Перейти к содержанию

Молодежные группировки 70-80 годов


Dip

Рекомендуемые сообщения

Вот эта статья навеяла интерес к той жизни и в частности к группировке "Генералы".
Кто что знает делимся, обсуждаем)

Преступные группировки Улан-Удэ 70-х годов

Банды Улановки: желтая сборка 70-х

Его окружили на враждебной территории близ 20-й школы. Это был район «Чанкайши-2» — самое логово заудинской группировки. Часом ранее милиция разогнала его соратников и он оказался один. И тогда он вынул из-за пазухи телогрейки обрез…

720554298_7346853.jpg.a8366ad019202090b1

Фото: Ю.Извекова из личного архива. 1974. Ядро группировки «Гортоп». Слева направо: Хопта, Румба, Гришкин, крайний справа — Аюка на пр. Победы.

Но выстрел из далекого 1970-го так и не развеял тьму вопроса: за что, братан?

Тьма вопроса

Весна 1968-го. Время надежд и тревог. В Париже студенческие баррикады. В Прагу входят танки. The Beatles выпускают «Белый альбом», который открывает «Back in the USSR». А на окраине USSR в Улан-Удэ взрываются сразу две идеологические бомбы. 1. Журнал «Байкал» публикует повесть Стругацких «Улитка на склоне». 2. В свет выходит и новое издание «плохих парней». После тьмы подвалов и подъездов азиатам можно было не щуриться — по определению.

Именно в 1968-м в турлагере в с. Максимиха на Байкале я впервые увидел «чанкайшистов». Все «хYбYYд», экипированные в дивные брезентовые штаны, дружили в лагере с «центровыми» той же нации. В 70-х они стали «старшаками» по обе стороны Уды. Однако «чанки», именуясь по имени китайского генералиссимуса, размахивали японским флагом. В головах старшеклас-сников царили сумерки «троечников»… В Улан-Удэ вообще было темновато. По сути, освещались лишь центральные улицы, «Прогресс» да трамвайные пути, даже площадь Советов — по периметру, стоило шагнуть за желтый круг фонаря, как ты окунался в непредсказуемую тьму, и лишь по гортанным щелчкам (прием LST-63) можно было узнать своих...

Ощущение, что в такой же темноте блуждают исследователи молодежных группировок Улан-Удэ. Кабинетные ученые, хоть и подчеркивают, что «собран обширный эмпирический материал конца 1960-х — 1990-х годов», явно заблудились в сумерках стереотипов. При этом в «нулевых», когда проводились исследования, были живы участники разборок давних лет, способные обогатить «эмпирический материал». Вслед за историками наукообразные выдумки повторяют в Сети молодые.

Автор этих строк, не претендуя на охват темы в конце ХХ века, предлагает свой взгляд на 70-е — эру становления и расцвета уличных команд столицы БурАССР. Чему был свидетелем. Это могут подтвердить авторитетные члены команд «Чан-кай-ши» и LST-63 образца 70-х — Борман, Карлсон, Окурок, Глух, Пижон, Гарик, Балдан, Зяба, Богидай, Батон, Жила, Бизон, Бритва, Сигара и др. (здесь и далее только клички по просьбе ныне законопослушных граждан). Другие, спившиеся, севшие, покалеченные, те, кого догнало эхо бурной молодости, уже не смогут подтвердить…

1743023_7783283.jpg.2d5011f8a6b243e945d0

Фото: Ю.Извекова из личного архива.«Старшаки» группировки «Чан-кай-ши». Зауда, «Саяны». Зима 1973-74.

«ЧКШ»: идейный ответ

«Налим», «бурят — штаны горят» в сопровождении обидных жестов — через это унижение прошли многие улан-удэнцы «титульной нации», чье детство пришлось на 50-60-е. Даже элитный дом, заселенный бурятской номенклатурой, т.е. «налимами», прозвали «Аквариумом». В ответ мы кричали: «Русский — плюский», хотя лица были плюскими скорее у бурят… Ответ тонул в хохоте.

Улан-Удэ в середине ХХ века вступил в эру индустриализации. Прибыло русское население. Рабочий класс выражался лапидарно. Услышанное на кухне повторяли дети… Но, начиная с конца 60-х, появления одиозной «Чан-кай-ши», мы заметили, что обидные прозвища ушли, их озвучка стала некорректной даже в славянской среде.

Уличные стаи были и раньше. Я еще застал стихающую силу «шмидтовских», «балтахиновских», «домспецовских» (жил в их дворе), «партизанских», «заудинских»… Кастеты, велосипедные цепи, финки, ремни с бляхами, наколки — это оттуда как эхо ГУЛАГа. В русле урбанизации криминогенные улицы с деревянными бараками хирели. В начале 60-х за Удой началось масштабное строительство пятиэтажек-хрущоб. Первые местные «черемушки» компактно заселялись бурятами. К концу 60-х выше Старой Зауды вырос район из четырех кварталов: «Чанкайши-ноль», «Чанкайши-1», «Чанкайши-2» и «Чанкайши-3». Но, в отличие от «Аквариума», так их назвали сами жители, в основном выходцы из восточных бурят.

Хотя имя Чан-кай-ши на фоне «культурной революции» в КНР было вызовом в эпоху полуразвитого социализма. Глава гоминдановцев порвал с коммунистами и бежал с остатками войск на о. Тайвань. В Улан-Удэ «тайванями» стали называть точки сбора уличных команд (наряду с «пятаками»).

Это был протест против двойной морали старшего поколения и бытового шовинизма. Советский интернационализм был плакатным. По словам оставшихся в живых «старшаков», коим не менее 60, основатели «ЧКШ» хотели сделать все азиатское привлекательным (так в 60-х в США «черные пантеры» сделали все черное красивым). Стала модной восточная «топонимика». Даже настенные надписи оформлялись в стилистике иероглифов. «Чанки» стремились подняться выше примитивной защиты территории, бросить своеобразный идейный посыл в социум: «Уги-няс!». Не случайно группировки впоследствии именовались на азиатско-индейский манер: «хунхузы», «баргуты», «шошоны», «делавары», «гунны» и т.п. И щелчки языком заимствованы из арсенала кочевых племен по системе «свой-чужой».

В итоге героем девичьих грез стал хулиган с характерным разрезом глаз («старшак» Вася Секс дружил с блондинкой и т.п.). Об идейности неформальной структуры за Удой говорило то, что «дешевой уголовкой» здесь брезговали. «Чанки» не замечены в популярном уличном промысле — срыве шапок из ценного меха. В группировке ввели табу: не трогать пожилых и семейных людей. Члены бригады были заняты куда более важным: без отрыва от учебы воевали со сверстниками, чаще с «чавами», обитателями рабочих окраин с преимущественно русским населением.

Однако «чанки» явились куда большими интернационалистами, чем поколение отцов, деливших блага на площади Советов по признаку трайбализма. Никто не смел вслух оскорбить иную нацию. В бригаде было немало русских ребят. Называю тех, кого знал лично: Корова, Муля, Карлсон, Окурок… (Витя Окурок взял у меня Ильфа-Петрова, и до сих пор не вернул, надо съездить в Москву). Они, как и друзья-буряты, принадлежали к продвинутой группе «середняков». Позднее «середняки» подняли «бунт» против деградировавших «старшаков». Дошло до поножовщины. Иерархия «ЧКШ» — «младшаки, или шпана» (13-15 лет), «середняки» (школьники 16-17 лет и допризывная молодежь), «старшаки» (от 20 лет) — стала образцом для подражания. Отличие Новой Зауды — в отсутствии «мазеров», вожаков блатного розлива, «уркаганов» старой барачной Улановки. В «ЧКШ» все были равны перед демократией кулака. Поначалу тут даже образовали «правительство»: министр обороны, культуры и т.д. Без портфелей, но с флагом. Они не хотели быть тривиальными хулиганами.

Последний из «головар»

Темные улицы Улан-Удэ породили мифы и домыслы. Например, что «желтая сборка» группировок 70-х густо замешана на политике, отношениях СССР и КНР. Ученая братва приводит цифры. Но за цифрами не видно человека. В пору оттепели затянулись раны Великой Отечественной. Люди стали покупать холодильники, телевизоры, пластинки, журналы мод и даже автомашины. Не случайно среди создателей уличных команд много детей бурятской интеллигенции. Они читали книги и слушали «битлов». Человек больше не желал быть ни «налимом», ни «мангутом». А желал ходить на танцы и в кино. Новый кинотеатр «Прогресс» превратился в место встреч влюбленных и… сходки полпредов авторитетных группировок.

1629725_4749344.jpg.1b0d6d5c3202786de78d

Гойко Митич – последний из «головар»? Впервые «делавары» появились на экране в 1967 году в фильме «Чингачгук – Большой Змей» производства киностудии «ДЕФА» (ГДР).

С кино и связано живучее понятие городской ментальности, перекочевавшее из 70-х в эру Интернета: «головары». «Этимологию слова «головар» выяснить не удалось», пишут в научных трудах. Зато прозвище до сих пор рождает обидные комменты в жизни и Сети. Недавно прочел и вовсе экзотичную версию: «головары» — от Головы Ленина. Хотя это самоназвание я услышал за год до открытия памятника.

Однажды не вытерпел и написал об этимологии «головара», на что получил снисходительный коммент: «Улыбнуло. Хоть бы спросил у блатных!».

Блатные тут не помогут, мальчик мой. На рубеже 60-70-х популярностью пользовались не только кинокомедии Гайдая. На экране «Прогресса» скакали «Сыновья Большой Медведицы», «Оцеола», «Чингачгук — Большой Змей», «Вождь Белое Перо», «Последний из могикан» и прочие краснокожие воины киностудии «ДЕФА». Мужественные герои Гойко Митича стали кумирами и сел Бурятии, куда доезжали кинопередвижки. Любовь к собратьям-индейцам была особенно горячей в национальной республике.

Как-то мастер гортанных щелчков, мой одноклассник и член LST-63 Жила со смехом сообщил, что в городе появились «гелавары». Была проведена устрашающая акция. «Пленных» допрашивали на задах «Прогресса». Со слов паренька, прикладывавшего снег к губе, выяснилось: «гелавары» это индейское племя. Мы вежливо предположили, что речь идет о делаварах из книг Ф.Купера.

— Ага, еще Чингачгук из них, — кивнул «гелавар». Ему отвесили дружеского пинка и раскурили с «последним из гелавар» трубку мира.

Стало ясно, деревенские парни книг не читали, а название индейского племени восприняли на слух. «Делавары» с экрана, где крутились заезженные кинокопии, звучали как «гелавары», или «головары». Эта кучка сельской молодежи, приехавшая на учебу в город, под прессингом «центровых» была рассеяна в год структурирования.

Другой миф о кличе: «Уги-няс!». Некоторые переводят его как «Смерти нет!». Так вот: в кличе «Уги-няс!» важно ключевое слово «Yгы» — «нет». Второй слог от английского «yes», а «н» соединительная (рок-н-ролл, кэш-н-кэрри). Так же считает доктор исторических наук К.Б.Митупов (и мой одноклассник).

«Yгы-n-Yes!». Выкрик одиночки подхватывали хором. «Нет и Да!». В этом страстном отрицании совкового конформизма и был «мессидж» — как черно-белое отражение двойных стандартов тех лет.

  • Нравится 6
Ссылка на комментарий

Потому что это статья об асоциальных личностях, придающая им некий романтичный ореол.
Статья об убийцах, ворах, наркоманах и насильниках. Согласен, этого в статье нет, но думаю всем и без этого понятно, чем занимались эти "Молодежные группировки".
Тут не может быть двух мнений: преступность не имеет права на признание ее романтичной или сколько нибудь положительной. Именно такой посыл несет в себе статья.
Так зачем этим интересоваться и тем более обсуждать?

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий

@Опасный Кiт

эм, что бы ни было, то что было - стало частью историей, частью истории моего города, имею я право поинтересоваться за нее? конечно да.

  В 23.01.2016 в 06:18, Опасный Кiт сказал:

Статья об убийцах, ворах, наркоманах и насильниках.

Показать  

ты говоришь о том чего не знаешь, в те года 100 процентов молодежи было вовлечено в это, попросту потому, что тогда не спрашивали хочешь ты драться или нет, таком разе по твоему все были цитирую: 

  Цитата

Статья об убийцах, ворах, наркоманах и насильниках.?

Показать  

кароче твое мнение на то и субъективно, что противоречит объективности.
Мой интерес - мое право, еще раз повторяю это история ее надо знать какая бы она не была.

@Опасный Кiт
вообще мне кажется что ты подразумеваешь под молодежными группировками что-то иное, чем я

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий

" имею я право поинтересоваться за нее ", "в таком разе", " кароче твое мнение ".  
Мда.... Я надеюсь вы мне "встречу набивать" не будете, чтоб свою точку зрения обосновать?

Со "100%" вы точно перегибаете. То что в этих группировках состояло большое количество людей, я этого и не отрицаю. Также как в 90х, как и в начале 2000х.
Как то мои родственники, по мужской линии, миновали эти группировки и жили нормально, и сейчас живут.
Про драки я особо и не спорю, но слова о том, что воровать, наркоманить и убивать (причем и обычных людей) их заставляла "жизнь" как то сомнительно.  

  В 23.01.2016 в 06:34, Dip сказал:

это история ее надо знать какая бы она не была.

Показать  

Знаете, педофилы и насильники, это тоже история. Ее тоже с упоением изучать будите? Может предложите статейку на эту тему? Ну, чтоб узнать мнение форумчан на эту тему.

Изменено пользователем Опасный Кiт
Ссылка на комментарий

На самом деле это интересная тема. Разумеется, с точки зрения энциклопедического интереса. Товарищ Гыук вроде занимался съемками фильма про это. Не знаю, что из этого вышло, если вышло вообще.

Сейчас задумался: а ведь даже в моем детстве гортанные щелчки были довольно часто используемым сигналом, правда, я не ассоциировал их с каким-то определенным информационным посылом. Но сейчас я даже не вспомню, когда последний раз их слышал.

Ссылка на комментарий
  В 23.01.2016 в 07:07, Опасный Кiт сказал:

Знаете, педофилы и насильники, это тоже история.

Показать  

я как понимаю проблема ваша в этом да? а конкретно можете сказать кто? когда? 

  В 23.01.2016 в 06:34, Dip сказал:

вообще мне кажется что ты подразумеваешь под молодежными группировками что-то иное, чем я

Показать  

ненадо путать период 70-80 с 90ми, вы ничего не знаете и нехотите узнать, как раз таки вы в таком разе и быдло какбы

 

  В 23.01.2016 в 07:07, Опасный Кiт сказал:

Про драки я особо и не спорю, но слова о том, что воровать, наркоманить и убивать (причем и обычных людей) их заставляла "жизнь" как то сомнительно.  

Показать  

опять не понятно про что конкретно вы имеете ввиду, вся философия тогдашней молодежи в корень рознится с современной причем тут наркоманить и воровать то? Вы говорите о том чего не понимаете, прислушайтесь не пишите абстрактные слова негативного характера в сторону того времени, вы не знаете ничего!

@Опасный Кiт даже не пытайтесь раскачивать меня на конфликт, моя вежливость обратно пропорциональна вашему негативу

и вообще не вижу в ваших словах даже зачатка просветленности о той истории, дальнейшие споры могу считать пустой тратой времени, вот

Изменено пользователем Dip
Ссылка на комментарий

1) Я не вижу необходимости опускаться до частностей. Хотите сказать что те группировки этим не занимались?
2) "вы в таком разе и быдло " ну да, заметно. Не стесняйтесь, продолжайте "ТЫкать" дальше.
3) " философия тогдашней молодежи в корень рознится с современной ". Как интересно, чем же она так кардинально разнится с идеологией 90х? 
За что же боролись эти благородные люди? Какова была их цель, которая оправдывала все средства?
" вы не знаете ничего! " Ну так расскажите.

Изменено пользователем Опасный Кiт
Ссылка на комментарий
  Цитата

По моим наблюдениям, в тот период там тоже практически отсутствовала такая подростковая преступность, которая подчинялась бы уголовному миру и направлялась им.

Показать  

вот комментарий от реального свидетеля тех событий, та что попредержите коней

Ссылка на комментарий

И о чем он свидетельствует?
О том, что большие и грозные бандиты не управляли подростками?
О том, что подростки преступничали по своей воле?)
К чему вообще эта цитата?

Ссылка на комментарий

Ну эт само собой)
Просто оппонент сильно увлекся пагубной идеологией. Пусть дает развернутые, осмысленные, обоснованные ответы, а не мало понятные вбросы.

Изменено пользователем Опасный Кiт
Ссылка на комментарий

@Опасный Кiт там много интересных фактов, которые могут удивить. Один из них, уже приведенный выше, по мне так весьма примечателен. На раннем этапе у этих банд не было воровской идеологии и романтики, и они не были связаны с зоной. Я бы это сравнил больше с субкультурами, чем с криминальным миром. Связь с зоной появилась позже, когда первые арестованные вернулись из мест заключения.

Также примечателен факт об идеологической подкованности некоторых банд, интернациональности, наличии кодекса, условных сигналов, речевок, лозунгов. Даже то, что организованы эти банды были детьми партийной интеллигенции, а не тюремным сбродом. Боюсь, сегодняшняя гопота, равняющаяся на сидельцев и слушающая шансон, даже не зная истории происхождения этого слова, совсем из другой оперы.

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий

Да французские шансонье отдыхают 

  Цитата

Шансо́н (фр. chanson — песня) — французская эстрадная песня в стиле кабаре.

Показать  

 

Ссылка на комментарий
  В 23.01.2016 в 15:13, Mac сказал:

@Опасный Кiт там много интересных фактов, которые могут удивить.

Показать  

Согласен, также как и с этим комментарием:

 

  В 23.01.2016 в 13:43, ANDREY16 сказал:

Всё таки историю группировок надо знать,но не нам с вами а курсантам МВД.:)

Показать  

_____
Одно дело когда человек как ты Мас, в состоянии осознавать подобные особенности и для тебя подобное чтиво безвредно. Совсем другое, люди типа ТС, которые восхищаются бандитской тематикой.
Я не говорю, что это не интересная тема или я не понимаю о чем она. Но я считаю что придание ей положительного ореола не допустимым.
У меня треть знакомых сидельцы, только потому что выращены на подобных разговорах: "Братва порядочна", "Менты козлы", "Отрицалово".
Я считаю эти разговоры опасными. Это сродни исламу, в среде террористов - сама идеология относительно вменяема, но проблема в том, что ее никто не соблюдает, ею лишь перекрываются творя свои темные делишки. 
Если и обсуждать эту тему, то точно не в беседке, а в среде людей которые в состоянии объективно оценить все "за" и "против", не там где сидят обычные люди, которым не стоит заморачивать мозг такими идеями. Печаль только в том, что у нас нет соответствующего форума.
 

Изменено пользователем Опасный Кiт
  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
  Цитата

Для чуваков попадание просто в ментовку, уже большая проблема- ВЛКСМ, будущий ин-т, и др. проблемы. Деление по возрастам ,кроме денежного налога, имело большую выгоду. Старшие контролировали, запрещали пить, курить, поощряли спорт, хорошую учебу. Как-то наши попались в ОВД с анашой, наказание было не хилым. А кто-то тут переживает из-за поставленной бутылки водки. О будущем вашем думали, в таких провинциальных городах как УУ, легче в тюрьму попасть, чем в люди выбиться. Ну, вообщем, и так далее...

Показать  

 

Ссылка на комментарий

 

  Цитата

 

насчет приобщения подростков к уголовной жизни - про это написана книга "Лев прыгнул" А. Гурова, известного криминалиста. В конце 80-х по всей стране были разосланы письма-мульки из лагерей про приобщение молодежи к "воровской жизни". Что и стало наблюдаться повсеместно с конца 80-х и проибрело размах в 90-е годы. Все группировки умерли - остались только "воровская шпана" и "лохи" - что и требовалось "ворам".

  Цитата

Такие

Показать  

 

 

 

 

Показать  

Вот как оказывается блатная жизнь захватила наши улицы( прям заговор какой-то, но как я писал ранее меня столь поздние времена не интересуют сам все видел

Изменено пользователем Dip
Ссылка на комментарий
  Цитата

я застал уже распад чуваков в 90-х годах, был совсем мелким. помню, в нашем дворе середняки хунхузы не врубились за младшака чанку, которого избил браток. Тогда за братву тащиться было не престижно, их чморили. А потом была ельцинская амнистия и в каждом дворе сидело харь по 20-30 на кукурках, кидали четки, варили химку в подвалах, собирали на общак. Laughing

Показать  

Еще цитата которая уводит на мысль, что не само собой все стало как было в 90-2000, ведь если вдуматься именно зоновская культура развалила СССР и тот народ( эх были времена. Амнистия Ельцина хм, если учитывать что в то время Ельцин явно не сам принимал решение тут наклевывается целая теория заговора, интересно

 

Изменено пользователем Dip
Ссылка на комментарий
  Показать контент

 

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
  Показать контент

еще статья, название: "Город, где били шпану"

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...