допел вместе с ней припев. Ничто, казалось, не предвещало трагедии. Утром, пока Мэри спала, писатель прошел в комнату, где хранилось оружие, взял со стойки любимое ружье, вложил два патрона в оба ствола, вставил дуло в рот и нажал оба курка. Он не оставил никакой записки.

А ровно через 35 лет – день в день - 2 июля 1996 года свела счеты с жизнью внучка писателя Марго Хемингуэй. Ей был 41 год.

Поначалу карьера Марго складывалась благополучно, но после двух неудачных замужеств она стала сильно пить. Попытки излечиться от алкоголизма успеха не принесли. Актриса замкнулась, стала жить в одиночестве в студии. С родителями она давно не общалась, с мужьями развелась, а детей, готовых оплакать ее бестолковую жизнь, у нее не было.

Подруга, обеспокоенная тем, что Марго не отвечает на телефонные звонки, забралась по приставной лестнице в окно и увидела на кровати тело, уже настолько разложившееся, что для окончательной идентификации пришлось обращаться к записям дантистов. А потом в комнате Марго нашли пустую упаковку от сильнодействующего снотворного. Газеты отделались констатацией факта: не слишком знаменитая актриса, не слишком удачливая фотомодель, не слишком добропорядочная женщина средних лет, питавшая слишком очевидную слабость к алкоголю, умерла. Возможно, из-за передозировки. Но возможно, и нет.

Ссылка на комментарий
3 июля 1926 года родился Владимир Богомолов - военный разведчик, писатель, автор повестей «Иван», «Зося», романа «Момент истины».

В 15 лет он бросил школу, приписал себе два года и ушел воевать. Был ранен, контужен, получил шесть боевых наград и дошел до Берлина. Он говорил: «С Отечественной войной - величайшей трагедией в истории России - необходимо всегда быть только на «вы». «Возвращение к войне неизбежно, - писал он. - Она была огромнейшим событием в жизни страны… Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся...».

В 1962 году по мотивам повести Богомолова "Иван" кинорежиссером Андреем Тарковским был поставлен известный фильм "Иваново детство", удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".

Но, пожалуй, самое знаменитое произведение писателя - роман 1973 года «Момент истины, или В августе 44-го», которым писатель ввел в обиход русского языка несколько новых понятий, прежде всего, это выражение "момент истины" - "момент получения информации, способствующей установлению истины". Роман переиздавался более ста раз и был дважды экранизирован, но из-за ряда сложностей к массовому зрителю дошёл только фильм «В августе 44-го» кинорежиссёра Михаила Пташука, поставленный в 2000 году на «Беларусьфильме». Музыку к этому фильму написал Александр Градский, он же исполнил песню, звучащую в финале – «Маятник качнется».

pic_5_aca3c8cc1ab5296d46349941febfd5ad_thumb.jpg

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...