Перейти к содержанию

Сербия / Serbia / Србиjа


ramiro01

Рекомендуемые сообщения

0_131f3ef33de724a239fa198f6bed4c88.jpg

Брюссель неправильно понял

Россия продолжит блокировать попытки Косово вступить в любые международные организации.

В правительстве Сербии назревает раскол. Один из ключевых переговорщиков с Приштиной, директор канцелярии по делам Косово и Метохии в кабинете министров публично заявил о недовольстве заключенным соглашением о нормализации отношений и объявил об отставке. Между тем в Москве дали понять, что не считают брюссельские договоренности окончательными.

Иными словами, еще рано говорить о том, что все спорные вопросы между Приштиной и Белградом окончательно решены. Во всяком случае, так считает высокопоставленный источник в российском МИДе. Он также пояснил, что Россия продолжит блокировать попытки Косово вступить в любые международные организации.

Напомним: в начале этой недели в Брюсселе премьер-министры Сербии и самопровозглашенной республики после долгих споров, взаимных обвинений и многочисленных демаршей парафировали соглашение, которое призвано создать условия для нормализации отношений. Вслед за этим Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о присоединении Сербии к ЕС. Ради этого сербские власти пошли на признание суверенитета Приштины над всей косовской территорией, включая север края, где живет сербское меньшинство. При этом в трактовке достигнутых с огромным трудом договоренностей стороны кардинально разошлись.

Сербы продолжают отрицать, будто признали независимость самопровозглашенной республики, как это преподносят косовары. Впрочем, признания де-юре от них Запад сейчас и не требует - парафированного при посредничестве ЕС технического соглашения вполне достаточно. Оно, в частности, регламентирует ключевой вопрос о статусе сербских муниципалитетов на севере края. Сербский премьер Ивица Дачич настаивает, что ни о какой "капитуляции" и "сдаче Косово косовских сербов" речи не идет. По его словам, правительство в условиях беспрецедентного давления отстояло "максимум возможного", а именно - "добилось международного признания сообщества сербов", оставшихся в крае. Их сейчас около 50 тысяч. Документ предполагает формирование "единого сообщества сербских общин Косово". В его компетенции окажутся вопросы здравоохранения, образования, сельского хозяйства и некоторые другие. Сербские власти называют это "реальной автономией". Кроме того, источники в Белграде говорят о том, что продолжают добиваться от НАТО гарантий того, что албанские военные формирования не вступят на территорию сербских анклавов края.

В свою очередь, оппозиция и представители сербов Косово называют соглашение "позором" и "предательством национальных интересов в обмен на никчемную дату начала переговоров о вступлении в ЕС". В Белграде и северной части разделенного по реке Ибар города Косовска-Митровица прошли массовые акции протеста под лозунгом "Косово не сдадим!", их поддержали иерархи Сербской православной церкви. "Соглашение устраняет присутствие сербской государственности в Косово и Метохии. По сравнению с ним даже раздел края был бы более справедливым решением", - говорится в заявлении СПЦ.

До сих пор сербские муниципалитеты на севере самопровозглашенной республики (Звечан, Зубин Поток и Лепосавич) де-факто существовали автономно от Приштины. Там действуют параллельные органы власти и административное деление, не признаваемые косоварами. Подписав соглашение, Белград официально согласился с тем, чтобы сербские общины были полностью интегрированы в албанские структуры власти. Это касается прежде всего полиции и судов. Осенью в этих районах предполагается провести "легитимные" муниципальные выборы под эгидой ОБСЕ, которые местные жители намерены бойкотировать. Подавший прошение об отставке Александр Вулин заявил, что "не сумел сдержать обещание, данное ранее косовским сербам", и выступал против документа в том виде, в котором он был в итоге парафирован главой правительства.

Что касается возможного участия Косово в международных организациях, то формально сербы на это не подписались. Пока что стороны "договорились не блокировать европейскую интеграцию друг друга".

Ссылка на комментарий

Русский поезд

Поезд, ночной поезд на Харьков, Гомель - Лениндрад

Знаю, как далек этой ночью Белград

Нет, не смогут никогда, ни карандаш, ни бумага,

ни все русские почтальны, не сумеют донести

письмо то, что пишу я, марка с ликом Ленина

И письме лишь грусть одна, как терзает меня она...

Нет, не водка ракия этой ночью бьёт меня

Грусть великая моя, велика как Россия

Не могу послать любовь, она не пересылаема

Невозможно унести с собой твои поцелуи.

Поезд. В поезде сминаются лица путников

Ты где-то там, за этими горами,

Может, ты заснула, или не спишь, как и я

Может, тебя мучат волнения, или ничто не мучит

Когда будешь читать письмо, что пишу тебе я

Тайна будет сокрыта между этих самых строк.

Ссылка на комментарий

0_f2397e6f25c1f04b0db0071bc45d2d42.jpg

Трения между православной церковью и ЕС по поводу Косово

Вновь выходят на поверхность старые разногласия между различными религиями, сосуществующими на территории Косово.

19 апреля Сербия и Косово подписали в Брюсселе исторический договор об управлении территорий в Косово с сербским большинством, среди которых и Метохия. Эти территории теперь управляются параллельными структурами Сербского государства. Однако, не все то золото, что блестит. Праздник испортили влиятельная Сербская православная церковь и само сербское население Косова. Они обрушились с жесткой критикой на Белград и Европейский Союз. И церковь и население играют большую роль в косовских делах.

