Перейти к содержанию

Экономика Бурятии сквозь призму геополитики (статья)


Рекомендуемые сообщения

В 2009 году Илюмжинов уже трижды побывал в Улан-Баторе и стал главным теневым переговорщиком Кремля в подготовке визита Владимира Путина. Россия подписала соглашения о получении лицензии на крупнейшие месторождения Монголии — угольное Таван-Толгой и медно-золотое Ою-Толгой.

Основными соперниками России являются Китай, получивший контроль над значительной частью монгольских ресурсов, а также США, действующие через канадские компании. Летом в Улан-Батор едет президент Дмитрий Медведев. Судя по всему, Кремль и в дальнейшем задействует «калмыцкий фактор».

Между тем и Бурятия попала в сферу американских интересов. В мае в республику должны были приехать два начальника отделов посольства США. Одновременно в СМИ было объявлено о презентации Бурятии в Торгово-промышленной палате США. Как правило, организация презентаций регионов требует специального обращения, времени и немалых средств, а в нашем случае американцы выступили с собственной инициативой. Казалось бы, все как нельзя более кстати в ситуации, когда правительство республики ищет инвесторов. Однако по каким-то причинам американцы не приехали. Какие интересы преследуют американские корпорации в Бурятии в момент, когда иностранные инвестиции уходят из России? И почему калмыки обошли нас в деле продвижения российско-монгольского диалога? Об этом рассказывает известный в республике экономист Алдар Бадмаев.

Стратегическое положение

— Наши промышленные предприятия, включая авиазавод, не представляют для США никакого интереса. Металлы подешевели, собственного леса у американцев хватает. Но, главное, у американцев есть интерес к Бурятии. На мой взгляд, краеугольные экономические преимущества республики — это не сырье, а человеческий потенциал и стратегическое положение республики. Географический фактор Бурятии становится материальным фактором. Другого объяснения повышенного интереса к региону с мизерным бюджетом, крайне отсталой экономикой и маловразумительной стратегией развития сложно найти.

А то, что калмыки влезли в монгольский вопрос, неудивительно. Они — монголоязычный народ с крепкими связями на личном уровне с представителями монгольской элиты. В Бурятии людей, имеющих контакты на высшем уровне в соседней стране, не меньше, а больше. Однако сейчас именно это является сдерживающим фактором в привлечении бурят к монгольскому вопросу. Занимая идеальное положение между мусульманскими народами на Западе и Китаем на Востоке, мы исторически играли огромную роль в формировании российской политики на Востоке. И традиционно ситуация с Монголией оказывает влияние на внутреннее положение в Бурятии. Сейчас традиционные связи с ней разорваны российской внешней политикой и бюрократическими барьерами. Монголии некуда девать свое мясо, а между тем наши мясокомбинаты — не только в Улан-Удэ, но и в Закаменске, Петропавловке и Кяхте — строились с расчетом на импортное сырье.

Выход дракона

У монголов под боком громадный рынок Китая, но китайцы не заинтересованы в развитии Монголии. Китай, выходя на позиции мирового лидера, начинает обкатывать сценарии теперь уже не только экономической экспансии. В Поднебесной империи очередным бестселлером стала книга китайских националистов Лю Яна и Сунн Цяна «Китай не рад». Ниже приведу интервью с ними в российском журнале «Эксперт»:

С. Ц.:

— Конечно, все эти договоры, заключенные между Россией и Цинской империей, несправедливы, и об этом знает каждый образованный китаец. Столько земли у нас отобрали! Но сейчас нет смысла это обсуждать, это даже может быть вредным. Сейчас нужно сфокусировать всю нашу энергию на США, нет смысла поднимать руку на Россию.

— Но в России многие боятся Китая.

С. Ц.:

— С тем же успехом можно сказать, что и у Китая должны быть основания для страхов, особенно учитывая историю наших отношений. Хотя сейчас Россия вряд ли сможет угрожать Китаю, слишком много изменений произошло в вашей стране за последнее время. Сегодня очень важно сохранить отношения партнерства, а в будущем можно поднимать и территориальные вопросы.

В соседней стране это типичная позиция, которую разделяют высшее руководство партии и государства. Китай никогда не закроет вопросы по принадлежности приграничных регионов Сибири, Дальнего Востока и Внешней Монголии. Особенно сейчас, когда демографическое, экономическое и военно-политическое доминирование Китая стало очевидным. Именно отсюда проистекает роль Бурятии и Монголии в глобальной политике, как элемента сдерживания Китая. Монгольские народы исторически противостояли его экспансии и на генетическом уровне испытывают недоверие к нему. Здесь интересы России и США совпадают, они оба рассматривают Китай как наиболее мощного соперника в регионе и на мировой арене.

Монголия — подбрюшье Китая, Бурятия — подбрюшье Монголии

В данном контексте США отводят Бурятии роль форпоста России в Центральной Азии. США всячески поддерживают Монголию, аналогичная поддержка может быть оказана и Бурятии. Американцам нужна сильная и ориентирующаяся на Запад Монголия. А Бурятия — это своего рода лимфатический узел, подпитывающий Монголию.

Сейчас речь идет о сырьевой направленности сотрудничества, хотя главным направлением должен стать транзитный вопрос. «Бурятмясопром», «Байкалфарм», «Макбур» и авиазавод — это пример успешных предприятий, работающих на привозном сырье и ориентированных на вывоз продукции из региона. В свое время одной из причин крушения Тонкосуконной мануфактуры стала попытка ставки на местное сырье. Сейчас перевод «Макбура» на местное сырье стал одной из причин нынешних трудностей компании. И здесь на первый план выдвигаются человеческий потенциал и транзитные возможности. Привез—сделал—продал. Самый близкий аналог — Сингапур. Не надо ориентироваться на существующий промышленный потенциал. В этом плане американцы не делают различия между Иркутском и Улан-Удэ — на мировой карте это всего лишь две точки. Дважды в реку не войдешь и заново «Электромашину» не запустишь. Для этого нужны новый Матханов или Козлов, которые создали свои предприятия для нужд Бурятии, но, столкнувшись с узостью рынка, вышли на внешние просторы.

Куда мы должны двигаться?

Первое — отказ от сырьевой направленности. Однобокая ориентация неизбежно ведет в тупик. Второе — стимулирование инвестиционных проектов, использующих возобновляемый потенциал Бурятии, а для этого нужна определенная внешняя среда. Нужно убрать те бревна, которые лежат на пути развития экономики. А это, учитывая местоположение республики, предполагает определенные внешнеэкономические шаги России, поскольку экономика Бурятии — это экономика России. В этом отношении развитие экономики республики и изменение геополитической стратегии России в Азии неразделимы.

http://www.infpol.ru/newspaper/number.php?ELEMENT_ID=20274

Ссылка на комментарий
Первое — отказ от сырьевой направленности. Однобокая ориентация неизбежно ведет в тупик. Второе — стимулирование инвестиционных проектов, использующих возобновляемый потенциал Бурятии, а для этого нужна определенная внешняя среда. Нужно убрать те бревна, которые лежат на пути развития экономики.

Вот этого было бы и достаточно в этой статье..)

Банальности, 9-класснику понятные..)

И чего на 2 листа писанину разводить?)

Что нового?

Ссылка на комментарий

на примере Бурзолота можно сказать, что для отдельно взятого региона Бурятия лучше уж "США, действующие через канадские компании", чем российские олигархи

Ссылка на комментарий
Монголия — подбрюшье Китая, Бурятия — подбрюшье Монголии

БурятиЯ часть организма России , если медицинским языком..

А Монголия площадка от которой Россия может оттолкнуться в ту или иную сторону...

Ссылка на комментарий

хз, в свете вот этих статей все логично складывается. тут кроме китайского вопроса еще и Байкал, как стратегический запас пресной воды. ЦУП начинает разруливать.

Помните, несколько лет назад ФСБ выгнало нахер из Бурятии все эти западные фонды, которые раздавали гранты? Причем была озвучена причина - все эти фонды, некоммерческие организации - засланные казачки, попросту говоря, шпионы, агенты влияния. Помню, будучи молодым идиотом, удивлялся, откуда у нас шпионы? чего тут шпионить и влиять? Короче, все играют в свои игры, и все равно непонятно чем это кончится.

А ведь все эти иностранцы засирали мозги студентам, аспирантам и прочему ученому люду всякой херней, вывозили к себе в штаты, по обмену или еще как; оставляли всю оргтехнику (похоже на бочку варенья и ящик печенья), когда заканчивались проекты по грантам, ну и так далее. И жалели, жалели: "ах, как у вас тут все плохо, как все хреново, но мы добрые, ля-ля-ля..."

Короче, такая нехитрая обработка сознания, типа, подготовка почвы.

бойтесь америкосов, дары приносящих.

Прочитайте О.Генри "Короли и капуста", и посмотрите фильм "Империя добра"

Ведь потом амеры скажут нам "Боливар не вывезет двоих" и пристрелят.

Ссылка на комментарий

Конечно, Байкал нужно огородить высоким забором. И вход только по паспортам РФ. Какая там будет, через некоторое время, вонь думаю объяснять почему не надо. По моему радоваться надо гостям. Дома мы всегда прибираемся, когда ждем гостей. Это не всвете статей, а в свете здравого смысла. Хотя и в статьях доля его тоже присутствует.

Ссылка на комментарий
на примере Бурзолота можно сказать, что для отдельно взятого региона Бурятия лучше уж "США, действующие через канадские компании", чем российские олигархи

А куда ж без них. Вот в новостях промелькнуло, что структуры Дерипаски (Севсталь-ресурс, что-ли) теперь, после прошедшего размещения акций, имеют 51% в High River Gold. Так штаа добро пожаловать домой, бурзолото. Другое дело, что канадцы, которые, думается, восе действовали не как агента каких-то американцев, свое отбили как надо.

Ссылка на комментарий

Экономика Бурятии никогда не будет развиваться. Так как Москве в среднесрочной и долгосрочной перспективе, выгоднее иметь Бурятию вечно стоящую с протянутой рукой и кличем "дай денег", чем сколько нибудь самостоятельный и состоятельный в экономическом и финансовом плане регион.

И так кстати дела обстоят и во многих других регионах. Москва целенаправленно разрушает любые инициативы направленные на то, чтобы поднять отрасли экономики в регионах подобных Бурятии. Но в тоже время щедро отсыпает дензнаки, на всякие авантюрные прожекты, которые явно ничем не закончатся. Этим самым создается видимость каких то важных дел направленных на развитие региона, но в реальности это тупое топтание на месте. Хотя я не прав. Не тупое - а четко спланированное.

Вот это и есть - экономика Бурятии через призму геополитики.

А в первом посте какой то бессмысленный набор букв.

Ссылка на комментарий
Москва целенаправленно разрушает любые инициативы направленные на то, чтобы поднять отрасли экономики в регионах подобных Бурятии.
какие инициативы поднятия отраслей Бурятии Москва разрушила? Примеры приведите
Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...