Перейти к содержанию

Японцы покаялись и спели «Катюшу»


ramiro01

Рекомендуемые сообщения

Японцы покаялись и спели «Катюшу»

_MG_9942.jpgВ Санкт-Петербургской Капелле имени Глинки состоялось выступление сводного японского хора и барабанной труппы «Вадацуми»

Петербургская интеллигенция, не слишком избалованная мероприятиями в летнее межсезонье, отнеслось к событию с повышенным интересом. Во-первых, помощь коллективу в адаптации концертной программы к сцене Капеллы оказал Александр Сокуров. Режиссер, известный в первую очередь своими кинематографическими работами (в том числе на японскую тематику), но уже неоднократно проявлявший интерес к музыкальному театру и концертным постановкам. Во-вторых, весь проект готовился как принципиально некоммерческий. Билеты не продавались, вход — только по пригласительным, которые при этом можно было получить бесплатно у администратора перед концертом. Даже музыканты — 250 (!) человек — прилетели и расселились за свой счет. Цель выступления э коллектива — не заработок, а искупление грехов своих предков и попытка привлечь внимание к современным мировым проблемам.

В первом отделении никаких острых тем не поднималось и публика спокойно вкушала ожидаемую порцию японской музыкальной экзотики. В начале — три народные японские песни в исполнении хора, затем — четыре эффектных композиции для барабанов (труппа «Вадацуми»), сопровождаемые выразительными криками, движениями и жонглированием палочками.

Главное произведение вечера — семичастную хоровую сюиту «Покаяние» композитора и дирижера Синитиро Икэбэ на тексты автора документального романа «Кухня дьявола» Сэйити Моримура, припасли для второго отделения. В нем специализировавшийся на детективах писатель еще в начале 1980-х рассказал прежде замалчивавшуюся историю отряда 731.

Этот отряд японской армии занимался разработкой бактериологического оружия и проводил эксперименты над пленными в период Второй мировой войны. Заключенных заражали инфекциями, подвергали обморожению, отрезали без наркоза конечности, а в конце концов убивали в газовых камерах. Сам Моримура сравнивает деяния отряда 731 с тем, что происходило в Освенциме. Писатель считает своей миссией и долгом совести ездить с собранным специально для этого хоровым коллективом по миру и исполнять сюиту, написанную Синитиро Икэбэ в 1984 году. Символично, что в хор (набиравшийся из добровольцев-любителей и до сих пор открытый для новых участников) входят представители всех префектур Японии. В прямом смысле — голос всего народа Японии. Официальное Токио, впрочем, эти акции игнорирует: руководство страны до сих пор избегает темы японских военных преступлений.

Помимо осуждения прошлых деяний коллектив агитирует также за отказ от любых разработок в сфере ядерных технологий. Для японцев после катастрофы в Фукусиме это особенно актуально. Так что любое исполнение «Покаяния» — это и реквием, и просьба прощения, и жест примирения, и социальный манифест. Сочинение Синитиро Икэбэ действительно отлично подходит для этой цели: они броское, плакатное, эмоциональное и достаточно простое.

На бис хор исполнил «Катюшу». Первые два куплета прозвучали на японском, третий — на русском, что не могло не покорить публику. Свой музыкальный ответ подготовила и российская сторона. Молодой композитор Мурад Кабардоков написал специально к этому событию пьесу для японского инструмента сё и классического струнного квартета.

Инициатором этого акта выступил Александр Сокуров. Режиссер рассказал «Известиям», что однажды некий высокопоставленный японец подарил ему народный инструмент сё. И в процессе подготовки к концерту японского коллектива Сокуров попросил знакомого студента Санкт-Петербургской консерватории написать сочинение для этого инструмента.

Помимо музыкального подарка Сокуров также предложил организовать видеопроекции. В первом отделении в вертикальном проеме между двумя люстрами на стене за сценой демонстрировались произведения классического японского изобразительного искусства, а звучание сюиты «Покаяние» во втором отделении сопровождалось кадрами японской хроники Второй мировой войны.

После окончания концерта японцы во главе с Синитиро Икэбэ выстроились живым коридором вдоль лестницы до самого выхода из Капеллы и пожимали руки всем зрителям, благодаря их за внимание. Впечатляющее братание двух народов, между которыми из-за политических и территориальных разногласий до сих пор нет мирного договора.

Источник

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...