Перейти к содержанию

Зомби и Вампиры!? Почему? От чего? Зачем?


noBap

Рекомендуемые сообщения

Взгляд на зомби, как на критику общества потребления, давно известен:

Зомби. Их место в современном мире

Никто бы ни за что не поверил, что бездыханные тела способны подниматься из могил и ходить сами по себе, оживленные силами неизвестного свойства, чтобы запугивать и вредить людям, если бы в наше время подобные случаи не были так часты (Вильям Ньюбургский (1190 г.), "Historia Rerum Anglicarum", книга 5, глава 24).

Первое письменное упоминание о зомби относится к 1929 году. Именно тогда известный репортер "Нью-Йорк Таймс" Вильям Сибрук (William Buehler Seabrook) издал книгу "Остров магии", вышедшую в серии "Путешествие, не вставая с кресла".

В "Острове магии" Сибрук описал свою жизнь на Гаити вообще, и отдельно - в Гаитянских джунглях в доме маман Сели, знаменитой колдуньи. Благодаря ее доверию, Сибрук смог лично присутствовать на многих вудуистских обрядах. В книге Сибрук охарактеризовал "вуду" как сложную смесь католицизма и западноафриканских поверий, включающую в себя магию и колдовство. Однако в книге, состоящей из четырех частей, магии посвящена лишь одна. Она называется "Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника" и посвящена преимущественно зомбированию.

Зомби, скажем так, "придуманные" Ромеро, заметно отличаются от своих исторических предшественников, всех этих тонтон-макутов африкано-карибского замеса. Как говорит сам Ромеро о современных зомби: "Они как наши соседи, в них нет экзотичности. Демон Франкенштейна - творение науки, Дракула - творение мифа и легенды. Зомби - просто нормальные люди. И в этом источник страха, который они вызывают". Апелляция к "нормальности" оживших мертвецов - важная деталь, и ниже мы рассмотрим ее подробнее. Пока же, снова, о том, каким образом зомби из культурно-антропологического трэша выдвинулись в первые ряды киношных пугал.

Теперь, чтобы ввести в фильм полчища оживших мертвецов, нет особой нужды в следовании гаитянским колдовским практикам (да и не хватит никогда на такие орды никакого жабьего пота и прочего толченого кирпича, с этим - к Геннадию Малахову, например). Нынешние масскультовые зомби - суть продукт действия: а) неизвестного науке вируса; б) нового витка средневековой чумы; в) генетических экспериментов и т.д. и т.п.

Это, что касается, прежде всего, так сказать, технической стороны вопроса. Если же копнуть чуть глубже, то, по обыкновению, окажется, что зомби (как и любые другие персонажи масскульта) есть суть типовые продукты сублимации коллективного бессознательного. Или же, говоря совсем простым языком, наши с вами посконные комплексы и страхи. Давайте теперь по порядку.

Создатели фильмов (и это уже стало доброй традицией) используют зомби (ну, или "оживших мертвецов", как угодно) во многом в качестве очень емких и точных метафор: в первом своем фильме Ромеро "закрывал" тему распутных и неестественно веселых 1960-х, (критичный взгляд на новые социальные реалии). Во втором Ромеро высмеивал общество потребления, в третьем - ставил (или даже решал) проблему ответственности за научные открытия и их использование в не совсем гуманистических целях (в 2005 эту же тему своим фильмом "28 days later" блестяще раскрыли Дэнни Бойл и Алекс Гарланд), а уже в четвертом Ромеро недвусмысленно и прямо высказался как на тему классового расслоения современного общества, так и на тему взаимоотношений стран "Золотого миллиарда" с остальным, "третьим", миром, кто бы что там ни говорил. Оно и понятно - перебравшись в разряд настоящих икон современной массовой культуры, зомби (или "ожившие мертвецы") сегодня являют собой, пожалуй, единственную допустимую в объективной реальности возможность глобальной катастрофы - не считать же за таковую, эээ, время от времени прилетающих к нам из космоса чудовищ и астероиды. О том, что настанет день, когда мертвые будут вставать из могил, на минуточку, написано еще в Библии. Это в некотором роде объясняет то, что западная, христианская цивилизация вполне естественно обращается к своему культурному (и даже архетипичному) бэкграунду.

Современные зомби близко привязаны к идее апокалипсиса и тотального краха цивилизации и, надо сказать, что сегодня зомби очень редко изображаются в пределах любого другого контекста. Отсюда логично предположить, что выжившие (немногие выжившие) испытывают прежде всего страх не перед самими зомби, а перед невозможностью возврата к прошлой, привычной жизни. Свой культовый статус зомби получают в период с конца 1960-х до начала 1980-х, когда американское общество было явно озабочено угрозами ядерной войны, экологической катастрофы и проч. Однако же, несмотря на глобальные масштабы этих угроз, действие всех фильмов происходит в микромасштабе и сводится к рассказу о том, как героически обороняется от полчищ зомби горстка уцелевших. Плюс, как обычно, включается архетип, символ "крепости", в роли которой может выступать все, что угодно: подвал, сельский дом, бункер и даже супермаркет (гигамолл). И всегда, за редчайшими исключениями, именно этот крохотный социум символизирует собой мир глобальных уродств, именно живые, а не мертвые - достаточно вспомнить те же "28 дней спустя", блестящую вторую половину фильма, исполненную подлинного драматизма, где зомби выступали скорее как триггер, спусковой крючок сюжета - когда именно внутренние конфликты и враждебные, опьяненные обстановкой хаоса и вседозволенности люди, а отнюдь не безликие и медлительные зомби, становятся главным противником горстки выживших.

Кстати о медлительности. Лишь только сам патриарх продолжает придерживаться той точки зрения, что зомби неповоротливы и неуклюжи, тогда как у Снайдера, Бойла, Пола Андерсона и Фернандильо они вполне себе прытки и изворотливы. Ромеро даже полемизирует с этим "нововведением" в жанр в своих "дневниках", но когда строку диктует чувство (читай - когда в правила игры вмешивается бизнес)... В общем, все понятно. Потребителям нужен action, а не тихоходные сказки с неявной моралью. Ну да, мы отвлеклись.

Еще одно экспертное, но не бесспорное мнение, анализирующее причины популярности фильмов о зомби, - корреляция с опять-таки общественными настроениями. Известно, что американская нация, ее земля, едва ли когда-то оккупировалась. При этом США с незавидным постоянством ведут некие захватнические войны на территориях других государств. Так, вьетнамская кампания (1964-73) примерно совпадает с успехом первой и второй серий ромеровских мертвецов. Далее, следующая его часть, вышедший в "мирное время" "Day of the Dead" ("День мертвецов") - проваливается. Потом идет снова удачная работа: ремейк "Ночи" (совпавший по времени с войной в Персидском заливе). И, наконец, в последние лет семь жанр испытывает грандиозный ренессанс - фильмы про мертвяков снова успешны и востребованы (на сегодня самый последним примером является, конечно, "Планета страха" Роберта Родригеса), тогда как Пиндостан провел за это время аж три войны (Югославия, Ирак, Афганистан).

Далее. Пожалуй, самый главный message в этом тексте, не промухайте его. Обывательские фобии насчет будущего науки и цивилизации имеют место быть, но и они в последнее время начинают терять завоеванные позиции, а на первый план выходят метафоры совсем иного свойства. кто смотрел "Рассвет мертвецов", тот должен помнить едва ли не самый ключевой момент фильма, когда благоприобретенный инстинкт и "родовая память" буквально гонят мертвецов к супермаркету, в котором нашли свое временное убежище несколько уцелевших. Прелестная трилогия (пока еще три-) "Обитель зла" развивает эту тему до практически абсурда - зомби и есть те самые идеальные потребители, чаемые транснациональными корпорациями, будущие жители планеты Земля. В первую очередь на это прямо указывает, скажем так, "специфика" зомби в мире Resident Evil (особенно явно - в крайней на сегодня третьей части). Главный злодей - ученый д-р Айзекс признается, что t-вирус, попадая в организм человека, меняет его природу, приводя к потере памяти и умственных способностей. В итоге зомби, способные жить вечно (для существования им не нужно питаться), продолжают охотиться на людей, в слепой жажде попробовать их плоти и сделать себе подобными. Далее Айзекс задается целью укротить действие вируса и частично вернуть живым мертвецам человеческие способности - тогда ими можно будет управлять, превратив в исполнительную рабочую силу. Посмотрев сцену, в которой один из зомби вспоминает, как пользоваться сотовым телефоном и цифровым фотоаппаратом, вы все поймете сами. Между тем, подобные картинки вы с легкостью можете наблюдать каждый день в любом из торговых центров - достаточно посидеть в тамошнем фуд-корте чуть дольше обычного.

И действительно. Та самая обитель зла, корпорация "Амбрелла", нацеленная на получение заработков, стремилась сделать красиво всем - и потребителям, и правительству. Их девиз написан на каждом продукте: "Наш бизнес - сама жизнь". t-вирус - мегапроект корпорации - начал превращать людей в идеальных потребителей - вечных, голодных, не имеющих памяти и ума, не обращающих внимание на внешний мир. Катастрофа, повлекшая смерть цивилизации, оказывается бизнес-прорывом и перед финансовой империей встает задача лишь реформироваться под нужды такого идеального потребителя. Армагеддон обернулся финальным этапом развития общества потребления: "в живых остался только один" - фирма без конкурентов, без внешних ограничений, с безграничным рынком и патентом на главное ноу-хау в истории человечества. В таком мире людям, избежавшим инфицирования, осталась одна-единственная перспектива - бегать из города в город в поисках литра бензина и пачки сигарет - остатков былой цивилизации, при этом всеми силами стремясь не попадаться на глаза своим "апгрейденным" собратьям.

Уже в нынешней культурной парадигме реклама обращается в первую очередь к культу вечной молодости, символам успеха, красоты и долголетия. Пока еще - обращается к живым, но и тут не все так просто. Тотальное наступление гламура есть явное предзнаменование мира, в котором правят мертвецы, а переделать рекламные слоганы под "оживших мертвецов" - дело нескольких дней, если не часов. Парадокс же заключается в том, что при всей своей зацикленности на смерти, массовая культура так старательно обходит эту тему, что невольно превращает ее в аттракцион с фонтанами красной жидкости.

Демистификация смерти приводит к тому, что воспринимается она чем угодно - буффонадой, игрой, символическим посланием, позором, непристойностью, наконец, шикарной церемонией на престижном американском кладбище, но только не подлинной экзистенциальной драмой. Плюс здесь работает бесперебойная психологическая экономика смерти, обменивающая утрату второстепенных или главных персонажей на решение сюжетных сверхзадач (спасение демократии, мира и т.п.) и на полное эмоциональное удовлетворение зрителя. Нет смерти и в новостях масс-медиа, поскольку здесь она становится количественным фактором, статистикой, политическим аргументом и т.п. Таким образом, тема небытия, драма смерти оказывается самым мощным вытеснением современной социальной жизни. СМЕРТЬ - пустое означающее, о которой нельзя говорить прямо, без иронии и риторических уловок. Но!

Еще основатель эпикурейской школы, кажется, заявлял, что смерти в нашем объективном мире действительно нет. Для современного обывателя это очень удобная психологическая ловушка - "смерть - это то, что бывает с другими". Как обычно представляется смерть в зомби-хоррорах? Да, все верно - ее там нет. Прибежал инфицированный, укусил жертву, дальше побежал. Дальше уже жертва сама очухивается и начинает свой собственный марафон. Это своего рода конвейер и, что самое главное, зрителю никогда не доступный - вряд ли кто-то сможет поставить себя на его место, дабы посмотреть на изменившуюся картину мира субъективным взглядом ожившего мертвеца.

На протяжении всей своей современной истории зомби последовательно превращался буквально в новую эволюционную ступень. Ромеровский зомби - это фактически сверхчеловек, он бессмертен, целеустремлен, бескорыстен. Цивилизация мертвецов делает лишь первые шаги, но уже дает фору стремительно вырождающейся цивилизации живых. Социализация зомби, основанная на их сплоченности и жертвенности - это всегда победный аргумент в споре с бездарной конгломерацией эгоистичных и трусливых человеческих особей. В "земле мертвецов" мир людей выглядит как никогда неприглядно, тогда как зомби за полтора часа экранного времени проходят ускоренную эволюцию. Само восстание зомби (возглавляемое здесь "бывшим" негром, служащим на бензоколонке (sic!), - это именно исторически оправданное "восстание масс", в сущности, уже победивших. тогда будущее, где побеждают зомби - это настоящее, где терпят поражение живые, симптом достижения травматического предела человеческой истории, камень в огород мифологии всемирного прогресса, гуманистических идеалов и научно-технической революции.

Итого, как говорил персонаж Денниса Хоппера в "Земле мертвецов": "В мире, где оживают мертвые, слово "деньги" утратило смысл". Приготовьтесь. Так будет.

Взято с http://www.lookatme.ru/flows/zombi/posts/62946-zombi-ih-mesto-v-sovremennom-mire (внешка)

З.Ы.

Интересный разбор образов "Хищника" и "Чужого" ))))

Все что им нужно – это любовь

Присмотревшись к Чужому и Хищнику, к их привычкам и чувствам, зубам и гаджетам, мы обнаружили в них очень и очень знакомые по повседневной жизни черты.

Обитаемая Вселенная полностью изменилась в 1979 году. Грузовой корабль "Ностромо" шел к Земле, когда бортовой компьютер засек какой-то сигнал с одной из лун ближайшей планеты. После столкновения с внеземным разумом из семи членов экипажа в живых остались лишь Сигурни Уивер, более известная как Эллен Рипли. Рипли так никогда и не вернулась на Землю, но земляне, благодаря ей и режиссеру Ридли Скотту, узнали о существовании Чужих — инопланетной расы, пожирающей людей. Впервые со времен "Войны миров" и радиопровокации Орсона Уэллса земляне осознали, что у Вселенной омерзительный оскал и прожигающая насквозь кровь, и что в космосе никто не слышит криков. В 1987 году выяснилось, что крики не слышны и на Земле: на нашу планету спустился другой представитель внеземной цивилизации — Хищник. Коммандо Голландец, более известный как Арнольд Шварценеггер, и режиссер Джон МакТирнан смогли побороть пришельца. Но путь на нашу планету оказался открыт для нечисти, Хищники составили карты звездного неба, Чужим понравилась податливая человеческая плоть. Живность поперла на Землю.

Нам уже не очень интересно, какое значение имеет сага о Чужих и Хищниках для земной культуры, гендерной политики, философии и ксенологии. Мы уже не в силах думать об экзистенциальном. Нам надоело обсуждать, какой фильм из этой эпопеи лучше, какой хуже, и что еще нам предстоит, и в чем наш общий долг, и что должны мы принести им в жертву. Это все частные вопросы. Общий и главный вопрос — кто мы теперь, в этом мире, где Чужих и Хищников становится все больше, и где они бессмысленно, беспощадно, вечно воюют друг с другом? Кто мы — участники битвы? Случайные прохожие? Что нам делать — звонить в полицию? Вызывать войска ООН? С криками убегать?

Для начала надо разобраться, кем эти дерущиеся являются для землян, раз уж и Чужие, и Хищники облюбовали для своих игрищ именно нашу планету. Их анатомия в общих чертах известна, привычки более или менее изучены, процесс рождения младенца-Чужого мы испытали, практически, на себе.

По установившейся традиции считается, что Хищники выращивают Чужих, чтобы тренировать свои охотничьи навыки. Но это лишь часть правды.

Достаточно присмотреться к тем и другим, чтобы понять, кем они являются друг для друга. Тупая биологическая машина для воспроизводства себе подобных и чуть менее тупая биологическая машина, постоянно тусующаяся по миру с целью набить кому-нибудь морду и захватить какой-нибудь трофей. То есть, самка и самец.

Весь выводок Чужих подчинен Королеве, идеальной самке (с которой имеет право сразиться лишь другая идеальная самка, Эллен Рипли). Каждый Чужой выглядит так, что Фрейд с Юнгом обнялись бы и заплакали от счастья. Зубы, с которых капает слизь, и малые зубы, тоже запачканные слизью, неустанная работа Королевы по кладке яиц, истеричность и непредсказуемость; наконец, пугающая красота, — перед нами, безусловно, идеальная женская особь, бессознательный женский образ, совместивший в себе все самое отвратительное и притягательное. К тому же, Чужой — сверхмать, готовая защищать потомство до последней капли кислоты. Сверхженщина.

Хищник — сверхмужчина. Некрасив, но мощен. Охотник, воин, почти неуязвимый для земного оружия, он может становиться невидимым, у него отрывочные, но строгие представления о чести, он не убивает беременных и немощных, любит гаджеты. То есть — бессознательный мужской образ, идеальная пара для Чужого. Название "Чужой против Хищника" означает всего лишь "Самка против Самца": женское и мужское начало, схлестнувшиеся в жестокой борьбе. Бьет — значит, любит.

Сага о Чужих и Хищниках — история ровно на ту же тему, что "Мистер и миссис Смит". Мужчина делает вид, что это просто охота. Женщина — что это просто борьба за выживание. На самом деле это просто любовь.

Мы же делаем вид, что мы просто зрители. А сами, восхищаясь и волнуясь, смотрим, как Сверхмать и Сверхотец, издавая странные звуки, сходятся и расходятся.

Мальчик, кого ты больше любишь, маму или папу?

Ссылка на комментарий
Теория одна - вечная , борьба добра со злом.. Это фундамент , а под неё и вампиры и волки , Бэтманы и пауки , фашисты и партизаны , маньяки и Холмсы и прочие сюжеты..Ну и подсознательная тяга к непознаному , мистическому.... !

+1

к тому же люди-человеки , на протяжении всего своего развития чего то боялись (иль саблезубый тигр загрызет, или мамонт наступит), а наше время особо боятся нечего, а организм требует вот и находятся такие замечательные вещи - как зомби, оборотни и прочее.

Тоже люблю больше фильмы про зомби, т.к обычно там сюжет на основан выживании (как никак инстинкт самосохранения самый преобладающий :wtf: ) и шансы на выживание в борьбе с зомби гораздо выше чем с вампирами )))

Ссылка на комментарий

Dvorkin

ооо про Хищника и Чужого неплохо. В точку.

deniskaAlex91

не гадте в тему идите и напару сексуально разряжайтесь, вам обоим надо, Alex91 даже больше чем deniska. Тока смотрите не друг с другом!

Ссылка на комментарий

я бы разделил чужого и хищника, не как мать и отца, а скорее как прошлое и будущее

первобытность против технологии, выживание против развлечения, инстинкты против разума

Ссылка на комментарий

ligalize

в культурном плане да их можно так разделить.

Но если говорить о подсознательной психологической подоплеке, то остаетса тока вариант мужское-женское. Потому как подсознание на разбираетса в понятиях технологии и первобытное.

А насчет "Мисстер и миссес Смит" не правельно, они никакие не мать и отец, они наоборот два пацана шалопая. В образе Анжелины Джоли нет нифига женского кроме тела Анжелины Джоли.

Ссылка на комментарий

С постом #1 согласен, но это всего лишь одна сторона медали.

Имхо начинать надо было с литературных произведений, а не с фильмов(есть над чем порассуждать):)

Фильмы очень дорогое удовольствие, в плане производства, и тем кто влаживает бабло разумеется нужен выхлоп...Хотя порой выходят епичные фильмы с идеологией а-ля "одумайтесь и поплачьте"...

Хотя да, конечно...пипл хавает...

А я хочу найти токого человека- который любит погулять на кладбище. НОЧЬЮ!!!

Я знаю этого человека и ты скорее всего тоже его знаешь:)

з.ы. Подсказка: это не я :р

Ссылка на комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...