bet-di Опубликовано 12 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 января, 2014 (изменено) /// Изменено 10 апреля, 2015 пользователем bet-di Ссылка на комментарий
Vitalius I Опубликовано 12 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 января, 2014 О-о-о-о!Это надо собраться с духом и прочитать...Сразу вспомнил как в комедиях список разворачивают и он раскатывается на 10 метров. Ссылка на комментарий
Sabon Опубликовано 12 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 января, 2014 шахматы какие то *90пороки и недостатки общества в целом это белые или черные Ссылка на комментарий
Neoki Опубликовано 12 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 января, 2014 Слишком длинно, между строк прочитал...ну такое и в 5 элементе было, где мужик кружку разбил и давай философствовать, что мол хаос источник жизни, убрать разбитую кружку выехал робот пылесос которого разработали, построили, который питается от энергии которую в свою очередь тоже нужно вырабатывать, ну как то так, разбитая кружка дала работу тысячам людей и так везде. Ссылка на комментарий
Muhach Опубликовано 12 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 января, 2014 Ничего не меняется, блин.В самом начале басни все то же самое, что и сейчас. Ссылка на комментарий
Godes Опубликовано 12 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 января, 2014 жесть просто Ссылка на комментарий
bet-di Опубликовано 12 января, 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 12 января, 2014 (изменено) /// Изменено 10 апреля, 2015 пользователем bet-di Ссылка на комментарий
Clondike Опубликовано 12 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 января, 2014 bet-diТут смотря что называть злом и добром. Причем я думаю все это сдобрено христиансеой моралью (которую автор принимает за добро). Поэтому путаница. Христианское общество - это вообще общество противоречия. Идет манипуляция понятиями- терминами и создается "филосовский парадокс".Добавлено спустя 10 минут 51 секунду:bet-diПочему стремление к комфорту - это порок? Такое вытекает из античеловеческого христианского учения.Ну стремление производить впечптление (своего повышенного статуса). на др людей можго назвать пороком. Расточительство вопрос неоднозначный. Тщеславие - желание поднять самооценку. Гордыня - осознание своих сильных качеств и уникальности. Непостоянство вкусов - следование своей внутренней природе. Ссылка на комментарий
Vitalius I Опубликовано 13 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 13 января, 2014 Единство и борьба противоположностей, инь-янь.А в стишке все из крайности в крайность.Художники перестали рисовать... Ссылка на комментарий
Goemsu Опубликовано 17 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 января, 2014 Очень интересная басня, написана "легко" и воспринимается соответственно! Наверняка каждый из нас думал о том, как хорошо было бы, если не стало зла в любом его проявлении. Даже не "хорошо", а какого вообще было бы. Басня мне ответила на вопрос. НО я согласна с вышеизложенным постом, что в басне описана крайность. Да, и если честно, мораль какая-то не "моральная". Не хочу принимать ее, не буду. Желаю верить, что мир и общество не держатся на пороке, а только на добре, благоразумии и любви! А зло и порок - чтобы не расслаблялись! Ссылка на комментарий
Sandann Опубликовано 17 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 января, 2014 Этот Мандевиль неплохо описал общество потребления, но ему не хватило ума пофантазировать на тему "а что будет если у человека постепенно исключить пороки?". Он думал, что человек, потерявший пороки, потеряет и стимул к жизни и процветанию самого общества.Ему, человеку 18 века, не довелось увидеть улей, где строили коммунизм и даже удалось пожить в подобии социализма. Где преступность и пороки не особо влияли на общество. Ссылка на комментарий
ginger_451 Опубликовано 17 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 января, 2014 Почитайте рассказ Достоевского "Сон смешного человека". Там гораздо правдоподобнее описано как жили бы люди если бы не было греха: СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ I Я смешной человек. Они меня называют теперь сумасшедшим. Это было быповышение в чине, если б я все еще не оставался для них таким же смешным,как и прежде. Но теперь уж я не сержусь, теперь они все мне милы, и дажекогда они смеются надо мной -- и тогда чем-то даже особенно милы. Я бы самсмеялся с ними, -- не то что над собой, а их любя, если б мне не было такгрустно, на них глядя. Грустно потому, что они не знают истины, а я знаюистину. Ох как тяжело одному знать истину! Но они этого не поймут. Нет, непоймут. А прежде я тосковал очень оттого, что казался смешным. Не казался, абыл. Я всегда был смешон, и знаю это, может быть, с самого моего рождения.Может быть, я уже семи лет знал, что я смешон. Потом я учился в школе, потомв университете и что же -- чем больше я учился, тем больше я научался тому,что я смешон. Так что для меня вся моя университетская наука как бы для тоготолько и существовала под конец, чтобы доказывать и объяснять мне, по меретого как я в нее углублялся, что я смешон. Подобно как в науке, шло и вжизни. С каждым годом нарастало и укреплялось во мне то же самое сознание омоем смешном виде во всех отношениях. Надо мной смеялись все и всегда. Но незнали они никто и не догадывались о том, что если был человек на земле,больше всех знавший про то, что я смешон, так это был сам я, и вот это-тобыло для меня всего обиднее, что они этого не знают, но тут я сам былвиноват: я всегда был так горд, что ни за что и никогда не хотел никому вэтом признаться. Гордость эта росла во мне с годами, и если б случилось так,что я хоть перед кем бы то ни было позволил бы себе признаться, что ясмешной, то, мне