neustroev Опубликовано 8 декабря, 2007 Жалоба Поделиться Опубликовано 8 декабря, 2007 Потусторонний мирПо архаичным представлениям бурят, кроме мира людей существует потусторонний мир, который находится на поверхности земли и подразделяется на мир предков и мир умерших. По поверью в мир умерших уходит плохая душа, в мир предков (мир вечности) - хорошая. Между миром людей и потусторонним миром есть связи. Смерть рассматривалась как предел, до которого человек живет в мире людей, а затем переходит в иной мир и пребывает там. Наиболее предпочтительным, желанным считался этот переход в возрасте 80 лет. По этому случаю устраивался праздничный пир. Бытовала поговорка: "Прожив 60 лет - счастье исчерпал, прожив 80 лет - жизнь исчерпал". В доме, где жил 80 летний старец, жили в постоянном страхе, что он превратится в мангуса (разновидность злых духов). Кроме того, считали, что старики "живут за счет счастья своих потомков", поэтому его уводили куда-нибудь подальше от жилья и говорили: "Ты достиг своего совершеннолетия. Вот место твоей старости" и оставляли там. Возвращаясь домой, разводили костер, перепрыгивали через него для ритуального очищения. В древности покойников не хоронили, позже стали хоронить на сухих, возвышенных местах. Представление бурят о загробной жизни отражали веру в своего рода бессмертие. Смерть в обычном смысле не признавалась, ее считали переходом из одного мира в другой. Верили, что люди, умершие преждевременно, не уходят в страну предков, они превращаются в злых духов и вредят живым в течение трех лет. В загробном мире действуют те же родственные, социальные отношения, что и в мире людей. Между мирами нет резкой грани. Встреча живых и умерших происходит во время торжественных событий: свадеб, похорон. И хотя эти события были связаны с разными причинами, в их праздновании было много общего. И то и другое было связано с критическим, переломным моментом в жизненном цикле человека. И то и другое было событием проводов человека: невесты или жениха в чужой род, умершего - в другой мир. Умершего снабжали всем необходимым в жизни: одеждой, седлом, утварью и другим. Для свадьбы шили специальный наряд, одевали по праздникам и берегли его всю жизнь для похорон. Девушке дарили приданное - сундуки, к которых она хранила пожитки, а впоследствии в одном из них хоронили ее, в другом ее мужа. Гуляние по поводу прощания с умершим (наадан), символизировали встречу живых и умерших сородичей. Устраивалась совместная трапеза, общее веселье. Люди становились в круг и водили ёхор (хоровод, символический танец в честь солнца и жизни). Верили, что за их спинами духи предков тоже танцуют, только не образуют сплошного круга, потому, что в их мире нет солнца. От тех времен, когда погребальным обрядам был присущ "развлекательный" характер, сохранилось название кладбища "Наадани хада" - Гора игрищ. Неизвестно, когда прекратился обычай справлять тризну по умершему таким образом, но его обряды перешли в "праздник девушки", который устраивался во время свадьбы. Наадан проходил под открытым небом с наступлением сумерек. Молодежь всю ночь веселилась, водила ёхор вокруг костра. Во время пиршества наряду с живыми веселились и предки. Наадан имел значение праздника встречи с предками, проходил очень торжественно и весело. Призывали к празднику предков, духов местности, пили кумыс, ели мясо, соревновались в скачках, присматривали невест и женихов. Праздник одновременно символизировал призывание плодородия. В прошлом на свадебном наадане допускалась определенная свобода половых отношений.Смерть не представлялась желанной, несмотря на веру в вечную жизнь в потустороннем мире, величайшим благом почитали жизнь на "солнечной земле". В противоположность солнечной стороне, северная сторона считалась неблагоприятной. Север символизировал тьму, ночь, мир без солнца, опасная сторона, насылающая смерть. В северной стороне обитают плохие души. Из древних времен идет религиозно-мифологическое представление о следовании душ умерших на "северо-восток", за реку Лену, а также о Байкале, как мифическом "море мертвых", где отошедшие в иной мир соплеменники находили свое последнее пристанище. Ссылка на комментарий
relaxer Опубликовано 26 января, 2008 Жалоба Поделиться Опубликовано 26 января, 2008 серия интересных тем про родную культуру Ссылка на комментарий
Вадимка Опубликовано 5 марта, 2008 Жалоба Поделиться Опубликовано 5 марта, 2008 Спасибо, очень познавательно. Ссылка на комментарий
John-nf Опубликовано 7 апреля, 2008 Жалоба Поделиться Опубликовано 7 апреля, 2008 Потусторонний мир глазами бурятСтоит отметить, что подобные представления о потустороннем мире свойственны лишь западным бурятам (читай шаманистам), буряты же восточные приняли абсолютно другую картину мира - буддийскую. Ссылка на комментарий
Bil Опубликовано 26 июля, 2008 Жалоба Поделиться Опубликовано 26 июля, 2008 По поверью бурят если они не сердятся(добосердечные люди), то в них накапливается злость,которая после смерти человека может превратить его в мангуса.С мангусами справлялись шаманы, сейчас нет. Ссылка на комментарий
Vol89 Опубликовано 11 января, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 11 января, 2012 По поверью бурят если они не сердятся(добосердечные люди), то в них накапливается злость,которая после смерти человека может превратить его в мангуса.С мангусами справлялись шаманы, сейчас нет. Пусть уж превратится в "мангуса", чем сейчас трепать себе нервы. Интересная статья, только подобные можно прочитать почти про каждый народ Земли. Ссылка на комментарий
Она самая Опубликовано 12 января, 2012 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 января, 2012 Че та я не поняла. Типа если человек злой то это нормально, а если добрый, то он мангус? Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти