Перейти к содержанию

Чиновников заразила национальная идея


Всеволод

Рекомендуемые сообщения

Чиновников заразила национальная идея

Чиновники готовят к заседанию Госсовета в Уфе предложения по решению национального вопроса. Фрагменты докладов из неофициальных источников уже просочились в прессу.

Некоторые предлагают называть всех граждан «россиянами» и при желании дополнять эту формулировку уточнением национального происхождения. Впрочем, у этой идеи есть оппоненты, которые считают, что национальности не стоит обобщать в одно целое. Параллельно звучат предложения создать должность советника при президенте, чтобы поручить ему координировать национальные вопросы. Подробности – в материале корреспондента «Вести ФМ» Николая Осипова.

Нацвопрос для Госсовета уже не будет неожиданностью, как это случилось в прошлый раз, когда президент самолично сменил тему обсуждения, поскольку в конце прошлого года тема межэтнических отношений обострилась до предела. Сейчас чиновники готовятся к заседанию заранее и по содержанию документов, и по программе мероприятий. Ведь участникам Госсовета в Уфе обещают показать все межнациональное многообразие города и окрестностей с посещением музея этнологии.

Тема, впрочем, острая, и потому чиновники не слишком охотно озвучивают свои предложения к заседанию. Обрывочные идеи попадают в прессу через неофициальные источники. Но, исходя из них, можно судить о разнообразии подходов.

Например, называть всех граждан «россиянами», но каждый может дополнить формулировку по желанию: россиянин такого-то происхождения (русского, еврейского, татарского, какого угодно). Член Общественной палаты Николай Сванидзе считает это вполне уместным:

«Во всем мире этническая идентичность официально отсутствует. То есть человек может считать себя итальянцем и есть пиццу, считать себя ирландцем и пить ирландское пиво, но если он живет в Америке, то он американец. И мы для всех иностранцев, когда заполняем документы при выезде из страны, пишем Russian, и для них “русский” и “россиянин” — это одно и то же».

С юридической точки зрения, уточнение о национальности весьма формально, ведь вопрос о национальности отсутствует в паспортах и большинстве анкет, возникает он обычно во время переписи населения и при оформлении лишь некоторых документов. Но главное не в том, что на бумаге, а то, как сами граждане будут относиться к себе и другим. Поэтому идея обобщения всего населения до понятия россиян может быть реализована по-разному. Например, давний сторонник евразийского подхода, заведующий кафедрой Социологии международных отношений социологического факультета МГУ, лидер Международного евразийского движения Александр Дугин неоднократно замечал в интервью, что уточнение национальности необходимо, и размывать эту тему нельзя, иначе будет размыта культура народа:

«Евразийство — это мировоззрение, которое утверждает принципиальное и важнейшее значение русского народа в нашей истории, ставит своей задачей утвердить эту русскую идентичность в центре нашего общества, поддержать, развить и гармонично интегрировать другие этнические группы. Это деликатная вещь, в лоб это не решается, не решается обращением к толерантности или к гражданскому обществу. Евразийство — это методология, разработанная для России и в России, и крайне действенная».

Мультикультурная идея, в отличие от евразийского подхода, более свободна, в ней, казалось бы, меньше границ. В свое время эта схема активно продвигалась в Европе, правда, позднее там признали, что она провалилась. Иммигранты не смогли адаптироваться к европейской культуре. Перед Россией вопрос стоит еще более остро, учитывая, что здесь далеко не все склонны к европейской толерантности.

Когда на политическом уровне начинается обсуждение нацвопроса, рано или поздно возникает сравнение с советским периодом, когда национальности были обобщены идеологически и границы не были столь жесткими, как сейчас. Понятие «россиянин» альтернативой советским «гражданам» не стало. Хотя, насколько советский опыт применим сейчас, вопрос очень спорный, поясняют эксперты. Условия уже не те, да и формальное объединение советских людей все же различало их в паспортах, напоминает член Общественной палаты Николай Сванидзе:

«Мы были все советские люди, но была пятая графа в паспорте, в которую вписывалась этническая принадлежность, и ответ на вопрос “национальность” был вполне с этнической нагрузкой: русский, татарин, эстонец, узбек так далее».

Дискуссия о нацвопросе, которая, несомненно, развернется на Госсовете, очевидно, потребует дальнейшего анализа, и для координации этой работы ряд чиновников предлагает ввести как минимум должность советника при президенте, как максимум — сформировать совет при президенте по аналогии с советом по религиозным организациям. Некоторые источники даже называют фамилии кандидатов на новые посты, впрочем, ничего определенного здесь нет. Тем более, что президент Дмитрий Медведев еще на прошлом Госсовете заметил: создавать какие-то новые институты для решения нацвопроса бессмысленно, все это уже пробовали, и бюрократия ничем не помогла россиянам, какой бы национальности они не были.

Источник


Собственное мнение топикстартера: Прощайте, русские! Привет от Сванидзе.
Ссылка на комментарий

Я за! Я патриот, вполне уверен, что это будет спосбоствовать укреплению межэтнических отношений. По крайней мере это будет нечто объединяющее. Латиносы, китайцы, и другие кто в америку едут они же как поулчат гражданство сразу гордо называют себя американцами.

Ссылка на комментарий

Как-бы американцы - это не народность, они все эмигранты. Лет через 800, они станут полноценным народом со своими характерными признаками. Как у русских. Как у немцев, да как у любой национальности с многовековой историей. Все таки русские, пока еще титульная нация в этой стране и рановато это отменять.

Ссылка на комментарий
Как-бы американцы - это не народность, они все эмигранты. Лет через 800, они станут полноценным народом со своими характерными признаками. Как у русских. Как у немцев, да как у любой национальности с многовековой историей. Все таки русские, пока еще титульная нация в этой стране и рановато это отменять.

американцы с тобой не согласятся, да я дума наша, тоже

Ссылка на комментарий
Дмитрий Медведев еще на прошлом Госсовете заметил: создавать какие-то новые институты для решения нацвопроса бессмысленно, все это уже пробовали, и бюрократия ничем не помогла россиянам, какой бы национальности они не были.

Это верно!

Ссылка на комментарий
Как-бы американцы - это не народность, они все эмигранты. Лет через 800, они станут полноценным народом со своими характерными признаками.

Не как бы,а не народность.Даже звучит смешно-национальность-американец...Американцы это сброд.В хорошем или плохом смысле-не важно.Но это сброд.

Абсолютно согласен с тем,что народом они смогут стать через много-много лет,если под воду не уйдут...

А национальность свою прятать нельзя...Неправильно это...

Ссылка на комментарий

Старовата статейка. Аж от 7февраля этого года.

Национальный вопрос важен и заниматься им обязательно нужно.

12.08.2011 21:54

В правительстве России создан отдел по нацотношениям

Отдел по вопросам национальных отношений создан в департаменте культуры российского правительства. Приказ об этом подписал руководитель аппарата правительства Вячеслав Володин.

Основным направлением деятельности нового подразделения станет реализация государственной национальной политики, а также совершенствование организационных и правовых основ национальных отношений, участие в работе по анализу состояния межнациональных отношений в регионах российской федерации, а также ряд иных функций и полномочий, перечисляет "Интерфакс".

Отдел создается во исполнение решения премьер-министра Владимира Путина, которое он принял 19 июля 2011 года на встрече с представителями конфессий и национально-культурных общественных организаций, вошедших в Общероссийский народный фронт, разъясняется на сайте правительства Российской Федерации.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=536360&cid=7

Ссылка на комментарий
Raper, может и не согласятся. Но дайте мне описание американца.

толстый белый в майке, шортах, шлепанцах. заказывает фастфуд. знает 20-30 % от того, что знает средний школьник в России. мечтает о хорошем колледже.

Ссылка на комментарий

das Kain это распространенный стереотип. Но по-моему многие ему соответствуют.

личный опыт - это конечно худоватые американцы, немного не в себе, т.к. ищут на ж приключения, побывали много где - теперь в России.

Ссылка на комментарий
das Kain это распространенный стереотип. Но по-моему многие ему соответствуют.

VODKA, BALALAIKA, MEDVED, MATRESHKA.

личный опыт - это конечно худоватые американцы, немного не в себе, т.к. ищут на ж приключения, побывали много где - теперь в России.

А какие они в естественной среде обитания? А если мыслить стереотипом, то чем же мы от них тогда отличаемся? Получается и мы

знает 20-30 % от того, что знает средний школьник
Ссылка на комментарий
А национальная самобытность и самосознание?

Это никуда не пропадет. Можно гордо называть себя россиянином, но в то же время не забывать про свои корни, будь ты любым другим представителем одного из около 140 народностей на территории России. У нас много национальных субъектов, на чем и возникает конфликт между этносами, ксенофобия и прочая жуть, на которою делают ставки те кому это выгодно. При должном подходе и умелой политике можно вырастить поколение которое будет гордо называть себя россиянином, НО при этом не забывать о своей малой Родине.

Ссылка на комментарий

Американцы далеко не едины, "плавильный котел" заглох. Большинство иммигрантов, приезжающих в США, не считают обязательным учить английский язык, ассимилироваться, вписываться в американское общество. Образуются всевозможные этнические гетто и процесс этот усиливается. Вместо единой каши образуется своего рода кластерное общество.

Последнее десятилетие XX века принесло немало изменений в Америке, а именно: закончилась "холодная война", компьютерная и телекоммуникационная революции начинают трансформировать и экономику, и образ жизни, новые волны "иммиграции" сделали американское общество более разнообразным, внеся свой вклад в то, что один из обозревателей назвал "первой универсальной нацией" (An Outline of American History. USIA. 1994. P.353). Сердцевиной этих стремительных изменений является дальнейшая эволюция Америки на основе ее сильных и слабых сторон. Немаловажную роль здесь играет расово-этнический фактор – от него в существенной степени зависит будущее страны. Сложившаяся сейчас в Америке этническая ситуация неразрывно связана с глобальным этническим кризисом, который уже становится реальной угрозой международной безопасности.

Вставший перед человечеством в конце XX столетия национально-этнический вопрос является одним из самых болезненных, этнические конфликты многократно повторяются в разных местах земного шара, что позволяет говорить о существовании некой закономерности. "В масштабе человечества национальный вопрос, – пишет В. Иорданский, – встает в противоборстве двух тенденций. Обе они объективны, обе реализуются в воле, поступках миллионов людей. Первая – в движении наций к самоопределению и независимости, вторая, напротив, – в стремлении к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных "супернаций", где органично были бы соединены этносы, различные традиции и культуры. Какая из них окажется преобладающей, какой принадлежит будущее?" (Иорданский В. Глобальный этнический кризис, или сумерки разобщенности // МЭиМО. 1993. №12. С.84).

И хотя у этих обеих тенденций имеется цель – преодоление всех, старых и новых, форм национально-этнического неравенства, т.е. демократизация межнациональных и межэтнических отно­шений, возникает проблема предпочтительности пути решения этой сверхзадачи истории. В нашем случае Америка представляет собой поле для сотрудничества этносов и рас в рамках "супернации", что само по себе еще не гарантирует успеха, так как велик риск этнических столкновений. Ведь существующая структура американской "супернации" в условиях углубления либерализма не дает достаточных гарантий ни для демократического развития общества, ни для его экономического процветания (достаточно отметить, что "плавильный котел" уже заглох).

Существенным для расово-этнических отношений Америки (и всего мира) является эмпирический факт: под влиянием массовой иммиграции из стран Азии, Африки и Латинской Америки усиливается "пористость" этнического пространства, поскольку в нем наблюдаются более или менее крупные вкрапления общностей китайцев, корейцев, бирманцев, вьетнамцев, мексиканцев и др. Типичным примером такого вкрапления является возникший постепенно в американских городах мир "чайнатаунов", куда "стопроцентному" американцу хода не было и куда он не стремился. Согласно мнению Д. Евстафьева, чайнатаун стал по­воротным пунктом в формировании американской "нации": "Действительно, в государстве, где основными государствообразующими элементами были тер­ритория, захваченная по праву сильного, а не "исконная", и язык, – начали возникать места (причем достаточно плотно населенные), где владеть английским стало совершенно нео­бязательно. Фактически это стало зримым свидетельством того, что "плавильный котел" уже не справляется с теми, у кого этническая доминанта в самоидентификации выражена сильно. В чайнатаунах постепенно (повторим, с начала XX века) начала воссоздаваться традиционная социальная структура китайского общества с присущими ей особеннос­тями (конфуцианство, культ формальных и неформальных начальников, приоритет соплеменников, замкнутость, нако­нец криминальные "триады"), которые совершенно не впи­сывались в американскую систему. Если американские "ком­петентные органы", плохо или хорошо, но справлялись с "европейской" оргпреступностью, засадили в тюрьму Аль-Капоне и Готти; если они разгромили и негритянских лева­ков, вроде воспетой в анекдотах и матерных частушках Анджелы Дэвис; если "для баланса" придавили они слегка и ку-клукс-клан, – то никто никогда не слышал о победах поли­ции или ФБР над китайской, японской, бирманской, корей­ской или вьетнамской мафией, которые если и случаются, то только в боевиках или фантастических фильмах. На деле по­бед нет потому, что интегрироваться в эти мафии и выявить, как они действуют, нельзя: для этого надо быть не американ­цем, а японцем, китайцем, бирманцем, корейцем или вьет­намцем. Причем речь идет, разумеется, не только о цвете ко­жи и характерном разрезе глаз. И остается доблестным фэбээровцам ловить никуда от них не скрывавшегося Япончика, отыгрываться на мексиканских эмигрантах и антикастровских кубинцах, занимающихся не столько борьбой за "свер­жение диктатуры", сколько торговлей наркотиками" (Евстафьев Д. Несколько мыслей об Америке. С.40).

Логика развития расово-этнических процессов в Америке, как и во всем мире, может привести к "сумеркам разобщенности" этносов и рас, что может обернуться социальными патологиями. В результате может сбыться прогноз О. Тоффлера о предстоящем расколе Америки или приобретении ею азиатского оттенка: "Теперь мы во всей большей степени азиатизируемся. И если стране и суждено остаться единой, это единство, вероятно, будет иметь азиатский оттенок". Не следует забывать, что в Америке именно расово-этнический фактор придал специфическую окраску ее цивилизации. Российский исследователь В.В. Согрин пишет в связи с этим следующее: "Среди других явлений, обусловивших специфику американской цивилизации, но недостаточно или односторонне характеризовавшимися нами, хотелось бы выделить расово-этнический фактор… в отличие от других западных обществ в Соединенных Штатах расово–этнические отношения и конфликты на многих этапах играли самостоятельную, а то и ведущую роль в социальной среде, соотносясь, конечно, с классовыми размежеваниями, но не подчиняясь им" (Согрин В.В. Новый образ Америки // США – ЭПИ.1993. №4.С.8-9). И на нынешнем этапе развития американского общества расово-этнический фактор играет все возрастающую роль в социальной среде. Об этом свидетельствует факт значительного употребления американскими обществоведами для анализа современного общества в США термина "мультикультурность", обозначающий прежде всего многоэтничность. Разумеется, Америка всегда была "нацией иммигрантов", однако с начала 70-х годов знаменитый американский "плавильный котел" заглох, не сумев переплавить расово-этническую многокультурность. Растущее многообразие рас и этносов во все большей степени обусловливает социальную динамику и напряженность в американском обществе.

Необходимо подчеркнуть, что развитие мультикультурности является одним из ярких, фундаментальных явлений американской действительности. "Оно имеет много проявлений и, в частности, то, что разные расово-этнические общности отказываются принимать некую единую концепцию американской цивилизации. Их интеллектуалы принялись за написание мультикультурной истории американской цивилизации, в которой доказывается, что история американских негров, мексиканцев, евреев, китайцев отлична от истории американских англосаксов и, помимо всего прочего, отражает наличие в прошлом и настоящем Америки социальной несправедливости" (Согрин В.В. Указ. соч. С.12). Во всяком случае, несомненно то, что этнически-расовая многоликость американского общества сегодня с весьма большой натяжкой можно квалифицировать как некое единое "общечеловеческое государство".

Наблюдения социолога Д. Шляпентоха подтверждают наличие тенденции движения Америки к "сумеркам разобщенности" этносов и рас: "Давно собирался вам описать такую занимательную сторону этой страны, как ее этнос. Замечу прежде всего, что здесь и сейчас нет ощущения, что вы в стране с четко выраженным господствующим этническим большинством. Вряд ли даже самый дотошный и уверенный в своей правоте исследователь найдет доказательства того, что ВОСП (WАSР – белый англосакс и протестант) имеет какие-то видимые преимущества. Более того, в условиях, когда в стране каждое этническое меньшинство буквально снедаемо националистическими чувствами и культивирует свои традиции и свою культуру, белые иногда выглядят растерянными. Странное их положение стало особенно очевидным на фоне так называемого специального законодательства, предписывающего университетам и руководителям учреждений и бизнеса принимать на работу в первую очередь небелых. В связи с этим возникла полемика об обратной дискриминации, имели место судебные процессы, затеянные оскорбленными белыми. Нынешняя администрация пытается ослабить эту практику, равно как и принудительное объединение детей в общих школах, что, однако, вызывает яростные протесты. Так что возможности консерваторов весьма ограничены, хотя их и нельзя недооценивать. О растерянности белых недавно сказал мне аспирант в Анн-Арборе. Жалобы этого характера напомнили мне аналогичные сетования этнического большинства в другой стране. Оставляя в стороне вопрос об их обоснованности, замечу, что у двух столь различных систем, однако, имеется множество общих проблем. И действительно, этнический вопрос в Америке остается одним из центральных (мои студенты считают его более важным, чем, скажем, вопрос о преступности, рассматривая ее как производную, но об этом позже)" (Шляпентох Д. Незнакомые американцы // Родина. 1992. № 10. С.103-104). Расово-этническая проблема в современной Америке представляет собой немалую угрозу для будущего существования белого, англосаксонского населения. Уже сейчас черные и испанцы прямо-таки вытесняют белых из ряда городов, и например, Детройт или Балтимор напоминают оккупированные поселения с комендантским часом круглые сутки – на улицах и днем редко можно встретить белых. Я был поражен, в частности, в Атланте, где по красивейшему центру никто не гуляет даже днем.

И вместе с тем в Америке проявляется терпимость в расово-этнических отношениях: "Какой бы мрачной ни была эта картина, – подчеркивает Д. Шляпентох, – более интернациональной страны, чем эта, представить себе трудно. Национальная терпимость и уважение друг к другу здесь поразительны. Я ни разу за все это время не наблюдал проявления недоброжелательности, даже в такой форме, как усмешка или косой взгляд, в отношении между черными и белыми. (Я, конечно, имею а виду Север, но не думаю, что на Юге внешне дела обстоят иначе)" (Там же. С.104). Необходимо отметить патриотичность американцев, или национализм в современном научном понимании этого слова, широко используемом в Америке и Западной Европе (См. Знаменский А.А. Этнонационализм: основные концепции американского обществоведения // США – ЭПИ. 1993. № 8. С.3-13). Еще А. Токвиль писал: "Не надо говорить с американцем о Европе, в таком разговоре у него обычно появляется предвзятость и глупая спесь. В этом отношении он довольствуется общими и неопределенными идеями, на которых строятся рассуждения невежд во всех странах. Но поговорите с ним о его собственной стране, и вы увидите, как сразу рассеется облако, которое заволакивало его ум: его язык станет таким же ясным, четким и точным, как его мысль. Он расскажет вам о своих правах и о средствах, к которым он должен прибегать, чтобы ими пользоваться, объяснит, что определяет политическую жизнь в его стране. Вы увидите, что он знает правила управления и действия законов" (Токвиль А. Демократия в Америке. М.,1992. С.230). С тех пор в этом отношении американцы мало изменились – они с уважением относятся к своей истории, превозносят свой национальный характер, проявляют верность своему национальному государству. В процессе политической социализации дети и молодежь воспитываются в духе патриотизма, они изучают национальные символы, лозунги и символы – клятву верности флагу, национальный гимн, национальных героев, национальные праздники и пр. В результате большинство молодых людей после окончания начальной школы обладают чувством национализма и идеализированным образом американского государства (См. Тотьмянин Н.Д. Основные аспекты политической культуры и социализации американцев // США – ЭПИ. 1995. № 1. С.38).

Исследования расово-этнических процессов, протекающих сейчас в Америке, свидетельствуют об усилении тенденции к этнической разобщенности. На это обращает внимание В.Согрин: "Контрасты в положении и напряженность в отноешниях черных и белых американцев в конце XX в. оказываются еще более разительными, когда их наблюдаешь воочию. Белые отделились от черных прочной стеной и вопреки своим ответам на вопросы служб общественного мнения не проявляют желания смешиваться с ними в единую нацию… Разделение белых и черных в Америке конца XX в. наблюдается повсюду: белые не посещают те кинотеатры, в которые ходят черные, в университетских кампусах белые и черные студенты держатся обособленно, даже на стадионах во время спортивных состязаний черные и белые садятся отдельно. Мое заключение по поводу вышеизложенного состоит в следующем: расизм, который исчез с языка белых американцев, сохраняется в их сознании…" (Согрин В. США: общественно-политический потрет на исходе XX в.С.59). Статистические данные показывают удивительную картину, не соответствующую мифу о существовании американской "нации". Подготовленный в рамках последней переписи населения США (1990 г.) специальный доклад об этническом происхождении дает весьма интересный портрет американского народа. Лишь 5% на вопрос "Каково Ваше этническое происхождение?" ответили, что они просто "американцы", тогда как остальные отнесли себя к одной из выявленных переписью 215 этнических групп (См. Червонная С.А. Возможно ли единство во множестве? // США – ЭПИ. 1997. №10.С.4).

Крупнейшими из них являются, в порядке убывания, немецкая, ирландская, английская и афро-американская, каждая из которых насчитывает свыше 20 млн. человек. За ними следуют семь групп – итальянская, мексиканская, французская, польская, коренных американцев, голландская, шотландско-ирландская, численностью свыше 6 млн. человек каждая. затем идут 28 групп численностью свыше 1 млн. каждая (См. Gale Encyclopedia of Multicultural America. Gale Research Inc. 1995. Vol.1. P.XXI).

За последнюю четверть века США захлестнула волна крупнейшей по масштабам со времени окончания первой мировой войны массовой иммиграции. С начала 70-х годов в США въехало около 16 млн. легальных иммигрантов (Там же. С.XXII). Число осевших нелегалов не поддается точным подсчетам, но также измеряется миллионами. Естественным следствием явилось неуклонное увеличение доли прироста населения за счет иммиграции; если с 1960 по 1970 г. иммигранты составляли 11% прироста населения, то с 1970 по 1980 г. 33%, а в последующее десятилетие – уже 39%. Соответственно растет и доля населения, родившегося вне США: в настоящее время она составляет 8,7%, или около 20 млн. человек (Там же. С.XXIV).

В связи с принятым в 1965 г. нового иммиграционного закона по идеологическим соображениям (необходимо было поднять престиж США в глазах народов третьего мира в условиях противостояния с Советским Союзом) изменились количественные и качественные параметры иммиграции. До его принятия более 70% виз шло эмигрантам из Англии, Ирландии и Германии, по сравнению с 1% для Африки и 2% для Азии. Либералы середины 60-х годов не смогли просчитать последствий нового законодательства – в ходе дебатов в конгрессе сенатор Э. Кеннеди заверял: "Этот законопроект не послужит заполнению наших городов иммигрантами. Он не нарушит этнический состав нашего общества" (Hearings Before Subcommittee N 1 of the Committee on the Judiciary. H.R. Wash. 1965. P.418). Результаты же оказались совсем иными: закон 1965 г. привел к самому крупному после рубежа столетий притоку иммигрантов, большинство которых оказались латиноамериканского и азиатского происхождения. В 1992 г., при численности белого населения в 212 912 000 человек небелое население составило 66 408 000 человек (т.е. соответственно 76,2 и 23,8%). В абсолютных цифрах эти проценты выглядят следующим образом: черные составляют 31 635 000 человек, испаноязычные – 24 238 000, азиаты -8 401 000, индейцы и другие аборигены – 2 134 000 человек (См. Червонная С.А. Возможно ли единство во множестве? С.5).

В результате неравномерности расселения различных расово-этнических групп по территории страны в ряде регионов сложились мощные кластеры (компактные районы проживания, где данная группа составляет 35% и выше) небелого населения (Техас, Калифорния, Нью-Джерси и др.). "Бурными темпами идет процесс испанизации американского Юго-Запада – своеобразная мирная "реконкиста" земель, отвоеванных США у Мексики в середине прошлого столетия. Испаноязычные составляют сегодня 28% населения штата Техас, 31% населения штата Калифорния. Никогда за всю свою историю США не сталкивались с подобной массовой концентрацией представителей одной этнической группы, которая к тому же постоянно подпитывается за счет непосредственной близости Мексики и нескончаемого притока иммигрантов" (Там же. С.6). Подобного рода тенденция просматривается и в случае концентрация выходцев из Юго-Восточной Азии и с островов бассейна Тихого океана на Западном побережье. В результате территориальной концентрации меньшинств на карте США появились многочисленные "цветные" города (Вашингтон, Майами, Детройт, Атланта, Новый Орлеан, Нью-Йорк и др.).

Сегодняшняя иммиграция порождает целый ряд исторически беспрецедентных вопросов в культурной и политической областях. Один из них – непредсказуемые последствия происходящего замедления ассимиляционного процесса. Американские исследователи отмечают явно обозначившийся в последние десятилетия сегментарный характер ассимиляции расово-этнических иммигрантских групп – иммигранты вливаются в родственные им принимающие группы с их самобытной культурой, значительно отличающейся в своих жизненных ориентациях и установках от общенационального стандарта. Этот процесс показывает замену "плавильного котла" мозаика расово-этнических общин, или "миской салата". О сегментарном характере ассимиляции свидетельствует и чрезвычайно низкий процент расово смешанных браков. Согласно данным последней переписи, лишь 2% браков белых были смешанными – с испаноязычными или небелыми. Среди афроамериканцев только 4% вступали в брак за пределами своей группы (6% мужчин и 2% женщин), а 70% родившихся в США испано-язычных женаты на испано-язычных, в большинстве случаев – выходцах из той же страны. Две трети азиатов женаты на азиатках (также в большинстве на представителях своей группы), при этом особенно эндогамны японцы ("The Public Interest". Spring 1995. N 119. P.16-17). Таким образом, метафора вселенского "плавильного котла", соединявшего выходцев из различных стран в одну новую нацию, не соответствует действительности, и поэтому ее заменила концепции "мозаики" и "миски салата".

Согласно концепции "миски салата" в Америке существует в этническом пространстве белого англосаксонского населения этнические вкрапления, число которых значительно выросло в результате совмещения таких потоков иммиграции, как "новейшие русские" с криминальным уклоном, "латинос" – выходцы из Латинской Америки и представители Юго-Восточной Азии. И тогда "вдруг, в начале 1990-х годов, выяснилось, что в Америке уже есть не только "чайнатауны". Есть нью-йоркский Южный Бронкс, где говорят только на испанском. Мэр города Майами, об­любованного "новыми русскими" и московской богемой, изъясняется по-английски с большим трудом. В Калифор­нии есть предприятия, которыми владеют китайцы и где ра­ботают только китайцы. Белый "средний класс" постепенно вытесняется корейцами из наиболее престижных районов Лос-Анджелеса. Половина офицеров погранконтроля в аэ­ропорту Сан-Франциско – азиатского происхождения. Рос­сийская "братва" побивает негров в Гарлеме, а негры вытес­няют евреев из Бруклина. Но самое главное, что никто из этих людей не собирается становиться американцем: а зачем, они и без этого пользуются всеми благами" (Евстафьев Д. Несколько мыслей об Америке. С.40).

Так как в Америке господствует философия прагматизма, то она стремится сделать привлекательной модель "миски салата" и даже ее облагороженного варианта – "этнической мозаики", выражающих разъединенную на самозамкнутые общины страну. Такого рода фрагментация национальной идентичности приводит к напряженности из-за разнонаправленности групп интересов и давления на процесс принятия решений – ведь каждая из этнических групп проявляет интерес к родине своих предков и стремится ей помочь. Достаточно вспомнить деятельность ирландского, еврейского, армянского, греческого, прибалтийского, украинского, белорусского, африканского лобби.

"Проблема этнических лобби, – подчеркивает С.А. Червонная, – фактически вопрос о внутриполитических тылах внешней политики. Может ли служить надежным тылом политики США в третьем мире наличие многомиллионных, в значительной степени самозамкнутых расово-этнических групп, не перерезавших пуповину со своей прародиной, массовое сознание которых сохраняет элементы и стереотипы. более характерные для народов третьего мира? Проблема этнической субкультуры и свойственного ей менталитета носит далеко не только теоретический характер в стране, более трети личного состава армии которой – выходцы из расово-этнических групп" (Червонная С.А. Возможно ли единство во множестве? С.15).

Феномен наличия в Америке разрастающихся этнических вкраплений, которые в ментальном и мировоззренческом отношении родственны народам Незапада, ставит также вопрос о будущем страны как форпоста западной культуры и системы ценностей. Именно озабоченность сохранить себя как западную нацию – в основе растущих общественных настроений в пользу ограничения иммиграции. Эту озабоченность, обычно по соображениям "политической корректности" камуфлируемую социальной и экономической аргументацией, весьма лаконично выразил один из ведущих американских идеологов С. Хантингтон. Предложенный им рецепт самосохранения требует "контроля за иммиграцией из незападных обществ" и "обеспечения ассимиляции в условиях западной культуры принятых в общество иммигрантов" (Хантингтон С. Запад уникален, но не универсален // МЭиМО.1997. № 8. С. 92). Вместе с тем ограничение потоков иммигрантов из других частей мира приходит в столкновение с экономическими выгодами для Америки от этого процесса. В подготовленном по заданию федеральных властей и обнародованном весной 1998 г. докладе "Национального совета по научным исследованиям", который показывает несостоятельность многих стереотипов американского массового сознания об иммигрантах как нахлебниках, о приносимом ими вреде и пр., отмечается, что дешевый труд иммигрантов приносит стране ежегодно около 10 миллиардов долларов (См. Штаты нахлебников не держат // Иммигранты. 1998. №3. С.6). Однако экономическая выгода от дешевого труда иммигрантов, подкрепляющего могущество Америки, в итоге может обернуться ее слабостью – страна может потерять свое единство, ибо возрастание числа иммигрантов отнюдь не способствует целостности Америки.

Сейчас в американском обществе выделяется четыре категории иммигрантов, а именно: сохраняющие свою культурную самобытность и осуществляющие повседневную деятельность в своих этнических группах (тотальная идентичность), сохраняющие свою этничность избирательно, живущие в своих этнических группах, но находящиеся в коммуникации с общим стилем жизни (частичная идентичность), неприсоединившиеся к какой-либо этнической группе, часто относящиеся к миру науки, масс-медиа и искусства (неприсоединенные), не идентифицирующие себя с какой-нибудь единственной этнической группой, ибо родились в межнациональных семьях (гибриды) (См. Making America / Ed. by L.S. Luedtke. Wash. 1987. P.78). Неудивительно, что сейчас весьма актуальной для Америки является проблема ассимиляции большого числа этнических групп. "К концу столетия маятник, приведенный в движение в 50-е годы борцами за гражданские права и их либеральными союзниками, кажется, вернулся в первоначальное положение. От точки "раздельных", но "равных" условий, означавших узаконенное разделение американцев по расовому принципу, через интеграцию черных и других расово-этнических групп в единую национальную ткань, которая, не успев окончательно скрепиться, начала растягиваться, образуя на своей поверхности все туже затягивающиеся узелки, он снова подошел к точке, за которой встает монументальная задача интеграции" (Червонная С.А. Возможно ли единство во множестве? С.16). Однако теперь это требует значительно больших усилий и более сложного инструментария, чем раньше. В конце XX века американское общество оказалось лицом к лицу с рядом тех же этнических (и расовых) проблем, которые в результате способствовали развалу Советского Союза, и не исключено, что невозможность их решения приведет к закату англосаксонской Америки.

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st30.shtml

Ссылка на комментарий

хорошая статья про то как чиновников заразила нац.идея

№32 (936), 15.08.2011

ТЕКСТ КОММЕНТАРИИ: 5

"Как российский расизм угрожает безопасности

Die Welt, Берлин, Германия

"В школах история Россия преподается исключительно как история русского народа. Меньшинства, такие как татары или башкиры, преподносятся как враги"

Фото: Денис Вышинский / Коммерсантъ

Рубрику ведет Николай Зубов

Чужаки приехали на машинах в глухую деревню Сагра на Урале, их по меньшей мере 60 человек. Почти все — урожденные азербайджанцы (по официальным данным, приехавшая в деревню группа была многонациональной.— "Власть")... Им навстречу выходит горстка отважных русских мужчин. "А что нам было делать? Мы должны были защитить нашу деревню",— скажут они после для протокола полиции. Начинается поножовщина (так в тексте.— "Власть"), и жителям деревни удается прогнать непрошеных пришельцев.

В России очень любят подобные истории о героической борьбе против подозрительных пришельцев — это происшествие недавно описывалось во всех российских газетах. Уже в школе детей учат тому, как некогда московские князья защитили христианский Запад от монголов, как царь Александр прогнал Наполеона, а Красная армия — гитлеровских палачей. Это часть российского самосознания: в конце концов победят хорошие, то есть мы.

Но кто тут на самом деле был хорошим? Конфронтация в Сагре произошла после того, как жители этой деревни насильно выдворили одного азербайджанца (по официальным данным, изгнанный из деревни был цыганом.— "Власть"). Говорили, что он торгует наркотиками, но впоследствии полиция не нашла доказательств этому. В адрес других азербайджанцев в деревне постоянно звучали расистские ругательства.

Драка закончилась тем, что один из азербайджанцев был застрелен "защитниками" деревни. Этот случай стал 15-м убийством на почве расовой ненависти в России в этом году. Тем не менее нынешние беспорядки — только предвестник того, что будет позже.

Сейчас в России живет 12 млн иммигрантов, больше — только в США. Большинство приезжает в Россию из бывших советских республик Центральной Азии и Кавказа. Ксенофобия направлена в основном против них. При этом часто не делают различий между настоящими иммигрантами и представителями многочисленных этнических меньшинств Российской Федерации. В опросах более половины русских заявляют, что хотели бы выслать из страны отдельные этнические меньшинства. Расистские ругательства уже давно раздаются на улице в числе самых употребляемых слов...

Есть примеры того, как власти используют расистские настроения народа, а порой даже подогревают их: в начале 2009 года, когда Россия начала в полной мере ощущать последствия финансового кризиса, премьер-министр Владимир Путин возложил часть вины за это на нелегальных иммигрантов...

Новая Россия является мультиэтнической, но считает себя национальным государством русских...

В школах история Россия преподается исключительно как история русского народа. Меньшинства, такие как татары или башкиры, преподносятся как враги. Показательно, что в прошлом российское руководство реагировало на вспышки расизма не призывами к толерантности, а программами по усилению гомогенной русской культуры.

При этом агрессивная национальная гордость давно представляет угрозу для внутренней безопасности... "Межэтническая напряженность в России уже достигла того же уровня, что и в Югославии 90-х",— говорит исследователь миграционных процессов Григорий Иоффе."

The Washington Post, Вашингтон, США

"Санкции могут поддержать права человека

Месяц назад администрация Обамы совершила серьезный шаг для уравновешивания своей политики в отношении России, которая сильно сосредоточена на заключении сделок с авторитарным режимом Владимира Путина и Дмитрия Медведева и в основном игнорирует проблемы коррупции и прав человека...

То, что администрация поступила правильно и что такие меры, как запрет на выдачу визы, много значат для зарубежных элит, было видно по реакции России. Сначала представитель России выступил с расплывчатыми пустыми угрозами принять ответные меры. Потом власти объявили, что два тюремных врача, несущих ответственность за смерть Сергея Магнитского, будут преданы суду...

Скорее всего, новое расследование представляет собой очередной циничный маневр МВД России, которому удавалось в течение двух лет отстаивать своих чиновников, ответственных за смерть Магнитского, несмотря на публичные обещания Медведева добиться справедливости. Масштаб этого преступления и явное укрывательство демонстрируют всю суть российского режима...

Совет по правам человека месяц назад сообщил Медведеву, что дело рассматривалось с нарушениями, и указал на высокого чиновника МВД, который, по мнению совета, несет за это ответственность. Но МВД говорит, что никаких правонарушений не было, и Медведев, видимо, бессилен что-либо сделать...

Действия администрации Обамы были вынужденными. Они были совершены в пику Конгрессу, который рассматривал законопроект о замораживании активов и запрете въезда чиновникам, имеющим отношение к делу Магнитского...

Госдепартамент призвал конгресс отказаться от этого законопроекта, так как из-за него Москва может перестать сотрудничать с США по вопросам санкций против Ирана или транспортировки боевой техники в Афганистан. Принять этот аргумент — значит согласиться с тем, что "перезагрузка" отношений с Россией равносильна разрешению чиновникам, виновным в воровстве, пытках и убийствах, приезжать в США и хранить здесь украденные деньги..."

Ссылка на комментарий

незнаю

В школах история России преподаётся как история Российского государства, со всемы вытекающими последствиями - как упадком так и подъёмом, как поражениями - так и победами...

И не надо подменять историю государства с националистической подоплёкой данными заказными статьями...

В каждой из республик свободно можно изучать историю края и своего народа...

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...