кажется, я тут же, в тот же вечер, раздробил бы себе головуиз револьвера. О, как я страдал в моем отрочестве о том, что я не выдержу ивдруг как-нибудь признаюсь сам товарищам. Но с тех пор как я стал молодымчеловеком, я хоть и узнавал с каждым годом все больше и больше о моемужасном качестве, но почему-то стал немного спокойнее. Именно почему-то,потому что я и до сих пор не могу определить почему. Может быть, потому чтов душе моей нарастала страшная тоска по одному обстоятельству, которое былоуже бесконечно выше всего меня: именно -- это было постигшее меня одноубеждение в том, что на свете везде все равно. Я очень давно предчувствовалэто, но полное убеждение явилось в последний год как-то вдруг. Я вдругпочувствовал, что мне все равно было бы, существовал ли бы мир или если бнигде ничего не было. Я стал слышать и чувствовать всем существом моим, чтоничего при мне не было. Сначала мне все казалось, что зато было многоепрежде, но потом я догадался, что и прежде ничего тоже не было, а толькопочему-то казалось. Мало-помалу я убедился, что и никогда ничего не будет.Тогда я вдруг перестал сердиться на людей и почти стал не примечать их.Право, это обнаруживалось даже в самых мелких пустяках: я, например,случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей. И не то чтоб от задумчивости:об чем мне было думать, я совсем перестал тогда думать: мне было все равно.И добро бы я разрешил вопросы; о, ни одного не разрешил, а сколько их было?Но мне стало все равно, и вопросы все удалились. И вот, после того уж, я узнал истину. Истину я узнал в прошлом ноябре,и именно третьего ноября, и с того времени я каждое мгновение мое помню. Этобыло в мрачный, самый мрачный вечер, какой только может быть. Я возвращалсятогда в одиннадцатом часу вечера домой, и именно, помню, я подумал, что ужне может быть более мрачного времени. Даже в физическом отношении. Дождь лилвесь день, и это был самый холодный и мрачный дождь, какой-то даже грозныйдождь, я это помню, с явной враждебностью к людям, а тут вдруг, водиннадцатом часу, перестал, и началась страшная сырость, сырее и холоднее,чем когда дождь шел, и ото всего шел какой-то пар, от каждого камня на улицеи из каждого переулка, если заглянуть в него в самую глубь, подальше, сулицы. Мне вдруг представилось, что если б потух везде газ, то стало быотраднее, а с газом грустнее сердцу, потому что он все это освещает. Я вэтот день почти не обедал и с раннего вечера просидел у одного инженера, а унего сидели еще двое приятелей. Я все молчал и, кажется, им надоел. Ониговорили об чем-то вызывающем и вдруг даже разгорячились. Но им было всеравно, я это видел, и они горячились только так. Я им вдруг и высказал это:"Господа, ведь вам, говорю, все равно". Они не обиделись, а все надо мнойзасмеялись. Это оттого, что я сказал без всякого упрека, и просто потому,что мне было все равно. Они и увидели, что мне все равно, и им стало весело. Когда я на улице подумал про газ, то взглянул на небо. Небо было ужаснотемное, но явно можно было различить разорванные облака, а между нимибездонные черные пятна. Вдруг я заметил в одном из этих пятен звездочку истал пристально глядеть на нее. Это потому, что эта звездочка дала мнемысль: я положил в эту ночь убить себя. У меня это было твердо положено ещедва месяца назад, и как я ни беден, а купил прекрасный револьвер и в тот жедень зарядил его. Но прошло уже два месяца, а он все лежал в ящике; но мнебыло до того все равно, что захотелось наконец улучить минуту, когда будетне так все равно, для чего так -- не знаю. И, таким образом, в эти двамесяца я каждую ночь, возвращаясь домой, думал, что застрелюсь. Я все ждалминуты. И вот теперь эта звездочка дала мне мысль, и я положил, что этобудет непременно уже в эту ночь. А почему звездочка дала мысль -- не знаю. И вот, когда я смотрел на небо, меня вдруг схватила за локоть этадевочка. Улица уже была пуста, и никого почти не было. Вдали спал на дрожкахизвозчик. Девочка была лет восьми, в платочке и в одном платьишке, всямокрая, но я запомнил особенно ее мокрые разорванные башмаки и теперь помню.Они мне особенно мелькнули в глаза. Она вдруг стала дергать меня за локоть извать. Она не плакала, но как-то отрывисто выкрикивала какие-то слова,которые не могла хорошо выговорить, потому что вся дрожала мелкой дрожью вознобе. Она была отчего-то в ужасе и кричала отчаянно: "Мамочка! Мамочка!" Яобернул было к ней лицо, но не сказал ни слова и продолжал идти, но онабежала и дергала меня, и в голосе ее прозвучал тот звук, который у оченьиспуганных детей означает отчаяние. Я знаю этот звук. Хоть она и недоговаривала слова, но я понял, что ее мать где-то помирает, или что-то тамс ними случилось, и она выбежала позвать кого-то, найти что-то, чтоб помочьмаме. Но я не пошел за ней, и, напротив, у меня явилась вдруг мысль прогнатьее. Я сначала ей сказал, чтоб она отыскала городового. Но она вдруг сложиларучки и, всхлипывая, задыхаясь, все бежала сбоку и не покидала меня. Воттогда-то я топнул на нее и крикнул. Она прокричала лишь: "Барин, барин!.."-- но вдруг бросила меня и стремглав перебежала улицу: там показался тожекакой-то прохожий, и она, видно, бросилась от меня к нему. Я поднялся в мой пятый этаж. Я живу от хозяев, и у нас номера. Комнатау меня бедная и маленькая, а окно чердачное, полукруглое. У меня клеенчатыйдиван, стол, на котором книги, два стула и покойное кресло,старое-престарое, но зато вольтеровское. Я сел, зажег свечку и стал думать.Рядом, в другой комнате, за перегородкой, продолжался содом. Он шел у нихеще с третьего дня. Там жил отставной капитан, а у него были гости --человек шесть стрюцких, пили водку и играли в штос старыми картами. Впрошлую ночь была драка, и я знаю, что двое из них долго таскали друг другаза волосы. Хозяйка хотела жаловаться, но она боится капитана ужасно. Прочихжильцов у нас в номерах всего одна маленькая ростом и худенькая дама, изполковых, приезжая, с тремя маленькими и заболевшими уже у нас в номерахдетьми. И она и дети боятся капитана до обмороку и всю ночь трясутся икрестятся, а с самым маленьким ребенком был от страху какой-то припадок.Этот капитан, я наверно знаю, останавливает иной раз прохожих на Невском ипросит на бедность. На службу его не принимают, но, странное дело (я ведь ктому и рассказываю это), капитан во весь месяц, с тех пор как живет у нас,не возбудил во мне никакой досады. От знакомства я, конечно, уклонился ссамого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу, носколько бы они ни кричали за своей перегородкой и сколько бы их там ни было,-- мне всегда все равно. Я сижу всю ночь и, право, их не слышу, -- до того оних забываю. Я ведь каждую ночь не сплю до самого рассвета и вот уже этакгод. Я просиживаю всю ночь у стола в креслах и ничего не делаю. Книги читаюя только днем. Сижу и даже не думаю, а так, какие-то мысли бродят, а я ихпускаю на волю. Свечка сгорает в ночь вся. Я сел у стола тихо, вынулревольвер и положил перед собою. Когда я его положил, то, помню, спросилсебя: "Так ли?", и совершенно утвердительно ответил себе: "Так". То естьзастрелюсь. Я знал, что уж в эту ночь застрелюсь наверно, но сколько ещепросижу до тех пор за столом, -- этого не знал. И уж конечно бы застрелился,если б не та девочка. II Видите ли: хоть мне и было все равно, но ведь боль-то я, например,чувствовал. Ударь меня кто, и я бы почувствовал боль. Так точно и внравственном отношении: случись что-нибудь очень жалкое, то почувствовал быжалость, так же как и тогда, когда мне было еще в жизни не все равно. Я ипочувствовал жалость давеча: уж ребенку-то я бы непременно помог. Почему ж яне помог девочке? А из одной явившейся тогда идеи: когда она дергала и зваламеня, то вдруг возник тогда передо мной вопрос, и я не мог разрешить его.Вопрос был праздный, но я рассердился. Рассердился вследствие того вывода,что если я уже решил, что в нынешнюю ночь с собой покончу, то, стало быть,мне все на свете должно было стать теперь, более чем когда-нибудь, всеравно. Отчего же я вдруг почувствовал, что мне не все равно и я жалеюдевочку? Я помню, что я ее очень пожалел; до какой-то даже странной боли исовсем даже невероятной в моем положении. Право, я не умею лучше передатьэтого тогдашнего моего мимолетного ощущения, но ощущение продолжалось идома, когда уже я засел за столом, и я очень был раздражен, как давно уже небыл. Рассуждение текло за рассуждением. Представлялось ясным, что если ячеловек, и еще не нуль, и пока не обратился в нуль, то живу, а следственно,могу страдать, сердиться и ощущать стыд за свои поступки" Пусть. Но ведьесли я убью себя, например, через два часа, то что мне девочка и какое мнетогда дело и до стыда, и до всего на свете? Я обращаюсь в нуль, в нульабсолютный. И неужели сознание о том, что я сейчас совершенно не будусуществовать, а стало быть, и ничто не будет существовать, не могло иметь нималейшего влияния ни на чувство жалости к девочке, ни на чувство стыда послесделанной подлости? Ведь я потому-то и затопал и закричал диким голосом нанесчастного ребенка, что, "дескать, не только вот не чувствую жалости, ноесли и бесчеловечную подлость сделаю, то теперь могу, потому что через двачаса все угаснет". Верите ли, что потому закричал? Я теперь почти убежден вэтом. Ясным представлялось, что жизнь и мир теперь как бы от меня зависят.Можно сказать даже так, что мир теперь как бы для меня одного и сделан:застрелюсь я, и мира не будет, по крайней мере для меня. Не говоря уже отом, что, может быть, и действительно ни для кого ничего не будет послеменя, и весь мир, только лишь угаснет мое сознание, угаснет тотчас какпризрак, как принадлежность лишь одного моего сознания, и упразднится, ибо,может быть, весь этот мир и все эти люди -- я-то сам один и есть. Помню,что, сидя и рассуждая, я обертывал все эти новые вопросы, теснившиеся одинза другим, совсем даже в другую сторону и выдумывал совсем уж новое.Например, мне вдруг представилось одно странное соображение, что если б яжил прежде на луне или на Марсе и сделал бы там какой-нибудь самый срамный ибесчестный поступок, какой только можно себе представить, и был там за негопоруган и обесчещен так, как только можно ощутить и представить лишь развеиногда во сне, в кошмаре, и если б, очутившись потом на земле, я продолжалбы сохранять сознание о том, что сделал на другой планете, и, кроме того,знал бы, что уже туда ни за что и никогда не возвращусь, то, смотря с землина луну, -- было бы мне все равно или нет? Ощущал ли бы я за тот поступокстыд или нет? Вопросы были праздные и лишние, так как револьвер лежал ужепередо мною, и я всем существом моим знал, что это будет наверно, но онигорячили меня, и я бесился. Я как бы уже не мог умереть теперь, чего-то неразрешив предварительно. Одним словом, эта девочка спасла меня, потому что явопросами отдалил выстрел. У капитана же между тем стало тоже все утихать:они кончили в карты, устраивались спать, а пока ворчали и лениводоругивались. Вот тут-то я вдруг и заснул, чего никогда со мной не случалосьпрежде, за столом в креслах. Я заснул совершенно мне неприметно. Сны, какизвестно, чрезвычайно странная вещь: одно представляется с ужасающеюясностью, с ювелирски-мелочною отделкой подробностей, а через другоеперескакиваешь, как бы не замечая вовсе, например, через пространство ивремя. Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце, амежду тем какие хитрейшие вещи проделывал иногда мой рассудок во сне! Междутем с ним происходят во сне вещи совсем непостижимые. Мой брат, например,умер пять лет назад. Я иногда его вижу во сне: он принимает участие в моихделах, мы очень заинтересованы, а между тем я ведь вполне, во всепродолжение сна, знаю и помню, что брат мой помер и схоронен. Как же я недивлюсь тому, что он хоть и мертвый, а все-таки тут подле меня и со мнойхлопочет? Почему разум мой совершенно допускает все это? Но довольно.Приступаю к сну моему. Да, мне приснился тогда этот сон, мой сон третьегоноября! Они дразнят меня теперь тем, что ведь это был только сон. Но неужелине все равно, сон или нет, если сон этот возвестил мне Истину? Ведь если разузнал истину и увидел ее, то ведь знаешь, что она истина и другой нет и неможет быть, спите вы или живете. Ну и пусть сон, и пусть, но эту жизнь,которую вы так превозносите, я хотел погасить самоубийством, а сон мой, сонмой, -- о, он возвестил мне новую, великую, обновленную, сильную жизнь! Слушайте. III Я сказал, что заснул незаметно и даже как бы продолжая рассуждать о техже материях. Вдруг приснилось мне, что я беру револьвер и, сидя, наставляюего прямо в сердце -- в сердце, а не в голову; я же положил прежденепременно застрелиться в голову и именно в правый висок. Наставив в грудь,я подождал секунду или две, и свечка моя, стол и стена передо мною вдругзадвигались и заколыхались. Я поскорее выстрелил. Во сне вы падаете иногда с высоты, или режут вас, или бьют, но выникогда не чувствуете боли, кроме разве если сами как-нибудь действительноушибетесь в кровати, тут вы почувствуете боль и всегда почти от болипроснетесь. Так и во сне моем: боли я не почувствовал, но мне представилось,что с выстрелом моим все во мне сотряслось и все вдруг потухло, и сталокругом меня ужасно черно. Я как будто ослеп и онемел, и вот я лежу на чем-тотвердом, протянутый, навзничь, ничего не вижу и не могу сделать ни малейшегодвижения. Кругом ходят и кричат, басит капитан, визжит хозяйка, -- и вдругопять перерыв, и вот уже меня несут в закрытом гробе. И я чувствую, какколыхается гроб, и рассуждаю об этом, и вдруг меня в первый раз поражаетидея, что ведь я умер, совсем умер, знаю это и не сомневаюсь, не вижу и недвижусь, а между тем чувствую и рассуждаю. Но я скоро мирюсь с этим и, пообыкновению, как во сне, принимаю действительность без спору. И вот меня зарывают в землю. Все уходят, я один, совершенно один. Я недвижусь. Всегда, когда я прежде наяву представлял себе, как меня похоронят вмогиле, то собственно с могилой соединял лишь одно ощущение сырости ихолода. Так и теперь я почувствовал, что мне очень холодно, особенно концампальцев на ногах, но больше ничего не почувствовал. Я лежал и, странно, -- ничего не ждал, без спору принимая, что мертвомуждать нечего. Но было сыро. Не знаю, сколько прошло времени, -- час илинесколько дней, или много дней. Но вот вдруг на левый закрытый глаз мойупала просочившаяся через крышу гроба капля воды, за ней через минутудругая, затем через минуту третья, и так далее, и так далее, все черезминуту. Глубокое негодование загорелось вдруг в сердце моем, и вдруг япочувствовал в нем физическую боль: "Это рана моя, -- подумал я,--этовыстрел, там пуля..." А капля все капала, каждую минуту и прямо на закрытыймой глаз. И я вдруг воззвал, не голосом, ибо был недвижим, но всем существоммоим к властителю всего того, что совершалось со мною: -- Кто бы ты ни был, но если ты есть и если существует что-нибудьразумнее того, что теперь совершается, то дозволь ему быть и здесь. Если жеты мстишь мне за неразумное самоубийство мое -- безобразием и нелепостьюдальнейшего бытия, то знай, что никогда и никакому мучению, какое бы нипостигло меня, не сравниться с тем презрением, которое я буду молча ощущать,хотя бы в продолжение миллионов лет мученичества!.. Я воззвал и смолк. Целую почти минуту продолжалось глубокое молчание, идаже еще одна капля упала, но я знал, я беспредельно и нерушимо знал иверил, что непременно сейчас все изменится. И вот вдруг разверзлась могиламоя. То есть я не знаю, была ли она раскрыта и раскопана, но я был взяткаким-то темным и неизвестным мне существом, и мы очутились в пространстве.Я вдруг прозрел: была глубокая ночь, и никогда, никогда еще не было такойтемноты! Мы неслись в пространстве уже далеко от земли. Я не спрашивал того,который нес меня, ни о чем, я ждал и был горд. Я уверял себя, что не боюсь,и замирал от восхищения при мысли, что не боюсь. Я не помню, сколько временимы неслись, и не могу представить: совершалось все так, как всегда во сне,когда перескакиваешь через пространство и время и через законы бытия ирассудка и останавливаешься лишь на точках, о которых грезит сердце. Япомню, что вдруг увидал в темноте одну звездочку. "Это Сириус?" --спросил я,вдруг не удержавшись, ибо я не хотел ни о чем спрашивать. -- "Нет, это тасамая звезда, которую ты видел между облаками, возвращаясь домой", --отвечало мне существо, уносившее меня. Я знал, что оно имело как бы ликчеловеческий. Странное дело, я не любил это существо, даже чувствовалглубокое отвращение. Я ждал совершенного небытия и с тем выстрелил себе всердце. И вот я в руках существа, конечно, не человеческого, но котороеесть, существует: "А, стало быть, есть и за гробом жизнь!"--подумал я сстранным легкомыслием сна, но сущность сердца моего оставалась со мною вовсей глубине: "И если надо быть снова, -- подумал я, -- и жить опять почьей-то неустранимой воле, то не хочу, чтоб меня победили и унизили!" -- "Тызнаешь, что я боюсь тебя, и за то презираешь меня",--сказал я вдруг моемуспутнику, не удержавшись от унизительного вопроса, в котором заключалосьпризнание, и ощутив, как укол булавки, в сердце моем унижение мое. Он неответил на вопрос мой, но я вдруг почувствовал, что меня, не презирают, инадо мной не смеются, и даже не сожалеют меня, и что путь наш имеет цель,неизвестную и таинственную и касающуюся одного меня. Страх нарастал в моемсердце. Что-то немо, но с мучением сообщалось мне от моего молчащегоспутника и как бы проницало меня. Мы неслись в темных и неведомыхпространствах. Я давно уже перестал видеть знакомые глазу созвездия. Я знал,что есть такие звезды в небесных пространствах, от которых лучи доходят наземлю лишь в тысячи и миллионы лет. Может быть, мы уже пролетали этипространства. Я ждал чего-то в страшной, измучившей мое сердце тоске. Ивдруг какое-то знакомое и в высшей степени зовущее чувство сотрясло меня: яувидел вдруг наше солнце! Я знал, что это не могло быть наше солнце,породившее нашу землю, и что мы от нашего солнца на бесконечном расстоянии,но я узнал почему-то, всем существом моим, что это совершенно такое жесолнце, как и наше, повторение его и двойник его. Сладкое, зовущее чувствозазвучало восторгом в душе моей: родная сила света, того же, который родилменя, отозвалась в моем сердце и воскресила его, и я ощутил жизнь, прежнююжизнь, в первый раз после моей могилы. -- Но если это -- солнце, если это совершенно такое же солнце, какнаше, -- вскричал я, -- то где же земля? -- И мой спутник указал мне назвездочку, сверкавшую в темноте изумрудным блеском. Мы неслись прямо к ней. -- И неужели возможны такие повторения во вселенной, неужели таковприродный закон?.. И если это там земля, то неужели она такая же земля, каки наша... совершенно такая же, несчастная, бедная, но дорогая и вечнолюбимая и такую же мучительную любовь рождающая к себе в самых неблагодарныхдаже детях своих, как и наша?.. -- вскрикивал я, сотрясаясь от неудержимой,восторженной любви к той родной прежней земле, которую я покинул. Образбедной девочки, которую я обидел, промелькнул передо мною. -- Увидишь все, -- ответил мой спутник, и какая-то печаль послышалась вего слове. Но мы быстро приближались к планете. Она росла в глазах моих, я ужеразличал океан, очертания Европы, и вдруг странное чувство какой-то великой,святой ревности возгорелось в сердце моем: "Как может быть подобноеповторение и для чего? Я люблю, я могу любить лишь ту землю, которую яоставил, на которой остались брызги крови моей, когда я, неблагодарный,выстрелом в сердце мое погасил мою жизнь. Но никогда, никогда не переставаля любить ту землю, и даже в ту ночь, расставаясь с ней, я, может быть, любилее мучительнее, чем когда-либо. Есть ли мучение на этой новой земле? Нанашей земле мы истинно можем любить лишь с мучением и только через мучение!Мы иначе не умеем любить и не знаем иной любви. Я хочу мучения, чтоб любить.Я хочу, я жажду в сию минуту целовать, обливаясь слезами, лишь одну туземлю, которую я оставил, и не хочу, не принимаю жизни ни на какой иной!.." Но спутник мой уже оставил меня. Я вдруг, совсем как бы для менянезаметно, стал на этой другой земле в ярком свете солнечного, прелестногокак рай дня. Я стоял, кажется, на одном из тех островов, которые составляютна нашей земле Греческий архипелаг, или где-нибудь на прибрежье материка,прилегающего к этому архипелагу. О, все было точно так же, как у нас, но,казалось, всюду сияло каким-то праздником и великим, святым и достигнутымнаконец торжеством. Ласковое изумрудное море тихо плескало о берега илобызало их с любовью, явной, видимой, почти сознательной. Высокие,прекрасные деревья стояли во всей роскоши своего цвета, а бесчисленныелисточки их, я убежден в том, приветствовали меня тихим, ласковым своимшумом и как бы выговаривали какие-то слова любви. Мурава горела яркимиароматными цветами. Птички стадами перелетали в воздухе и, не боясь меня,садились мне на плечи и на руки и радостно били меня своими милыми,трепетными крылышками. И наконец, я увидел и узнал людей счастливой землиэтой. Они пришли ко мне сами, они окружили меня, целовали меня. Дети солнца,дети своего солнца, -- о, как они были прекрасны! Никогда я не видывал нанашей земле такой красоты в человеке. Разве лишь в детях наших, в самыепервые годы их возраста, можно бы было найти отдаленный, хотя и слабыйотблеск красоты этой. Глаза этих счастливых людей сверкали ясным блеском.Лица их сияли разумом и каким-то восполнившимся уже до спокойствиясознанием, но лица эти были веселы; в словах и голосах этих людей звучаладетская радость. О, я тотчас же, при первом взгляде на их лица, понял все,все! Это была земля, не оскверненная грехопадением, на ней жили люди несогрешившие, жили в таком же раю, в каком жили, по преданиям всегочеловечества, и наши согрешившие прародители, с тою только разницею, что всяземля здесь была повсюду одним и тем же раем. Эти люди, радостно смеясь,теснились ко мне и ласкали меня; они увели меня к себе, и всякому из ниххотелось успокоить меня. О, они не расспрашивали меня ни о чем, но как бывсе уже знали, так мне казалось, и им хотелось согнать поскорее страдание слица моего. IV Видите ли что, опять-таки: ну, пусть это был только сон! Но ощущениелюбви этих невинных и прекрасных людей осталось во мне навеки, и я чувствую,что их любовь изливается на меня и теперь оттуда. Я видел их сам, их: познали убедился, я любил их, я страдал за них потом. О, я тотчас же понял, дажетогда, что во многом не пойму их вовсе; мне, как современному русскомупрогрессисту и гнусному петербуржцу, казалось неразрешимым то, например, чтоони, зная столь много, не имеют нашей науки. Но я скоро понял, что знание ихвосполнялось и питалось иными проникновениями, чем у нас на земле, и чтостремления их были тоже совсем иные. Они не желали ничего и были спокойны,они не стремились к познанию жизни так, как мы стремимся сознать ее, потомучто жизнь их была восполнена. Но знание их было глубже и высшее, чем у нашейнауки; ибо наука наша ищет объяснить, что такое жизнь, сама стремитсясознать ее, чтоб научить других жить; они же и без науки знали, как им жить,и это я понял, но я не мог понять их знания. Они указывали мне на деревьясвои, и я не мог понять той степени любви, с которою они смотрели на них:точно они говорили с себе подобными существами. И знаете, может быть, я неошибусь, если скажу, что они говорили с ними! Да, они нашли их язык, иубежден, что те понимали их. Так смотрели они и на всю природу -- наживотных, которые жили с ними мирно, не нападали на них и любили их,побежденные их же любовью. Они указывали мне на звезды и говорили о них сомною о чем-то, чего я не мог понять, но я убежден, что они как бы чем-тосоприкасались с небесными звездами, не мыслию только, а каким-то живымпутем. О, эти люди и не добивались, чтоб я понимал их, они любили меня и безтого, но зато я знал, что и они никогда не поймут меня, а потому почти и неговорил им о нашей земле. Я лишь целовал при них ту землю, на которой онижили, и без слов обожал их самих, и они видели это и давали себя обожать, ностыдясь, что я их обожаю, потому что много любили сами. Они не страдали заменя, когда я, в слезах, порою целовал их ноги, радостно зная в сердцесвоем, какою силой любви они мне ответят. Порою я спрашивал себя вудивлении: как могли они, все время, не оскорбить такого как я и ни разу невозбудить в таком как я чувство ревности и зависти? Много раз я спрашивалсебя, как мог я, хвастун и лжец, не говорить им о моих познаниях, о которых,конечно, они не имели понятия, не желать удивить их ими, или хотя бы толькоиз любви к ним? Они были резвы и веселы как дети. Они блуждали по своимпрекрасным рощам и лесам, они пели свои прекрасные песни, они питалисьлегкою пищею, плодами своих деревьев, медом лесов своих и молоком ихлюбивших животных. Для пищи и для одежды своей они трудились лишь немного ислегка. У них была любовь и рождались дети, но никогда я не замечал в нихпорывов того жестокого сладострастия, которое постигает почти всех на нашейземле, всех и всякого, и служит единственным источником почти всех греховнашего человечества. Они радовались являвшимся у них детям как новымучастникам в их блаженстве. Между ними не было ссор и не было ревности, иони не понимали даже, что это значит. Их дети были детьми всех, потому чтовсе составляли одну семью. У них почти совсем не было болезней, хоть и быласмерть; но старики их умирали тихо, как бы засыпая, окруженные прощавшимисяс ними людьми, благословляя их, улыбаясь им и сами напутствуемые их светлымиулыбками. Скорби, слез при этом я не видал, а была лишь умножившаяся как быдо восторга любовь, но до восторга спокойного, восполнившегося,созерцательного. Подумать можно было, что они соприкасались еще с умершимисвоими даже и после их смерти и что земное единение между ними непрерывалось смертию. Они почти не понимали меня, когда я спрашивал их провечную жизнь, но, видимо, были в ней до того убеждены безотчетно, что это несоставляло для них вопроса. У них не было храмов, но у них было какое-тонасущное, живое и беспрерывное единение с Целым вселенной; у них не быловеры, зато было твердое знание, что когда восполнится их земная радость допределов природы земной, тогда наступит для них, и для живущих и дляумерших, еще большее расширение соприкосновения с Целым вселенной. Они ждалиэтого мгновения с радостию, но не торопясь, не страдая по нем, а как бы ужеимея его в предчувствиях сердца своего, о которых они сообщали друг другу.По вечерам, отходя ко сну, они любили составлять согласные и стройные хоры.В этих песнях они передавали все ощущения, которые доставил им отходящийдень, славили его и прощались с ним. Они славили природу, землю, море, леса.Они любили слагать песни друг о друге и хвалили друг друга как дети, этобыли самые простые песни, но они выливались из сердца и проницали сердца. Даи не в песнях одних, а, казалось, и всю жизнь свою они проводили лишь в том,что любовались друг другом. Это была какая-то влюбленность друг в друга,всецелая, всеобщая. Иных же их песен, торжественных и восторженных, я почтине понимал вовсе. Понимая слова, я никогда не мог проникнуть во все ихзначение. Оно оставалось как бы недоступно моему уму, зато сердце мое как быпроникалось им безотчетно и все более и более. Я часто говорил им, что я всеэто давно уже прежде предчувствовал, что вся эта радость и слава сказываласьмне еще на нашей земле зовущею тоскою, доходившею подчас до нестерпимойскорби; что ,я предчувствовал всех их и славу их в снах моего сердца и вмечтах ума моего, что я часто не мог смотреть, на земле нашей, на заходящеесолнце без слез... Что в ненависти моей к людям нашей земли заключаласьвсегда тоска: зачем я не могу ненавидеть их, не любя их, зачем не могу непрощать их, а в любви моей к ним тоска: зачем не могу любить их, не ненавидяих? Они слушали меня, и я видел, что они не могли представить себе то, что яговорю, но я не жалел, что им говорил о том: я знал, что они понимают всюсилу тоски моей о тех, кого я покинул. Да, когда они глядели на меня своиммилым проникнутым любовью взглядом, когда, я чувствовал, что при них и моесердце становилось столь же невинным и правдивым, как и их сердца, то и я нежалел, что не понимаю их. От ощущения полноты жизни мне захватывало дух, и ямолча молился на них. О, все теперь смеются мне в глаза и уверяют меня, что и во сне нельзявидеть такие подробности, какие я передаю теперь, что во сне моем я виделили прочувствовал лишь одно ощущение, порожденное моим же сердцем в бреду, аподробности уже сам сочинил проснувшись. И когда я открыл им, что, можетбыть, в самом деле так было, -- боже, какой смех они подняли мне в глаза икакое я им доставил веселье! О да, конечно, я был побежден лишь однимощущением того сна, и оно только одно уцелело в до крови раненном сердцемоем: но зато действительные образы и формы сна моего, то есть те, которые яв самом деле видел в самый час моего сновидения, были восполнены до такойгармонии, были до того обаятельны и прекрасны, и до того были истинны, что,проснувшись, я, конечно, не в силах был воплотить их в слабые слова наши,так что они должны были как бы стушеваться в уме моем, а стало быть, идействительно, может быть,- я сам, бессознательно, принужден был сочинитьпотом подробности и, уж конечно, исказив их, особенно при таком страстномжелании моем поскорее и хоть сколько-нибудь их передать. Но зато как же мнене верить, что все это было? Было, может быть, в тысячу раз лучше, светлее ирадостнее, чем я рассказываю? Пусть это сон, но все это не могло не быть.Знаете ли, я скажу вам секрет: все это, быть может, было вовсе не сон' Иботут случилось нечто такое, нечто до такого ужаса истинное, что это не моглобы пригрезиться во сне. Пусть сон мой породило сердце мое, но разве односердце мое в силах было породить ту ужасную правду, которая потом случиласьсо мной? Как бы мог я ее один выдумать или пригрозить сердцем? Неужели жемелкое сердце мое и капризный, ничтожный ум мой могли возвыситься до такогооткровения правды! О, судите сами: я до сих пор скрывал, но теперь доскажу иэту правду. Дело в том, что я... развратил их всех! V Да, да, кончилось тем, что я развратил их всех! Как это моглосовершиться -- не знаю, не помню ясно. Сон пролетел через тысячелетия иоставил во мне лишь ощущение целого. Знаю только, что причиною грехопадениябыл я. Как скверная трихина, как атом чумы, заражающий целые государства,так и я заразил собой всю эту счастливую, безгрешную до меня землю. Онинаучились лгать и полюбили ложь и познали красоту лжи. О, это, может быть,началось невинно, с шутки, с кокетства, с любовной игры, в самом деле, можетбыть, с атома, но этот атом лжи проник в их сердца и понравился им Затембыстро родилось сладострастие, сладострастие породило ревность, ревность --жестокость... О, не знаю, не помню, но скоро, очень скоро брызнула перваякровь: они удивились и ужаснулись, и стали расходиться, разъединяться.Явились союзы, но уже друг против друга. Начались укоры, упреки. Они узналистыд и стыд возвели в добродетель. Родилось понятие о чести, и в каждомсоюзе поднялось свое знамя. Они стали мучить животных, и животные удалилисьот них в леса и стали им врагами. Началась борьба за разъединение, заобособление, за личность, за мое и твое. Они стали говорить на разныхязыках. Они познали скорбь и полюбили скорбь, они жаждали мучения иговорили, что Истина достигается лишь мучением. Тогда у них явилась наука.Когда они стали злы, то начали говорить о братстве и гуманности и поняли этиидеи. Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписалисебе целые кодексы, чтоб сохранить ее, а для обеспечения кодексов поставилигильотину. Они чуть-чуть лишь помнили о том, что потеряли, даже не хотеливерить тому, что были когда-то невинны и счастливы. Они смеялись даже надвозможностью этого прежнего их счастья и называли его мечтой. Они не моглидаже представить его себе в формах и образах, но, странное и чудесное дело:утратив всякую веру в бывшее счастье, назвав его сказкой, они до тогозахотели быть невинными и счастливыми вновь, опять, что пали перед желаниемсердца своего, как дети, обоготворили это желание, настроили храмов и сталимолиться своей же идее, своему же "желанию", в то же время вполне веруя внеисполнимость и неосуществимость его, но со слезами обожая его и поклоняясьему. И однако, если б только могло так случиться, чтоб они возвратились в тоневинное и счастливое состояние, которое они утратили, и если б кто вдруг импоказал его вновь и спросил их хотят ли они возвратиться к нему? -- то онинаверно бы отказались. Они отвечали мне: "Пусть мы лживы, злы инесправедливы, мы знаем это и плачем об этом, и мучим себя за это сами, иистязаем себя и наказываем больше, чем даже, может быть, тот милосердыйСудья, который будет судить пас и имени которого мы не знаем. Но у нас естьнаука, и через нее мы отыщем вновь истину, но примем ее уже сознательно.Знание выше чувства, сознание жизни -- выше жизни. Наука даст нампремудрость, премудрость откроет законы, а знание законов счастья -- вышесчастья". Вот что говорили они, и после слов таких каждый возлюбил себябольше всех, да и не могли они иначе сделать. Каждый стал столь ревнив ксвоей личности, что изо всех сил старался лишь унизить и умалить ее вдругих, и в том жизнь свою полагал. Явилось рабство, явилось дажедобровольное рабство: слабые подчинялись охотно сильнейшим, с тем только,чтобы те помогали им давить еще слабейших, чем они сами. Явились праведники,которые приходили к этим людям со слезами и говорили им об их гордости, опотере меры и гармонии, об утрате ими стыда. Над ними смеялись или побивалиих каменьями. Святая кровь лилась на порогах храмов. Зато стали появлятьсялюди, которые начали придумывать: как бы всем вновь так соединиться, чтобыкаждому, не переставая любить себя больше всех, в то же время не мешатьникому другому, и жить таким образом всем вместе как бы и в согласномобществе. Целые войны поднялись из-за этой идеи. Все воюющие твердо верили вто же время, что наука, премудрость и чувство самосохранения заставятнаконец человека соединиться в согласное и разумное общество, а потому пока,для ускорения дела, "премудрые" старались поскорее истребить всех"непремудрых" и не понимающих их идею, чтоб они не мешали торжеству ее. Ночувство самосохранения стало быстро ослабевать, явились гордецы исладострастники, которые прямо потребовали всего иль ничего. Дляприобретения всего прибегалось к злодейству, а если оно не удавалось -- ксамоубийству. Явились религии с культом небытия и саморазрушения радивечного успокоения в ничтожестве. Наконец эти люди устали в бессмысленномтруде, и на их лицах появилось страдание, и эти люди провозгласили, чтострадание есть красота, ибо в страдании лишь мысль. Они воспели страдание впеснях своих. Я ходил между ними, ломая руки, и плакал над ними, но любилих, может быть, еще больше, чем прежде, когда на лицах их еще не былострадания и когда они были невинны и столь прекрасны. Я полюбил ихоскверненную ими землю еще больше, чем когда она была раем, за то лишь, чтона ней явилось горе. Увы, я всегда любил горе и скорбь, но лишь для себя,для себя, а об них я плакал, жалея их. Я простирал к ним руки, в отчаянииобвиняя, проклиная и презирая себя. Я говорил им, что все это сделал я, яодин, что это я им принес разврат, заразу и ложь! Я умолял их, чтоб онираспяли меня на кресте, я учил их, как сделать крест Я не мог, не в силахбыл убить себя сам, но я хотел принять от них муки, я жаждал мук, жаждал,чтоб в этих муках пролита была моя кровь до капли. Но они лишь смеялись надомной и стали меня считать под конец за юродивого. Они оправдывали меня, ониговорили, что получили лишь то, чего сами желали, и что все то, что естьтеперь, не могло не быть. Наконец, они объявили мне, что я становлюсь имопасен и что они посадят меня в сумасшедший дом, если я не замолчу. Тогдаскорбь вошла в мою душу с такою силой, что сердце мое стеснилось, и япочувствовал, что умру, и тут... ну, вот тут я и проснулся. ---------- Было уже утро, то есть еще не рассвело, но было около шестого часу. Яочнулся в тех же креслах, свечка моя догорела вся, у капитана спали, икругом была редкая в нашей квартире тишина. Первым делом я вскочил вчрезвычайном удивлении; никогда со мной не случалось ничего подобного, дажедо пустяков и мелочей: никогда еще не засыпал я, например, так в моихкреслах. Тут вдруг, пока я стоял и приходил в себя, -- вдруг мелькнул передомной мой револьвер, готовый, заряженный, -- но я в один миг оттолкнул его отсебя! О, теперь жизни и жизни! Я поднял руки и воззвал к вечной истине; невоззвал, а заплакал; восторг, неизмеримый восторг поднимал все существо мое.Да, жизнь, и -- проповедь! О проповеди я порешил в ту же минуту и, ужконечно, на всю жизнь! Я иду проповедовать, я хочу проповедовать, -- что?Истину, ибо я видел ее, видел своими глазами, видел всю ее славу! И вот с тех пор я и проповедую! Кроме того -- люблю всех, которые надомной смеются, больше всех остальных. Почему это так -- не знаю и не могуобъяснить, но пусть так и будет. Они говорят, что я уж п теперь сбиваюсь, тоесть коль уж и теперь сбился так, что ж дальше-то будет? Правда истинная: ясбиваюсь, и, может быть, дальше пойдет еще хуже. И, уж конечно, собьюсьнесколько раз, пока отыщу, как проповедовать, то есть какими словами икакими делами, потому что это очень трудно исполнить. Я ведь и теперь всеэто как день вижу, но послушайте: кто же не сбивается! А между тем ведь всеидут к одному и тому же, по крайней мере все стремятся к одному и тому же,от мудреца до последнего разбойника, только разными дорогами. Старая этоистина, но вот что тут новое: я и сбиться-то очень не могу. Потому что явидел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, непотеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы злобыло нормальным состоянием людей. А ведь они все только над этой верой-томоей и смеются. Но как мне не веровать: я видел истину, -- не то что изобрелумом, а видел, видел, и живой образ ее наполнил душу мою навеки. Я видел еев такой восполненной целости, что не могу поверить, чтоб ее не могло быть улюдей. Итак, как же я собьюсь? Уклонюсь, конечно, даже несколько раз, и будуговорить даже, может быть, чужими словами, но ненадолго: живой образ того,что я видел, будет всегда со мной и всегда меня поправит и направит. О, ябодр, я свеж, я иду, иду, и хотя бы на тысячу лет. Знаете, я хотел дажескрыть вначале, что я развратил их всех, но это была ошибка, -- вот ужепервая ошибка! Но истина шепнула мне, что я лгу, и охранила меня инаправила. Но как устроить рай -- я не знаю, потому что не умею передатьсловами. После сна моего потерял слова. По крайней мере, все главные слова,самые нужные. Но пусть: я пойду и все буду говорить, неустанно, потому что явсе-таки видел воочию, хотя и не умею пересказать, что я видел. Но вот этогонасмешники и не понимают: "Сон, дескать, видел, бред, галлюцинацию". Эх!Неужто это премудро? А они так гордятся! Сон? что такое сон? А наша-то жизньне сон? Больше скажу: пусть, пусть это никогда не сбудется и не бывать раю(ведь уже это-то я понимаю!),--ну, а я все-таки буду проповедовать. А междутем так это просто: в один бы день, в один бы час -- все бы сразуустроилось! Главное -- люби других как себя, вот что главное, и это все,больше ровно ничего не надо: тотчас найдешь как устроиться. А между тем ведьэто только -- старая истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведьне ужилась же! "Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья--вышесчастья" -- вот с чем бороться надо! И буду. Если только все захотят, тосейчас все устроится. -------- А ту маленькую девочку я отыскал... И пойду! И пойду!А есть еще чудесный мультфильм Александа Петрова по этому рассказу: Ссылка на комментарий
Chaos Опубликовано 17 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 января, 2014 Идеальное безгрешное общество это Адам и Ева в Эдеме, сытые и довольные, которым ничего не надо, но при этом абсолютно голые, ничего не знающие и ни к чему не стремящиеся. Ссылка на комментарий
ginger_451 Опубликовано 17 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 января, 2014 Зато они СЧАСТЛИВЫ. Об этом как раз и пишет Федор Михайлович:"Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья - выше счастья" - вот с чем бороться надо!" Ссылка на комментарий
Valerich Опубликовано 17 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 января, 2014 Басня все равно останется басней. Ссылка на комментарий
Goemsu Опубликовано 18 января, 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 18 января, 2014 "Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?" (Мастер и Маргарита, М.А.Булгаков) Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти