Перейти к содержанию

[Онлайн] Пять сантиметров в секунду / Byousoku 5 Centimeter (2007)


Рекомендуемые сообщения

Пять сантиметров в секунду / Byousoku 5 Centimeter (2007)

Byousoku%205%20Centimeter.aaafae7ca4c42832b35bc4454d61699c.jpgГод выпуска: 2007

Страна: Япония

Жанр: романтика, драма

Продолжительность: 60 мин

Режиссер: Шинкай Макото

Описание: Окончание начальной школы становится для Такаки и его подруги Акари громадным разочарованием: из-за переезда родителей приходится распрощаться с планами на поступление в одну и ту же среднюю школу. Десятки километров — гигантское расстояние для ребенка и совсем небольшое — для взрослого… но умение преодолевать расстояния не всегда помогает преодолеть растущую пропасть между людьми.

G4vWk56gNsmin.3eef066045e73534a95ba726f7112513.jpgTJcicPWA57min.805187d423902629396ec0581fe134a5.jpgyVJDqzc4MXmin.bd64896ff01d73822464fdda85154f5f.jpg

© Расселл Д. Джонс, 2007.11.02 (при копировании текста активная ссылка на www.world-art.ru обязательна)

Вопреки общеизвестному рецепту «правильного аниме», пренебрегая правилом «побольше действия, эмоций и ярких героев», не оглядываясь на моду или конъюктуру рынка, Макото Синкай продолжает то, с чего начал – можно сказать, не покидает колеи. Его стиль когда-нибудь станет новым жанром, и недаром Синкая сравнивают с Миядзаки – их обоих трудно поставить в ряд с коллегами по цеху. Это что-то уникальное и запоминающееся, работающее не развитие индустрии (впрочем, коммерческий успех также имеет место быть), а на обогащение искусства.

Синкая узнали и полюбили с короткометражки про котёнка – и вот в «5 сантиметров» подросший Тёби греется на солнышке в ожидании Мими. Здесь всё то же небо, запутавшееся в высоковольтных линиях электропередач, и падающий снег скрадывает звуки, а телефон – нечто большее, чем просто устройство для общения, поскольку желание понять и мечта быть понятым – самое сложное из всего, что изобрело человечество. Легче долететь до соседней звезды, чем достичь чужого сердца…

Кажется, что это не новый фильм и даже не очередной эпизод сериала, а всего лишь перепевка того же, что и в «Голосе далёких звёзд» и «За облаками» – все основания для того, чтобы объявить происходящее унылым графоманством, и вспомнить анекдот про «что бы мы ни делали – всё равно получается автомат».

Макото Синкай в самом деле ничего не забывает и не меняет направления. Его творческий метод насквозь традиционный, неизменно медитативный, и как бы далеко ни продвинулся прогресс, современнейшие технические средства кажутся условностью там, где небо и смена времён года отрицают возможность что-нибудь изменить. Что перо с планшетом, что кисть – всё равно остаются облака, лепестки сакуры, тень на снегу, далёкая линия гор. Пока западная цивилизация бьётся головой о стену в отчаянии, что всё давно придумано, а постмодернизм надоел, сосредоточенно-расслабленный Восток вежливо кивает, изображая согласие: конечно, всё суть штампы, банальности и повторы, но что в этом плохого? Ведь остаются оттенки, нюансы, уточнения – совершенствование.

В традиционной китайской живописи художники специализировались на изображении каких-то одних определённых предметов или явлений, всю жизнь рисуя тушью на мокрой бумаге, например, журавля на осеннем поле, вот так и Синкай продолжает с неутомимым усердием влюблённого воспроизводить историю об одиноком страдающем сердце в огромном прекрасном мире.

Но, конечно же, «5 сантиметров в секунду» не просто вариация этой заветной темы. Синкай попытался раскрыть основу, некий «вселенский закон», универсальный для любой жизни – и создал произведение, где главными героями становятся время и расстояние. Здесь каждый кадр, каждый отрезок сюжета посвящён четырём измерениям в их повседневном, всесильно-привычном бытовании. Нетривиальная поэтическая задача: подобрать такие метафоры и образы, чтобы зритель смог пропустить через себя каждую секунду жизни героев, каждый сантиметр пройденного ими пути – и сохраняя оригинальность истории, сделать её близкой и подлинной.

Главное - помнить, что это не фильм о том, как мальчик полюбил девочку, и что из этого вышло. В конце концов, в прозаическом пересказе даже гениальное стихотворение заставит усомниться в адекватности сочинителя, а «5 сантиметров» – это поэзия аниме, трудноанализируемая, воздействующая по принципу «пока не увидишь – не поймёшь».

В «5 сантиметрах» средством выражения служат не только реплики и развитие действия, но в первую очередь восхитительные картины, которые язык не поворачивается назвать скриншотами. Для Макото Синкая живопись всегда была чем-то большим, чем просто копированием действительности.

Здесь действует особый визуальный синкаевский язык, со специальными подсказками и символами, передающими такой сплав эмоций, который под силу разве что музыке. Брошенная телефонная трубка, свет проезжающих машин, следы, тени и дуновение ветра, солнечный луч, прорезающий сумрак, перекрёсток, железная дорога и множество мелочей, которыми наполнен мир.

Из подобных «кадров» складываются воспоминания, поэтому Синкай так сосредоточен на деталях, на том, что герои видят и чего касаются. Взгляд наружу – в попытках найти опору, в желании что-то изменить, а подчас только для того, чтобы потом ещё раз пережить по этим приметам особенный момент детства или юности. Выбор напитка в магазине – как попытка подобрать правильные слова, тёплый свитер – примета наступления зимы, и даже запуск межзвёздного спутника напоминает о так и не сделанном признании.

Бесстрашно обращаясь к канону – к той самой банальной сакуре, которая, кажется, надоела уже всем, не только японцам, – Синкай заново, как в первый раз, воссоздаёт эту изысканную метафору быстротечного счастья. В восточной традиции любовь трагична и коротка, поэтому бесценна, как может быть бесценно нечто хрупкое и недолговечное. Слишком быстро осыпаются лепестки сакуры, слишком стремительно меняется человек – не удержать при себе того, кто дорог, да и самого себя не сохранить.

Видимо, верно утверждение, что первая любовь должна быть несчастной. Взаимность порождает надежду – яд, способный отравить дальнейшую жизнь. И подробное обоснование этой идеи становится утешающим лекарством для упрямых романтичных однолюбов: когда живёшь в «завтра», приходится жертвовать настоящим, теми самыми бесценными секундами, которые не собираются замирать.

Искренние обещания, данные самому себе, наивны и отважны, ведь они основаны на убеждённости, что и через десять лет ты будешь таким же, как сейчас. Битва со временем – словно сражение с океаном: рано или поздно волна сбросит серфингиста. Придётся забывать, разочаровываться, сдаваться.

«5 сантиметров» – это фильм о том, что прекрасное мгновение невозможно остановить, потому что красота каждого мгновения в том, что оно проходит. Никакие клятвы не задержат стрелки часов – и не заставят их двигаться быстрее. Три части фильма сосредоточены на этой неумолимости, на темпе жизни, а он свой для каждого возраста и состояния.

В детстве время мчится, как скоростной поезд, невыносимо тормозя в ответственный момент. Для подростка, кажется, времени нет вообще – а есть лишь бесконечное ожидание того, что впереди, стремление к недостижимому, пространство безвременья между беззаботностью и приближающимся периодом решений и ответственности. А для взрослых это проклятое время похоже на грубый монтаж, из которого выкинута б0льшая часть событий. Памяти почти не за что зацепиться – и поэтому так сладко и больно возвращаться на ту улочку, в тот прекраснейший миг, когда ещё можно было просто жить, дружить, читать книги, строить планы.

Как правило, разницу осознаёшь тогда, когда уже поздно. Без потерь не научишься ценить то, что у тебя есть, и важные признания становятся важными тогда, когда уже поздно в чём-то признаваться. Самая страшная несправедливость в том и состоит, что подлинную красоту сакуры чувствуешь тогда, когда все лепестки уже опали. Спасение в том, что через год снова лепестки, словно снег, будут падать со скоростью «пять сантиметров в секунду»…

Его фильмы позволяют словно в первый раз увидеть красоту неба, принять перемены в мире и в себе – и если искать разгадку синкаевского метода, то кроется он в чувстве, что кто-то тебя понимает, и где-то далеко в унисон с твоим бьётся такое же одинокое и влюблённое сердце.

[aos]st=c:lGZsvn2cmoFel9yaNoT0l9TamDbymVkaNL8cvV8c&pl=lGZsvn2cmoFel9yaNoT0l9TamDbymV3XNHWhRGzcRLa0Rwzcz56TzMi1zn4gz3WUu9WyvoWrfSsym9baNDZkN93sRw6YN9Wol9iYvV3UmDZgfAjj[/aos]

[aos]st=c:lGZsvn2cmoFel9yaNoT0l9TamDbymVkaNL8cvV8c&pl=lGZsvn2cmoFel9yaNoT0l9TamDbymV3XNHWhRGzcRLa0Rwzcz56TzMA1b=EyO3WUu9WyvoWrfSsym9baNDZkN93sRw6YN9Wol9iYvD3MmDZgfAjj[/aos]

Ссылка на комментарий

А кто бы сомневался, мы все-таки для этого и создавались, чтобы нести аниме в массы :)

Так-то можно было и не создавать новый клуб вообще, если бы в этом не было необходимости. Но так как "Улановцы" и "Акари" больше позиционируются как закрытые клубы, то мы и объединили свои скромные анимешные силы.

Ссылка на комментарий

Не возводите напраслину на Кластера. Хороший человек, хоть и состриг понитэйл :)))

Ой, помню в молодости я его наждался вдоволь...

Ссылка на комментарий

Судя по скринам, стоит посмотреть. Мне тут очень советовали "Hoshi no koe", но он у меня умер на винте. Надо бы глянуть, что за Макото Шинкай :)

Ссылка на комментарий

кстати, по умолчанию субтитры которые идут. Это переводили мы сами, только тут не финальный релиз (он канул на фестивале). Переводили специально для фестиваля за одну ночь ). Так что зрители 5-го дня наблюдали этот шедевр на русском языке, первыми в мире )

update:

Ну что, почему никто не отписывается как анимеха? ) а ведь так просили )

Ссылка на комментарий
Очень красивая анимеха

Смотреть приятно

Только ничего не понял, что в конце случилось

Может кто объяснит

Макото Шинкай делает Анимэ более философское в отличие от других режиссёров

Понять смысл очень трудно, я лично мало чё понял, но это точно великая работа

Ссылка на комментарий

оО. Я просто под сильнейшим впечатлением. Вот это фильм... Рисовка радует глаз, такой красоты в анимации вообще не доводилось видеть. Если сравнивать с тем, что видел - студией Гибли, "Унесенные призраками", там, конечно, красиво очень, но у Шинкая есть какая-то тонкость, воздушность, что-то неосязаемое.

Но это то, что на поверхности. Основая ценность, конечно, в том, что внури. А внутри очень сильная драма, тончайшие чувства.

Только ничего не понял, что в конце случилось

Может кто объяснит

В общем, кратко проспойлерю. Как сие творение понял я:

Внимание! Не читать до просмотра ни в коем случае!

Главный герой Тоно в детстве был влюблен в одноклассницу Акари, но волею судеб им пришлось расстаться с переездом Акари в другой город. Все свое юношество он на расстоянии любил Акари и общался с ней только по телефону и СМС. Его сердце принадлежало только ей. Он был слеп к чувствам другой девушки Сумиды, которая была в него безумно влюблена, но боялась открыть свое сердце ему. Он был добр к ней, но она видела, что мысли Тоно были далеко. И в самый важный момент она не решилась признаться ему в любви: "я никогда не смогу дать ему то, о чем он мечтает. Даже если так, я уверена, что и завтра, и послезавтра я буду так же безнадежно влюблена в него.".

В третьей главе показывают их уже взрослыми. Воспоминания о Тоно у Акари рождаются лишь с найденным старым письмом из детства. Тоно получает СМС со словами "Я по-прежнему тебя люблю" от Сумиды (не совсем уверен, что это она - девушка с длинными волосами в очках). Сам он остался один. Он обрек себя на муки одиночества, отдав свое сердце одному человеку еще в детстве: "Однажды мы снова сможем вместе увидеть, как цветет сакура." Всю молодость жил надеждой на встречу с Акари в будущем, но когда она произошла, Акари и Тоно даже не узнали друг друга - очень символично их разделила проехавшая электричка.

Когда же я все-таки заметил, мое сердце уже затвердело от постепенной потери энергии юности... И в одно утро, я наконец понял, что я потерял все, что было красиво...

Мораль в том, что не нужно жить прошлым, своими грустными воспоминаниями о детской влюбленности. Нельзя отделяться от мира, нельзя быть слепым к чувствам тех, кто рядом сейчас, иначе рискуешь в итоге остаться в одиночестве. Тоно совершил ошибку и теперь жалеет о прошедшей юности и своем охладевшем сердце.

Ссылка на комментарий

СМС-ки он же не отправлял до кучи.

отвечаю МАС-у: он потом сам говорил, что пишет их просто так.

АААА, я понял, вы не читаете титров, а глядите на прорисовку.

Ссылка на комментарий

а девушка в очках с длинными волосами которая слала СМС-ки и звонила Такаки это же некая Мизуно-сан, я так понял он с ней встречался когда то раньше, когда еще работал, возможно коллега-подрушка бывшая.

и лучше смотрите с субтитрами *.ass там СМС-ки тоже переведены, и кое какое несовпадение в переводе с *.srt сабами

Ссылка на комментарий

Мораль в том, что не нужно жить прошлым, своими грустными воспоминаниями о детской влюбленности. Нельзя отделяться от мира, нельзя быть слепым к чувствам тех, кто рядом сейчас, иначе рискуешь в итоге остаться в одиночестве. Тоно совершил ошибку и теперь жалеет о прошедшей юности и своем охладевшем сердце.

Спа!!!

Ссылка на комментарий
Спа!!!
не за что :). После просмотра или прочтения любого произведения всегда провожу его подробнейший анализ. Иногда подумываю, не заделаться ли рецензентом куда-нить типа world-art'а :D

Если интересно, могу делиться некоторыми мыслями. Например о "Голосах далеких звезд" :)

СМС-ки он же не отправлял до кучи.
а, действительно. Проглядел этот момент. Видимо, он не решался отправлять СМС Акари. Хотя, честно говоря, странно - они ведь и так давно открылись друг другу, чего уж стесняться-то было...
Ссылка на комментарий
СМС-ки он же не отправлял до кучи.
а, действительно. Проглядел этот момент. Видимо, он не решался отправлять СМС Акари. Хотя, честно говоря, странно - они ведь и так давно открылись друг другу, чего уж стесняться-то было...

Так он в СМС-ках писал ещё об одной девушке в его видениях или снах вот и не отправлял

Кстати не рецензентом, а критиком

Ссылка на комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...