Если договор будет ратифицирован, Метохия и другие сербские муниципалитеты перейдут под прямую юрисдикцию Приштины, хотя договор оставляет в тени немало важных моментов. Но в любом случае, кажется, стороны пришли к соглашению по поводу муниципалитетов Косовска-Митровица, Лепосавич, Звечан и Зубин-Поток. Они будут действовать в соответствии с юрисдикцией Косова при сохранении автономии в области экономики, образования, здравоохранения и городской планировки. С точки зрения безопасности, Сербия должна вывести свои полицейские подразделения и сформировать сербско-косовское командование в этих муниципалитетах. Резкий отказ признать это соглашение поступил от Марко Якшича, депутата Демократической партии Сербии и лидера сербов в Косово: «Мы постараемся перенести сопротивление с северных территорий в Белград, потому что нас предали не в Косово, а в сербской столице». Подобное заявление никого не может удивить, если принять во внимание многочисленные призывы о помощи и присоединении к родине, обращенные сербским меньшинством Косова к Белграду после разрушений и атак со стороны албанских исламистов.

Отношения Косово и Турции

Но еще более резкая официальная реакция последовала со стороны Сербской православной церкви 23 апреля. Святейший Синод назвал договор «тотальным выводом институтов Сербии с территории ее южной провинции в обмен на ограниченную автономию сербских сообществ к северу от моста через реку Ибар в Косовска-Митровице внутри поселений Тачи (премьер-министра Косова с 2008 года). «Кроме того, речь идет о непрямом и замалчиваемом признании системы правительства Косова и Метохии, которое не зависит от правительственных структур Сербии», - говорится далее в коммюнике. С одной стороны, речь идет о заявлении церкви, с которой многие граждане страны связывают свою национальную идентичность, как это происходит в большинстве православных стран. С другой стороны, христианская церковь сильно тревожится за свою паству, годами подвергающуюся агрессии этнического и религиозного характера со стороны исламистов, которые грабят и убивают православных христиан, разрушают их дома и имущество.

Восьмого апреля епископ Бачский Ириней выразил озабоченность Священного синода Сербской православной церкви положением верующих во время встречи с некоторыми представителями государства. Он подчеркнул большую разницу между благими пожеланиями отношений добрососедства и фактическим обеспечением физического выживания христианского населения Косова. Тем, кто обвинял церковь во вмешательстве в дела государства, Ириней ответил, что Священный синод имеет право заботиться о своей пастве, находящейся в опасности.

Тон коммюнике от 23 апреля резкий. Борец за независимость Косова премьер-министр Хашим Тачи назван там «личностью, разыскиваемой Интерполом». Действительно, Тачи был осужден за террористическую деятельность, занимался контрабандой оружия, наркотиков и человеческих органов, совершил множество военных преступлений против сербов. И теперь этот человек ведет переговоры с ЕС и ООН о принятии Косова в эти организации.

Дачич-Тачи, Косово настолько мое, насколько и твое

В своем резком коммюнике церковь не щадит и Европейский Союз. Настоящей победительницей в деле подписания договора 19 апреля является британская баронесса Кэтрин Эштон, ставшая в 2009 году Верховным представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности. С 2011 года она курирует переговоры между Сербией и Косово. Итак, по мнению Священного синода Сербской православной церкви, подпись Сербии под договором с Косово — это дань ЕС, чтобы Сербия могла вступить в него. Другое требуемое от Сербии обязательство — не чинить препятствий для вступления Косова в НАТО. Следующим шагом будет официальное признание Косова суверенным государством.

В конце концов, то, что подпись, поставленная 19 апреля Сербией под договором с Косово, является ценой за вступление в ЕС, всем очевидно. Действительно, Европейский Союз выдвинул ультиматум: если до вторника, 23 апреля Сербия согласится начать переговоры с Косово, то тогда начнутся и переговоры о вступлении Сербии в ЕС. Уже в субботу, 6 апреля патриарх Ириней призвал сербских лидеров «не отказываться от Косова, не предавать и не продавать его в обмен на туманные обещания о вступлении в ЕС».

Кроме того, Священный синод Сербской православной церкви в декабре прошлого года разослал сербским руководителям письмо, в котором называл переговоры с Косово «самоубийством для страны», обвиняя правительство в том, что ради международных планов они готовы «вырезать сердце Сербии». Жесткие слова были сказаны и по отношению к Соединенным Штатам с требованием убрать военную базу американского контингента в составе международной миссии KFOR из Кэмп-Бондстила и прекратить «незаконную, в ковбойском стиле оккупацию сербской земли и минеральных ресурсов Косова».

Если потребуют Косово, мы откажемся от Европы

В конце октября 2012 года Госсекретарь США Хиллари Клинтон вместе с главой европейской дипломатии Кэтрин Эштон посетила косовских сербов и пожелала вхождения Сербии и Косова в Европейский Союз. Кроме того, США хотят, чтобы проамерикански настроенное Косово вошло в НАТО, что в глазах международного сообщества стало бы огромным шагом вперед в процессе умиротворения территории.

Резкая реакция Сербской православной церкви, направленная против перспективы признания Косова и передачи преследуемых христианских меньшинств в руки Косова, где преобладают сунниты, представляет собой пример отношений между православными церквями и Европейским Союзом, которые почти всегда переходят в противостояние. Кроме того, это пример отношений между ортодоксией и современностью, которая характеризуется радикальными процессами секуляризации и концом политики, связанной с духовными и культурными ценностями. При всем при том, в центре Европы продолжаются преследования христианского населения, что создает ощущение того, что международные интересы и геополитические стремления ЕС и США страдают политической слепотой, которая может тяжело сказаться на судьбе христиан Старого Света.

Ссылка на комментарий

xrJPeY5QTvE.jpg

Сегодня 28 апреля Вход Господень в Иерусалим. Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье)

Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос Царь и идет на смерть добровольно.

Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников Своих, сказав: "идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдете, привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился; отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу".

Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него.

Между тем, в Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, идет в Иерусалим. Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: "осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне (т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!"

Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ отвергнет Его, - своего Спасителя, - и Иерусалим будет разрушен. Иисус Христос заплакал о нем и сказал: "О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру (т. е. спасению) твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (т. е. ты упорно закрываешь глаза на все Божие благоволение, посылаемое тебе). Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя и отеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего" (т. е. времени, когда Господь посветит тебя).

Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: "Кто это?"

Народ отвечал: "это - Иисус, пророк из Назарета Галилейского", и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: "написано: - Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов - а вы сделали его вертепом разбойников".

Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: "осанна Сыну Давидову!"

Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: "слышишь ли, что они говорят?"

Иисус Христос ответил им: "да разве вы никогда не читали: - из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?" (Псал. 8, 3).

В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины народа искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его.

Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это - один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощною службою Божию (или за утренею) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.

Тропарь:

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!

Перевод:

Удостоверяя, что будет всеобщее воскресение мертвых, Ты, Христос Бог, перед Своими страданиями воскресил Лазаря из мертвых. Поэтому и мы, подобно детям (еврейским), нося знаки победы (жизни над смертью), восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне!

Ссылка на комментарий

0_e0a6a1390c2465930c034f25d3ba865b.jpg

"Партизан" и "Црвена Звезда" обеспечили себе места в Евролиге

Сербские "Партизан" и "Црвена Звезда" получили путевки в групповой этап Евролиги, выйдя в финал Адриатической Лиги, сообщает официальный сайт турнира.

Отметим, что также на групповом этапе сыграет клуб "Игокеа", выигравший регулярный чемпионат Адриатической Лиги.

Ссылка на комментарий

Un1TqjSJ_W0.jpg

Граф Михаил Андреевич Милорадович (1771—1825)

— русский генерал, один из предводителей русской армии во время Отечественной войны 1812 года, генерал-губернатор Санкт-Петербурга (с 1818).

Потомок сербских выходцев из Герцеговины, Михаил Андреевич родился 1 октября 1771 г. и приходился правнуком Михаилу Ильичу Милорадовичу, сподвижнику Петра I;

отец Михаила Андреевича, Андрей Степанович, был сербским наместником. Был записан в гвардию, с семи лет за границей, в Германии и во Франции. Изучал с двоюродным братом Григорием французский и немецкий языки, арифметику, геометрию, историю, архитектуру, юриспруденцию, рисование, музыку и фехтование, военные науки: фортификацию, артиллерию и военную историю. Четыре года учился в Кенигсбергском университете, два года в Геттингене, затем для усовершенствования военных знаний отправился в Страсбург и Мец.

Милорадович как киевский военный губернатор.

Кратковременное пребывание Милорадовича на посту киевского генерал-губернатора было отмечено созданными им максимально комфортными условиями службы подчиненных ему чиновников, а также атмосферой необыкновенной толерантности и доброжелательности, которую он создал для киевского общества. Пышные балы, которые он давал в Мариинском дворце, и на которые публика нередко являлась в национальных костюмах, до сих пор остаются городской легендой. 9 июля 1811 на киевском Подоле начался разрушительный пожар, уничтоживший почти весь нижний город. Основная часть подольских строений была деревянной, поэтому количество жертв и масштаб разрушений, причиненных стихийным бедствием, был огромен. Военный губернатор лично руководил тушением пожара. Вечерами он возвращался домой в шляпе с обгоревшим плюмажем.

Через неделю после пожара Киевское губернское правление донесло Милорадовичу об огромных размерах убытков: подольские мещане, ремесленники и купцы остались без крыши над головой и средств к существованию. 22 сентября 1811 года Милорадович отослал императору доскональный план выплат компенсаций погорельцам. Однако предложения Милорадовича не имели успеха у министров и были признаны неудобными к приведению их в действо и несоответствующими благотворительному намерению государя императора. Между тем киевляне штурмовали своего губернатора с требованием предоставления им немедленной помощи, собираясь в противном случае писать петицию с описанием их плачевного положения к самому императору. Милорадовичу стоило немалых усилий отговорить их от приведения в исполнение этого намерения. Неоднократные бесплодные попытки Милорадовича ускорить процесс решения в верхах судьбы киевских подолян закончились тем, что он обратился за помощью к частным лицам — киевскому дворянству, которое охотно оказало помощь, и таким образом кризис, возникший после стихийного бедствия, удалось преодолеть. В июле 1812 Милорадович получил письмо от Александра І, в котором ему поручалась мобилизация полков Левобережной, Слободской Украины и юга России для расположения оных между Калугою, Волоколамском и Москвою.

Милорадович в Отечественной войне 1812 года.

С 14 августа 1812 года М. А. Милорадович в кампании против Наполеона Бонапарта, формирует отряд войск для действующей армии между Калугой и Волоколамском и Москвой, а затем с этим отрядом отправляется на войну. В Бородинском сражении командовал правым крылом I армии. Затем возглавил арьергард, сдержал войска французов, чем обеспечил отход всей русской армии. Главным качеством, снискавшим уважение среди своих солдат и противника, была храбрость, бесстрашие, граничащее с безрассудством. Его адъютант, поэт и писатель Фёдор Глинка оставил словесный портрет М. А. во время боя:

Вот он, на прекрасной, прыгающей лошади, сидит свободно и весело. Лошадь оседлана богато: чепрак залит золотом, украшен орденскими звёздами. Он сам одет щегольски, в блестящем генеральском мундире; на шее кресты (и сколько крестов!), на груди звезды, на шпаге горит крупный алмаз... Средний рост, ширина в плечах, грудь высокая, холмистая, черты лица, обличающие происхождение сербское: вот приметы генерала приятной наружности, тогда ещё в средних летах. Довольно большой сербский нос не портил лица его, продолговато-круглого, весёлого, открытого. Русые волосы легко оттеняли чело, слегка подчёркнутое морщинами. Очерк голубых глаз был продолговатый, что придавало им особенную приятность. Улыбка скрашивала губы узкие, даже поджатые. У иных это означает скупость, в нём могло означать какую-то внутреннюю силу, потому что щедрость его доходила до расточительности. Высокий султан волновался на высокой шляпе. Он, казалось, оделся на званый пир! Бодрый, говорливый (таков он всегда бывал в сражении), он разъезжал на поле смерти как в своём домашнем парке; заставлял лошадь делать лансады, спокойно набивал себе трубку, ещё спокойнее раскуривал ее и дружески разговаривал с солдатами... Пули сшибали султан с его шляпы, ранили и били под ним лошадей; он не смущался; переменял лошадь, закуривал трубку, поправлял свои кресты и обвивал около шеи амарантовую шаль, которой концы живописно развевались по воздуху.

Французы называли его русским Баярдом; у нас, за удальство, немного щеголеватое, сравнивали с французским Мюратом. И он не уступал в храбрости обоим

Именно М. А. Милорадович договорился с Мюратом о временном перемирии при оставлении русскими войсками Москвы. В сражении при Малоярославце не дал французам сразу опрокинуть русские войска. При преследовании наполеоновской армии арьергард генерала Милорадовича превратился в авангард русской армии.

22 октября 1812 г. состоялось сражение под Вязьмой авангарда русской армии под командованием генерала Милорадовича и донского атамана М. И. Платова (25 тыс. чел.) с 4 французскими корпусами (всего 37 тыс. чел.), окончившееся блестящей победой русских войск, и в результате которого французы потеряли 8,5 тыс. чел. убитыми, ранеными и пленными. Урон русских составил около 2 тыс. чел.

Наибольшую известность и славу Милорадович приобрёл как один из самых опытных и умелых авангардных начальников русской армии, который успешно преследовал французов до границ Российской империи, а затем и в заграничном походе, участвовал во взятии Парижа. В битве под Лейпцигом он командовал русской и прусской гвардиями. За успешные действия своего корпуса в начале 1813 г. М. А. Милорадович первым получил в награду право носить на эполетах вензель Императора Александра I, а за умелое руководство войсками в заграничном походе 1 мая 1813. г. — титул графа Российской империи. В качестве девиза он избрал слова: «Прямота моя меня поддерживает» 16 мая 1814 г. назначен командующим пешим резервом действующей армии, 16 ноября — командующим гвардейским корпусом.

Милорадович как военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга.

19 августа 1818 г. назначен военным генерал-губернатором Санкт-Петербурга и членом Госсовета. Круг обязанностей генерал-губернатора был очень широк, к тому же ему подчинялась и полиция города. Милорадович занялся улучшением состояния городских тюрем и положения заключенных, организовал антиалкогольную кампанию, уменьшив количество кабаков в городе и запретив устраивать в них азартные игры. Вынашивал проект отмены крепостного права, спас русского поэта Пушкина от грозящей ему ссылки, покровительствовал театрам, был в тесной дружбе со многими декабристами. Тяготившийся административной рутины, он лишь время от времени находил выход своей неукротимой энергии, появляясь на улицах столицы то во главе отряда во время тушения пожара, то спасая тонущих во время наводнения.

Врачом генерала на протяжении многих лет был Василий Михайлович Буташевич-Петрашевский — отец будущего революционера М. В. Петрашевского.

Ссылка на комментарий

Подборка необычных строений, которые расположены на территории бывшей Югославии

Эти монументы были сооружены в 1960-70-х годах в период правления Иосипа Броз Тито с целью увековечить память жертв Второй мировой войны. С распадом Югославии монументы потеряли свое символическое значение и были забыты. Бельгийский фотограф Ян Кемпенаэрс, отправившийся на их поиски, нашел их в полуразрушенном, заброшенном состоянии.

74N4kSsQkmQ_thumb.jpg fhszTeI5nFs_thumb.jpg hMx4H0HpWlU_thumb.jpg KqXTtE7xuiw_thumb.jpg mCkMXbYtfio_thumb.jpg MFe9q3ZKZmg_thumb.jpg SYBuH1fH1DE_thumb.jpg tRkRa8g2nbI_thumb.jpg U5h209wPAkA_thumb.jpg xrvUYzrI9hw_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Пoслe агрессии НATO против Югославии в 1999 гoду , oдин aмeрикaнский гeнeрaл пoсeтил военный музeй в Бeлгрaде.

Гeнeрaл подошел к oднoму курaтoру музeя, мoлoдoму oтстaвнoму сeрбскoму oфицeру и задал вопрос:

''Ну что, труднo былo вoeвaть с сaмoй бoльшoй и могущественной силoй мирa?''

Офицeр oтвeтил:

''Нe знaю, мы никoгдa нe вoeвaли прoтив Русских''.

Ссылка на комментарий

Народные инструменты Югославии на марках 1977 года

Сербия. Двойнице

Черногория. Гусле

Словения. Свирель

Македония. Гайда

Хорватия. Лиерица

Босния. Саз

55zLqJj8_fk_thumb.jpg hjZ0AZFC8Aw_thumb.jpg ImO2LmtPcoM_thumb.jpg Sebk0vyEKNA_thumb.jpg SxsFwz7AeIU_thumb.jpg wUd8_VYgxjQ_thumb.jpg

Ссылка на комментарий

Вчера в Сербию из Великобритании, около 18 часов, прибыли останки королевы Марии Караджорджевич, жены короля Александра Первого Караджорджевича и матери последнего сербского короля Петра Второго Караджорджевича.

В аэропорту гроб королевы встречала королевская семья и епископ хвостанский Атанасие Ракита.

Напомним, что нынешний король Александр Караджорджевич является внуком королевы Марии.

Королева Мария будет похоронена в монастыре Опленац, где покоится с миром королевская семья Караджорджевичей.

Фото: tanjug.rs

GT43y9mg9zQ_thumb.jpgKj1tsJydOV0_thumb.jpg NwcfiSMRB9A_thumb.jpg oo_vEvcTkf0_thumb.jpg BS_7xALw2_E_thumb.jpg cd5SwrAwXhE_thumb.jpg G3STyX9l6fQ_thumb.jpg KCSngJiiehU_thumb.jpg

Ссылка на комментарий

images_2d657f82bee2f7ffb3e34e0a3241ef9b.jpg

Договор по Косово больно ударил по сербам

22 апреля правительство Сербии сделало шаг к признанию Косово. Принято Соглашение о нормализации отношений. Его одобрила скупщина. По соглашению, косовские сербы, а их 50 тысяч, получают символическую автономию, а Белград в обмен надеется услышать дату начала переговоров об Ассоциации с Евросоюзом. Открыть путь в Европу Брюссель обещает и для Косово. Для Сербии решение — болезненно. Экс-премьер Воислав Коштуница назвал его "позорным" и добавил, что это — "сдача" косовских сербов. Сербская Православная Церковь тоже против.

Река Ибар делит город Косовская Митровица пополам. Та часть, что на севере, принадлежит сербам, албанцы заняли ту, что на юге. Главный мост для сербов — это передний край. После попытки албанцев силой взять на севере власть, здесь появилась насыпь — на машине проехать уже невозможно. За пешеходами пристально следят сербские добровольцы. Посередине — натовский патруль и командированные сюда полицейские из Европы.

Если подписанные в Брюсселе и принятые парламентом Сербии соглашения вступят в силу, насыпь надо будет убрать. Около 70 тысяч сербов, компактно живущих на севере Косово, должны будут подчинится законам самопровозглашенной республики.

"Наши власти продали свою веру за протухшие объедки с чужого стола", — говорит житель Косово Стамимир Яслич.

Сын Стамимира погиб 14 лет назад. Его застрелили боевики из Армии освобождения Косово.

"Смерть сына была страшным ударом. Второй удар для меня — подписанный в Брюсселе договор", — сказал Стамимир.

За время конфликта в Косово погибли и пропали без вести около двух с половиной тысяч сербов. Больше 200 тысяч бежали из центральных и южных районов края, боясь этнических чисток со стороны ставших здесь хозяевами албанцев.

Брошенные сербами и теперь разрушенные дома — очевидный результат деления этого последнего куска бывшей Югославии. В Косово все произошло предельно жестко. США и Евросоюз поддержали живущих здесь албанцев. Интересы сербской общины по-прежнему никого не интересуют. В центральном и южном Косово сохранились небольшие анклавы сербов, но выжить здесь очень трудно.

"Три года назад у меня сожгли дом, затем сгорел сарай. Угнали всю скотину. Украли две машины, трактор. Никто ничего не ищет. Преступников не ловят. Мне вообще сказали: "Да ты сам дом и поджег!" Слушайте, я сколько лет на свете живу, но такого еще ни разу не слышал, чтобы кто-то взял и сам сжег свой дом!" — возмущается Миодраг Арцич.

Свой новый трактор Миодраг получил по программе международной помощи. Чтобы его не украли, спрятал за домом и обмотал колючей проволокой.

"Ночами не спим — караулим его, чтобы не упустить. Я взял трос, привязал трактор. Трос протянул в спальню. Там его закрепил. Не знаю, что еще придумать. Господи, береги нас, а то и этот украдут", — говорит Миодраг.

Семья Арцичей живет недалеко от знаменитого Косово поля, где в XIV веке сербское войско билось с наступавшими турками.

"Памятник стоит на месте, где была ставка князя Лазаря. Здесь он собрал на совет свое войско накануне боя", — рассказывает житель Косово Драган Данчетович.

Тогда армия сербов была разбита. Нынешние власти в Белграде дали ясно понять: за эти земли они биться больше не будут. Взамен Сербии обещают членство в Евросоюзе.

"Не будет от Евросоюза нам толка, у них — свое. А для Белграда это, как морковка", — уверен Драган Данчетович.

Отказаться от Косово Сербии предлагают уже давно.

"Мне в 2008 году поставили условие: Сербия может войти в состав Евросоюза, только если откажется от части своей территории. Нынешнее соглашение, которое правительство подписало в Брюсселе, означает конец сербской государственности в Косово. Теперь наш народ, который живет там, будет вынужден подчиняться законам государства, которое юридически не существует", — отметил экс-премьер-министр Сербии Воислав Коштуница.

С точки зрения международного права, автономный край Косово и Метохия по-прежнему остается принадлежащей Сербии территорией. В небе над Косово свободно летают натовские вертолеты, здесь расположена крупнейшая в Европе американская военная база Bondsteel. Для господства на Балканах лучшей позиции, наверное, не найти. Не зря же сербы считают Косово колыбелью своего народа. Но места в этой колыбели для самих сербов почти не остается.

Ссылка на комментарий

1e61CWJ4OdA.jpg

Стереотипы о сербах / Стереотипи о Србима

Сербы - небесный народ, сербы - это турки, хорваты - это сербы, черногорцы ленивы, итальянцы - ловеласы. На примерах, которые можно найти в поисковой системе Интернета, если искать данные о балканских народах, можно заметить, что стереотипы вошли во все сегменты общества. Хотя мы чаще всего используем термин «стереотип», когда речь идет о лжи, о каком-либо неправдоподобном факте, это не так, поскольку стереотипы не всегда далеки от действительности. Подробнее Мирьяна Николич.

Познакомившись, например, с группой туристов из Словении или Венгрии, мы на основании впечатления о них составляем свое мнение о народе в целом. Нам просто трудно заниматься каждым отдельным человеком или ситуацией и вместо этого мы ссылаемся на что-то, что, как мы думаем, подразумевается и является общей характеристикой отдельных лиц или общественных групп, сказала в интервью нашему радио профессор Факультета Медиа и коммуникации Елисавета Благоевич. Она добавила, что таким же образом возникают и автостереотипы, так как мы тоже включены в доминирующую картину о том, кто мы и какие мы, и восприятие идентичности колеблется от неоправданно положительного до неоправданно отрицательного.

Сербы чаще всего считают себя правдолюбивыми, гостеприимными, храбрыми, гордыми, бескорыстными, честными. Часто отмечают в себе наивность, ревнивость, упрямство, неаккуратность, лень, отсутствие согласия и единства. Другие люди говорят, что мы гостеприимны, храбрые воины, гордые и щедрые. С другой стороны, можно часто услышать, что сербы нецивилизованные жители Балкан, которым не чужды покушения на правителей, что они являются проводниками интересов России, что им близок коммунизм, что они болезненно амбициозны, воинственны, высокомерны и агрессивны. Отрицательный имидж Сербии в мире из-за войн, имевших место в 90-ые годы, сопровождался множеством стереотипов, но среди сербских граждан существует и мнение, что в мире к сербам неблагослонны. Профессор Благоевич сказала, что большой проблемой в последние 20 лет была и изоляция Сербии.

Я постоянно встречаюсь на факультете с молодыми людьми – это поколение, у которого не было возможности общаться с людьми, которые от них отличаются, их часто упрекают в экстремизме и радикализме. Это большая проблема, так как для начала хорошо было бы зайти к соседям, послушать их разговоры, понять, что их волнуют те же темы, что на их судьбу наложили печать те же обобщения и стереотипы.

Все это не значит, что элементов дискриминации не существует, поскольку Балканы находятся на маргинах ключевых событий Европы и мира, и все балканские народы могут сказать, что они находятся под угрозой. В Сербии же отдельные регионы считают, что находятся под большей угрозой, чем другие, поскольку есть стереотипы, созданные по месту проживания. Так, например, жители города Пирот считаются скупыми, жители Воеводины наивными, жители Шумадии хитрыми, а жители города Шабац плутоватыми, но эти характеристики используются только в шутливом контексте.


Срби су небески народ, Срби су Турци, Срби су криви, Хрвати су Срби, Црногорци су лењи, Италијани су заводници. На примерима које ћете пронаћи на гоогле-у ако тражите податке о балканским народима, примећује се да су стереотипи ушли у све друштвене сегменте. Иако термин стереотип најчешће користимо као да је реч о лажи, о неком неистинитом податку, то није суштина, јер стереотипи не морају бити потпуно лажни, али су пречице у мишљењу.

Упознамо групу туриста из Словеније или Мађарске на пример и на основу мишљења о њима, умислимо да знамо нешто о читавом једном народу. Једноставно нам је тешко да промишљамо о свакој појединачној особи или ситуацији, већ се позивамо на нешто за шта мислимо да се подразумева и да је општа карактеристика неких особа или друштвених група, објашњава за наш радио професорка Факултета за медије и комуникације Јелисавета Благојевић. Она додаје да се на исти начин стварају и аутостереотипи, јер се и ми сами уклапамо у доминантну слику о томе ко смо и какви смо, па се у схватању идентитета иде од непромишљено позитивног, до непромишљено негативног.

Срби о себи најчешће мисле да су правдољубиви, гостољубиви, храбри, поносни, несебични, поштени. Често кажу и да су наивни, несложни, љубоморни, инаџије, неуредни и лењи. Други народи кажу да смо гостољубиви, храбри ратници, поносни и широке руке. Са друге стране често ћете чути да смо нецивилизовани Балканци, склони атентатима и убиствима владара, проводници руских интереса, склони комунизму, болесно амбициозни, мегаломанска ратничка нација, уображени и насртљиви. Лош имиџ Србије у свету, због ратова деведесетих, прати велики број стереотипа, али је заступљено и мишљење код грађана Србије да сви имају нешто против нас. Професорка Благојевић каже да је у последњих 20 година велики проблем који је отежао живот свих грађана и грађанки Србије, управо нека врста изолације.

"Ја се на факултету стално срећем са младим људима – то су генерације које се нису сусретале са људима који су другачији и различити, а често им се пребацује што су екстремни и радикални. То је велики проблем, јер ви морате за почетак да посетите своје суседе, да видите да они на исти начин као и ви исте приче причају, да деле судбину истих врста уопштавања и стереотипа. То су елементарне ствари да схватите да слика мора да буде шира. Дакле, постоји неки контекст који нас одређује. Овде је заиста то проблем, зато што потпуну слику о томе да ли постоји „светска завера против Срба", може да промени то да се сусретнете са неким другим народима и другим контекстима, где видите да исти образац функционише - и други мисле да су сви против њих, и други мисле да им се чини нека неправда"

То не значи да елементи дискриминације стварно не постоје, јер је Балкан увек на маргини кључних збивања у Европи и свету и сви балкански народи могу да кажу да су угрожени. У самој Србији неки делови земље сматрају да су угрожени више од других, јер има стереотипа створених према месту живљења, па су тако Пироћанци шкртице, лале наивни, Шумадинци препредени, а Шапчани преваранти, али се те карактеристике употребљавају само кад треба направити добру шалу.

Автор статьи - Мирјана Николић

Ссылка на комментарий

2244.jpg

Православна Браћа! Радујте се, Христос Васкрсе!!!

Как празднуют Пасху сербы. Этот праздник здесь называется Ускрс (от слова «васкрсење» – воскрешение), поэтому традиционное поздравление звучит как Срећан Ускрс (Счастливой Пасхи!).

Праздник праздников и торжество из торжеств – Пасха – отмечается так же, как во всем остальном христианском мире. Православные приуготовляются постом и молитвой и в Светлое Христово Воскресенье приходят в церковь. Кто-то лишь для того, чтобы поставить свечи, а кто-то – чтобы вместе с воскресшим Спасителем возрадоваться об освобождении человечества. В начале пасхальной утрени в полной темноте на амвон выходят священники с горящими свечами и поют: «Придите, примите свет от Незаходящего Света и прославьте Христа, воскресшего из мертвых». Все люди подходят, зажигают свечи и стоят так, пока они не догорят. На литургии причащаются Святых Христовых Тайн и возвращаются домой, чтобы, разговевшись и отдохнув, поделиться своей радостью с родными и друзьями. Люди ходят друг к другу в гости, дарят красивые яички. Интересно, что в Сербии не принято печь пасхальные куличи, зато в обязательном порядке будут устроены «яичные бои» – кто у кого разобьет крашеное яйцо. В одной деревне даже проходит «Мировой чемпионат по яичному бою» – в нем по крайней мере пара сотен участников.

Пасхальная служба в Сербской Церкви начинается в монастырях в 3-4 часа утра, а в приходских церквях - в 5-6 утра. Пасха празднуется 2-3 дня.

У сербов на этот праздник, как и у нас очень строгий пост. На вербное воскресенье возле церкви с люди прутиками щелкают детей и говорят: «Растить большим, как верба». В Пасху обязательно проходит церковная служба ночью, и епископ раздает «писанки». Верующие поздравляют друг друга словами: «Христос. Воскрес» и «Воистину. Воскрес». В понедельник по обычаям народа поливают девушек, а на друге воскресенье отправляются на кладбища, куда выносят пить для жаждущих, а священники в это время молятся вокруг могил.

Большое внимание уделялось пасхальной трапезе. Ее начинали с просфоры или яиц. На столе имелись хлеб, вино и вареное кропило - непременные атрибуты пасхальной трапезы. Иногда яйца специально запекали в калачики. Пасхальным вечером начинаются народные гуляния, они происходят прямо на церковном дворе. Самодеятельный или цыганский оркестр играет музыку, а люди водят огромный хоровод - коло. В Боснии подобное гуляние называется на турецкий лад - таферич, в Сербии и Черногории - варош или народни сабор.

В Сербии нет традиции печь куличи. А вот яйца они тоже красят. Причем одно яичко обязательно откладывают в вазочку – оно будет оберегом дома до следующей Пасхи. А то яйцо, что уже хранило семью целый год, выносят на улицу и пристраивают на ближайшем деревце. Также сербы устраивают битвы на яйцах, победитель забирает себе яйцо побежденного и съедает его, во дворе играет цыганский оркестр – в Пасху они ходят по дворам и улицам и играют, собирая благодарность слушателей в кошельки.

Надо сказать, что цыганские оркестры – своеобразная фишка Балкан, они присутствуют практически на любом празднике, особенно желанны они на свадьбах.

Праздник Христова Воскресения Пасха в Сербии называют «Васкрес». Слово «Пасха» сербам почти неизвестно. Еще до недавнего времени шли споры о том как правильно произносить «Васкрес» или «У'скрес» (хорватская и западно-сербская интерпретация), но в конце концов возобладал авторитет церковно-славянского приветствия «Христос Воскресе», и Пасха утвердилась как «Васкрес».

Ссылка на комментарий

1329B734_E04A_4ED9_AF9D_59CF01816C31_w640_r1_s.jpg

Бывшая Югославия: религия и примирение

В бывшей Югославии национальность в основном совпадает с принадлежностью к определенной религии: если ты серб, то обязательно православный, если хорват, то католик, бошняк – мусульманин. Во времена единой социалистической страны национальность бошняков совпадала с исторической их принадлежностью к исламу и они назывались Мусульманами – это слово писали с большой буквы. Югославия была светским государством, где отношение к религиозным общинам, хоть их и не преследовали, было крайне неблагожелательным. Потом, в конце восьмидесятых годов, настали новые времена. Уже перед распадом большой страны и последовавшими за этим войнами, национальное сплочение каждого из югославских народов произошло в рамках религии. Религия и духовенство получили большую роль в обществе. И именно благодаря этому войны и конфликты в недавнем прошлом приобрели значительное религиозное измерение.

С тех пор прошло уже пятнадцать, а то и двадцать лет. О том, как определяет себя религия в современных сообществах на территории бывшей Югославии, размышляют два профессора-социолога, занимающиеся вопросами религии, – Милан Вукоманович из Белградского университета и Дино Абазович из Университета в Сараево.

Государство в государстве

Последняя перепись населения, проведенная в Сербии в 2011 году, показала, что религия в стране пользуется огромной популярностью. 94% граждан причислили себя к верующим, а 84% из них сообщили, что они православные. Милан Вукоманович полагает, что это не означает, что граждане, которые причисляют себя к определенной религиозной группе, на самом деле религиозны. "Что касается влияния церкви, то я бы назвал происходящее сейчас в Сербии политическим православием. Это гибрид, возникший в постсоциалистическом и постсветском периоде, когда появилась связь определенных движений, общественных групп, политических партий и церкви", – дает определение процессу Вукоманович. Есть тенденция отвержения светских ценностей общества, а это ставит под вопрос проевропейские ценности, такие как демократия, гражданское общество, плюрализм, религиозная толерантность и права человека, говорит профессор. "Проблема состоит в политизации религии, которая занимает все больше общественного пространства с тенденцией формировать его согласно своим желаниям", – считает он.

Сербская православная церковь после пятидесятилетней изоляции теперь имеет особый статус в государстве – несмотря на то что Конституция этого не предусматривает. Церковные символы теперь повсюду – в государственных учреждениях, больницах, школах, военных и полицейских казармах. Православные священники освящают помещения политических партий, религиозные лидеры во время всех государственных торжеств стоят рядом с руководством Сербии.

В исследовании, которое провел среди бошняков – боснийских мусульман профессор Дино Абазович, процент конфессиональной самоидентификации составлял 96%. В Боснии и Герцеговине, как и в Сербии, и во всем регионе, конфессиональная самоидентификация часто является, с одной стороны, последствием социально желательного поведения, а с другой – тесным историческим симбиозом между этнической принадлежностью и конфессией. В Боснии и Герцеговине религия составляет то ключевое отличие, которое в значительной мере повлияло на этнический раздел населения в течение 19-го и в начале 20-го века, когда формировалась этно-национальная принадлежность, полагает Абазович.

Возвращение к религии или к вере?

Профессор Вукоманович отмечает, что этномобилизация, которая произошла в ходе1990-х годов в бывшей Югославии, установила прочную связь между религиозной, конфессиональной и этнической принадлежностью народов. Так как национальность на том периоде войн оказалась очень важной, она повлекла за собой и религиозность – даже среди тех людей, которые раньше пренебрегали религией. И в нынешнем, послевоенном периоде, и сами церкви, и религиозные общины заняли намного большее пространство, чем они имели в социалистической Югославии. Церковные институты влияют сейчас на культуру, на политическую и общественную жизнь, считает сербский профессор.

А в Боснии и Герцеговине есть такой феномен, заложенный в Дейтонские мирные соглашения: руководство страны и все остальные органы исполнительной власти формируются исключительно на основе этнической, а тем самым и религиозной принадлежности к трем главными конфессиями – исламской, православной и католической. Получается, что подчеркивать свою национальность и религию в Боснии выгодно.

Профессор Дино Абазович отмечает, что для Боснии и Герцеговины и региона в целом очень важным фактором возвращения к религии была война после распада Югославии. Религия в таких случаях компенсирует невзгоды жизни. Люди в ситуациях войны и кризисов легко обращаются к тоталитарным и универсальным системам, в том числе к религии, которая провозглашает себя защитницей традиции. Старый тезис гласит: когда сомневаетесь, когда кажется, что попали в безвыходное положение, религия близка. "Нельзя забывать также, что сразу после войны было принято демонстрировать свою религиозную принадлежность. Люди пользовались религией также для того, чтобы достичь некоторых своих земных целей", – говорит Абазович.

Православная церковь в Сербии богатая и привилегированная. В каком-то смысле она находится вне закона – вне финансового и судебного контроля. Она получила обратно конфискованное во времена социализма имущество, в том числе десятки тысяч гектаров земли. А тем временем обычные граждане все еще ждут, когда к ним применят закон о реституции. Государство не контролирует финансы церковных объединений. Священники как будто не подпадают под действие судов. Известны крупные финансовые махинации некоторых епископов, злоупотребление даже гуманитарной помощью сербам в Косово, а государственные органы на это смотрят сквозь пальцы. Православную церковь сейчас потрясает шумный скандал вокруг епископа Зворницко-Тузланского Василия, который обустроил свой епископский дом как дворец – с позолоченной мебелью. И это на границе Боснии с Сербией, где люди живут крайне бедно. Но проблема даже не только и не столько в этом. Появились видео- и аудиозаписи, фотографии епископа Василия и свидетельства около сорока юношей о том, как сексуально истязал их владыка. Среди них есть и несовершеннолетние. Синод Сербской православной церкви отправил отца Василия на пенсию, но мало кто верит, что он предстанет перед судом. Ведь это не первый подобный случай в рядах высокопоставленных православных священников, который церковь и государство замяли, очевидно, из-за тесной связи церкви и политиков.

Церковное милосердие

"Если речь идет о Сербии и Сербской православной церкви, то, на мой взгляд, она намного больше занята государственными и политическими вопросами, чем социальными", – говорит социолог Милан Вукоманович. В Сербии чаще можно услышать размышления церковных лидеров о Косово, чем их позицию по поводу экономических и социальных прав населения, которое живет бедно. Церковная верхушка критикует Европейский союз, а тем временем ее представители катаются на дорогих европейских автомашинах, обставляют наместные и епископские дома подобно европейским музеям, отмечает социолог.

В Боснии и Герцеговине же, хоть и медленно, внимание религиозных общин все-таки перемещается с политических тем на социальные вопросы, полагает Дино Абазович. Это касается и католической церкви, и частично исламской общины, и порой Сербской православной церкви, хотя последняя, по мнению Абазовича, заинтересована лишь в территории Республики сербской, а не в остальной территории страны. Замечаются порой попытки открыть взрывоопасный вопрос о самых бедных социальных категориях населения – фактически совершенно бесправных рабочих. Но все это слабо и шепотом.

Войны и их жертвы

Порой складывается впечатление, что каждая из этнически-религиозных общин все еще только свой народ считает жертвой конфликтов и войн и не испытывает сочувствия к другим. Белградский профессор Милан Вукоманович замечает, что по окончании войн, после 1996 года, и после окончания в 1999 году конфликта в Косово он ожидал намного более активной миротворческой деятельности религиозных общин и организаций. Сейчас у него складывается впечатление, что они вообще эту роль не выполнили. "Получилось так, что политики извинились друг перед другом, хоть в этом и было много политической косметики. А высокопоставленные представители религиозных общин, которые могли сыграть значительную символическую роль, очень мало сделали для примирения, а то, что сделали, не было искренне, не шло от сердца", – говорит Вукоманович. Может быть, этому не нужно удивляться. Ведь духовенство Сербской православной и католической церквей, исламской общины во время войны поддерживало наиболее экстремистски настроенных людей в своих сообществах. В Боснии и Герцеговине были, например, православные священники, которые с удовольствием появлялись публично с оружием в руках. Да и теперь – с Сербской православной церковью в Сербии крепче всего связаны организации и партии сербских ультранационалистов. Синод Сербской православной церкви выступил с заявлением, в котором жестко осудил руководство Сербии за то, что оно достигло соглашения с албанцами об урегулировании ситуации в Косово. Большинство политических партий, как и значительная часть общественности Сербии, не против этого соглашения. И так происходит на большей части территории бывшей Югославии.

"Для того чтобы говорить о межрелигиозном примирении, в Боснии и Герцеговине пока не сделан очень важный, я бы даже сказал, решающий шаг", – говорит профессор Сараевского университета Дино Абазович. И этот шаг, по его мнению, – внутриконфессиональный диалог. "Я не вижу этого диалога изнутри, между членами одной религиозной общины, о необходимости примирения, о значимости диалога с другими. Ведь у религиозных лидеров в Боснии и Герцеговине нет проблем в коммуникации. У нас есть даже Межрелигиозный совет, в который входит все высокопоставленное духовенство, и у них нет проблем в сотрудничестве. Однако на местах, на нижем уровне, там, где есть реальные проблемы, почти никакого сотрудничества нет", – говорит Абазович.

Ссылка на комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...