Перейти к содержанию

Этот День в Истории


Рекомендуемые сообщения

HY_rG6_YHcE_e11f80c9b91840c9822839b394c29f82.jpg

23 мая 1977 года родился Евгений Родионов, рядовой российской армии, убитый в плену чеченскими боевиками за отказ от перемены веры в обмен на свободу.

Ссылка на комментарий
Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия — учителей словенских. Как известно, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатного и благочестивого рода и проживали в греческом городе Солуни.

24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами и славянскую азбуку создали в греческом монастыре.

Ученые считают, что славянская письменность была создана в IX веке, примерно в 863 году. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени одного из братьев, Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему.

Были созданы две азбуки — глаголица и кириллица. Кроме того, братья-греки перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь.

Добавлено спустя 3 минуты 26 секунд:

24 мая 1956 года в швейцарском городе Лугано прошел первый конкурс песни Евровидения. В конкурсе приняли участие представители стран Европы – Бельгии, Голландии, Италии, Люксембург, Франции, ФРГ, Швейцарии. Победительницей конкурса стала швейцарка Лиз Ассиа с песней «Refrain».

Идея создания музыкального конкурса – зрелищной развлекательной программы, которая бы способствовала культурному сплочению стран Европы, возникла в 1950-х годах и исходила от Европейского Вещательного Союза (ЕВС).

Опираясь на опыт фестиваля итальянской эстрадной песни в Сан-Ремо, популярность которого к этому времени уже вышла за пределы Италии, гендиректор телевидения Швейцарии М.Безансон предложил ежегодно проводить общеевропейский конкурс эстрадной песни. Целью конкурса было определить лучшую песню Европы. Осенью 1955 года Генеральная Ассамблея ЕВС одобрила концепцию конкурса Евровидения, который и был проведен 24 мая 1956 года.

Со временем популярность конкурса росла и число стран, желающих принять участие в Евровидение, также увеличилось значительно, но их одновременное выступление в одном конкурсе стало невозможным. Тогда было принято решение отстранять от Евровидения, проводящегося в следующем году, страны, показавшие наихудшие результаты. Это условие не касается только Германии, Великобритании, Франции и Испании, которые являются странами-основательницами ЕВС.

Сегодня конкурс эстрадной песни «Евровидение» – одно из самых ожидаемых событий в музыкальной жизни Европы, собирающее возле экранов телевизоров миллионы телезрителей, в том числе в странах, расположенных далеко за пределами европейского континента и не участвующих в конкурсе.

Ссылка на комментарий
25 мая 2003 года «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна признан лучшим мультфильмом всех времен и народов. Об этом было объявлено устроителями открывшегося в Токио «Мультипликационного фестиваля Лапута». Оргкомитет фестиваля обратился с просьбой к 140 мультипликаторам и кинокритикам из разных стран мира с просьбой назвать 20 лучших мультфильмов. Победил российский «Ёжик в тумане».

Ссылка на комментарий
26 мая 1929 года в в Ленинграде состоялась первая в СССР "народная пешеходная гонка" – массовое состязание в спортивной ходьбе. Маршрут гонки проходил от Нарвских ворот до Чернышевой площади. В соревновании приняли участие 712 человек, успешно дошли до финиша 338.

Состязание организовало редакция журнала «Спартак» и посвященна она была пятилетнему юбилею журнала. Победителем вышел Джанумов с результатом 42.20,0 (8 км).

В следующем году в массовом соревновании по ходьбе в Ленинграде принимали участие и женщины. Победил Тимофеев - 27.55 (5 км).

zdorov.jpg

Ссылка на комментарий
27 мая 1703 года (16 мая по ст. ст.) Царь ПЁТР I оставил запись в своем дневнике: «Крепость заложена и именована Санкт–Питербурх». Так же был назван город, ставший при нем столицей России.

Сразу же родилась первая легенда, что «когда Петр выбрал место, то все вдруг увидали орла, парящего над царем, и шум от парения его крыл был слышен. А в день закладки крепости снова появился орел, который с высоты спустился и парил над этим местом». Что делать гордой птице в финских болотах — большой вопрос, но и царя, трудившегося в этот день на верфи в Лодейном Поле, на месте события не было. Едва Нева на всем своем протяжении была отбита у шведов, царь начал объезд ее берегов с целью выбора места для крепости, доверив окончательный выбор своему ближайшему соратнику Александру МЕНШИКОВУ. Их внимание привлек небольшой (750 м в длину и 360 м в ширину) остров в самом широком месте реки, где она разветвлялась на три рукава. Одни называли его Веселым, другие — Заячьим.

Здесь началось строительство, и уже к осени на сооруженных из дерева и земли бастионах стояло 120 орудий. Губернатором (заметим, что до самих губерний еще 5 лет) новых владений стал Меншиков. Как сформулировал царь, «на все надлежит доброе око иметь губернатору». Первым городским архитектором стал только что принятый на русскую службу швейцарец Доменико ТРЕЗИНИ.

В первые годы никто не думал, что рождается новая столица страны. Опасность была слишком велика, так как шведы были рядом. Это был город–крепость, город–верфь, где на воду спускали корабли. Потому городское строительство велось стихийно, по старинке — сначала из дерева, потом стали ставить мазанки. Но через 10 лет, когда сюда перебрался двор и Петербург стал столицей, началось строительство из кирпича и камня, городские улицы приобрели стройность, их стали мостить камнем, а единственным сохранившимся сооружением первых лет сегодня является Домик Петра, сохранить который велел сам царь.

m_fa6363d0f9cc56ac_thumb.jpg
Ссылка на комментарий
28 мая 1893 года (16 мая по ст. ст.) В Москве состоялось торжественное открытие художественной галереи, переданной годом ранее городу ее основателем Павлом Михайловичем ТРЕТЬЯКОВЫМ (1832-1898).

Изобразительное искусство в России еще долго оставалось бы уделом талантливых одиночек, не появись в стране ценители национального искусства, выступившие в роли его собирателей, поддерживавшие как начинающих живописцев, так и опытных мастеров. Третьяков не первый в этом ряду, но именно он довел до конца идею о создании национальной галереи.

Было начавший свою коллекцию с приобретения в 21 год 9 полотен старых голландских мастеров, он быстро понял, что для такого собирательства у него нет ни опыта, ни знаний. А потом пришло осознание, что деньги можно вложить в поддержку русского искусства, приобретая картины на выставках и у самих художников. Начало ставшей достоянием России коллекции было положено в 1856 году покупкой двух картин, а в 27 лет в написанном перед выездом за границу завещании Третьяков уже весь заработанный собственным трудом капитал положил на создание в Москве художественной галереи. Когда дом стал мал для его коллекции, он приступил к строительству здания галереи в Лаврушкинском переулке.

Ее еще не существовало, а критик Владимир СТАСОВ уже писал о Третьякове: «Он один из тех людей, имя которых никогда не позабудется в истории нашего искусства... Чего не делают большие общественные учреждения, то поднял на плечи честный человек - и выполняет со страстью, с жаром, с увлечением и - что всего удивительнее - с толком».

В Лаврушинском переулке Замоскворечья, в доме, который семья Третьяковых купила в 1851 году, находится основное здание Третьяковской галереи. Так как рост собрания постоянно превосходил экспозиционные возможности Галереи, к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и 1902-1904, когда появился знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковской галереи.

2 апреля 1913 года Московская городская дума избрала попечителем Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря, видного художника, архитектора и историка искусства. Главное, чем ознаменовалась деятельность Грабаря, – реформы, превратившие Третьяковскую галерею в музей европейского типа с экспозицией, построенной по хронологическому принципу. В начале декабря 1913 года, к пятнадцатой годовщине смерти основателя Галереи, реформированный музей был открыт для публики. 3 июня 1918 года Совнарком издал Декрет, который объявлял Третьяковскую галерею государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. С этого момента музей стал называться Государственной Третьяковской галереей. После национализации директором Галереи был назначен И.Э.Грабарь. За первые же годы Советской власти собрание Галереи значительно увеличилось, что вновь остро поставило вопрос о расширении ее площадей.

Многое сделал для расширения имеющегося помещения и пристройки нового академик архитектуры А.В.Щусев, ставший директором в 1926 году. В 1927 году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом Соколикова). После перестройки в 1928 году он превратился в служебное здание, где разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. К Галерее это здание присоединялось специальной пристройкой. В 1928 году коренным образом были переоборудованы отопление и вентиляция. В 1929 году Галерея была электрифицирована (до этого она была открыта для посетителей лишь в дневное время).

В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году ее здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами заново выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А.А Иванова "Явление Христа народу (Явление Мессии)" (1837–1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы, что обеспечило непрерывность обзора. В результате этих перемен увеличилась экспозиционная площадь музея и началась работа над созданием новой концепции размещения произведений.

В 1936 году завершилось строительство нового двухэтажного корпуса с северной стороны основного здания - так называемого "щусевского корпуса", чьи просторные залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

Здание Галереи заметно пострадало от бомбежки во время Великой Отечественной войны (1941–1945): две фугасные бомбы, упавшие в результате налета немецкой авиации в нескольких местах разрушили стеклянное покрытие крыши, межэтажное перекрытие некоторых залов, пострадал главные ход. Восстановление Галереи началось уже в 1942 году и к 1944 году 40 из 52 залов были отремонтированы, что дало возможность вернуть экспонаты из эвакуации. В честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи, отмечавшегося в 1956 году, был достроен зал А.А.Иванова. К этому времени коллекция насчитывала более 35 000 произведений искусства.

К середине 1980-х годов возросшее количество посетителей, экскурсий, школьных кружков уже с трудом помещалось в залах музея. Вновь возникла необходимость расширения экспозиционной площади. Этим вопросом занялся Ю.К.Королев (1929–1992), в течение полутора десятилетий возглавлявший Третьяковскую галерею (1980-1992).

Строительные работы были начаты в 1983 году. Через два года был введен в строй депозитарий – хранилище произведений искусства, где также расположились реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И.М.Виноградский, Г.В.Астафьев, Б.А.Климов и другие), основанная на идее сохранения исторического облика здания. В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. В них в 1992–1994 годах проходила выставка шедевров из коллекции Галереи. В этом же здании была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб, поэтому оно получило название Инженерный корпус.

Принципиальной особенностью плана реконструкции было включение в музейный ансамбль храма Святителя Николая в Толмачах (памятник архитектуры XVII века) после его восстановления и освящения. Храм был утвержден в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. Строительство в Лаврушинском переулке заняло почти десять долгих лет: с 1985 по 1995 год.

Ныне комплекс зданий Третьяковской галереи, расположенный между Лаврушинским и Малым Толмачевским переулками, – любимое место не только москвичей, но и многих гостей столицы.

Сайт галереи: http://www.tretyakovgallery.ru/

4eed27d90ed2328163c3b08149313612_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
29 мая 1998 года американец Дэйв Смит пролетел, будучи выстреленным из пушки, 56 метров 60 сантиметров. Этот с позволения сказать "подвиг" был занесен в Книгу рекордов Гиннеса и считается мировым рекордом.

С тех пор лавры чемпиона не дают покоя поклонникам этого вида спорта. Несколько человек уже разбились насмерть, пытаясь побить рекорд Дэйва Смита.

Между прочим, все они - идеальные кандидаты на получение премии Дарвина. Уже более пятнадцати лет ее ежегодно вручают на Западе. Как правило, посмертно ее получают те индивиды, которые уничтожили себя наиболее необычным, можно даже сказать, идиотским способом. Правда, если претендент остался жив, но неспособен иметь детей, он имеет шанс получить премию при жизни. Собственно, премию вручают не просто так, а за то, что ее обладатель исключил свои гены из эволюционного процесса на благо потомков. Ведь согласно теории Дарвина, во время естественного отбора выживают сильнейшие, умнейшие и наиболее приспособленные. Получить премию, утверждают устроители, большая честь.

Вот только некоторые примеры. Премию Дарвина получил мужчина, раздавленный насмерть аппаратом для газировки. У мужчины были с собой деньги, но он решил вытрясти из автомата баночку на халяву.

В Канаде упал с 24-го этажа адвокат. Вообще-то он не собирался покончить жизнь самоубийством, а просто демонстрировал студентам-практикантам, какие прочные у них в офисе окна. Окна оказались непрочными, адвокат выбил стекло плечом и разбился.

А в Америке некто Роберт Пуэло буйно вел себя в магазине. Когда служащий решил вызвать полицию, Пуэло схватил хот-дог, запихал себе в рот и ушел, не заплатив. Полиция нашла его мертвым возле входа: из его горла медики вынули хот-дог, которым он подавился.

В Индии премию Дарвина получили два приятеля, которые в честь нового года залезли в клетку тигра и пытались надеть ему на шею гирлянду из ноготков в качестве подарка. Тигр юмора не оценил и порвал непрошенных гостей в клочья.

А вот мистер Кен Баргер случайно застрелил себя, когда проснулся от звонка телефона, стоявшего рядом с кроватью. Вместо телефонной трубки он взял с тумбочки Смит-энд-Вессон 38 калибра и нажал на курок, поднеся его к уху.

Еще один случай. Шесть человек утонули при попытке спасти цыпленка, упавшего в колодец с проточной водой. Их тела позже выловили в трехстах километрах южнее этого места. Цыпленка тоже выловили. Он, как ни странно, выжил.

Ну и последнее. Британец умер в судорогах, пытаясь показать другу, что во время стоянки поезда ток по проводам не течет. Нетрудно догадаться, кто выиграл этот спор.

1202643772_1200324474_1025904_20080114144233.jpg
Ссылка на комментарий
30 мая 1220 года родился князь Александр, который в 1240 году за битву со шведами на Неве получил прозвище Невский. Уже в конце ХIII века о ратных подвигах и других заслугах князя перед Отечеством было составлено «Житие Александра Невского». Выдающийся полководец, «защитник земли русской» канонизирован православной церковью и причислен к лику святых.

Происхождение. Начало княжения. Родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного (Удалого). Внук Всеволода Большое Гнездо. Первые сведения об Александре относятся к 1228 году, когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был отъехать в Переяславль-Залесский, свой родовой удел. Несмотря на свой отъезд он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр двух своих малолетних сыновей Федора и Александра. После смерти Федора Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича. В 1236 году он был посажен на новгородское княжение, а в 1239 году женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне. В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей.

Победа на Неве. Ледовое побоище. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведским отрядом, которым, по легенде, командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер (однако в шведской Хронике Эрика 14 века о жизни Биргера этот поход вообще не упоминается). Александр лично участвовал в битве, "самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь". Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским, но впервые это прозвище встречается в источниках только с 14 века. Поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили прозвище Невских, то возможно таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. Традиционно полагают, что сражение 1240 года предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли. По возвращении с берегов Невы из-за очередного конфликта Александр был вынужден покинуть Новгород и уехать в Переяславль-Залесский. Тем временем над Новгородом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель. Из Новгорода было отправлено посольство к Ярославу Всеволодовичу с просьбой о помощи. Тот направил в Новгород вооруженный отряд во главе со своим сыном Андреем Ярославичем, которого вскоре заменил Александр. Он освободил занятое рыцарями Копорье и Водьскую землю, а затем выбил из Пскова немецкий гарнизон. Вдохновленные успехами новгородцы вторглись на территорию Ливонского ордена и начали разорять поселения эстов, данников крестоносцев. Вышедшие из Риги рыцари, уничтожили передовой русский полк Домаша Твердиславича, вынудив Александра отвести свои отряды к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру. Обе стороны стали готовиться к решающему сражению. Оно произошло на льду Чудского озера, у Вороньего камня 5 апреля 1242 года и вошло в историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали часть Латгалии. Летом того же года Александр нанес поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, в 1245 году отбил Торопец, захваченный Литвой, уничтожил литовский отряд у озера Жизца и, наконец, разгромил литовское ополчение под Усвятом.

0027_027_Vyvod_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
31 мая 1804 года император Александр I издал указ "Об организации профессиональной пожарной охраны в городе Москве". Первая пожарная команда была сформирована из отставных солдат, к фронтовой службе непригодных. Пожарные части размещались в специальных съезжих дворах, где стояли пожарные обозы, запряжённые лошадьми, и хранился инвентарь. На зданиях пожарных частей строили каланчи, с которых велось круглосуточное наблюдение. В случае замеченных пожаров, часовые давали сигнал колоколом, вывешивали флаг, шар или фонарь. На готовность обоза к выезду отводилось две с половиной минуты. Первый автомобиль на вооружении московских пожарных появился почти сто лет спустя - в 1908 году.
Ссылка на комментарий
1 июня 1804 года родился гениальный русский композитор Михаил Иванович Глинка. Первым его учителем музыки был крепостной скрипач. Потом он учился у разных мастеров и в России, и за границей – именно тогда, по словам Глинки, начинают «все более и более проясняться» его мысли «о национальной музыке».

Слава первого композитора России пришла к нему в 1836 году, когда в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя». Вторая опера - «Руслан и Людмила» - была написана десять лет спустя и отличалась оригинальными музыкальными находками.

Творчество Глинки многообразно: симфонии, увертюры, оркестровки, камерные произведения и, конечно же, 80 знаменитых романсов и песен. Современники называли композитора «Пушкиным в нашей музыке».

Великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки М.И. Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии, в имении отца, капитана в отставке, Ивана Николаевича Глинки. Болезненный и слабый ребенок, он воспитывался своей бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких. Начальное образование получил дома. Музыкальные занятия с приглашенной из Петербурга гувернанткой, Варварой Федоровной Кламер, игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Музыкальные способности в это время выражались "страстью" к колокольному звону, Глинка умел на медных тазах ловко подражать звонарям.

В начале 1817 года Глинка был отвезен в Петербург, где его поместили в только что открытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Этот пансион был привилегированным учебным заведением для детей дворян. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин - младший брат поэта. Он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились. Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который "хаживал к нам в пансион к брату своему". Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Обучался музыке у лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианиста Джона Фильда, Шарля Майера. У итальянца Тоди М.Глинка начал учиться и пению. В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из пансиона, оказавшись одним из лучших учеников. В день выпуска он вместе со своим учителем Майером с успехом публично сыграл фортепианный концерт Гуммеля.

Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году - времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля "Швейцарское семейство". С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаны хорошо известные романсы и песни: "Не искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина и другие.

В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, на минеральные воды, но это лечение не поправило его слабого здоровья. В сентябре он возвратился в Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне до апреля 1824 года, а потом уехал в Петербург и поступил на службу в Министерство путей сообщения (1824-1828). Но так как служба отрывала его от занятий музыкой, Глинка вскоре вышел в отставку. Постепенно круг знакомств Глинки в Петербурге выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом, Одоевским. В апреле 1830 года ухудшившееся здоровье заставило Глинку выехать для лечения в Германию и Италию.

Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии Глинка изучал бельканто и итальянскую оперу, познакомился с Беллини и Доницетти. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка в июле 1833 года поехал в Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение нескольких месяцев брал у него уроки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов: "Венецианская ночь", "Победитель" и др. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы. В 1834 году он стал работать над оперой "Иван Сусанин", сюжет которой Глинке подсказал Жуковский. Занятия Глинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца. Глинка тотчас же отправляется в Россию. Заграничное путешествие неожиданно окончилось, однако он в основном успел осуществить свои планы. Вернувшись на родину, Глинка принимается за сочинение русской оперы. Ни семейные потери (смерть отца, а позже и брата), ни знакомства и амурные приключения (вроде истории с немкой Луизой), ни сватовство и женитьба не могли помешать этой работе. (В апреле 1835 года Глинка женился, избранницей оказалась Марья Петровна Иванова, миловидная девушка, его дальняя родственница. Но этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы).

Опера быстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большого театра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров А.М. Гедеонов с большим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. По-видимому, стремясь оградить себя от любых неожиданностей, он отдал её на суд капельмейстеру Кавосу, который являлся автором оперы на тот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв и снял с репертуара свою собственную оперу. Таким образом, "Иван Сусанин" был принят к постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперу вознаграждения. Премьера оперы "Жизнь за Царя" (в следующих постановках - "Иван Сусанин") состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным. Глинка писал своей матери на следующий день: "Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения... государь-император... благодарил меня и долго беседовал со мною..."

могилы Глинки М.И. и Шестаковой Л.И. За "Жизнью за Царя" в 1837 году последовали гениальный "Ночной смотр" и превосходная в музыкальном отношении "Херувимская", написанная для Петербургской Придворной капеллы, где Глинка после блестящего успеха своей первой оперы получил место капельмейстера (1837-1840). Еще в 1837 году Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет "Руслана и Людмилы". В 1838 году началась работа над сочинением, композитор мечтал о том, чтобы сам Пушкин написал для нее либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому. Опера создавалась в нелегкое для Глинки время. Он развелся с женой, а в ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами, сплетнями и утомительной службой в Придворной капелле, Глинка подал директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен.

В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: "Вальс-фантазию" (1839) и романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" (1840).

Весной 1842 года Глинка завершает работу над созданием своей второй оперы - "Руслан и Людмила", которая растянулась более чем на пять лет. Ее первое представление состоялось 27 ноября 1842 года, день в день через 6 лет после премьеры "Ивана Сусанина". Однако новая опера Глинки, в сравнении с "Иваном Сусаниным", вызвала более сильную критику. Царская семья покинула ложу до окончания премьерного спектакля, вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и "Иван Сусанин". Композитор тяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие - на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие и разнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус. В 1845 году он написал концертную увертюру "Арагонская хота", а вернувшись в Россию (1848) Глинка пишет еще одну увертюру "Ночь в Мадриде" (1851), тогда же была сочинена симфоническая фантазия "Камаринская" на тему русских песен.

В мае 1851 года умерла мать композитора, Е.А. Глинка. Полученное известие настолько потрясло композитора, что у него отнялась правая рука. Мать была самым близким человеком, и как оказалось трудно жить без нее. Глинке не было еще и пятидесяти, а физические силы его слабели. В 1852 году Глинка надеется поправить здоровье в Испании, но добравшись до Парижа задерживается там на два года. Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, а с 1856 года - в Берлине. Он был полон творческих планов, но не хватало сил довести до конца задуманные произведения. Глинка все слабел, и 3 (15) февраля 1857 года его не стало.

Он умер в Берлине, на чужбине, вдали от родных и близких. Был похоронен там в скромной могиле на лютеранском кладбище. В мае того же года младшая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова с друзьями перевезла тело в Кронштадт пароходом. 24 мая 1857 года гроб с телом Глинки опустили в русскую землю на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В 1859 году на могиле М.И. Глинки был открыт памятник (арх. И.И. Горностаев, ск. Н.А. Лаверецкий), а еще через 46 лет, в январе 1906 года, рядом была похоронена и Л.И. Шестакова. Первоначально композитор и его сестра были похоронены недалеко от входа на кладбище, в 1936 году при реконструкции некрополя, прах М.И. Глинки и Л.И. Шестаковой был перенесен вглубь кладбища, на Композиторскую дорожку.

1_674f04b7622a3e432e563c152fcf4dc4.jpg

Ссылка на комментарий

Да, 19 век - золотой век русского романса.

"Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности своей,

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней.

Уж я не верю увереньям

Уж я не верую в любовь..."

Это мой самый любимый романс у Глинки.

sylphizium, спасибо! За напоминание о прекрасном вечном.

Ссылка на комментарий
2 июня 1808 года родился Лаврентий Алексеевич Загоскин.

Будущий морской офицер, путешественник и исследователь Аляски появился на свет в селе Николаевка Пензенского уезда, в семье мелкопоместного дворянина. Он окончил Морской кадетский корпус, служил в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Астрахани.

В 1842–44 годах Загоскин обследовал заливы Нортон и Коцебу, бассейны рек Юкон и Кускоквим, открыл горный хребет, отделяющий Юкон от восточного побережья залива Нортон. Летом 1842-го на бриге он приплыл из Новоархангельска в Михайловский острог. Передвигаясь на байдаре, произвел опись побережья залива Нортон до устья реки Уналаклит. С наступлением зимы перебрался на собачьих упряжках в редут Нулато, обследовал низовья реки Коюкук. Следующим летом прошел до устья реки Тананы (притока реки Квикпак) и далее уже на байдаре исследовал и нанес на карту Квикпак от порогов до нижней луки. Летом 1844 года Загоскин продолжил обследование низовий Квикпака, а также среднего и нижнего течения реки Кускоквим. В 1846-ом через Сибирь он возвратился в Санкт-Петербург.

А год спустя вышла его книга «Пешеходная опись русских владений в Америке, произведенная лейтенантом Лаврентием Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 годах с меркарторскою картою, гравированную на меди» в 2-х частях. В этой книге дается первое подробное описание глубинных территорий полустрова. В ней также содержатся ценные этнографические сведения о коренных жителях Аляски, указаны ареалы их расселения, имеется составленная Загоскиным точная карта нижней части бассейна рек Юкона и Кускоквима, побережья Берингова моря между их устьями.

jpg.jpg
Ссылка на комментарий
3 июня 1843 года в Петербурге в семье начальника таможенного округа Петербурга родился Тимирязев Климент Аркадьевич. Один из первых ученых с мировым именем, поддержавших советскую власть, Тимирязев стал прототипом профессора Полежаева, героя фильма «Депутат Балтики». Его именем были названы сельскохозяйственная академия, станция Московского метрополитена, во многих городах были установлены памятники ученому.

Как и многие дети из дворянских семей той поры, Климент с раннего возраста проходил разностороннее домашнее обучение. Под влиянием прогрессивно настроенного отца мальчик с детских лет впитал в себя либеральные республиканские взгляды.

С 1860 года Тимирязев К. А. поступил учиться в Петербургский университет на камеральный (юридический) факультет, но затем перешел на другой факультет – физико-математический на естественное отделение. В 1861 году за участие в студенческих волнениях и отказ от сотрудничества с органами он был исключен из университета. Ему было позволено продолжать обучение в университете в роли вольнослушателя только через год. В качестве студена он уже опубликовал ряд статей по дарвинизму, а также на социально-политические темы. В 1866 году Тимирязев успешно окончил обучение со степенью кандидата и золотой медалью за работу «О печеночных мхах», которая так и не была напечатана.

Свою научную деятельность Тимирязев начал под руководством широко известного русского ботаника А. Н. Бекетова. Первый настоящий научный труд К. А. Тимирязева «Прибор для исследования разложения углекислоты» был опубликован в 1868 году. В том же году молодой ученый отправился за границу, чтобы расширить свои знания и опыт, а также и подготовиться к профессуре. Его учителями и наставниками были в том числе: Гофмейстер, Бунзен, Кирхгоф, Бертло, Гельмгольц и Клод Бернар. На формирование мировоззрения К. А. Тимирязева оказал влияние революционно-демократический подъем в России, а на развитие его научного мышления целая плеяда естествоиспытателей, среди которых были Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. И. Мечников, А. М. Бутлеров, Л. С. Ценковский, А. Г. Столетов, братья Ковалевские и Бекетовы. К. А. Тимирязев испытал сильное влияние от работ таких великих русских революционных демократов как В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и Н. А. Добролюбов, которые интересовались естествознанием и использовали научные достижения, чтобы обосновать материалистические взгляды на естественную природу. Огромное влияние на талантливого ученого оказало эволюционное учение Ч. Дарвина. Тимирязев одним из первых среди российских ученых познакомился с «Капиталом» Карла Маркс и проникся новыми идеями.

По возвращению на родину в 1871 году Тимирязев К. А. успешно защитил диссертацию «Спектральный анализ хлорофилла» на степень магистра и стал профессором Петровской земледельческой и лесной академии в Москве (в настоящее время она называется Московской сельскохозяйственной академией им. К. А. Тимирязева). До 1892 году Тимирязев читал там лекции по ботанике в полном объеме. При этом ученый вел активную и насыщенную событиями деятельность. В 1875 году Тимирязев стал доктором ботаники за труд «Об усвоении света растением». С 1877 года стал работать на кафедре анатомии и физиологии растений в Московском университете. Помимо этого, он регулярно читал лекции на московских женских коллективных курсах. Являлся председателем ботанического отделения Общества любителей естествознания, который работал в ту пору при Московском университете.

Стоит отметить, что с самого начала писательской деятельности научные работу Тимирязева отличались строгой последовательностью и единством плана, изяществом экспериментальной техники и точностью методов. Многие вопросы, намеченные в первых научных трудах Тимирязева, в более поздних работах были расширенны и дополнены. Например, по вопросам разложения углекислого газа зелеными растениями при помощи солнечной энергии, изучения хлорофилла и его генезиса. Впервые в России Тимирязев ввел опыты с растениями на искусственных почвах, для чего в 1872 году в Петровской академии он построил вегетационный домик для культуры растений в сосудах (первую научно оснащенную теплицу), буквально сразу после появления подобных сооружений в Германии. Чуть позже аналогичную теплицу Тимирязев установил в Нижнем Новгороде на Всероссийской выставке.

Благодаря выдающимся научным заслугам в области ботаники Тимирязева удостоили целого ряда звучных званий: члена-корреспондента Петербургской Академии наук с 1890 года, почетного члена Харьковского университета, почетного члена Санкт-Петербургского университета, почетного члена Вольноэкономического общества, а также многих других научных сообществ и организаций.

В научной среде Тимирязев слыл популяризатором естествознания и дарвинизма. Он всю жизнь посвятил борьбе за свободу науки и резко выступал против попыток превратить науку в опору самодержавия и религии. За это постоянно был на подозрении у полиции и чувствовал определенное давление. В 1892 году Петровская сельскохозяйственная академия была закрыта по причине неблагонадежности ее преподавательского состава и студентов, а Тимирязева исключили из штата. В 1898 году его за выслугу лет (30 лет стажа преподавания) уволили из штата Московского университета, в 1902 году Тимирязев заканчивает чтение лекций и остается заведующим ботанического кабинета. В 1911 году он в составе группы других преподавателей покидает университет в знак несогласия с нарушением автономии университета. Только в 1917 году его восстановили в звании профессора Московского университета, но продолжать работу он уже не мог из-за болезни.

Научно-популярные лекции и статьи Тимирязева отличались строгой научностью, ясностью изложения и отточенным стилем. Сборники «Публичные лекции и речи» (1888 год), «Некоторые основные задачи современного естествознания» (1895 год), «Земледелие и физиология растений» (1893 год) и «Чарлз Дарвин и его учение» (1898 год) были популярны не только в научной среде, а вышли далеко за ее пределы. «Жизнь растений» (1898 год) стала образцом доступного для любого человека курса о физиологии растений и была переведена на иностранные языки.

Тимирязев К. А. известен во всем мире. За свои заслуги на поприще науки он был избран членом Лондонского королевского общества, Эдинбургского и Манчестерского ботанических обществ, а также почетным доктором ряда европейских университетов – в Кембридже, Глазго, Женеве.

Тимирязев К. А. всегда был патриотом родины и был рад свершению Великой Социалистической революции. Ученый до последних дней принимал участие в работе государственного ученого совета Народного комиссариата просвещения РСФСР. Активно продолжал научно-литературную работу. В 1920 году ночью с 27 на 28 апреля всемирно известный ученый скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище. В Москве создан мемориальный музей-квартира Тимирязева и сооружен памятник. Имя Тимирязева присвоено Московской сельскохозяйственной академии и Институту физиологии растений АН СССР. В честь ученого назван район Москвы и улицы в разных городах России.

Kliment_Timiryazev.jpg

Ссылка на комментарий
Сегодня день рождения популярнейшего советского сатирического журнала «Крокодил». 4 июня 1922 года вышло первое еженедельное иллюстрированное сатирическое приложение к газете "Рабочий" (в последствии - "Рабочая газета") на 16 страницах, которое сначала называлось так же, как и газета, а с 13-го номера стало именоваться «Крокодилом». Первые два выпуска приложения были почти целиком посвящены процессу над эсерами, проходившему в те дни в Москве. В «Крокодиле» печатались Демьян Бедный, Владимир Маяковский, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров и многие другие известные писатели.

1275624752_kroko_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
5 июня 1910 года с полетов самолетов конструкторов Александра КУДАШЕВА и Якова ГАККЕЛЯ началась самостоятельная история российской авиации.

Своих первых авиаторов Россия готовила во Франции. За рубежом (во Франции, США, Германии) приобретались и первые самолеты, на которых с 1909 года в российское небо стали подниматься вместе с иностранцами свои пилоты, которых поначалу звали летунами. Но подлинное развитие национальной авиации началось с появлением аэропланов отечественной конструкции. Первым в воздух 5 июня поднялся киевский инженер путей сообщения Александр КУДАШЕВ на биплане собственной конструкции «Кудашев–1». Он оторвался от земли метра на три и пролетел несколько десятков метров. Полет выполнялся без предупреждения и потому не был зарегистрирован. Императорским Всероссийским аэроклубом официально признан первым состоявшийся на следующий день на Гатчинском аэродроме полет самолета «Гаккель–III» Якова ГАККЕЛЯ. Он преодолел по прямой около 200 м.

Вскоре судьба привела обоих изобретателей в Ригу. И это неудивительно, так как латвийская столица тогда была третьим по промышленному производству и седьмым по численности городом империи, ее порт — крупнейшим в стране, а предприятия входили в число лучших в мире. Строившиеся на Русско–Балтийском вагонном заводе автомобили побеждали в международных автогонках, здесь Александр ПОРОХОВЩИКОВ в Первую мировую войну создал первый в мире танк, но еще ранее построил свой первый самолет, на котором поднялся в воздух летом 1911 года.

Но он не был единственным, и Рига по праву может считаться одним из центров, где создавалась российская авиация. Завод «Мотор» (директор Теодор КАЛЕП) одним из первых в России наладил производство самолетов и моторов к ним, начав выпуск модифицированных самолетов «Райт». Тем же летом 1910 года, но неделей позже прошло испытание первого заводского самолета, завершившееся аварией. Первый полет над Ригой заводской пилот М. ТРАУТМАН совершил в январе 1911 года. Пытались построить в Риге свои самолеты Эдуард ПУЛЬПЕ, Карлис СКАУБИТС, гимназист РОЗЕНТАЛЬ. Даже когда «Руссо–Балт» был переведен в Петербург, уровень работ по авиации не снизился: в Риге организовали свои мастерские знаменитый пилот–спортсмен Владимир СЛЕСАРЕНКО и его жена Лидия ЗВЕРЕВА — первая русская летчица. Также в Риге располагался завод Коха, выпускавший лучший аэролак, обеспечивавший отличное натяжение самолетного полотна.

Кудашев построил и испытал весной следующего года в Риге на «Руссо–Балте» свой последний самолет, а Гаккель тогда же создал здесь первый в России самолет–амфибию «Гаккель–V». Всего Гаккель построил 9 типов самолетов, на его машинах были совершены первые междугородные перелеты в России. Две последние его модели не смогли пройти всех испытаний. Только годы спустя выяснилось, что конкуренты подкупили механика Гаккеля, выводившего из строя самолетные двигатели серной кислотой. Когда конструктор исчерпал все личные средства, а его ангар по невыясненной причине сгорел, он прекратил работу над авиапроектами, но позже еще раз прославил свое имя как создатель одного из первых в мире тепловозов.

Ссылка на комментарий
Сегодня утром над нами снова взошло яркое солнце русской поэзии. 214 лет назад в этот день в Москве родился великий классик Александр Сергеевич Пушкин. Со сказок о рыбаке и рыбке, Золотом Петушке и царе Салтане начинались литературные путешествия каждого из нас.

d_3D9rHmcos.jpg

Доклад Лобова Валерия Михайловича, посвященный ДНЮ РОССИЙСКОЙ НАУКИ, 200-летию КОЛЬЦЕВОЙ ПУШКИНСКОЙ НАУКЕ, поскольку в 1813 г. Пушкин написал первое пророчество о коммунистическом правлении (Партократии) в России-СССР с 1920 по 1998 г. в образе монаха Панкратия). Были представлены расшифровки пророчества Пушкина в «Руслане и Людмиле», ««Коньке-горбунке» и др., Нострадамуса (три Центурии за XIX -- XXI века), Василия Немчина, Иоанна Богослова «Откровение», расшифрованные Лобовым. Кроме этого были зачитаны прозрения монаха Авеля о «жидовском иге», переданные Павлом I в рукописи Николаю II по завещанию на 100 лет после его смерти; и санаксарских старцев, данные открытым текстом. Впервые было представлено пророчество Мартина Задеки о возрождении могучей России, а не косвенно отмеченное Пушкиным в «Евгении Онегине», в шутливой виде как сонник, объясняющий сны, но дающий любознательным толчок к поискам истины о Задеке.

Ссылка на комментарий
7 июня 1883 года состоялось освящение храма Христа Спасителя. Специально к этому дню Петр Ильич Чайковский написал вдохновенную торжественную увертюру «1812 год», исполненную храмовым хором.

Идея храма, который стал символом Москвы, была глубока и понятна русскому сердцу - он воочию напоминал, что Россия, не раз находясь на краю гибели в час страшных испытаний, была хранима Богом и спасалась от неминуемой гибели именно тогда, когда оставалась одна только Вера в спасение.

В обходной галерее помещались 177 мраморных плит с именами Георгиевских кавалеров и с описанием главнейших сражений 1812 года - храм стал настоящим музеем Отечественной войны, и его недаром называли «хранителем русской славы».

Заложенный в сентябре 1839 года, Храм Христа Спасителя строился 44 года на добровольные народные пожертвования. Поистине вся Россия любовно вкладывала в него душу. Даже в самых бедных крестьянских семьях откладывали «копеечку» в кружку для сбора пожертвований на строительство общерусского храма. Его продолжали возводить даже в самые нелегкие для страны годы.

Однако со златоглавым наследием прошлого не могли примириться новые правители Кремля. Еще в 1924 году родилась идея разрушить этот храм, чтобы поставить здесь памятник Ленину. По личному распоряжению Сталина в 1931 году храм был предназначен к сносу для строительства на его месте «главного здания страны» - Дворца Советов. Храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота сооружения составила бы 415 метров - оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире.

В полдень 5 декабря 1931 года храм взорвали. Мрамором из него выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки из благородного камня украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

От «чуда-дворца» Москву спасла Великая Отечественная война. В ее огненном чистилище воскресло национальное самосознание России, и время монументальных монстров кануло в Лету. Строительство Дворца Советов было прекращено.

Вместо него в 60-х годах построили невыразительный Дворец съездов в Кремле, а на месте котлована с заложенным «на века» фундаментом, в 1958 году появился открытый бассейн "Москва".

Но минули времена воинствующего атеизма, и в самом начале 90-х в сквере у бассейна появился деревянный крест и ящик для сбора новых добровольных пожертвований – на восстановление храма. И Храм Христа Спасителя был восстановлен.

091031d6e6e79d93867a8483d09de273_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
9 июня 1672 года родился Пётр I Великий (ум. 1725), царь России (с 1682 года) и первый российский император.

Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года[1]. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.

В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России.

280px_Peter_der_Grosse_1838_thumb.jpg
Ссылка на комментарий
10 июня 1584 года (31 мая по ст. ст. )состоялась коронация ФЁДОРА ИОАННОВИЧА. Впервые акт венчания на царство строго следовал византийской церемониальной книге. Главной составной частью церемонии стал выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира.

1291121689_4_resize_thumb.jpg

Ссылка на комментарий

как недавно это было ))) моя тетя в этот год родилась ))

Добавлено спустя 2 минуты 36 секунд:

В 1943 году в этот день венгерский журналист Ласло Биро получил патент на шариковую ручку. Еще в 1938 году, посещая типографию, он задумался над тем, как была бы удобна ручка с быстросохнущими чернилами. В Аргентине, куда Биро бежал от фашистов, он встретился с английским предпринимателем Генри Мартином, который сразу оценил изобретение.

Ручка Ласло, ко всему прочему, была способна писать на больших высотах при низком давлении. Так Биро получил заказ от Британских Королевских воздушных сил. В течение года бригада из 17 девушек сделала 30 тысяч авторучек для летчиков союзников.

Ссылка на комментарий
Сегодня день памяти великого человека, человека достойного звания «Герой России», Юрия Буданова!

10 июня 2011 года Буданов был убит на Комсомольском проспекте в Москве. Неизвестный выстрелил в него несколько раз и скрылся с места преступления. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по фактам убийства (часть 2 статьи 105 УК РФ) и незаконного оборота оружия (статья 222 УК РФ). Через три дня Буданов был похоронен на Новолужинском кладбище Химок с воинскими почестями.

Ссылка на комментарий
11 июня 1826 года открылась первая Московская глазная больница. Вначале она распологалась в доме Ланге у Никитских ворот, в Малом Кисловском переулке. Имела в своём составе 20 коек и комнату для приема больных.

Первым главным врачом больницы в течение 31 года был Пётр Федорович Броссе. Как и многие граждане города Москвы, он оставлял своё жалование в её пользу.

Именно на эти пожертвования 8 мая 1830 года у графини Дмитриевой-Мамоновой был куплен каменный дом с мебелью и надворными постройками, на углу Тверской улицы и Мамоновского переулка.

С 15 ноября 1830 и по сей день глазная больница располагается в этом здании.

Сегодня это старейшая глазная клиника в мире.

Ссылка на комментарий
12 июня 1844 родился Петр Иванович МАКУШИН - книгопродавец, типограф, общественный деятель.

Пётр Иванович Макушин был сыном причетника, учился в Пермской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. В середине 1860 года Макушин был командирован на Алтай, где занимался организацией «центрального миссионерского училища» для туземных мальчиков из новокрещённых, занимаясь их обучением. В 1867 он организовал такую же школу для девочек и устраивал беседы и чтения с взрослыми.

В 1868 Макушин переехал в Томск смотрителем духовного училища, но скоро оставил службу. В 1873 он открыл первый в Сибири книжный магазин, под фирмой «Михайлова и Макушина». В конце XIX века эта фирма была самой крупной книготорговой фирмой во всей Сибири, имела отделения в Иркутске и некоторых других городах. С 1881 по 1888 годы Макушин издаёт первую частную томскую газету — «Сибирскую газету», она была закрыта совещанием четырех министров «за вредное направление». Значительную роль в закрытии газеты, с которой сотрудничали политические ссыльные, сыграло начало работы Томского Императорского университета, первого вуза в Сибири. П. И. Макушин как основатель оппозиционной «Сибирской газеты» долгое время не мог получить разрешения на открытие нового периодического издания. В 1894 ему удалось основать газету, сначала имевшую узкосправочный характер («Томский справочный листок»), которая затем была преобразована в газету «Томский листок», с 1897 года — в газету «Сибирскую жизнь», которая издавалась до 1918 года. В разные периоды Макушин был также редактором и издателем этих газет. В типографии Макушина отпечатано множество книг томских учёных, книг, относящихся к экономическому и культурному развитию Сибири.

По почину Макушина, избранного в 1875 году гласным думы, при думе была учреждена исполнительная училищная комиссия, избравшая его председателем. В 1869 в Томске существовало лишь 1 училище для мальчиков (98 уч.); в 1888 число училищ достигло 17, число учащихся — 1383. Заведены школьные библиотеки, для учителей основан педагогический музей. Городской бюджет на народное образование увеличился вдвое и возрос до 16000 рублей. В 1882 Макушин положил основание «Обществу попечения о народном образовании» г. Томска, с девизом: «ни одного неграмотного». В 1887 годовой приход общества достигал уже до 12,5 тыс. руб. Позднее Макушин вышел из состава Общества. Одним из главных его дел во время работ в Обществе было учреждение народной бесплатной библиотеки. По его же инициативе в Томске в 1889 положено начало музею прикладных знаний. В 1889 году Санкт-Петербургский комитет грамотности наградил Макушина золотой медалью Императорского вольно-экономического общества за особо выдающиеся труды по народному образованию.

По предложению Макушина и на его средства в Томске в октябре 1912 года был построен «Дом науки», которым вскоре стал распоряжаться созданный Макушиным Народный университет. Этому вузу Макушин передал ещё несколько зданий, а также крупную денежную сумму. В 1919 он приступил к строительству в Томске «Дома искусств», внеся в банк значительные деньги. Планировал Макушин и основание Сибирского литературного фонда. Но Гражданская война и национализация его имущества помешала этим планам. Макушина дважды арестовывали, но не найдя никаких преступлений, выпускали. Макушин на новую власть обиды не держал и по прежнему принимал активное участие в организации книжной торговли в Сибири.

В Томске, по завещанию Макушина, ему был установлен памятник с постоянно горящей электрической лампочкой на верхушке рельса в сквере Дома науки, которому было присвоено его имя. Существует Фонд Петра Макушина. Именем Макушина также назван переулок в Томске.

С 1955 по 1980-е исследователем жизни П.И. Макушина являлся краевед, сотрудник ПО «СибКабель» В.А. Кашин..

25528_0_thumb.jpg

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...