Перейти к содержанию

Незаметный подвиг


Рекомендуемые сообщения

Sotnikov.jpg

Сергей Михайлович Сотников - начальник структурного подразделения «Вертолётная площадка Ижма» федерального государственного унитарного предприятия «Комиавиатранс». После окончания в 1978 году Егорьевского авиационного технического училища гражданской авиации, работал техником и начальником ГСМ в Печоре.

После закрытия аэропорта «Ижма» Сергей Сотников в течение 12 лет по собственной инициативе сохранял взлётно-посадочную полосу в рабочем состоянии, что способствовало благополучной аварийной посадке самолёта Ту-154 7 сентября 2010 года.

Из сообщения Росавиации:

Благополучному приземлению самолёта Ту-154М во многом способствовала добросовестная работа Сергея Сотникова по контролю за эксплуатационным состоянием взлётно-посадочной полосы вертолётной площадки «Ижма» и прилегающих к ней территорий.

Из интервью с С. М. Сотниковым:

— Я что? Я просто по взлетке ездить не давал. На лошадях большинство, навоз падает, сохнет, вертолет ветер поднимает — все летит в глаза. Непорядок… Или бревно упадет, будет валяться, люди еще бутылок накидают… Для себя, короче, убирал. Чтобы было приятно…

— Вы горды собой?

— Я просто БЕЗУМНО РАД, что люди остались живы. Если бы на полосе оказалась хоть одна машина…

Признание и народное уважение

За добросовестное исполнение своих обязанностей и поддержание в работоспособном состоянии взлётно-посадочной полосы аэродрома «Ижма» руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько наградил Сергея Сотникова почётной грамотой.

14 декабря 2010 года Глава Республики Коми Вячеслав Михайлович Гайзер подписал указ о награждении Сергея Сотникова почётной грамотой Республики Коми.

В Томске на одном из городских сайтов стартовала компания по сбору средств на премию «Народная симпатия» для Сергея Михайловича. На полученные средства Сотников высказал желание закупить посадочные огни для вертолетных площадок района[1].

В декабре 2010 года блоггерами dirty.ru была запущена акция по сбору денежных средств для покупки Сергею Михайловичу снегохода, который был подарен Сотникову 26 января 2011 года.

В 2010 году Сергей Михайлович Сотников «за верность долгу, профессионализм и личное мужество» стал лауреатом премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея».

В одной из историй, вошедших в состав фильма «Ёлки 2» (новелла «Самолёт», режиссёра Александра Котта), описывается вынужденная посадка терпящего бедствие самолёта Ту-154 на заброшенный аэродром. На счастье пилотов (и пассажиров), не знающих, работает ли он сейчас и следит ли кто-то за взлётной полосой, именно в этом месте исполняет свой долг рядовой сотрудник авиации, роль которого исполнил Владимир Меньшов. Прототипом персонажа выступил Сергей Сотников.

В феврале 2012 года Сергей Сотников награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Общество |Как простой работник заброшенного аэродрома спас самолет с 72 пассажирами

Уволенный Сергей Сотников 12 лет следил за взлетной полосой, на которую в сентябре смог сесть терпящий бедствие лайнер

Аварийная посадка Ту-154 на заброшенном аэродроме в крохотном поселке Ижма взволновала читателей «КП».

Напомним: борт выполнял рейс из Мирного в Москву, когда над Республикой Коми у него отключилась система электропитания. Попросту перестали работать все навигационные приборы и насосы, качающие керосин из топливных баков.

Непосредственно в системе топлива оставалось на полчаса, экипаж запросил аварийную посадку в Сыктывкаре, и тут отказала радиосвязь: летчики не услышали, может ли их принять столица Коми. Где они находятся, на борту не знали, примерно представляли, что это район Усинска; снизились, и тут заметили крохотный поселок. Удача: Коми - это сплошь леса, а на лес не сядешь...

Сделали круг, высматривая ровное поле. Когда внизу мелькнула взлетно-посадочная полоса, летчики подумали, что у них галлюцинация...

Садились по стаканчику с минералкой: смотрели, чтобы вода стояла горизонтально. Полоса для такого лайнера должна быть минимум два километра, в Ижме оказалась 1360 метров: самолет пробежал ее и выскочил в лес, слава богу, что деревья не пробили топливные баки...

Через десять минут возле Ту-154 была половина поселка, включая мэра, МЧС и пожарных; семьдесят переживших жуткий стресс пассажиров отпаивали коньяком и кормили в столовой горячим питанием...

16 ноября президент Дмитрий Медведев присвоил командирам Ту-154 Андрею Ламанову и Евгению Новоселову звания Героев России, штурманов и бортпроводников наградил орденами Мужества.

Это, конечно, правильно. Но, кроме летчиков, блогеры и посетители форумов требовали наградить начальника Ижемского аэродрома Сергея Сотникова: человека, который 12 лет поддерживал в состоянии готовности неиспользуемую, исключенную из аэронавигационных справочников полосу. Без его незаметного подвига не было бы в живых ни пассажиров, ни героического экипажа.

НАЗАД В СССР

Поселок Ижма «приветствовал» меня мертвым экраном телефона. Последний раз такое, чтобы мобильной связи просто не было, я видела в Чечне в начале нулевых. Представить себе не могла, чтобы сейчас, в XXI веке, на территории Российской Федерации...

Я даже головой потрясла: может, сейчас морок пройдет? Мобильник прокряхтится и подключится к местному оператору?

Но ничего не произошло. Хочешь - иди на почту, звони по стационарному...

- К начальнику аэропорта? - переспросил таксист. - Ну-ну, начальник... Он и сторож, он и дворник...

В аэропорту бушевал скандал: хмурую тетку, взвешивавшую багаж под старой, явно нерабочей надписью «Регистрация на Ан-24 заканчивается за 40 минут, на Ан-2 - за 30 минут», осаждала очередь из семи человек.

- Почему продаете билеты, если мест нет?! Почему сажаете людей, которые пришли сегодня, если мы записывались еще в понедельник?!

Тетка поджимала губы, а у меня отлегло от сердца: неправду, значит, сказали, что Сотников в аэропорту один, вот ведь сотрудница, видимо, кассирша. Да и аэропорт вовсе не закрытый: вон сколько желающих улететь, и расписание: «Печора - Кипиево - Брыкаланск - Няшабож - Ижма»... Правда, в графе «Судно, выполняющее рейс» везде Ми-8. То есть когда-то здесь было самолетное, а теперь только вертолетное сообщение...

Тут мой взгляд упал в угол, и я на мгновение перестала слышать свару: в хмуром сумраке виднелось что-то, что я точно видела когда-то, в прошлой жизни - в той, где были газета «Правда», октябрятская звездочка и ситро за три копейки...

Пол ушел из-под ног: я лечу вниз, я уменьшаюсь, как Алиса в стране чудес. На стене на красочном плакате надпись: «Моscow is the capital of USSR» («Москва - столица СССР», англ. - Ред.). Мне снова семь лет, ТАСС уполномочен заявить, а командир корабля Георгий Жженов командует красавцу бортинженеру Леониду Филатову: «Переложить реверс!»

«Хвост оторвет!» - скулит Филатов, и Жженов ревет: «ВЫПОЛНЯ-АТЬ!»

Боже, где я?!

Красное табло над баулами: «Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1973 года: в целях повышения безопасности полетов...»

Кажется, я плачу, а может, это просто окна мутные, с наплывом. Через них виден самолет «Алроса» - тот самый, неисправный, по-видимому, вставший в Ижме на вечный прикол. Между окнами проложен мох.

Николай Кожевин: Зачем нужна авиация в деревне

«ОТЕЦ НА СТОЛЕ ЛЕЖАЛ, А ОН РЕЙСЫ ОФОРМЛЯЛ...»

Вертолет улетел: поднял буранное снежное облако и «всосал» в него двадцать одного пассажира. Остальные, кто не влез, полные обиды, ушли домой.

Аэропорт полутемный и пустой, с тридцатиградусного мороза. Хлопая ладонью о ладонь, возвращаются сторож и начальник Сергей Сотников - мужчина с располагающей улыбкой - и его спутница. Оба хором стонут:

- Вот до чего нас довели! Теперь только вертолеты, а как было при СССР: и на Ухту летали, и на Сыктывкар! Ан-24, Як-40, Ил-14 у нас садились! Мы, бывало, через час в столице Коми были, а еще через полдня - в Таллине, или Ленинграде, или Уфе!

Я слушаю и завидую советским людям - теперь от Ижмы до Сыктывкара (и обратно) добираются так: полтора часа на машине до «железки» и потом еще четырнадцать - на поезде.

- Раньше вкладывались в авиацию, - продолжает бушевать женщина, - а теперь скотч не могут прислать! Я попросила в Печорском авиаотряде, они передали с летчиками две штуки. А у меня приписных вертолетных площадок три: в Кипиеве, Няшабоже и Брыкаланске. Я говорю: «Хоть третий пришлите, я отмотать-то не могу!» А они ругаются: «Мы и эти не должны были вам присылать, вы вообще не наши!»

- Маша, супруга, - наконец представляет Сотников спутницу, и я понимаю: таксист не врал.

- Пять лет назад меня сократили, - поясняет женщина, - с тех пор тружусь на общественных началах. А как мужа бросить? Вы представляете, как это - один? Двадцать человек посадить, двадцать принять, почту отправить, билеты зарегистрировать и одновременно следить, чтобы под винты никто не попал? А снег разгрести, чтобы «Скорая» могла проехать: вертолет по санзаданию может прилететь в любое время дня и ночи! А еще старое все, сыплется, чинить надо...

Сотников кивает, Маша кипятится:

- Как это вообще государство поступает так с людьми? А вдруг температура тридцать девять - может же человек заболеть? А в договоре написано, что он обязан обеспечивать постоянную готовность, и что тогда делать?

- Что? - интересуюсь я.

- А вот у нас в Кипиеве у начальника вертолетной площадки отец умер. И отец на столе лежал, а начальник работал, рейсы обеспечивал.

ОСТАЛОСЬ НОЛЬ ЧЕЛОВЕК

История Ижемского аэродрома грустная и, видимо, типичная. Его открыли в 1978 году как приписной порт Печорского аэродрома (Печора - соседний райцентр в Коми), и в тот же день туда прибыл по распределению 20-летний Сережа Сотников, уроженец Башкирии и выпускник подмосковного Егорьевского авиационно-технического училища. Заправлял самолеты, был техником, начальником по ГСМ...

Времена для авиации были золотые: дороги на Ижму не было (то есть никакой, даже грунтовой), и все возили по реке либо самолетами. Оленьи шкуры из пункта забоя - самолетами и даже сено для коров!

Ан-2 летал тогда в каждую деревню: он садился на травку, а зимой на лыжи. Помните заключительную сцену из «Афони»? Юная Симонова: «Афоня, мне кто-то позвонил... Я подумала, это вы!»

Закат ижемского авиахозяйства, как и закат той страны, начался в 1990-м.

- Сначала работали в две смены, затем в одну. Потом ввели выходные: субботу и воскресенье. Все были в шоке: как это самолеты целых ДВА ДНЯ летать не будут?

В 1993-м построили дорогу до железнодорожной станции, и роль авиации резко снизилась. Тогда же началась детективная история: ГУП «Комиавиатранс» поэтапно стал передавать имущество аэропорта (машины, дизель-генераторы, летное поле, здание) местному муниципалитету. Удивительно: вот вроде бы и договоры составлялись, и министр госимущества Коми их подписывал. Но на деле документы оказались такой филькиной грамотой, что сейчас судьи руками всплескивают: «Да какой же неуч это оформлял?!»

Может, и не неуч, может, так все и было задумано.

Короче говоря, по этим филькиным грамотам ГУП «Комиавиатранс» имущество аэропорта сдал, а муниципалитет Ижемского района взять не смог, хотя очень хотел. Начальник правового отдела райадминистрации обивала пороги в Сыктывкаре, сколько раз подходила к министру республиканского правительства, поставившему ту закорючку: «Как же нам оформить, как найти юридическое основание?» - но тот от нее только отмахивался.

Аэропорт повис между двумя собственниками и ветшал. Перестала работать система оповещения пассажиров: «Объявляется посадка...» - отключилось световое табло с номером рейса, на стенах трескалась и облуплялась краска. Ни один из собственников не вкладывал в спорное предприятие ни копейки, но самолеты еще летали: два раза в неделю...

Тут, на излете, в 1997 году Сотников и стал начальником. А еще через год аэродром расформировали: сделали вертолетной площадкой. Рейсы здесь теперь два раза в год: полтора месяца осенью и полтора - весной, когда на реке Печоре не лед и не вода, а снеговая каша, шуга и невозможна ни водная, ни ледяная переправа.

...Самое страшное, вспоминают Сотниковы, было в 2007-м, когда у аэропорта накопился долг за электричество, а ни администрация, ни «Комиавиатранс» гасить его не собирались. Порт обесточили, и они сажали вертолеты на «жаровни»: то есть на четыре кастрюльки, в каждой из которых разводили костерок. Стужа в здании была такая, что пассажиры с детьми выходили на улицу греться. Впрочем, они хотя бы могли выйти, а Маша оформляла внутри билеты и плакала: очень больно при минус тридцати сводит пальцы.

Долг тогда повесили на дорожников, которых администрация Ижмы, в общем-то не имея на то никакого права, пустила «пожить» в подсобном здании аэропорта. Дорожники жутко возмущались, но вынуждены были заплатить «и за себя, и за того парня», то есть за Сотникова с калорифером и пассажирами...

Кстати, два месяца назад свет снова отключили, но тут случился самолет. В Ижму с визитом прилетел сам глава республики Вячеслав Гайзер, и, дабы не морозить начальство, мэр Ижмы быстренько написал энергетикам гарантийное письмо, что обязательно оплатит...

Сергей Сотников считает:

- Работали у нас сто тридцать человек, потом семьдесят. Потом сорок, потом восемь. Потом три: «Комиавиатранс» хотел оставить двух, но сторожа, женщину с ребенком до трех лет, не смогли уволить. Потом остался я один... А теперь НОЛЬ. Год назад я был уволен.

Работает по трудовому договору. Все обязанности те же, только прав никаких.

НАДЕЖДА УМЕРЛА ПОСЛЕДНЕЙ

За то, что сохранил взлетную полосу, блогеры провозгласили Сотникова героем и сами выдумали сказку, как Человек с большой буквы противостоял местным олигархам, жаждавшим построить на полосе дровяной склад.

Все это неправда.

Нет в Ижме олигархов. Есть оленеводческий совхоз и есть мелкий лесозаготовительный бизнес, но в основном люди рубят для себя. Приполярье потому что, а отопление печное.

Вот с этими-то частниками и боролся начальник.

- Я что? - удивляется Сотников. - Я просто по взлетке ездить не давал. На лошадях большинство, навоз падает, сохнет, вертолет ветер поднимает - все летит в глаза. Непорядок... Или бревно упадет, будет валяться, люди еще бутылок накидают... Для себя, короче, убирал. Чтобы было приятно.

По этой же причине Сотников два раза вырубал прорастающий в стыках между плитами ивняк, не давал оставлять на взлетке машины грибникам, устроил разнос односельчанину, нарубившему-таки дров и сложившему их на бетонке...

Некогда летное поле огораживала колючая проволока, но деревянные столбы давно сгнили, и колючка упала.

Нет, разумеется, сколько-то лет он надеялся. Бывший начальник Печорского авиаотряда стал большим человеком в Сыктывкаре и каждый раз при встрече обнадеживал: «Серега, береги полосу! Придет время - возродим малую авиацию!» Но годы шли, а ничего не менялось. Потом тот человек ушел на пенсию.

Потому, когда в сентябре Сотникову позвонили метеорологи: «Серега, беги, на твой аэродром садится большой самолет!» - Сергей не знал, что думать...

Командир корабля Евгений Новоселов потом жал ему руку и говорил: «Спасибо».

- Вы горды собой? - спросила я.

- Я просто БЕЗУМНО РАД, что люди остались живы. Если бы на полосе оказалась хоть одна машина...

Сотников рад грамоте от Федерального агентства воздушного транспорта и премии от «Комиавиатранса» в два оклада.

Но все же видно, что произошедшее для него - не более чем карнавал, и этот карнавал закончен.

Реальность-то другая. Вон в Кипиеве, на приписной площадке Сотникова, дровяная печка ухнула: тамошний начальник отапливал зал ожидания дровами. Пассажиры сами скинулись и передали в Ижму деньги - пять с половиной тысяч. Надо ехать покупать калорифер...

В дверь подсобки Сотникова просовывается парень.

Льстиво:

- Сергеймхалыч, можно я до самолетика пройдусь?

- Иди, - отмахивается Сотников и ворчит: - Беспокойство одно от этой махины...

При посадке «тушка» съехала с полосы. На фото ее готовятся вытягивать обратно

При посадке «тушка» съехала с полосы. На фото ее готовятся вытягивать обратно. Смотрите фотогалерею.

КАК СМОГЛИ ЭТО РАЗВАЛИТЬ?

- У меня с малой авиацией вся жизнь связана, - вздыхает зам. главы ижемской администрации Николай Кожевин. - Родители жили в Кипиеве, мать на Ми-8 повезли рожать в Щельяюр: в Кипиеве роддома не было. Потом меня, недельного, обратно... Хорошо было раньше. У меня, честно говоря, в голове не укладывается, КАК все это развалили...

Чиновник свидетельствует: сегодня малая авиация нужна, как прежде. В Ижемском районе 20 тысяч жителей, четверть из них в распутицу полностью отрезаны от мира. Да и те, кто не отрезан: чтобы добраться до райцентра, люди СУТКИ месят грязь по грунтовым дорогам, там, где лету по прямой восемьдесят километров. Да, авиация это дорого. Но альтернатива - строить дороги - еще дороже! А в одном Ижемском районе их нужно триста километров! Так не лучше ли снова запустить самолетики к каждой деревне? Эх, если бы это зависело от сельсоветов...

В последний день, когда я была в аэропорту, рация вдруг забурчала:

- Гыр-гыр-гыр, Агами, - Сотников быстро наклонился к динамику...

«Агами» - позывной Ижемского аэропорта. Сотникова вызывают, сейчас скажут что-то важное.

Через секунду начальник разогнулся:

- Все, река Печора встала.

Это значит, малая авиация в Коми больше не нужна.

По крайней мере до весны.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Олег ПАНТЕЛЕЕВ, глава аналитического отдела отраслевого агентства «АвиаПорт»: «Там, где нет экономических предпосылок для проживания людей, все умирает»

- Раньше авиакомпании получали дотации на полеты, сейчас им не полагается ни копейки от государства. Авиация - это дорогое удовольствие, за которое кто-то должен платить. В мелких городах и поселках у населения нет таких денег. Поэтому реальный спрос на авиаперевозки сократился в разы. А если платить некому, то все умирает: не только аэродромы, но и школы, аптеки, клубы и так далее. Эта безрадостная картина наблюдается во многих мелких населенных пунктах. Объективно вымирающие деревни - это общемировой процесс. Там, где нет экономических предпосылок для проживания людей, там жизнь замирает. Авиация стала просто заложником тех процессов, которые происходят и в экономике, и в обществе.

Можно ли что-то сделать? Наверное, если бы к объектам авиационной инфраструктуры предъявлялись не такие высокие требования, то небольшой шанс появился бы. Например, сейчас обязательно нужно, чтобы каждый аэродром окружал бетонный забор, а по периметру обязательно была автодорога. Куча других требований. Естественно, маленькие местные аэродромы не могут этому соответствовать. А те, кто пытается, естественно, повышают расценки на свои услуги. В итоге сборы за взлет и посадку в региональных аэропортах часто превышают московские. Если упростить эти требования, то экономия для авиакомпании с каждого полета может составить до 20 - 30 тысяч рублей. То есть для 50-местного самолета это означает, что билеты могут подешеветь примерно на 500 рублей. В этом случае в некоторых поселках может появиться стимул для развития авиасообщения.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Кто вытащит нашу страну из ямы

Мужик выполнял свою работу. Правда, честно. Но без особенного героизма. А народ среагировал однозначно: вот герой нашего времени. Не хотим знать о дедах хасанах недобитых, хотим читать о Сергее Сотникове, на таких стоит земля Русская. Он настоящий мужчина, такие, может быть, вытащат страну из клоаки... Не утрирую: почитайте сайт «КП», там не такое еще написано.

Кажется, это сигнал для нас, газетчиков. Давайте начистоту: а ведь это то, от чего мы ушли. Репортажи о доярках, ничем сильно не замечательных, просто трудящихся на совесть, ну и, может быть, капельку радеющих за свое дело. Нам-то казалось это выспренним и скучным. Мы-то старались раздобыть сведения о звездах с силиконом и королях преступного мира и думали, что это интересно, - и вот какой получили отлуп. Есть о чем задуматься.

Я не буду повторять призывы наградить Сотникова, Интернет и так полон ими.

Я лучше припомню командировку в один сибирский колхоз, председатель которого приютил заговорщиков: они собирались свергнуть власть (это были времена Ельцина). Так вот, все рассказы о советском времени председатель того колхоза начинал со слов: «Когда у нас все было плохо...»

Например: «Когда у нас все было ПЛОХО, наша деревня светилась, будто Кремль, ну а теперь, когда все ХОРОШО, - один фонарь возле коровника...»

Вот так и хочется мне говорить после поездки в Ижму.

Оказывается, когда у нас в стране все было ПЛОХО, по деревням летали самолеты, а сельские жители на выходные ездили в Таллин. А теперь малая авиация лежит в руинах, а 60 процентов жителей Ижемского района живут подсобным хозяйством. То есть это местная администрация деликатно так называет. А на самом деле эти люди просто безработные. Что вырастят на огороде или найдут в лесу, то и едят. А что там вырастишь, если это Коми, там иной раз и летом снег выпадет... Люди чувствуют себя брошенными и пьют.

«Кто не сожалеет о Советском Союзе, - как-то сказал Владимир Путин, - у того нет сердца».

Ну а кто сожалеет, у того оно рвется на части.

По просьбе читателей сайта «КП» сообщаем номер счета Сергея Сотникова:

4230781052805004162439, филиал ОАО Сбербанка России, Ухтинское отделение №626, 169460, Республика Коми, село Ижма, ул. Советская, д. 51-а.

Или можно присылать деньги по адресу: 169460, Республика Коми, Ижемский район, село Ижма, ул. Луговая, д. 26, Сотникову Сергею Михайловичу.

Начальник аэродрома сначала сомневался, нужно ли печатать эти данные, а потом решился: «Если люди что-то пришлют, я же на себя не потрачу. Я ночные старты куплю в Брыкаланск, а то там женщина начальник, у нее вертолет до сих пор по кострам садится».

9 декабря сыктывкарский блогер Дмитрий Крупко разместил на одном из сайтов пост про начальника вертолетной площадки села Ижма Сергея Сотникова. В нем он кратко описал вклад ижемца в спасение пассажиров самолета Ту-154, совершившего аварийную посадку на ВПП закрытого аэродрома. Уже на следующий день у блогеров возникла идея подарить в знак благодарности Сотникову снегоход. На сбор денег ушло менее месяца. И вот, наконец, 26 января блогеры вручили снегоход Сотникову.

Сейчас снегоход стоит во дворе владельца, который пока изучает инструкцию. Сергей Сотников рассказал, что планирует использовать технику по работе. «На севере снегоход всегда пригодится. Бывает аварийная ситуация. Теперь на снегоход сел, поехал и все решил. Я не заядлый рыбак или охотник, по работе технику буду применять», - отметил Сергей Сотников.

По его словам, блогеры, которые вручили ему необычный подарок, очень сильно его поразили. «Молодые, порядочные, скромные люди. Я предложил им чаю зайти попить, а они отказывались. Но потом я их уговорил, они немного посидели и сразу ушли, - сказал ижемец. - Я от души им благодарен, это был очень трогательный момент».

Напомним, что 7 сентября в 8:00 (мск) самолет Ту-154 авиакомпании ЗАО Мирнинское авиапредприятие «Алроса», выполнявший рейс «аэропорт Полярный - Москва (Домодедово)» совершил вынужденную посадку на ближайший аэродром Ижма (Республика Коми, 150 км от г. Печоры), согласно предварительному докладу командира воздушного судна по причине отказа системы электропитания. В момент события на борту воздушного судна находились 72 пассажира, в том числе 3 ребенка и 9 членов экипажа. Пострадавших нет.

Аэропорт Ижма, где приземлился самолет, в настоящее время не функционирует. Длина его посадочной полосы составляет всего 1300 метров и предназначалась для самолетов типа Ан-24. В результате после посадки произошло выкатывание воздушного судна на 200 м за пределы взлетно-посадочной полосы. Самолет получил незначительные повреждения.

Ссылка на комментарий
Самолёт следовал по воздушной трассе через Усинск на эшелоне 10 600 м, когда произошёл отказ трёх бортовых генераторов из четырёх. Вследствие этого пропало электрическое питание (напряжение в бортовой сети самолёта), перестало работать навигационное и радиосвязное оборудование, а также электрические топливные насосы, оставив самолёт только с оперативным запасом топлива 3300 кг, достаточным для 30 минут полёта. Пилоты снизили самолёт до высоты 3000 м, чтобы попытаться запустить вспомогательную силовую установку (ВСУ), приводящую в действие четвёртый (резервный) генератор. Отключение электропривода насосов не позволяло осуществить перекачку топлива из топливных баков крыла в расходный бак в фюзеляже. Первое сообщение о проблемах с электропитанием на борту поступило в 6:57 по московскому времени; когда самолёт снизился до 3000 м, радиосвязь с ним была потеряна. Информацию о местонахождении самолёта передавал аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ. Примерно в 7:47 по местному времени органы МЧС в Ижме были проинформированы, что самолёт может совершить вынужденную посадку в местном аэропорту. Аэропорт Ижма — бывший аэропорт местных воздушных линий, который сейчас используется только как вертолётная площадка, его взлётно-посадочная полоса длиной 1325 м для взлётов и посадок Ту-154 непригодна. Аэродром был закрыт для приёма самолётов в 2003 году.

Пилоты, по их признанию, обнаружили аэродром Ижма случайно. Снизившись и пробив облачность, они вели самолёт на высоте 3000 метров над рекой Ижмой и визуально искали подходящую площадку на берегах или участок реки без изгибов, где можно было бы осуществить относительно безопасное приземление или приводнение. Обнаружение бетонной ВПП было неожиданной удачей. Большая часть навигационного оборудования самолёта не работала, поэтому пилотам пришлось контролировать положение самолёта по визуальным ориентирам, использовать подручные средства. В частности, при снижении, во время прохождения облачности в качестве авиагоризонта пилоты использовали стакан с водой.

Пассажиры перед посадкой были переведены в переднюю часть самолёта. Отказ электрооборудования привёл также к невозможности управления закрылками и предкрылками, в связи с этим посадочная скорость (350—380 км/ч) была значительно выше нормы (270 км/ч). Два захода на посадку были прерваны с уходом на второй круг, это дало возможность пилотам оценить состояние полосы (отсутствие препятствий на ней и т. п.). С третьего захода в 7:55 по местному времени была совершена успешная аварийная посадка. Cамолёт выкатился на 160 м за торец взлётно-посадочной полосы в кустарник и мелкий лес, в результате чего он был существенно повреждён. Все девять членов экипажа и 72 пассажира, в том числе беременная женщина, были эвакуированы с использованием аварийных надувных трапов самолёта. О пострадавших не сообщалось.

Погода во время посадки была пасмурной, высота нижней границы облачности 400 м, видимость 22 км, температура +2 °C, точка росы +1 °C, влажность 85 %, ветер западно-северо-западный, 2 м/с. Успешная посадка аварийного самолёта в этих условиях со сниженной управляемостью на короткую полосу была расценена российскими авиационными экспертами как чудо. Одним из факторов удачной посадки явилось многолетнее поддержание ВПП в удовлетворительном состоянии начальником вертолётной площадки Сергеем Сотниковым, который добросовестно следил, чтобы на полосе не было мусора и не рос кустарник. В феврале 2012 года Сергей Сотников награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

В подобной ситуации 2 июля 1986 года при посадке неисправного самолёта Ту-134А на лес в Коми АССР, в районе населённого пункта Копса Сысольского района (75 км от Сыктывкара), при высоте нижней границы облачности 200 м и видимости 6 км, самолёт разрушился и полностью сгорел, погибло 54 из 92 человек, находившихся на борту.

Ссылка на комментарий
8 октября 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев присвоил Новосёлову Евгению Геннадиевичу и Ламанову Андрею Александровичу звание Героев России. Остальные члены экипажа (бортпроводники, бортинженер и штурман) награждены Орденами Мужества
Ссылка на комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...