Перейти к содержанию

Наёмники, частные армии и их роль в разрешении военных конфликтов.


Рекомендуемые сообщения

Наёмник — солдат, вступающий в вооружённый конфликт не из идеологических, национальных, политических соображений и не в соответствии с воинской обязанностью, а ради собственной экономической выгоды (то есть за деньги). При применении к солдатам регулярной армии этот термин приобретает ярко выраженный презрительный и негативный оттенок.

Согласно международному гуманитарному праву (или праву вооружённых конфликтов) наёмничество не запрещается, говорится лишь о том, что наёмники не являются комбатантами и не получают статуса военнопленного. Это означает, что наёмник рискует быть привлечённым к уголовной ответственности за участие в вооружённом конфликте, если попадает в плен. Впрочем, определение наёмника, данное Дополнительным протоколом, настолько расплывчато, что применять его на практике не то что затруднительно, а почти невозможно.

Действие международных договоров распространяется на те державы, которые эти договоры подписали, за исключением случаев, когда положения того или иного договора признаются нормами обычного права (обычное - от слов «правовой обычай», а не в качестве синонима слову «обыкновенное»). К Дополнительному протоколу I от 1977 года, в отличие от Женевских конвенций, присоединились далеко не все страны, в частности, его не ратифицировали США. Недавнее исследование по обычному праву вооруженных конфликтов, тем не менее, считает статью 47 установившимся правовым обычаем, то есть нормой, ставшей обязательной для исполнения всеми государствами.

В комментариях к этому исследованию приведены любопытные выдержки из Military Manuals, проливающие свет, по крайней мере, на то, почему о наемниках заговорили в семидесятые годы. В израильском Manual on the Laws of War говорится «...следующее положение Дополнительного протокола предназначено для того, чтоб лишить наемников статуса военнопленных. Это положение, которое было принято под давлением африканских государств, считается нормой обычного права и, таким образом, обязательно». Еще более недвусмысленно высказываются составители новозеландского Military Manual “Выпустив серию резолюций, относящихся к отдельным антиколониальным конфликтам в Африке, ООН рекомендовала запретить использование [наемников] против национально-освободительных движений. Это не повлияло на их правовой статус, хотя правительство Анголы и начало уголовный процесс против наемников, попавших в плен”.

В 1989 г. ООН приняло Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наёмников, которая еле-еле вступила в силу двенадцать лет спустя, имея на февраль 2006 года всего 24 государства-участника. Мало того, из государств, подписавших эту Конвенцию, как минимум, четыре - Ангола, ДРК, Республика Конго и Нигерия - прибегали к услугам наёмников, а украинские офицеры часто служат в частных военных и охранных компаниях, нанимаемых для работы в зонах вооружённых конфликтов.

На национальном уровне во многих странах существуют законы, запрещающие вербовку наемников. В России это статья 359 УК. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наёмника, а равно его использование в вооружённом конфликте или военных действиях, наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. Участие в вооружённом конфликте в качестве наёмника - от трех до семи лет.

Хотя Дополнительный протокол и говорит о том, что наёмники не имеют права на статус военнопленного, это не означает, что международное право полностью лишает их защиты. Но на практике, отношение к наёмникам, особенно в Африке, резко отрицательное, и им не приходится рассчитывать на гуманное отношение при попадании в плен. Так, в нигерийском Operational Code of Conduct говорится: «Иностранцы, занимающиеся легальным бизнесом, не будут подвергаться насилию, но наёмники этого не избежат, они худшие из врагов». Отчёт по практике ведения боевых действий из Ботсваны также показывает, что наёмники не имеют никакой защиты.

Долгое время шёл спор, попадают ли частные военные и охранные компании под определение наёмников или нет. Разные авторы придерживаются разного мнения по этому поводу.


1,5 тысячи евро в день: наемники по-прежнему в цене

www.k2kapital.com 23.11.2007

Профессия наемника стара почти как мир. Тех, кто интересуется историей, энциклопедии отсылают к Греции IV века до н.э. и трактату Энея Тактика "О защите осажденного города", где, правда, говорится не о зарождении, а о развитии наемничества, начале нового периода в истории этого военного ремесла. Совсем недавно о появлении новых форм наемничества высказалась рабочая группа ООН, представившая специальный доклад. Особую обеспокоенность его авторов вызывают частные вооруженные формирования и компании по обеспечению безопасности, действующие в зонах конфликтов по всему миру.

Однако примерно в то же время газета International Herald Tribune написала, что именно ООН является главным нанимателем солдат удачи на острове Фиджи. Это, мягко говоря, небогатое государство поставляет наемников со скидкой. В настоящее время Фиджи, по данным газеты, может предложить заказчику 3500 действующих солдат, 15 тысяч резервистов и более 20 тысяч бывших военнослужащих, сидящих без работы. В стране работает шесть агентств, набирающих наемников. Самое крупное из них называется Security Support. Возглавляет его отставной полковник местной армии Сакиуса Раивоче (Sakiusa Raivoce).

Правители Фиджи выпустили джина наемничества из бутылки вскоре после получения независимости от Британской империи в 1970 году, чтобы снизить уровень безработицы.

Правительство тогдашнего президента Рату Мара (Ratu Mara) увеличило символическую армию в 200 человек до более чем 2000 в стране с населением 918 тысяч человек, которой никто не угрожает. Сегодня Фиджи, за 19 лет пережившая четыре государственных переворота, имеет самую большую армию среди островных государств Тихого океана, а ее офицеры учатся в военных академиях Китая, Малайзии и Южной Кореи. "Мы приняли сознательное решение создать армию, больше, чем нам нужно, чтобы зарабатывать валюту", - говорит подполковник Мосесе Тикойтога (Mosese Tikoitoga), отвечающий за торговлю наемниками в правящей хунте, которую возглавляет бывший миротворец ООН коммодор Вореке Байнимарама (Voreqe Bainimarama).

"У нашей экономики нет выбора, кроме как создавать армии, а это хороший бизнес, - считает подполковник. - Других иностранных инвестиций мало". Уровень безработицы в Фиджи около 8%, ВВП страны 6 млрд долларов. Важной частью экономики является сахар, на долю которого приходится 20% экспорта, 5-6% ВВП и 12% занятости.

В докладе рабочей группы ООН признается "вклад мигрантов с Фиджи, работающих в сферебезопасности, в экономику страны". Лидеры хунты тоже говорят о том, что зарплаты вернувшихся наемников, налоги частных охранных фирм и деньги, заплаченные ООН за миротворцев (по оценкам, 300 млн долларов почти за 30 лет), помогают экономике.

С 1978 года, по подсчетам нынешнего правительства, Фиджи предоставила более 25 тыс. солдат ООН, британской армии и частным агентствам по найму. В 2003 году наемники привезли на родину около 9 млн. долларов в виде зарплат. В настоящее время более 1000 граждан Фиджи служат на Ближнем Востоке в частных армиях, починенных корпорациям Global Strategies, Triple Canopy, ArmorGroup International, DynCorp International, Control Solutions и Sandline International. Более 3 тысяч служат в британской армии. Некоторые наемники официально являются военнослужащими армии Фиджи. Правительство разрешает солдатам, а в особенности офицерам, завершать срок своей службы в частных охранных фирмах, которые платят правительству за комиссию.

Зарплата наемника с Фиджи в таких фирмах как американская Blackwater, чьи бойцы в сентябре этого расстреляли мирных жителей в Ираке, или британская Global Strategies Group составляет 1700 долларов в месяц. Миротворцы ООН с Фиджи получают 1030 долларов в месяц, и организация признает, что миротворцам НАТО она платит гораздо больше.

Однако в наемники идут не только безработные жители полунищих государств. Среди частных охранников, которых рабочая группа ООН называет наемниками нового типа, можно встретить граждан благополучных стран Европы. Хозяева европейских фирм, нанимающих солдат удачи, часто предпочитают анонимность. Это легко понять, ведь их страны с самого начала не желали иметь ничего общего, например с войной в Ираке, куда большей частью отправляют высокооплачиваемых телохранителей, охранников и "контрактников" фирмы вроде той, о которой писал в ноябре журнал Spiegel. Агентство, о котором он рассказывает, отправляет в зоны конфликтов граждан Германии, и директор согласился на встречу с журналистами лишь при условии, что они не назовут даже город, где находится фирма.

Эта компания предоставляет услуги по охране и отправляет своих контрактников защищать других в Ираке, где эта задача не из легких, а граница между солдатом удачи и сотрудником службы безопасности компании размыта. Законы Германии не запрещают ее гражданам воевать в других странах, если они не совершают военных преступлений. Однако нанимать немцев для войны в других странах противозаконно. Впрочем, закон можно обойти. Арабские и африканские страны охотно предоставляют немецким компаниям подставные фирмы, на которые не распространяется юрисдикция германских судов. Однако властям Германии приходится вмешиваться, например, если контрактника похищают.

"Мы настоятельно просим граждан Германии не ездить в Ирак. Это относится и к гражданам, работающих в частных охранных фирмах", - заявил журналу пресс-секретарь МИДа страны. У министерства нет данных о числе погибших контрактников, их тела обычно доставляют на родину американские самолеты, не подключая дипломатические каналы.

Безымянный герой материала Spiegel когда-то был спецназовцем, потом - телохранителем. У него работает несколько десятков человек, так что он - мелкий посредник на привлекательном рынке личной охраны, который в основном находится в руках американских компаний. Те, кто обладает мужеством и необходимыми навыками, могут заработать на очень хорошую жизнь, говорит он, особенно в арабских странах, где члены правящих династий готовы заплатить за свою безопасность целое состояние. Спрос на услуги охранников выше в Ираке, где эту работу выполняют в основном американцы. Никто не может сказать, сколько в этих фирмах граждан Германии.

Немецкий посредник рекомендует людям, подвергающимся высокому риску, например, руководителю компании в зоне военных действий, иметь четырех телохранителей, работающих круглосуточно. Он берет за каждого из своих профессиональных телохранителей не меньше 2000 долларов в день, а охранник получает ежедневно от 800 до 1200 долларов.

Этот посредник работает почти всегда с гражданами Германии, только иногда с австрийцами. Поего словам, в немцах он ценит надежность, профессионализм и высокий образовательный уровень. Эти качества, судя по рекламным объявлениям, ценят и его конкуренты. Фирма Praetoria, находящаяся в городе Билфилд на севере Германии, обещает немецким компаниям безопасность в зонах кризисов, а себя именует "стратегическим партнером в сфере безопасности" программы по восстановлению Ирака.

Посредник должен поддерживать своих людей в хорошей физической форме. Поэтому он создал два учебных лагеря - один в арабском государстве, другой на юге Африки. Чтобы отправлять их в Ирак, посредник работает с партнерами, аккредитованными как субподрядчики американской армии. Это гарантирует наемникам размещение в охраняемом военном лагере и доступ в охраняемые зоны, даже если люди, к которым они приставлены, работают в частных западных компаниях.

Посреднические фирмы обычно принимают на работу бывших сотрудников элитных подразделений полиции и армии, особенно из KSK, спецназа Бундесвера. Хотя молодые военные и полицейские в Германии не бедствуют, их доходы невысоки, например, зарплата солдата KSK без вычетов 2500 евро в месяц. В частной охранной фирме он заработает такую сумму за два-три дня, и налоги платить не придется. Налоговые власти Германии не могут контролировать деньги, заработанные в военных зонах. Те, кто готов рисковать жизнью в Багдаде, легко могут за два три года отложить на черный день несколько сот тысяч долларов.

Во время работы эти люди живут в спартанских условиях и не имеют больших возможностей тратить деньги. Они работают командами по четыре человека шесть-восемь недель подряд, а потом получают три недели отдыха. Контракт обычно заключается на срок от шести месяцев до года и продлевается автоматически.

По словам посредника, охранники поняли, что деньги надо быстро переводить на офшорные банковские счета в Маниле или на Филиппинах. Некоторым эти средства помогают начать новую жизнь. Закончив контракт, эти люди на несколько лет уезжают в какой-нибудь тропический рай, где забывают о тяготах работы в зоне военных действий.

Наталья Хмелик, обозреватель K2Kapital


P.S. Стоит ли такая работа своих денег?

Ссылка на комментарий

AUE

контрактник это человек который воюет за страну где имеет гражданство или может воевать за любую страну? Я плохо разбераусь в этом нюансе.

Наёмники наверно тем плохи, что их могут перевербовать, тупо заплатя больше и они будут работать на вас.

Ссылка на комментарий

Hover

Заключая контракт, ЧВК обязуется в "односторонности". Так что вероятность что наёмник выстрелит в спину - мала.

Исключение: если нанимать абсолютно вольных стрелков, то остаётся надеятся только на них.

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...