Перейти к содержанию

помогите выпрямить ножки у проца


Рекомендуемые сообщения

Железо

Devil is in the detail

12.12.2008

Есть такой род задач, которые можно описать двумя-тремя словами, а вот для их реализации уже необходимо приложить заметные усилия. С некоторыми из таких ситуаций ты, наверное, уже знаком – к примеру, поиск драйверов под Windows XP для новенького ноутбука. Казалось бы, скачал да и устанавливай. Или вырезать фигурное окно в боковой стенке системного блока. Человеку без практики сия операция может показаться тривиальной. Ну а ремонтники железа смогут подсказать не один десяток похожих ситуаций. В некоторых же случаях, казалось бы, тривиальная задача превращается в деяние сродни работе врача-нейрохирурга.

В моей практике подобные ситуации тоже встречались. О них и пойдет мой сегодняшний рассказ.

Дело о 36 сломанных ногах

Я работаю в небольшой компьютерной фирме. Склад у нас располагается в полуподвальном помещении, куда ведут весьма жутковатого вида ступеньки. Для пущего антуража окрестности захламлены коробками и иным добром, в изобилии водящимся около любого приличного склада. Кладовщик со временем выработал навыки прохождения этого лабиринта и ловко, словно официант с подносом, лавировал между коробок от витринных экземпляров товара и крупногабаритными железками типа принтеров и копиров. Мы даже делали ставки – какое максимально количество железок он сможет провести за один раз. Но вот случилось, кладовщик ушел в отпуск, и его почетное место занял один из работников. В первый же день он уронил горку железа, готовящегося стать компьютером. Особую пикантность ситуации придало падение процессора на железные ступеньки. Под занавес на этот же многострадальный процессор свалился винчестер. С философским видом прислушавшись к мерно позвякивающим внутренностям винчестера, новоиспеченный кладовщик обратил свое внимание на процессор. Повреждения были впечатляющими и фото тому подтверждение.

Возможно, у тебя проскочит мысль о смертном приговоре пострадавшему процессору – такие повреждения могут оказаться несовместимыми с жизнью, и быть ему брелоком для ключей. Тем не менее, ситуацию можно исправить. Что я и попытался сделать. Сначала немножко теории.

Практически все современные процессоры устроены одинаково. Основой является многослойная стеклотекстолитовая плата, к которой с одной стороны крепится сам кристалл, с другой – припаяны ножки.

Соединяются контактные площадки и кристалл так же, как и компоненты на материнской плате – с помощью печатных проводников. Во многих случаях кристалл закрыт медным теплорассеивателем, приклеенным к основе. Ножки-выводы больше всего похожи на гвоздики, шляпки которых припаиваются к контактным площадкам. В случае с Socket 775 вместо ножек, естественно, ты обнаружишь контактные площадки, покрытые стойким к окислению сплавом. Во многих случаях на плате-основе процессора можно найти конденсаторы или конденсаторные сборки. Их задача – зашунтировать локальные цепи питания.

Как видишь, ничего особо уникального в конструкции процессора нет. Основные траблы, которые случаются с «компьютерным мозгом», – это разнообразные повреждения ножек-выводов, от одной изогнутой «ноги» до катаклизма.

Для выравнивания ножек я обычно использую тонкий SMD-пинцет. Если же пинцета под рукой нет, можно использовать иглу от одноразового шприца с сошлифованной острой частью. Игла надевается на вывод и служит своеобразным рычагом. Иногда удается изогнуть вывод процессора в форме крючка, прижатого к основанию процессора. Обычно такая травма свидетельствует о неправильной установке процессора в сокет. В таком случае нужно тонкой иглой приподнять вывод над основанием. Дальнейшие же манипуляции лучше производить иглой от шприца.

Выпрямляя выводы, имей в виду, что они не особо хорошо относятся к многократным изгибам. Сломать ножку – пара пустяков. Если такое случилось, ищи «донорские органы». Я в качестве таковых использую выводы от процессоров для Socket 478. Даже работоспособный Celeron 1.7 ГГц стоит недорого, а его выводов хватит не на один десяток «хромоножек». Подходят же они ко всему семейству процессоров производства AMD, начиная с Socket 754.

Для пайки выводов необходим паяльник с тонким жалом. Я использую паяльник от паяльной станции и конусообразное жало минимального диаметра. Тем не менее, если тебе доступен лишь стоваттный монстр, доставшийся в наследство от дедушки, не отчаивайся. Небольшой отрезок медного провода диаметром около 2-3 мм, намотанный на жало мощного паяльника, решит проблему.

Ну и самое важное, что тебе понадобится – терпение и твердая рука. Ибо если одну ножку еще можно кое-как осилить, то пять-десять потребуют немало терпения.

Кстати, если при пайке ты посадишь «соплю» из припоя на соседние выводы, не стоит переживать. Снимать лишний припой лучше не паяльником, а тонким острым скальпелем, просто срезая его.

Возвращаясь к моему случаю, сообщаю, что мне пришлось перепаять 36 ножек и еще около 35 – выровнять.

«С помощью шпагата и палок»

Какой самый дорогой компонент в компьютере бухгалтера? Правильно, информация. И когда над этим «компонентом» нависает угроза исчезновения, объявляется аврал.

Так было и в случае, о котором я сейчас расскажу. Жила-была организация. Вела она учет товара с помощью 1С «Предприятие» и горя не знала. Но база росла, и в скорости быстродействия дисковой подсистемы «сервера» (роль которого была возложена на обычный комп) стало не хватать. Администратор не придумал ничего лучше, чем организовать массив RAID 0 из двух винчестеров. Аппаратный. На базе чипсетного SATA-контроллера материнской платы. Насколько неудачно такое решение, он понял через три месяца работы машины, когда померла материнская плата. На другой похожей плате массив отказался подниматься, бэкапов, как обычно, не было, а время поджимало. Что пообещал несчастному админу начальник, осталось тайной, но материнскую плату он мне подавал трясущимися руками.

Причина неисправности обнаружилась быстро – «отвалился» процессорный сокет. Человеческими словами это значит «нарушение пайки в месте соединения выводов сокета и дорожек материнской платы». Для монтажа сокета была использована BGA-технология (о ней мы говорили несколько номеров назад). Прогрев плату с флюсом, я убедился в тщетности этой процедуры – окислы сделали свое черное дело.

Закономерное решение в подобном случае – реболлинг (перекатка) шариков-выводов с помощью трафаретов и пасты. Трафаретами нужного диаметра и шага отверстий я располагал, но практики реболлинга сокетов у меня не было. Решив, что хуже сделать все равно я не смогу, принялся за работу. Сразу же возникла, казалось бы, тривиальная проблема – как закрепить трафарет на сокете? Штатные фиксаторы не были рассчитаны на фиксацию столь габаритного «пациента». Помудрив со всякими зажимами и приспособлениями, я быстро убедился в их бесполезности. Решение оказалось более чем тривиальным – несколько зубочисток и одножильный провод позволили надежно закрепить трафарет на сокете.

Спалив два сокета, я таки подобрал температуру подогревателя. Как оказалось, пластик выдерживает температуру около 150 градусов Цельсия. Маловато, но одним термофеном нормально прогреть трафарет без повреждения сокета (еще один сожженный сокет) оказалось проблематично. Следующей проблемой оказалась конструкция контактных площадок сокета – они представляли собой трубки. И эти трубки очень неплохо лудились, попутно втягивая в себя практически весь припой (два испорченных сокета), который образовывался при оплавлении пасты. Расковыряв еще несколько плат-доноров, я все-таки нашел сокет, у которого выводы были в виде площадок. Потратив в итоге целый день на эксперименты и испоганив пять донорских сокетов, мне удалось восстановить работоспособность пациента.

Радости админа, скурившего за время ремонта около сорока сигарет и пребывавщего по этой причине в состоянии расширенного сознания, не было предела.

«Сервер» тот работает и по сей день, вот только RAID-массива на нем уже нет.

Бабочка наносит ответный удар

Дело было в начале лета. Попал мне в руки «породистый» пациент – ASUS A8N-SLI Deluxe на базе nForce 4 SLI. Проблема у него была, по сути, такая же, как и в предыдущем случае – нарушение BGA-пайки. Только уже отвалился не сокет, а мост.

Тогда я еще использовал для прогрева плат прожектор (о нем я рассказывал в первом номере журнала за этот год). Работаю аккуратно, контролирую температуру пирометром, сверху мост термофеном чуть пригреваю. Вижу, что начал плавиться припой, мост чуть двинулся. Слегка коснулся его пинцетом, чтобы гарантированно восстановился контакт. Вот сейчас, думаю, буду плавно охлаждать.

А рабочее место у меня на балконе – свежий воздух из открытого окна, сверчок где-то в траве, отдаленный шум ночного города. Практически нирвана. А под потолком, тем временем, вьется несколько крупных бабочек.

Неожиданно одна из них, судя по всему пытаясь повторить подвиг Гастелло, пикирует вниз, прямо на материнку! Не успел я даже глазом повести, как она врезалась в плату около моста и самозабвенно начала свободную программу по брейк-дансу.

Итог ее выступления оказался плачевным для платы. Мост оказался повернут на 45 градусов, снесено десятка два мелких SMD-деталей из обвязки моста. Плата практически уничтожена.

Я лишь положил голову на руки и мечтательно наблюдал, как красивая крупная бабочка с потрепанными крыльями сделала круг над моей головой и улетела в открытое окно...

Но романтика романтикой, а делать за свои деньги клиенту апгрейд не особо-то и хотелось. Сделав на следующий день осмотр платы, я пришел к неутешительным выводам: с моста в общей сложности снесено «всего лишь» 94 шарика-вывода. Для пущей радости на самом мосту отсутствовал один резистор-перемычка. Если учесть, что на тот момент трафаретов для реболлинга у меня не было, перспектива рисовалась не радужная. О резисторах на плате я уже и не вспоминал. Тем не менее, узнать их расположение было необходимо. В этом помог наш сервисный отдел, куда принесли на обслуживание компьютер с материнкой, аналогичной пострадавшей. Узрев такое счастье, я с воплями «Не отдавайте системник!» рванул за фотоаппаратом. Отковыряв перед опешившим клиентом кулер с моста, во всех деталях запечатлел плату в окрестностях моста.

С платой ситуация прояснилась, и мне предстояло вручную перекатать около сотни шариков на чипе. Когда снимаешь с платы-донора мост вручную, обычно поврежденными оказываются до двадцати шариков. Еще с десяток-два шариков имеют меньший, чем нужно размер – часть припоя остается на контактных площадках на плате.

В таком случае я поступаю следующим образом. Сначала заливаю все выводы флюсом. Паяльником с тонким жалом снимаю остатки поврежденных выводов. Если готовых фабричных шариков нужного размера нет, с любого другого моста можно срезать скальпелем выводы – они будут донорами. Лишь бы размер был подходящим. Надев на термофен тонкую насадку, с помощью тонкого SMD-пинцета по одному сажаю шарики на контактные площадки моста-донора.

Главное в этой процедуре – контролировать температуру воздуха, ведь сжечь столь ценный чип очень просто. В итоге в руках оказывается мост с разнокалиберными шариками-выводами. Выровнять их размеры несложно. Я для этого использую тонкую наждачную бумагу, расстеленную на ровной поверхности. Смыв флюс с чипа, просто прикладываю его к наждачной бумаге и круговыми движениями шлифую выводы. Главное в этом случае – не переусердствовать.

Когда на всех без исключения выводах будут заметны сошлифованные площадки, заливаю чип флюсом и прогреваю выводы. Припой плавится и шарики принимают идеальную сферическую форму. Возможно, процесс придется повторить несколько раз. Важен лишь строгий контроль за температурой, чтобы не перегреть чип.

Но вот в случае, когда нужно вручную установить около сотни шариков, психического здоровья может не хватить. Я поступил по-другому. У меня были под рукой шарики нужного диаметра. Покрыв предварительно залуженные контактные площадки большим количеством спиртоканифольного флюса, я в буквальном смысле «приклеил» шарики на место. Подождав, пока спирт из флюса полностью испарится, перевернул чип и осторожно уложил на стекло прожектора-подогревателя. Температуру увеличивал плавно, опасаясь сжечь столь многострадальный чип. К моей радости, выводы оплавились равномерно, хотя и имели несколько «нетрадиционную», эллиптическую форму. Что, впрочем, не помешало припаять чип на плату. Весело перемигнувшиеся сегменты на индикаторе POST-карты известили об удачном завершении эпопеи.

Ссылка на комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...