По следам "Ярости". Мысли о военном кино. [Внимание, СПОЙЛЕРЫ!]
Посмотрел фильм "Ярость" (Fury). Два дня назад.
То, что прочитаете дальше, это не рецензия, а скорее предыстория моей точки зрения, все те мысли и ощущения, которые возникли в моей голове во время и после просмотра. Очень ждал это кино. Я вообще люблю качественные фильмы о войне, именно о Второй Мировой и о Великой Отечественной, о том периоде.
Хороших фильмов в новейшее время не очень много. Отечественных - совсем мало. Вот и приходится смотреть западное, завидовать по-белому и грустить, что у нас так пока не могут. Не могут снять что-то такое, лишённое огромной массы пафоса, что-то достоверное, что-то близкое, по мотивам мемуаров наших ветеранов. Ну, ведь это же так просто. Но нет, наши обязательно включают какой-нибудь идиотский символизм и прочий бред, взять относительно недавние "Белый тигр" и "Сталинград" - оба фильма мрак полный, зато, #@$!, высокое киноискусство. Да в топку такое искусство. На фоне такого "искусства" отдельное и очень большое спасибо белорусам за их грамотную, искреннюю "Брестскую крепость".
Три года назад увлёкся игрой в танки, те самые World of tanks, играл довольно активно, наиграл десять тысяч боёв и успокоился, но тем не менее о танках представление получил, причём не только аркадно-игровое, но и реальное, благодаря "игрушечным танчикам" немного увлёкся и прочитал мемуары нескольких танкистов, исследования о тактике танкового боя (очень полезная штука для развенчания игровых аркадных штампов). Примерно в тот же период ознакомился с продюсерскими творениями Стивена Спилберга и Тома Хэнкса, двумя многосерийными фильмами о Второй Мировой, "Братья по оружию" (Band of brothers, 2001) и "Тихоокеанский фронт" (The Pacific, 2010). Вот он! Такой простой и такой правильный рецепт, опробованный в "Рядовом Райане": взять мемуары реальных ветеранов и на основе их историй сделать сценарий, и снять кино. И очень мне мечталось, чтобы сняли что-то такое, но про танки: максимально достоверно, с минимумом штампов, с грамотными консультациями военно-исторических специалистов, с грамотной и понятной топологией боя, с простой, но талантливой драматургией.
И чтобы сняли наши. И вроде бы почти исполнилось, анонсировали отечественного "Белого тигра". Как выяснилось позже, зря надеялся. Но мысль осталась.
Думаю, теперь понятно, чего я ждал от "Ярости". Ждал небольшой истории про одно подразделение со своими конкретными задачами, без тупых эпиков и прочей фигни. Ну, вот как в "Рядовом Райане", где весь фильм по сути одно маленькое задание взвода морпехов (правда там всё-таки символизм был, но был убран во внешний контекст, а не маячил перед глазами, не заставлял персонажей толкать пятиминутные пространные речи с героическими лицами).
Фильм "Ярость" ожидания полностью оправдал. Вот если бы я был режиссёром, я бы примерно так и снял. Получился по структуре практически один в один "Рядовой Райан", но про танки. Танки в фильме очень хороши: бывалые боевые машины, пусть не самые совершенные, но бронированные, с мощными движками. А ещё танки - это дом, стальной передвижной дом для пяти человек экипажа, дом, который в военно-полевых условиях частенько превращается в натуральный дурдом.
Что мы видим весь фильм? Апрель 1945 года, фашисты отступают, идут бои на территории Германии, ряды немцев основательно поредели к тому времени, это уже были далеко не те отборные арийцы, доблестные сыны Вермахта, наоборот, часто это были люди с ничтожной боевой подготовкой: старики и подростки из Гитлерюгенда. В фильме в общем и не показано ни одного толкового немецкого подразделения (в реальности в этот период самые боеспособные соединения немцев были переброшены на Восточный фронт), все ослабленные, с недокомплектом, с острой нехваткой тылового снабжения (потому что тыла-то почти и не осталось). В кадре действуют подразделения СС, плюс откровенные каратели (штурмовые отряды) с известной боеспособностью (специализация у них такая, в основном против мирного населения действовать).
И на фоне всего этого рассказывается небольшая история, в центре которой танк М4 Шерман из состава танковой роты, и его экипаж из пяти человек. У танка есть боевое имя, Ярость (Fury). Экипаж - обычные ребята, разные по социальному происхождению, каждый с разной судьбой, под командованием опытнейшего командира в исполнении Бреда Питта. Суровый мужской коллектив, который большую часть времени бодрствования проводит в тесной коробке. Поэтому в короткие мирные передышки, которые ребята проводят вне танка, возникает впечатление, что по экипажу плачет Кащенко. Но стоит только попасть в бой, как тут же все они меняются.
Постановка боёв в фильме просто прекрасна! Честно, моё почтение. Очень скрупулёзный (насколько это возможно для художественного фильма) подход. Редчайший случай, когда в фильме показано использование танков по основному назначению: против укреплённых позиций пехоты (а вовсе не для сплошных танковых дуэлей как частенько думают некоторые). Сцена первой атаки просто замечательная, как по учебнику.
Прекрасная операторская работа: минимум мельтешения в кадре, частые обзорные планы, чтобы было видно, кто, откуда и куда движется. Отдельные сцены сняты натуралистично, кроваво, но не более чем в том же "Рядовом Райане" (это я к слову о возрастных рейтингах).
Очень классно и круто показана танковая дуэль в фильме (та самая, кадры которой мелькают в трейлере), особенно это круто ещё и потому, что в кадре действуют подлинные танки из музеев и коллекций, и единственный в мире реальный Тигр на ходу. На этом моменте я абсолютно искренне сказал своё "Браво" создателям. Молодцы.
Актёры справились на ять, до Оскара на таких персонажах, понятное дело, не доехать, но ребята не халтурили, выжали максимум. Все как на подбор, и Бред Питт молодец.
Кино прекрасное, но не стопроцентный шедевр, не обошлось без незначительных минусов. Могли вытянуть больше, но чуть не вышло.
Если по боевой, исторической, технической части съёмок претензий попросту нет, то к сюжету есть некоторые вопросы. Да, получилось всё очень просто и достоверно, и даже, пардон, слишком просто. Некоторые эпизоды выбиваются из общей канвы повествования: несколько затянутая сцена диалога за столом и пара нелогичных моментов в сцене финального боя. Но концовка искупила в моих глазах все ляпы.
Режиссёр и сценаристы - справились.
Вообще, наверное, понятно, что мне не очень хочется критиковать это кино. Кино получилось, Кино оправдало все ожидания. Крепкая "производственная драма" про американских танкистов на Западном фронте в конце Второй Мировой.
10 из 10.
Хочется только, чтобы и наши когда-нибудь сняли такое, ведь множество очень достойного материала всюду. Можно и нужно снимать, и поучиться не грех, и вспомнить традиции мощнейшего советского кино.
Не всякое говно типа "УГ-2" и "Сталинграда", а хорошее, достоверное, достойное, современное кино.
PS
...и ещё хочется современное кино про самолёты! Именно про самолёты Второй Мировой.
PPS
Из воспоминаний танкиста, Лозы Дмитрия Федоровича, который воевал в Великую Отечественную войну на лендлизном Шермане:
- Какой шанс выжить, если танк подбивают?
- 19 апреля 1945 года в Австрии меня подбили. Тигр прошил нас насквозь, снаряд прошел все боевое отделение и через двигатель. В танке было три офицера: я как комбат, командир роты Саша Ионов, у него танк уже подбили, и командир танка. Три офицера и механик-водитель и радист. Когда Тигр нас прошил, то погиб механик-водитель, мне разбило всю левую ногу, справа от меня Саша Ионов, ему правую ногу оторвало, командира танка ранило, внизу под ногами у меня сидел командир орудия Леша Ромашкин, ему обе ноги оторвало. Кстати, как раз незадолго перед этим боем, мы как-то сидели, ужинали, и Леша сказал мне "Если мне ноги оторвет, то я застрелюсь. Кому я буду нужен?"
Он детдомовский, никого родных не было. И вот действительно, судьба распорядилась. Вытащили Сашу, вытащили его, и стали помогать выбраться
остальным. И в этот момент Леша застрелился. А вообще, обязательно одного-двух человек либо ранит, либо убьет. Смотря, куда снаряд попадет.
- Что вы можете сказать о немецком Тигре?
- Тяжеленная машина! Шерман Тигру в лоб ничего не мог сделать, нужно было заставить его показать свой борт. Если мы в обороне, а немцы наступали,
то у нас такая была тактика: на каждый Тигр отводилось два Шермана. Первый Шерман бьет в гусеницу, перебивал ее. Тяжелая машина еще какое-то
время ехала на одной гусенице, значит, разворачивалась. И в этот момент второй Шерман бил ему в борт, причем старался попасть в бензобаки. Вот
так и получалось: один немецкий танк был подбит двумя нашими, поэтому победу записывали обоим экипажам. У меня и рассказ такой есть "Охота с
борзыми".
- 8
17 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти