Дворец богини Белая Тара.
Дворец матери Вселенной - Богини Белая Тара первый возрождённый храм одного из крупных буддийских монастырей Российской империи - Ацайского дацана.
Почему именно Белая Тара? Её земным воплощением буддийское духовенство всегда считало великих самодержцев Российской империи.
А почему Ацайский дацан называли казачьим?
Дворец стоит в степи в урочище Талын Харгана между Гусиноозёрском и Новоселенгинском.
Автором архитектурного проекта, а также элементов внутреннего и внешнего декора храма, стал буддийский живописец, молодой бурятский художник, Чимит лама Доржиев.
Неземную красоту Богини Белая Тара сумел отразить в скульптуре житель с. Верхняя Иволга Сергей Бадмацыренов.
Внутрь храма я не ходил, поэтому не могу показать вам снимки внутреннего убранства и скульптуры.
Справа от входа находится единственное дерево на километры вокруг. По буддисткой традиции на ветви сосны повязаны ленты и флажки с молитвами.
Видно что ламы следят за порядком, не дают завешать всё дерево. Кстати здесь планируют посадить множество деревьев.
Из истории Ацайского дацана.
В 1743 г. на восточной стороне современного Гусиного озера, в устье речки Загустай несколько атаганских родов в войлочной юрте открыли дацан, дав ему название "Тубдэн Даржалинг". Вскоре было принято решение построить деревянный дуган, который и возвели в северном направлении от прежнего места.
Случившееся наводнение на реках Химни и Саган Гол объединило маленькие озера в одно огромное озеро, которое нам теперь известно как Гусиное озеро (Галуута Нур). В связи с этим, дацан был перенесен в устье речки Аца. С тех пор он стал называться Ацайским дацаном. Но наводнение продолжалось, и в 1745 году храм вновь перенесли, теперь уже на северо-восточную сторону озера в местность Табхар, к южному склону горы Хаан Хонгор. Со временем верующие на месте старого дацана построли новый, более просторный, храм.
В 1745 году Ацайский дацан перенесли в местность Табхар, на северную сторону Гусиного озера, к подножию горы Хан-Хонгор-Ула Хамбинского хребта (севернее современного посёлка Заозёрный). Первым ширээтэ этого дацана также был тибетский лама. После строительства деревянного дугана ширээтэ-ламой стал Шираб-Жамсо Мункуев.
В 1784 году дацан сгорел во время пожара. Тогда старейшины и нойоны родов приняли решение, согласно которому каждый род построит себе свой собственный дацан, о чем и сообщили царской администрации. Постановлением земского управления за №228 от 24 августа 1784 года согласие государства за подписью исправника Будкова было получено. Атаганы вновь возродили свой дацан на правом берегу р. Аца, южнее холма Бату Мандал. Спустя столетие в комплекс казачьего Ацайского дацана уже входило 10 дуганов.
В этом же году от Ацайского дацана отделилась часть прихожан, принадлежавших к шести булагатским родам, которая основала свой родовой Загустайский дацан.
В 1786 году дацан получил официальное разрешение на деятельность от земского управления. Именно этот деревянный Цогчен-дуган и простоял 150 лет, до 1935 года. За этого время здание дугана несколько раз ремонтировалось.
Цогчен-дуган Ацайского дацана имел характерную архитектуру для ранних бурятских буддийских храмов того времени: крестообразный в плане, многоглавый, с высоким крыльцом с лестницами на три стороны и крытой галереей по периметру.
За всё это время на территории Ацайского дацана было возведено девять малых храмов — сумэ:
Напомню читателю, на снимках не весь Ацайский дацан, это один из храмов дацана Дворец Белой Тары - первое здание из комплекса дацана.
Кстати Ацайский дацан называют казачьм дацаном, почему? Прихожане принадлежали к казачьему сословию Тамчинского, Ацайского, Чжагастайского и Бургасутайского булуков.
Может и ламы были казаки. Неудивительно, ведь и Даши Доржо Итыгилов, вспомним, был казачьего сословия и освободившись от воинской повинности платил по двадцать рублей в течении 25 лет.
Местность Талын Харгана тесно связана с личностью I Пандито Хамбо ламы Дамба Даржа Заяева. Это место выбрал лама, чтобы уйти в нирвану. Согласно легенде это место охраняют духи семи лам. Эти семь лам отказались от физической жизни, но и отказались от перерождения, пожелав в виде духов охранять это священное место.
Здесь свой источник воды. Цагаан Дари Эхын аршан - источник Белой Тары. К сожалению очень мало нашёл про него в интернете. Можно сказать совсем не нашёл.
В этих домиках-юртах живут и работают ламы. На переднем плане ламская столовая.
Кроме источника воды у дворца есть и источник электроэнергии, а может это ветряк позной что совсем рядом. Кстати советую перекусить там путникам, позы отличные!
Ветры в долине дуют всегда.
Буддисты Республики Калмыкия на горе напротив Дворца Белой Тары установили ветряной молитвенный барабан Хурдэ, внутрь которого ими вложены свитки священных мантр Богини Зеленая Тара. Батр лама сказал: «Мы, калмыки, братья по вере, живем очень далеко от Бурятии, и не у каждого из нас есть или будет возможность прибыть сюда, в местность Талын Харгана. Поэтому пусть мантры этого молитвенного барабана, вращаемого силой ветра селенгинских степей, вместе в вашими молитвами будут возносится ввысь, распространяя силу свою на всем пространстве бурятской земли… Пусть наши молитвы звучат вместе с вашими в великом едином потоке, объединяя все нас в стремлении к высшему, к достижению совершенства и Чистых Земель…»
У вас есть интересное производство, завод, ферма или кто едет в места красивые? Берите с собой, вам карточки, а мне материал [email protected]
Добра тебе, читатель!
Береги себя!
Следить за обновлениями блога можно в в других социальных сетях: [Вконтакте] [Facebook] [Google+] [Twitter] [Instagram]
При перепечатке активная ссылка на блог обязательна. Коммерческое использование фотографий только с согласованием!
1 Комментарий
Рекомендуемые комментарии
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти