Что нового в Аршане? Ни чаш, ни девственниц
Что могло измениться в курортном посёлке за год? Плохое только ухудшилось, а хорошего появилось немного. Про носки на ветках, дикий рынок, синего Будду и выдуманные туристические объекты.
Аршан привлекает и тянет к себе. Вот съёмочная группа телеканала Моя Планета на полчаса зависла на тункинских коровах. Разговорились, пока им тут нравится, в Москву обратно не спешат, но это пока ещё только поворот на Аршан.
В Аршане всё спокойно! Тункинские политические войны не в силах пока сдвинуть дикий базар у нацпарка и уж тем более каменную реку, которая после своего схода вписалась в ландшафт и стала новым реальным туробъектом. Почему реальным? Потому что здесь куча притянутых за уши "чудес природы", но мы до них ещё доберёмся.
Может я не внимательно смотрел но на весь посёлок всего один киоск с кофе. Кофе хорош, но часто не хочется стоять в очереди.
А вот пивнушек на каждом шагу, целая улица. Можно заказать кофе и там, но лишь в пакетах 3 в 1.
Куда можно сходить в Аршане, не далеко и налегке? Святая поляна и Дацан Бодхидхарма наверное самый доступный маршрут после каменной реки. Тенистая дорога в окружении высоких сосен и кедров но попадаются и такие объекты незавершённого строительства.
Не знаю что появилось раньше, название Святая поляна, а потом традиция ставить здесь маленькие обо или сначала обо, а потом уже название?
Не доходя до дацана на полянке у отворота дороги стоят тысячи каменных пирамидок - обо. Небольшие, в четыре-пять камней, они вырастают их земли как грибы.
С древних времён буряты верят, что в любой местности есть свои хозяева и духи, которые обеспечивают спокойную жизнь и влияют на дальнейшее мирное сосуществование на одной территории. Таким образом культ обо это почитание духов природы данной местности.
Но все эти вязания ткани на ветки и стволы на самом деле новодел. Обычаю не больше 100 лет. Всё дело в том, что до развития промышленности ткань была дорога и вряд ли людям того времени приходило в голову вязать дорогие отрезы ткани на деревья почем зря.
А сейчас обычай новодел и вовсе опошлился. Вяжут всё что под руку попадётся. Люди свиньи.
А недалеко от вполне языческой поляны с обо стоит, в окружении гор и елей, лесной дацан.
Дацан Бодхидхарма построен в 1991 году, и является продолжателем истории и традиций Хойморского (Хандагатайского) дацана о котором ниже пойдёт речь. Основой дацана стал дом цанид-хамбо ламы Агвана Доржиева.
Все передвижения в дацане традиционно идут посолонь, по ходу движения солнца.
При входе на территорию нужно задумать благопожелание для себя и своих близких и оно получит дополнительную энергию на осуществление после завершения ритуала обхождения.
Службы в храме проводятся ежедневно, а в перерывах можно получить астрологические консультации от ламы.
В Аршане два дацана, от разных направлений, которые не очень жалуют друг друга. Смысл взаимной нелюбви сродни ситуации с РПЦ и старообрядцами, то есть спор о том с какой стороны мазать масло на бутерброд. Этот дацан представляет тибетский буддизм школы Гелуг.
Верующие обходят территорию дацана три раза, проходя мимо ступ, крутя ритуальные барабаны. После этого можно зайти в храм, а затем отдохнуть и подумать о хорошем на лавках под деревьями.
Языческая поляна, буддийский дацан, чуть поодаль ещё языческая конструкция, здесь всё переплетено между собой, грани очень тонкие.
Для меня Дацан Бодхидхарма в Аршане место релакса, здесь я могу долго сидеть и думать под сенью кедров.
А совсем недалеко у дороги, где то между дацаном и святой поляной сидит такое чудо и посреди нацпарка заготавливает кедровые ветви на веники.
Кынгарга или всё таки Кынгырга? Название КынгЫрга встречается лишь в едином реестре водных объектов России. В остальных справочниках и литературе видим КынгАрга.
Чуть позже поднимемся вверх по реке.
Сейчас через небольшой участок дикого Аршанского рынка пройдём к новинке, а к рынку конечно же вернёмся, куда без него то?
В 2018 году в посёлке открыли новый туристко-религиозный объект.
Вот прямо аккурат за чуром Велеса
После вчерашнего тункинского казачьего бога Отца меня уже не удивил цвет Будды.
Будда медицины. В буддийской живописи почти невозможны свои импровизации, танкописцы строго следуют канонам и если Будда синий значит так и должно быть по канонам.
Но всё равно как то не сочетается в голове медицина и синий цвет тела, хотя восток - дело тонкое, если так надо значит надо.
Дикий рынок! Привет из девяностых!
Для кого то большая проблема, а для кого единственный способ заработать. Две крайности либо снос, либо продолжение существования этого позора.
Речь про снос уже идёт второй год. Сотни людей в итоге потеряют работу, а торговать на обочинах так или иначе всё равно будут. А если просто как то облагородить рынок, скомпоновать его?
Клетчатые баулы, деревянные ларьки, синяя плёнка, когда вы видели такое в последний раз в своём городе?
Рынок уходит вверх по Кынгарге на километр, может чуть больше. Основной товар кедровый орех, пустые бутылки для воды, травы, сувенирка, шерстяные вещи и деревянные изделия.
Встречаются и забавные вещи.
Всё как на Арбате двадцать пять лет назад
Кому тёплых штанов в августовскую жару? Налетай! С начёсом!
Хорошее наследие сталинского ампира так и не отреставрировали, а жаль.
Белый старец Сагаан Убгэн персонаж ещё языческого пантеона богов, покровитель скота и земли, один из аватаров славянского Велеса, канонизированный в 17 веке и включённый в защитники буддийской веры.
К мальчику с кувшином днём не подойти, желающих испить целебной воды очень много и лучше идти сюда рано утром, часов в пять-шесть. Тогда можно и поснимать знаменитую скульптуру и вдоволь напиться воды.
Внятных афиш и вывесок на пути к водопадам так и не появилось, эжто скорее всего карта коммерсантов обслуживающих тарзанку. К сожалению она не работала(
Нацпарку нужно что то всё таки делать с тропой иначе её просто убьют. Деньги на подходе к водопаду собираются, какие то ступеньки придумать можно.
В двадцатые годы прошлого века на реке Кынгарга было порядка тридцати мельниц и даже маленькая гидроэлектростанция.
которая снабжала когда то курорт Аршан. Сейчас как то и не верится в мельницы и электростанции, но всё меняется, по реке с тех пор минимум два раза сходил сель, в 1971 и 2014 годах.
Первый водопад на реке, всего их двенадцать и есть хороший маршрут вверх по реке с посещением всей дюжины водопадов.
Верховья реки манят и если я в следующий раз буду в Аршане, то только ради того чтоб дойти до истоков.
Современная наскальная живопись конечно всё портит. Женя с Мишей, Таней и Зоей, семьи Хайновских и Спиридоновых. Надеюсь с вами всё хорошо и так вы больше не делаете.
Большой казус получился с поиском ещё одного туристического и якобы исторического объекта - Чаши девственниц. Тут два варианта, либо её вовсе не существует, либо это новодел двухтысячных вроде сёдел и тронов Чингисхана по всей Бурятии для собирания бабла с туристов.
Во всяком случае местный Кот Михалыч, знаток тункинской долины так нам и сказал: - В Тунке ни чаш, ни девственниц нет!
Пришлось моделировать на заброшенном фонтане в парке.
А за парком ещё одно "чудо". Плачущая скала, из горы сочится вода, обычные ключи коих много, но маркетинг великая штука, видимо скоро появится ещё одно святое место, уже и лавочку поставили.
Деньги правят Аршаном, но вот благоустройства, чистоты и сервиса там нет. Дикий рынок.
Большая благодарность туристической компании Байгал Трэвэл , БРО КПРФ и лично тов. Мархаеву за возможность поездки
Добра тебе, читатель.
Береги себя! Береги природу! Приезжай в Бурятию!
Подпишись в социальных сетях: [Вконтакте] [Facebook] [Telegram] [Instagram] [Яндекс Дзен] [Livejournal]
Вопросы и предложения: [email protected]
При перепечатке активная ссылка на блог обязательна. Коммерческое использование фотографий только с согласованием!
- 3
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти