По следам конференции.
Вот читаю сейчас статьи и публикации с форума и складывается мнение, что над Байкалом нужно кого то назначить. Третье лицо скажем так.
Иркутск всё валит на Бурятию, Бурятия на Иркутск.
А истина где? Истина где то там...
Почему Иркутск тянет на себя экологическое одеяло.
Иркутск твердо намерен доминировать во всем, что касается охраны Байкала и использования его водных ресурсов.
Ученый живет и работает в Барнауле, а руководимая им лаборатория занимается, согласно официальному сайту, «комплексными исследованиями пространственно-временной организации биогидроценозов бассейна реки Оби и Обь-Иртышского междуречья».
Поскольку конфликт интересов Бурятии и Иркутской области существует давно, а с понижением уровня Байкала ниже критической отметки вышел на новый уровень.
Как сообщил потом один из ее участников, руководитель общественной организации «БРО по Байкалу» Сергей Шапхаев, «Бурятию не услышали. Вернее, они просто не дали мне выступить».
Он сразу заговорил про водоросли спирогиры, которые разрослись в озере в небывалом доселе количестве, угрожая байкальским эндемикам и качеству воды.
Наиболее предпочтительной он считает версию о том, что «где-то есть место, где спирогира получает питание, потом ее отрывает от камней и она плывет по всему озеру».
Для дальнейших исследований, по словам Михаила Грачева, нужны деньги – 210 млн руб на три года.
«Нету никакого обмеления, это все...» - сказал, как отрезал титулованный ученый.
Но на подобные исследования ведь не попросишь у федерального центра 210 млн руб...
Искать «место, где спирогира получает питание», значительно интереснее, чем спорить с правительством по поводу уже принятого в прошлом году решения о «сливе» Байкала ниже критической отметки и готовящегося нового – о снижении самого предельно допустимого нижнего уровня.
Она, как с пафосом убеждал собравшихся директор Байкальского музея СО РАН в Слюдянке Владимир Фиалков, «очень грамотно работает, очень грамотно.
По-другому работать она просто не может».
Но нашлись умные люди, гидростроители и энергетики, которые исправили ошибки Всевышнего. Низкий поклон!
Может, пора уже кого-то канонизировать с формулировкой «за вклад в Творение»?
Например, в разгар прошлогодних споров об уровне Байкала Михаил Грачев обнародовал идею «о необходимости строительства атомной электростанции на быстрых нейронах с охлаждением с помощью свинца, которую нужно разместить в Гусиноозерской котловине в Селенгинском районе Республики Бурятия».
В результате общественность на какое-то время отвлеклась от обсуждения реальной проблемы на борьбу с нежданной химерой абсурда.
В прошлом году, например, на эти цели было выделено 502 млн руб из 10,59 млрд руб прибыли компании. Не исключено, что кое-что перепало и деятелям иркутской науки.
Меркантильный и амбициозный Иркутск, старательно, хотя порой и пародийно, копирующий московские деловые нравы, давно утратил сакральное отношение к Байкалу.
Эпоха Валентина Распутина осталась в прошлом. Сегодня важнее дешевая электроэнергия и алюминий.
На западном берегу, похоже, такую позицию воспринимают, как повод для плохо скрытых насмешек: «Буряты – очень люди миролюбивые, может, поэтому такие бедные».
Здесь нет и толики шовинизма. Буряты в данном контектсте - все жители Бурятии.
Он ошибся не только географически. Иркутск имеет примерно такое же отношение к Священному морю, как любитель шашлыка к животноводству.
Самая большая угроза, связанная с Байкалом, для иркутской элиты – это вероятность того, что когда-либо будет принят закон о природной ренте, в том числе – плате за байкальскую воду.
В августе прошлого года эту идею поддержал депутат Госдумы РБ от Бурятии, инициатор создания межфракционной группы «Байкал» Михаил Слипенчук.
По его словам, «разговоры о природной ренте, как одном из экономических механизмов поддержки регионов, идут давно, но сам законопроект требует серьезной подготовки, так как за его принятием последует перераспределения средств компаний, которые занимаются ресурсным бизнесом. Я считаю, что природная рента должна быть, ведь люди не должны просто так пользоваться благами, дарованными природой, а должны нести и социальную пользу. Для Бурятии это был бы ключевой закон, потому что сегодня стоимость электроэнергии в два раза дороже, чем в соседней Иркутской области».
Однако иркутская сторона до последнего будет сопротивляться реализации этой разумной идеи. В том числе через лоббистские возможности олигархов, чей бизнес в регионе основан на дешевой электроэнергии.
Читай – на бесплатной байкальской воде. Насколько велики эти возможности, мы убедились в прошлом году, когда правительство Дмитрия Медведева одобрило «слив» Байкала.
Статус «главных по Байкалу» необходим нашим западным соседям, чтобы контролировать и канализировать в нужное русло выводы ученых и выступления общественности, подавляя и заглушая академическим высокомерием голоса тех, кто не хочет петь хором.
В том числе – «крупные промышленные предприятия и коммунальное хозяйство, расположенные в бассейне Байкала». А это уже камень в наш «огород», в Бурятию.
Ведь, как было сказано выше, именно на территорию республики приходится львиная доля водосборного бассейна озера.
Более того, еще на этапе подготовки конференции ОНФ сообщил о своих обращениях в Генпрокуратуру РФ, Роспотребнадзор и Росприроднадзор по поводу загрязнения Байкала сточными водами через Селенгу. В частности, ОНФ обеспокоен «ситуацией с состоянием очистных сооружений, расположенных на территории города Улан-Удэ Республики Бурятия.
Согласно имеющейся информации, сточные воды, проходящие через очистные сооружения и сбрасываемые в реку Селенга, подвергаются недостаточной очистке».
Иркутская сторона намерена закрепить свою победу на конференции ОНФ, «прописав» у себя Байкальский экологический форум. Об этом прямо заявил депутат Госдумы РФ от Иркутской области Сергей Тен.
По его словам, Иркутская область должна стать одной из крупнейших площадок для обсуждения вопросов экологии.
«Еще три года назад я говорил о возвращении БЭФ в новом формате Байкальского экологического форума. Приангарье – это озеро Байкал, жемчужина мировых водных запасов, это зеленые легкие планеты...
Площадка ОНФ, которая соединила сегодня несколько регионов показала, что Иркутская область готова принимать мероприятия подобного уровня», - сказал народный избранник.
Мероприятие ОНФ в Иркутске показало: если мы хотим быть услышанными, надо принимать слушателей у себя и говорить с ними на правах хозяев, которых никто не станет перебивать. Причем, делать это необходимо на государственном уровне, не полагаясь на общественников (республиканское отделение ОНФ, на наш взгляд, дало слабину при подготовке к участию в конференции по экологии).
2 Комментария
Рекомендуемые комментарии
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти