neustroev Опубликовано 8 декабря, 2007 Жалоба Опубликовано 8 декабря, 2007 Потусторонний мирПо архаичным представлениям бурят, кроме мира людей существует потусторонний мир, который находится на поверхности земли и подразделяется на мир предков и мир умерших. По поверью в мир умерших уходит плохая душа, в мир предков (мир вечности) - хорошая. Между миром людей и потусторонним миром есть связи. Смерть рассматривалась как предел, до которого человек живет в мире людей, а затем переходит в иной мир и пребывает там. Наиболее предпочтительным, желанным считался этот переход в возрасте 80 лет. По этому случаю устраивался праздничный пир. Бытовала поговорка: "Прожив 60 лет - счастье исчерпал, прожив 80 лет - жизнь исчерпал". В доме, где жил 80 летний старец, жили в постоянном страхе, что он превратится в мангуса (разновидность злых духов). Кроме того, считали, что старики "живут за счет счастья своих потомков", поэтому его уводили куда-нибудь подальше от жилья и говорили: "Ты достиг своего совершеннолетия. Вот место твоей старости" и оставляли там. Возвращаясь домой, разводили костер, перепрыгивали через него для ритуального очищения. В древности покойников не хоронили, позже стали хоронить на сухих, возвышенных местах. Представление бурят о загробной жизни отражали веру в своего рода бессмертие. Смерть в обычном смысле не признавалась, ее считали переходом из одного мира в другой. Верили, что люди, умершие преждевременно, не уходят в страну предков, они превращаются в злых духов и вредят живым в течение трех лет. В загробном мире действуют те же родственные, социальные отношения, что и в мире людей. Между мирами нет резкой грани. Встреча живых и умерших происходит во время торжественных событий: свадеб, похорон. И хотя эти события были связаны с разными причинами, в их праздновании было много общего. И то и другое было связано с критическим, переломным моментом в жизненном цикле человека. И то и другое было событием проводов человека: невесты или жениха в чужой род, умершего - в другой мир. Умершего снабжали всем необходимым в жизни: одеждой, седлом, утварью и другим. Для свадьбы шили специальный наряд, одевали по праздникам и берегли его всю жизнь для похорон. Девушке дарили приданное - сундуки, к которых она хранила пожитки, а впоследствии в одном из них хоронили ее, в другом ее мужа. Гуляние по поводу прощания с умершим (наадан), символизировали встречу живых и умерших сородичей. Устраивалась совместная трапеза, общее веселье. Люди становились в круг и водили ёхор (хоровод, символический танец в честь солнца и жизни). Верили, что за их спинами духи предков тоже танцуют, только не образуют сплошного круга, потому, что в их мире нет солнца. От тех времен, когда погребальным обрядам был присущ "развлекательный" характер, сохранилось название кладбища "Наадани хада" - Гора игрищ. Неизвестно, когда прекратился обычай справлять тризну по умершему таким образом, но его обряды перешли в "праздник девушки", который устраивался во время свадьбы. Наадан проходил под открытым небом с наступлением сумерек. Молодежь всю ночь веселилась, водила ёхор вокруг костра. Во время пиршества наряду с живыми веселились и предки. Наадан имел значение праздника встречи с предками, проходил очень торжественно и весело. Призывали к празднику предков, духов местности, пили кумыс, ели мясо, соревновались в скачках, присматривали невест и женихов. Праздник одновременно символизировал призывание плодородия. В прошлом на свадебном наадане допускалась определенная свобода половых отношений.Смерть не представлялась желанной, несмотря на веру в вечную жизнь в потустороннем мире, величайшим благом почитали жизнь на "солнечной земле". В противоположность солнечной стороне, северная сторона считалась неблагоприятной. Север символизировал тьму, ночь, мир без солнца, опасная сторона, насылающая смерть. В северной стороне обитают плохие души. Из древних времен идет религиозно-мифологическое представление о следовании душ умерших на "северо-восток", за реку Лену, а также о Байкале, как мифическом "море мертвых", где отошедшие в иной мир соплеменники находили свое последнее пристанище.
relaxer Опубликовано 26 января, 2008 Жалоба Опубликовано 26 января, 2008 серия интересных тем про родную культуру
John-nf Опубликовано 7 апреля, 2008 Жалоба Опубликовано 7 апреля, 2008 Потусторонний мир глазами бурятСтоит отметить, что подобные представления о потустороннем мире свойственны лишь западным бурятам (читай шаманистам), буряты же восточные приняли абсолютно другую картину мира - буддийскую.
Bil Опубликовано 26 июля, 2008 Жалоба Опубликовано 26 июля, 2008 По поверью бурят если они не сердятся(добосердечные люди), то в них накапливается злость,которая после смерти человека может превратить его в мангуса.С мангусами справлялись шаманы, сейчас нет.
Vol89 Опубликовано 11 января, 2012 Жалоба Опубликовано 11 января, 2012 По поверью бурят если они не сердятся(добосердечные люди), то в них накапливается злость,которая после смерти человека может превратить его в мангуса.С мангусами справлялись шаманы, сейчас нет. Пусть уж превратится в "мангуса", чем сейчас трепать себе нервы. Интересная статья, только подобные можно прочитать почти про каждый народ Земли.
Она самая Опубликовано 12 января, 2012 Жалоба Опубликовано 12 января, 2012 Че та я не поняла. Типа если человек злой то это нормально, а если добрый, то он мангус?
Рекомендуемые сообщения
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти