Перейти к содержанию

Личные средства предпринимателя поставили под контроль


Надо ли требовать от ИП соблюдения кассовой дисциплины, установленной для организаций?  

30 проголосовавших

  1. 1. Надо ли требовать от ИП соблюдения кассовой дисциплины, установленной для организаций?

    • Да, закон должен быть единым для всех представителей бизнеса
      2
    • Частично, т.к. для ИП обособление помещения кассы и отчеты о направлении расходования личных средств – нонсенс
      0
    • Нет, это создает дополнительные препоны в работе малого бизнеса
      28


Рекомендуемые сообщения

Личные средства предпринимателя поставили под контроль

15.06.09 14:28 Отдел новостей ИА "Клерк.Ру".

Банк России утверждает, что индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять операции с наличными денежными средствами по правилам, установленным для организаций. Эта мысль в последнее время стала регулярно звучать в письмах и разъяснениях ЦБ. На практике это означает, что предприниматели обязаны ежедневно сдавать наличную выручку в банк, получать лимит кассы, вести кассовую книгу и отчитываться в расходовании денежных средств.

Можно пойти еще дальше, и определить, какую часть квартиры предприниматель обязан укрепить, оборудовать сейфами и кассовым окошком, с тем, чтобы в точности выполнить все требования о хранении наличности, установленные для организаций. А также порекомендовать ему ежевечерне оформлять расходный кассовый ордер на выдачу наличности себе или жене — под угрозой штрафа за превышение «лимита кассы». Где в таком случае установить границу между личными средствами, личной жизнью предпринимателя и его бизнесом? С этим вопросом Клерк.Ру обратился 18 марта 2009 года в Центробанк РФ.

9 июня 2009 года нами были получены официальные разъяснения: «Индивидуальные предприниматели … обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций, установленный в соответствии с законодательством. [В том числе] оформлять приходными и расходными кассовыми ордерами поступление и выдачу наличных денег, вести кассовую книгу. В настоящее время проводится работа по совершенствованию правового регулирования в рассматриваемой сфере отношений». Конкретные вопросы, показывающие абсурдность разделения личности предпринимателя на бизнесмена и "просто человека", сотрудники Банка России предпочли не заметить.

Как видим, Банк России считает, что ИП должны руководствоваться правилами для организаций, и предпринимателям следует начинать потихоньку укреплять чуланчики в квартирах и вести учет направлений расходования личных денег. Но совершенствование – не за горами, и, кто знает, быть может, мы увидим новые абсурдные предложения по ухудшению положения малого бизнеса, а введение кассового учета для ИП будем вспоминать как мелкую неприятность.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/news/152399/


Вчера была в своем обслуживающем банке и меня уже предупредили, что скоро будут проверять кассовую дисциплину. Я не согласилась с этими требованиями и сказала, что ничего подтверждать не обязана и не буду.

На самом деле до сих пор нет однозначного решения по данному вопросу.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Как вы считаете, на сколько обоснованы данные требования?

2. Если вы являетесь ИП и у вас открыт расчетный счет в банке, требует ли ваш банк соблюдения кассовой дисциплины (лимита кассы)?

На мой взгляд, данные требования необоснованны. Подтверждать кассовую дисциплину ИП в своем банке я никак не собираюсь. Давайте поможем друг другу в отстаивании своих прав. Я по мере возможности буду выкладывать сюда судебную практику, разъяснения и комментарии ЦБ РФ, ФНС России, а также примерные формы заявлений и ответов на требования банков о соблюдении кассовой дисциплины ИП.

Ссылка на комментарий
barbaс

В сочетании с Вашей подписью, данный пост выглядит просто шикарно )))

+1 =D barbaс, жжошь )))

   По теме не совсем понял, этими мерами они:

а) увеличивают волокиту для ИП?

б) такой контроль позволит вылавливать маленькие хитрости предпринимателей при ведении ИП?

   На что ориентированы эти меры?

Если а - то вообще бессмысленно.

Если б - видимо у казны не хватает денег на новые бентли для каждого сотрудника, воровать уже негде, количество чиновников за последние 10 лет чуть ли в 2 раза увеличилось. Откуда брать деньги на их 2оо.ооо+ пенсии (смотреть топик о пенсии Потапова в Новостях)? Конечно, мы выловим такими методами тех, кто зарабатывает сам и не очень хочет делить % от прибыли с государством, и будем кормить воров в законе.

Ссылка на комментарий
По теме не совсем понял, этими мерами они:

а) увеличивают волокиту для ИП?

Да, не только увеличивают, т.к. предприниматели будут (обязаны) ежедневно сдавать наличную выручку в банк, получать лимит кассы, вести кассовую книгу и отчитываться в расходовании денежных средств. Но это абсурдно априори. Представляете как это должно выглядеть, если учитывать, что вся наличка ИП - это его личные средства?

Отчет о расходовании денежных средств:

продукты - 800 р.

маникюр - 300 р.

коммунальные услуги - 5 000 руб.

Т.е. возьмите любое физическое лицо, у которого есть деньги и заставьте его перед банком отчитываться каждый день, на что он их истратил. Ну согласитесь, разве это не бред?

На что ориентированы эти меры?

Да вот знаешь, логика вообще не ясна и не понятна. При чем контролирующие органы в лице ФНС, Минфина или Центробанка никак не объясняют своей позиции по данному вопросу. Тогда получается, что:

Во-первых, все заявления Президента РФ и Правительства РФ о поддержке малого бизнеса - фикция чистой воды. Т.к. физическое лицо (а ИП - это физлицо, которое занимается предпринимательской деятельностью на свой страх и риск) заставляют отчитываться за его личные деньги перед банком.

Во-вторых, если хотят усилить налоговый контроль, то зачем? Все, что надо ИП и так отразил в своей отечности и уплатил налоги. Например, если ИП с ККТ на УСНО, то он эти наличные деньги учел в журнале кассира-операциоинста, учел в книге учета доходов и расходов (КУДиР) и заплатил свой налог. Если ИП работает только по безналу на УСНО, то он поступления на расчетный счет от покупателей тоже учел как доход и заплатил налоги. Если это ЕНВДшник, то его доход вообще никак не влияет на налогообложение.

В-третьих, банки требуют оформлять ИПэшнику лимит кассы (а у ИП весь нал - это его собственные средства). Это уже вообще бред полный!

В-четвертых, банкам выгодно, когда больше клиентов несут свои средства на р/с и вклады. Это не только дополнительные ресурсы, но и доход банка, потому что в банках за взнос/снятие наличных ИП или ЮЛ берут комиссию (не во всех конечно, но в большинстве).

Постараюсь объяснить еще на одном примере, чтобы было понятно что вообще такое кассовая дисциплина. Возьмем ООО "Ромашка". Т.к. это юрлицо, то касса должна быть обособлена, обнесена решёткой и т.д. по Порядку. Вот Петрову надо купить на юрлицо канцтоваров, он идет в бухгалтерию, берет РКО на подоотчет, идет в кассу, ему дают наличку. Он едет, покупает канцтовары, берет чек и товарный чек. Приезжает, заполняет отчет о расходовании подотчетных денег, прикладывает чеки, если у него осталась сдача, то бухгалтер ему дает ПКО и он с ним возвращает оставшуюся наличку в кассу. Допустим у ООО "Ромашка" установлен лимит кассы 1 000 руб., т.е. остаток кассы на ночь не должен превышать 1 000 руб. А у них например 1250 руб. в кассе. То все по тому же Порядку, они должны эти 250 р. сдать в банк на р/с, либо сами, либо через инкассаторов.

Теперь всю эту схему переведите на ИП. Где у него дожна быть отдельно оборудованная касса (не путать с ККТ)? В его квартире с решеткой? Вот он решил взять пива на вечер, поболеть за хоккеистов. Он приходит, выписывает сам себе расходник, сам у себя из кассы берет 200 р. на пиво, покупает, сдает сам себе отчет "пиво - 200 р." подкрепляет чеком из Абсолюта, сдает сам себе в кассу сдачу по приходнику, если наличность на вечер в кассе превысила лимит, то едет в банк с этим отчетом и сдает излишки наличности на р/с.

Надеюсь, что понятно объяснила.

Ссылка на комментарий

Мне пока в моём банке про такие шикарные бреды не рассказывали. И надеюсь, у властей хватит здравомыслия не допускать ужесточения, когда и так мелкий бизнес держится на выживании.

Ссылка на комментарий

Вадимка, а в Москве, Питере и на западе вообще зажимают ИПшников с этим... Так что, думаю, и до нас скоро это дойдет. Поэтому надо быть во всеоружии.

Ссылка на комментарий

buuza, ну тем не менее в моем банке уже намекнули, что скоро с будут с клиентов это требовать.

Никто не собирается горячку пороть, предупрежден - значит вооружен.

Я пока делаю подборку из писем ФНС, ЦБ, решений ВС, ВАС и возможные ответные действия на данные требования банков.

Ссылка на комментарий

barbaс, а как ты вообще себе представляешь лимит у ИП? И какие могут быть у него расходники? Сам себе з/п выдал или жене на хлеб дал?

Ссылка на комментарий

Касса у индивидуального предпринимателя?

Ю.Ханов, финансовый директор

До недавнего времени индивидуальные предприниматели пребывали в уверенности, что кассовая дисциплина писана не для них. Однако Банк России письмом от 17 июля 2006 г. № 08-17/2540, казалось бы, положил конец их «безлимитному существованию». А ровно три месяца спустя Центробанк всех «успокоил» – признал свой документ ненормативным, то есть необязательным к применению.

Неуверенность в «кассовом» дне

Отсутствие кассовой дисциплины для физических лиц – один из серьезных аргументов, которым руководствовались предприниматели, выбирая форму ведения бизнеса. До недавнего времени у индивидуальных предпринимателей (ИП) не ограничивался размер наличных расчетов, им не требовалось вести кассовую книгу. А раз нет кассовой книги, значит, невозможно определить и такой показатель, как остаток наличных денег в кассе. Лимит кассы устанавливался только юридическим лицам. Но сегодня этот кассовый «оазис» теряет коммерческую привлекательность в связи с письмом Банка России от 17 июля 2006 г. № 08-17/2540 (далее – Письмо). Этот документ уравнял ИП и предприятия в работе с наличностью. Центробанк разъяснил, что предприниматели могут осуществлять расчеты наличными с другими участниками предпринимательской деятельности в сумме, не превышающей 60 тысяч рублей по одной сделке. Кроме того, на них распространяется действие Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40 (далее – Порядок ведения кассовых операций).

В первых же комментариях к этим кассовым новациям независимые эксперты высказывали мнение, что Письмо не имеет нормативного характера. Однако проблема заключается в том, что документ принят на «вооружение» налоговыми органами (письмо ФНС от 30 августа 2006 г. № ММ-6-06/ 869@). Поэтому большинство бухгалтеров, привычно посетовав и не желая рисковать, ринулись оформлять «своим» предпринимателям кассовые книги. Ведь в отсутствие согласованного лимита на конец дня остаток наличности должен быть нулевым. Однако «нервные» поторопились. Три месяца спустя Центробанк выступил с новым разъяснением - в своем письме от 17 октября 2006 г. № 36-3/ 1993 объявил, что прежнее Письмо «не является нормативным актом Банка России и не может применяться в качестве такового».

Контраргументы на «судный день»

Сама по себе попытка регламентировать наличный оборот у предпринимателей уже является тревожным сигналом. Не исключено, что Центробанк продолжит работу в этом направлении. Поэтому зададимся вопросом: чем грозит сегодня для ИП несоблюдение Порядка ведения кассовых операций? На первый взгляд, соответствующие санкции предусмотрены в статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях. Напомним, что ответственность по ней наступает в трех случаях:

* осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

* неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

* несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Ни одно из этих правонарушений предпринимателям не свойственно. Первый случай относится к наличным расчетам одной организации с «другими», то есть между организациями, предприниматели здесь не упомянуты.

О втором нарушении. Термин «неоприходование» нормативного толкования не имеет, однако по своему буквальному смыслу означает уклонение от регистрации прихода. Но нигде не установлено, что «оприходование» денег – это их отражение именно в кассовой книге. Регистрация выручки обеспечивается применением кассового аппарата или бланков строгой отчетности. Эти данные дублируются записями в книге доходов и расходов, если только законодатель не устанавливает для этого вида деятельности вмененный доход. Правда, поступление наличных не сводится к выручке. Например, ИП может взять деньги взаймы у другого физического лица. Но наказание грозит за «неоприходование в кассу». А под кассой понимают определенное, специально отведенное место для хранения наличных денег. Однако для предпринимателя понятие кассы лишено смысла. Это ведь коммерческая организация создается путем обособления имущества для ведения предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 48, п. 1 ст. 50 ГК РФ). А гражданин специально имущество для предпринимательских целей не выделяет (ст. 24 ГК РФ). Поэтому он не обязан «обособлять» и часть своих денег – держать их в кассе.

Теперь о третьем нарушении. Лимит – это разрешенный банком остаток кассы, но кассы-то как таковой у ИП не существует. Кроме того, Порядок ведения кассовых операций предписывает хранить свободные денежные средства в банках. Однако такой общеустановленной обязанности у физических лиц нет. Подобное требование – недопустимая дискриминация предпринимателя как гражданина по роду занятий (п. 2 ст. 19 Конституции).

Отметим, что в случае спора о кассовой дисциплине предпринимателю нужно опасаться санкций не только административных, но и налоговых. При отсутствии у налогоплательщика первичных учетных документов, каковыми являются кассовые ордера и сама кассовая книга, инспекторы могут чисто формально применить статью 120 Налогового кодекса и наложить штраф до 15 тысяч рублей.

мнение:

Е. Диркова, аудитор:

«В попытке распространить действие Порядка ведения кассовых операций на физических лиц легко дойти до абсурда. Взять хотя бы Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс. Ведь существует множество ИП, не располагающих нежилыми помещениями (няни, репетиторы, переводчики, водители). Исходя из этого, перенос правил, действующих для юридических лиц, на предпринимательскую деятельность граждан не может строиться без учета существа правоотношений в этой сфере (п. 3 ст. 23 ГК РФ)».

Ссылка на комментарий

Самое прикольное, что если бы эта тетка-ИПшница в Верховный суд не сунулась, то ничего бы и не было. А теперь ЦБ и банки только этим решением и машут. А ВС вообще не мог рассматривать это дело, тупо отказал бы в рассмотрении и все, т.к. не в его юрисдикции, нет же, он на свой лад, далекий от экономических понятий, изложил все оспариваемые пункты. Ой, ну чем Российская судебная система - не дурдом? Вместе с ЦБ и иже с ними....

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1000

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Питухиной Ольги Геннадьевны о признании частично недействующими пунктов 1, 3 - 7, 9, 13, 14, 19, 22 - 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40,

установил:

решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок).

Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Согласно пунктам 3 - 7, 9 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.

Индивидуальный предприниматель Питухина О.Г. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных пунктов, а также пунктов 13, 14, 19, 22 - 29 Порядка, регулирующих прием, выдачу наличных денег и оформление кассовых документов, ведение кассовой книги и хранение денег, в части исполнения закрепленных в них обязанностей индивидуальным предпринимателем, являющимся плательщиком единого налога на вмененный доход при осуществлении предпринимательской деятельности в виде розничной торговли.

В заявлении указано, что у граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нет обязанности по ведению бухгалтерского учета доходов и расходов, по ведению первичной учетной документации по учету доходов и расходов - приходного и расходного кассовых ордеров, кассовой книги. Распространение на этих граждан положений Порядка, утвержденного для предприятий, учреждений, организаций, противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О бухгалтерском учете" и нарушает право Питухиной О.Г. на свободное использование своих способностей и своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

Питухина О.Г. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представители Центрального банка Российской Федерации Тимербаева С.М., Буданова И.Н. и Собецкая И.В. заявление Питухиной О.Г. не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что оспариваемый Порядок принят в пределах предоставленных Банку России полномочий и соответствует законодательству Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявительнице в удовлетворении ее требования, суд находит заявление Питухиной О.Г. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 3 и 9 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 5 статьи 346.26 Кодекса определено, что налогоплательщики по единому налогу на вмененный доход обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Названными налогоплательщиками исходя из пункта 1 статьи 346.28 Кодекса являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Следовательно, на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом (включая розничную торговлю), возложена обязанность по соблюдению порядка ведения кассовых операций, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом Кодекс не оговаривает, что индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах лишь в определенной части.

С учетом изложенного доводы заявления о противоречии оспариваемых предписаний Порядка Федеральному закону "О бухгалтерском учете" и Налоговому кодексу Российской Федерации являются несостоятельными.

Не противоречит Порядок в оспариваемой части и Гражданскому кодексу Российской Федерации, согласно пункту 3 статьи 23 которого к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Как уже отмечалось, в федеральном законодательстве отсутствуют нормы, освобождающие индивидуальных предпринимателей от соблюдения порядка ведения кассовых операций.

Более того, необходимость соблюдения индивидуальными предпринимателями оспариваемых предписаний Порядка следует и из других нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

Так, статьей 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" закреплено, что индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны в обязательном порядке применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.

При этом в силу статьи 5 названного Закона индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны, в частности, обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 данного Закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию.

Пунктами 11 и 12 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 476), определено, что на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет.

Ответственность за обеспечение хранения указанных документов несет руководитель организации.

Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.

Доводы заявления о противоречии Порядка в оспариваемой части Конституции Российской Федерации не могут быть признаны состоятельными.

Согласно части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

В силу статьи 4 этого Федерального закона одной из функций Банка России является организация наличного денежного обращения, а статьей 34 в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возложена функция определения порядка ведения кассовых операций.

Таким образом, оспариваемый Порядок принят Банком России по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (часть 1 статьи 253 ГПК РФ).

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Питухиной Ольге Геннадьевне в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Кассационная коллегия Верховного суда Российской Федерации

О п р е д е л е н и е

№ КАС08-620 04.12.2008

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.О.Г. о признании частично недействующими пунктов 1, 3-7, 9, 13, 14, 19, 22-29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 года N 40 по кассационной жалобе П.О.Г. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителей Центрального банка Российской Федерации Б.И.Н., Т.С.М., С.И.В., Федеральной налоговой службы Российской Федерации Х.М.П., Министерства финансов Российской Федерации Р.А.В., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 года N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок).

Оспариваемыми заявителем положениями Порядка предусмотрено, что: предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (п. 1);

для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (п. 3);

наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке (п. 4);

предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются (п. 5);

предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатков наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров (п. 6);

предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда (п. 7);

предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверхустановленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке (п. 9);

при приеме денежных билетов и монеты в платежи кассиры предприятий обязаны руководствоваться установленными Центральным банком Российской Федерации признаками и правилами определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиска кассового аппарата (п. 13);

выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна. Заготовительные организации могут производить выдачу наличных денег сдатчикам сельскохозяйственной продукции и сырья с последующим составлением по окончании рабочего дня общего расходного кассового ордера на все выданные за день суммы по заготовительным квитанциям. В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости (п. 14);

приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются. В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Выдача приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, вносящим или получающим деньги, запрещается. Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления (п. 19);

все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге (п. 22);

каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. При опечатывании книги мастичной печатью используются клей на основе жидкого стекла ("Силикатный", "Канцелярский", "Конторский", "Жидкое стекло"), бумага типа папиросной, штемпельная краска. Бумага с оттиском печати смазывается с двух сторон клеем, после опечатывания книги наносится еще один слой клея. Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего (п. 23);

записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (п. 24);

на предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года. В машинограмме "Вкладной лист кассовой книги" последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год. Кассир после получения машинограмм "Вкладной лист кассовой книги" и "Отчет кассира" обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги. В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия и книга опечатывается (п. 25);

контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия (п. 26);

выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия (п. 27);

главный (старший) кассир перед началом рабочего дня выдает другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег. Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным (старшим) кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным документам, и сдать остаток наличных денег и кассовые документы по произведенным операциям (главному) старшему кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег. По авансам, полученным для оплаты труда и выплаты стипендий, кассир обязан отчитаться в срок, указанный в платежной ведомости, для их выплаты. До истечения этого срока кассиры обязаны ежедневно сдавать в кассу остатки наличных денег, не выданных по платежным ведомостям. Эти деньги сдаются в опечатанных кассирами сумках, пакетах и других упаковках главному (старшему) кассиру под расписку, с указанием объявленной суммы (п. 28);

в соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность. Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке приведены в Приложении N 2. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3. Кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством (п. 29).

П.О.Г., являясь индивидуальным предпринимателем, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных пунктов.

В подтверждение требований указала, что у граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нет обязанности по ведению бухгалтерского учета доходов и расходов, по ведению первичной учетной документации по учету доходов и расходов - приходного и расходного кассовых ордеров, кассовой книги. Распространение на этих граждан положений Порядка, утвержденного для предприятий, учреждений, организаций, противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О бухгалтерском учете" и нарушает ее (П.О.Г.) право на свободное использование своих способностей и своего имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности.

Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований просит в кассационной жалобе П.О.Г., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения Верховного Суда Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд, проанализировав содержание оспариваемых заявителем положений Порядка, сопоставив их с требованиями действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что они не противоречат действующему законодательству. Нормативный правовой акт принят Банком России в пределах предоставленных ему полномочий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Подпунктами 3 и 9 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогооблажения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 5 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики по единому налогу на вмененный доход обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 346.28 Кодекса налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что положения оспариваемого Порядка не противоречат приведенным нормам Федерального закона "О бухгалтерском учете" и Налогового кодекса Российской Федерации, из содержания которых усматривается, что на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, возложена обязанность по соблюдению порядка ведения кассовых операций, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, и не содержат положений о том, что индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах лишь в определенной части.

Правильным является вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемых положений Порядка и пункту 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Оспариваемые предписания Порядка основаны на требованиях статей 2 и 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Согласно пунктам 11 и 12 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 476) по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе, и эта книга, как и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны хранится в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность за обеспечение хранения данных документов несет руководитель организации.

Правомерен вывод суда о том, что Порядок принят Центральным банком Российской Федерации в пределах предоставленных ему Федеральным законом полномочий.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции данным Федеральным законом и другими Федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

В силу статьи 4 названного Закона одной из функций Банка России является организация наличного денежного обращения, а согласно статье 34 этого Закона в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения, на Банк России возложена функция определения порядка ведения кассовых операций.

Утверждения в кассационной жалобе о том, что оспариваемые положения Порядка не проверены судом первой инстанции на соответствие Конституции Российской Федерации, не опровергают выводов суда о законности оспариваемых заявителем положений нормативного правового акта. Статьи Конституции Российской Федерации, на которые ссылается П.О.Г. в обоснование своей правовой позиции, не регулируют вопросы регламентирования в оспариваемых положениях Порядка.

Суд, в порядке абстрактного нормоконтроля проверяет соответствие оспоренного нормативного правового акта (полностью или в части) Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, действующим на время рассмотрения и разрешения гражданского дела в суде.

Вывод суда о том, что оспариваемые положения Порядка не противоречат действующему законодательству, подробно мотивирован в решении суда и является правильным.

Довод кассационной жалобы о том, что суд обязан проверить законность оспоренных пунктов Порядка только на соответствие тем законам, на которые она ссылалась в обоснование своего заявления, несостоятелен.

В силу части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным актам, регулирующим данные отношения, и имеющим большую юридическую силу.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что Порядок должен быть признан недействующим, так как не зарегистрирован в установленном Законом порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации, несостоятельна.

Статья 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" закрепляющая обязанность регистрации нормативных актов Банка России в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственных органов власти, вступила в силу с 13 июля 2002 года, т.е. после принятия оспариваемого Порядка. Действовавшая первоначальная редакция Закона РСФСР от 2 декабря 1990 года N 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" устанавливала, что регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации подлежали только те нормативные акты Банка России, которые непосредственно затрагивали права, свободы и обязанности граждан.

Кроме того, Порядок был опубликован для всеобщего сведения в издании "Экономика и жизнь" NN 42-43 в 1993 году, и имеется в информационно-правовых системах.

С учетом изложенного, не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу П.О.Г. - без удовлетворения.

В конечном итоге Решение ВС утверждает, что Порядок не противозаконный, а то, что требования этого Порядка не распространяются на ИП, в самом же этом порядке и написано. :)

Ссылка на комментарий
  • 6 месяцев спустя...

По ФЗ ""О бух учете" ИП не обязаны ввести бухгалтерский учет. Деньги, к-е заработал ИП, после уплаты налога в бюджет- это обязательно! являются его личными деньгами и он может распоряжаться ими как душа пожелает, это я как бухгалтер говорю, ведущий практику в ИП

Ссылка на комментарий
По ФЗ ""О бух учете" ИП не обязаны ввести бухгалтерский учет. Деньги, к-е заработал ИП, после уплаты налога в бюджет- это обязательно! являются его личными деньгами и он может распоряжаться ими как душа пожелает, это я как бухгалтер говорю, ведущий практику в ИП
Так это очевидные вещи, которые не хочет понять ни ЦБ РФ, ни коммерческие банки. :) Имхо, это понимают все, кроме них :)
Ссылка на комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...