Перейти к содержанию

В правительстве обсуждается идея повысить НДФЛ и НДС после 2018 г.


Rusmed

Рекомендуемые сообщения

Так и обещал. Владимир Путин

президент России

«Налоговая нагрузка на несырьевые секторы экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 г. После принятия в 2012 г. изменений, касающихся налоговых ставок, предлагаю не корректировать ставки по основным налогам».

Бюджетное послание 2012 г.

Повышение налогов может не завершиться в следующей бюджетной трехлетке и продолжиться после выборов-2018. В правительстве и Кремле рассматривается идея поднять НДФЛ и НДС в 2019 г., рассказали четыре федеральных чиновника, участвующих в обсуждении налоговой политики. По словам двух из них, оба налога могут быть повышены на 2 п. п. — до 15 и 20% соответственно. НДС — до 20%, в курсе еще один чиновник, о возможной ставке НДФЛ ему не известно.

Проработать вопрос поручил президент, знает высокопоставленный чиновник. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков утверждает, что сейчас на уровне президента вопрос не обсуждается.

Окончательных решений нет, рассказывает один из чиновников, но идет активное обсуждение, готовятся расчеты. Была позиция — до 2018 г. общая нагрузка не должна расти, одни налоги повышаются, другие снижаются, объясняет он, все решения будут приниматься уже в следующем электоральном цикле. Но готовиться к ним нужно сейчас, подчеркивает он.

«Какова вероятность того, что пойдет дождь? 50 на 50. Вот и в этом вопросе вероятность 50 на 50 — может, налоги будут повышены, а может, и нет», — комментирует Песков. За информацией он посоветовал обратиться в правительство.

На прошлой неделе Минфин признал: в условиях снижения доходов (с 19,6% ВВП в 2015 г. до 18,1% в 2017 г. согласно бюджетным проектировкам) и ограничений на рынках займов повышение налогов — единственный способ сбалансировать бюджет. Министерство, например, уже объявило о возможном предоставлении регионам права вводить налог с продаж с 2015 г. (3%, но обсуждается и ставка в 5%), о повышении налога на дивиденды для физических лиц с 9 до 13% и акциза на дорогие сигареты, о введении акциза на газ, поставляемый по «Голубому потоку» в Турцию.

Одна из ключевых мер — взимание взносов в фонд обязательного медицинского страхования со всей зарплаты с 2016 г. «Это даст нам примерно 200 млрд руб.», — цитирует «Интерфакс» министра финансов Антона Силуанова. Сейчас взносы в 5,1% берутся только с определенной величины доходов (в 2014 г. — до 624 000 руб. в год).

НДС и НДФЛ — стабильные источники доходов. За семь лет поступления НДФЛ снизились незначительно: в 2007 г. - 3,81% ВВП, в 2013 г. - 3,75% (данные из Основных направлений налоговой политики, ОННП). В 2013 г. доходы консолидированного бюджета от налогов на труд — НДФЛ и социальных взносов — впервые превысили поступления от сырьевой ренты. НДС показал более существенный спад — с 6,8 до 5,31% ВВП (для сравнения: по налогу на прибыль спад более чем вдвое — до 3,11%).

В 2017 г. Минфин рассчитывает получить от НДС 5,3 трлн руб., от НДФЛ - 3,4 трлн. Если бы ставки были на 2 п. п. выше, то при неизменности прочих условий (а они будут меняться) дополнительные поступления составили бы примерно 0,6 трлн и 0,5 трлн руб. соответственно.

Исходя из долей этих налогов в ВВП налоговая нагрузка может вырасти примерно на 0,6—0,7% ВВП, подсчитал директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.

Повышение НДФЛ поддержит регионы, у которых катастрофически растут дефициты из-за исполнения инаугурационных указовВладимира Путина. Это ключевой источник их доходов — 31% поступлений в 2013 г. (2,5 трлн руб.). Налог с продаж в случае одобрения может принести регионам еще около 200 млрд руб. в год, оценивал Минфин.

До сих пор государство ограничивалось увеличением налогового бремени на отдельные отрасли или ужесточением контроля: транспортный налог, акцизы, НДПИ, предложения по деофшоризации, напоминает партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Теперь обсуждается фронтальное повышение налогов на труд и на потребление, констатирует он, и это двойной удар — рост издержек по НДФЛ и страховым взносам увеличит базу для НДС и, следовательно, нагрузку по этому налогу.

Более всего повышение НДС скажется на тех отраслях, которые не смогут переложить эти расходы на потребителей, говоритАлександра Суслина из Экономической экспертной группы, этим компаниям придется снижать инвестиции. При ограниченной платежеспособности покупателей перенести все издержки на цены нельзя, объясняли крупные ритейлеры. В прошлом году в федеральный бюджет поступило 3,5 трлн руб. НДС. Больше других внутреннего НДС заплатили обрабатывающие производства. Некоторые отрасли, напротив, возвращали налог из бюджета, например нефтепереработчики, химики, металлурги.

Основная ставка НДС до 1 января 2004 г. была именно 20%. Это соответствует уровню косвенного налогообложения (налог с продаж или НДС) во многих развитых странах, в развивающихся она часто ниже (в Китае общая — 17%, в Индии — от 12,5 до 15% в различных штатах, данные EY). Почти во всех странах есть только один косвенный налог, а при одновременном увеличении НДС и введении налога с продаж Россия станет страной с одной из самых высоких нагрузок по косвенным налогам, указывает Щекин.

Россия и сейчас проигрывает многим странам по налоговой нагрузке на компании, преимущественно в части налогов на фонд оплаты труда, признает Минфин в ОННП. Средний уровень нагрузки в ОЭСР в 2012 г. - 34,91% ВВП, в России - 34,99% (без учета нефтегазовых доходов - 23,8%). И это с учетом европейских стран с высокими налогами, в США, например, нагрузка - 24,35% ВВП, в Канаде - 30,74%, в Турции - 27,66%. Существенно ниже она в большинстве стран БРИКС (в среднем - 26,75%) и других странах Таможенного союза (см. график). Повышение налогов снизит и без того низкую конкурентоспособность российских производителей, говорит Назаров, по большей части работодатели будут вынуждены сократить зарплаты или отказаться от их индексации. Они будут стремиться сделать все, чтобы не увеличить расходы, согласна Суслина. Бизнес и люди рано или поздно ответят уходом в тень, подхватывает Назаров. А потребители — сокращением трат, дополняет Суслина, следовательно, сузится внутренний спрос, а это удар по производству.

Поскольку НДФЛ в странах-соседях ниже (в Белоруссии — 12%, в Казахстане — 10%), могут появиться и схемы оформления доходов на лиц из этих стран, указывает Щекин. Доходы от НДС также будут меньше планируемых — из-за схем дробления бизнеса с переходом на упрощенную систему налогообложения, ожидает Щекин.

Начинать нужно не с повышения налогов, а с серьезного сокращения неэффективных расходов — это было бы менее вредно для экономики, настаивает Суслина: «Вырастут стимулы отказаться от ведения бизнеса».

«Маржа большинства промышленных компаний — 5-10-15%, они ее изымают, естественно, народ будет бизнес закрывать, экономического роста не будет», — подтверждает управляющий крупной инвесткомпании.

В России опасно повышать налоги на зарплаты, предупреждает гендиректор «Пикалевской соды» и «Базэлцемент-Пикалево» Максим Волков, до сих пор встречаются компании, которые платят зарплату вчерную, а нагрузка на зарплаты и так выросла. Увеличение НДС на 2 п. п. серьезно не отразится на бизнесе, считает Волков: когда нет прибыли, НДС минимален. Но любое повышение НДС снижает покупательную способность населения, предупреждает он.

Бюджетное планирование носит ситуационный, а не долгосрочный характер, успокаивает Назаров. Это политически сложное решение, но до 2018 г. еще есть время обойтись без этой меры, надеется чиновник финансово-экономического блока правительства. Расчет такой: ради политической целесообразности от повышения ближе к 2018 г. можно отказаться, это даже позволит набрать политические очки. Возможно и другое развитие событий: если будет социальный заказ, введут прогрессивную шкалу для НДФЛ, допускает собеседник «Ведомостей». Лейтмотив президентства Путина — стабильность важнее, чем реформы: непопулярные решения откладываются на самый крайний момент, считает политолог Михаил Виноградов, только серьезный провал в экономике и бюджете заставит пойти на них.

Если налог с продаж можно ввести относительно незаметно (замминистра экономического развития Андрей Клепач оценил увеличение инфляции в чуть более 1 п. п.), то повышение НДФЛ — куда более непопулярная мера, предупреждает Щекин. Вместе с долей доходов от населения должна вырасти ответственность государства перед налогоплательщиками, настаивает он, но, если социальные услуги останутся на прежнем уровне, государство ждет социальный протест.

«На фоне того, что уже сделали (Крым, тарифы, ставки кредитов), это нерелевантно, — реагировал на налоговые планы властей руководитель крупного инвестхолдинга. — Инвестиции, по сути, и так на нуле. Хотя зарплаты, конечно, опять пойдут в тень. В целом все ожидаемо и неизбежно».

«Все как обычно», — констатирует другой топ-менеджер.

Эта публикация основана на статье «Россия станет дороже гражданам и бизнесу» из газеты Ведомости от 07.07.2014 , №120. (3624).

http://m.vedomosti.ru/newsline/news/28625681

Изменено пользователем Rusmed
Ссылка на комментарий
  • 1 месяц спустя...

РСПП критикует налог с продаж // А федеральные чиновники не исключают, что он не будет введен

 

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовил замечания к законопроекту Минфина о введении налога с продаж. В них предлагается, в частности, не облагать налогом продукты, попавшие под импортные санкции, не включать в налоговую базу НДС и акцизы, увеличить налоговый период с месяца до квартала, передает РБК. Впрочем, лучше этот налог не вводить, так как он не поможет наполнить бюджет, отмечают в РСПП. По информации «Ведомостей», отказ от налога возможен, однако такое решение должно быть принято Президентом в ближайшие две недели.

 

Заключение РСПП подготовлено на основе опроса компаний — членов союза. Основной вывод: в предложенном формате налог вводить не стоит. Он не способен решить поставленной цели — сократить дефицит региональных бюджетов. Преимущества получат регионы с высоким оборотом розничной торговли. В первую очередь это Москва и Санкт-Петербург, которые выступают за принятие законопроекта. Более того, по мнению бизнеса, налог может иметь негативный экономический эффект: сократится производство из-за роста цен и падения спроса на облагаемые налогом товары и услуги. При принятии законопроекта конкурентное преимущество получат те, кто будет уклоняться от уплаты налога, отмечает РСПП.

Минэкономразвития поддерживает замечания бизнеса. Оно вместе с Минфином выступало против введения нового налога. Теперь к ним присоединился Минпромторг. Возможно, в итоге налог так и не появится. Такое развитие событий допускают опрошенные «Ведомостями» федеральные чиновники. Однако для этого необходимо решение Президента, и оно должно быть принято в ближайшие две недели — до внесения в Госдуму проекта бюджета.

Даже если законопроект попадет в парламент, он должен быть существенно доработан, считают в РСПП. В частности, предлагается включить в список товаров, не подлежащих налогообложению, рыбу и рыбные продукты, овощи, фрукты, ягоды, орехи, мясо и мясные продукты. Россия запретила импорт этих товаров из стран, которые ввели против нее санкции, и это уже приводит к росту цен на них. Налог с продаж может повысить цены еще больше. Также РСПП предлагает изменить описание налоговой базы. Сейчас она формируется из цены товара, увеличенной на акцизы и НДС. Налоги в базе учитываться не должны, так как это приводит к двойному обложению, считают в РСПП. Для упрощения администрирования в заключении предлагается увеличить налоговый период с одного месяца до квартала и ввести единую форму отчетности (сейчас планируется, что ее будет утверждать каждый субъект).

Есть в законопроекте ряд проблем, требующих дополнительного решения, отмечает РСПП. Во-первых, не понятно, где должны платить налог операторы мобильной связи. Например, как определить регион, если услуги связи оплачены через Интернет или через автоплатеж? Что считать местом оказания услуги при перемещении клиента по стране и будет ли объект обложения при выезде за границу? Во-вторых, вопросы с местом уплаты налога возникают, если покупатель находится не в том регионе, где зарегистрирован продавец — плательщик налога (такое может быть при продаже через Интернет). Наконец, не ясно, как администрировать налог тем, кто использует особые налоговые режимы (предприниматели с патентами, организации, применяющие УСН или единый сельхозналог). Их отчетности явно недостаточно, чтобы рассчитывать налог с продаж.

Законопроект о новом налоге Минфин внес в правительство на прошлой неделе. Фактически ведомство предлагает воспроизвести нормы о налоге с продаж, действовавшие до 2004 года. Решение о введении налога субъекты РФ будут принимать самостоятельно. Максимальная ставка может составить 3%. 

 


МОСКВА, 20 авг — РИА Новости. Минфин РФ предлагает отложить на один год — до 1 января 2016 года — введение налога с продаж для малого бизнеса, использующего специальные налоговые режимы, говорится в законопроекте, опубликованном на официальном портале раскрытия информации.

Согласно проекту изменений в Налоговый кодекс РФ, подготовленному министерством, налог с продаж будет распространяться на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельхозналог, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а также на индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, начиная с 1 января 2016 года.

Правительство РФ в настоящее время обсуждает вопрос о праве регионов вводить налог с продаж со ставкой до 3% уже с 1 января 2015 года. Плательщиками налога, согласно предложениям министерства, признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары или услуги на территории регионов, в которых установлен налог.

 

Минфин предлагает не облагать налогом основные продукты питания: хлеб, муку и крупы, молоко и молочные продукты, растительное масло, яйцо, сахар, соль, картофель, а также детское и диабетическое питание и ряд товаров, которые будут определены правительством.

Кроме того, налог не будет распространяться на операции по продаже недвижимости, ценных бумаг, а также на услуги в сфере ЖКХ, санаторно-курортного лечения, здравоохранения, транспорта, образования, культуры и отдыха.

Предполагается, что публичное обсуждение представленного Минфином законопроекта пройдет до октября текущего года.

 

РИА Новости 

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...