Перейти к публикации
  • -22 °C
  • Регистрация
Renji

Легендарные статьи, про боевые искусства в нашей стране (80-е и 90-е годы) - вот как надо тренироваться=))

Рекомендованные сообщения

Знаю, что где-то в архивах форума пылится упоминание об этих двух статьях или может даже их копии. Тем не менее, думаю, многим будет интересно и возможно даже полезно (мотивация и т.д.), почитать:

Однажды один мой старый знакомый по "древнему контэну" Тимур понял, что его достало то, что сейчас происходит в нашей стране с боевыми искусствами. И написал статью "Про веру, отжимания и экономику". Статья получилась одновременно и заставляющей задуматься, и, если так можно выразиться, "мотивирующей".

И раз уж я взялся писать про конец 80-х - начало 90-х годов - эта статья будет очень "в тему" для того, чтобы понять, что в те времена творилось.

Статья была написана, думаю, где-то в 2000-2001 году. Но, по большому счету, с тех пор не много изменилось.

Итак:

Что-то происходит с боевыми искусствами в России. Что-то нехорошее... как говаривал один приятель-австрияк, «внутри испортилос». Как-то плохо стало. Или это у меня настроение плохое?

Хорошо было, когда я начинал заниматься каратэ. Даже нет - когда занимался в школьные годы дзюдо (пошел заниматься, посмотрев фильм «Непобедимый» - там некий безымянный самбист расшвыривал зловредных толстых узбеков, а потом получал благодарность партии и правительства. В отличие от своего прототипа Ощепкова, персонаж фильма после этого, кажется, даже остался жив). Как же народ верил, что вот это - и есть окончательный и единственный Путь. Что сильного, так сказать, «пуля боится, смелого штык не берет». Что человек с черным поясом - знает о жизни чего-то такое, чего не знает никто (даны тогда были широкой публике мало известны, котировалась именно покрашенная в черный цвет свернутая и простроченная тряпочка, повязанная вокруг талии)...

А уж как верили во все это сами занимающиеся! И, кстати, с каким упорством занимались - да, травя кулаки всяческой дрянью, раздалбывая их до хронического полиартрита, да - из всех приемов зная прямой удар рукой и прямой пинок ногой - но уж в эти два приема они верили безоговорочно и отрабатывали их буквально до потемнения в глазах.

А вера творит чудеса.

В Узбекистане, в одном областном центре, где я прожил несколько лет, была секция тэквондо. Открыл ее парень, учивший в конце семидесятых тэквондо в Москве у каких-то студентов-корейцев. Они ему показали два туля, основные удары, блоки и перемещения. Пару дыхательных упражнений. И он уехал к себе в Узбекистан. Потренировался пару лет один, потом как-то сама по себе образовалась секция. Человек двадцать. И они отрабатывали эти удары, блоки, перемещения и тули. До потемнения в глазах. И дрались именно так - как показывал «сенсей» (надо было говорить – «сабомним», но этого корейцы Бахадыру не сказали, забыли. Так и остался «сенсеем») - который сам плохо представлял, как полагается драться «по классике» - и дрался так, как ему казалось правильным. То есть - свято соблюдая технику, не обращая внимания на синяки и гематомы (а бывали и переломы) и искренне считая, что способен забить любого боксера или борца только потому, что занимается Тэквондо. Как ни странно - забивал. Все без исключения связки известных ему двух тулей Алибеков отработал в бою. Где-то через пять лет после начала тренировок ученики Бахадыра притащили ему кассету, где некий каратист разбивал доски и черепицу, и с изумлением спросили – «А почему мы так не делаем?!». Баккы «удалился от мира» к себе на задний двор и за полгода научился колоть... силикатные кирпичи. Попутно обнаружив, что основанием ладони это почему-то делать легче, чем ребром. У него, правда, получалось не колоть, а дробить. Осколки летели во все стороны; впечатление было такое, словно по несчастным кирпичам били кувалдой... Ученикам понадобилось несколько больше времени. Доски они разбивали (и разбивают) и руками и ногами - всеми известными им ударами. И все они истово верили в то, что вот приедут из Кореи настоящие мастера тэквондо, похвалят их - и вот тогда-то и они станут настоящими тэквондистами. С поясами.

Вера творит чудеса.

(Лирическое отступление. В девяносто первом к ним в Хорезм приехала группа из Ташкента. Кажется, от Фонда Джуна Ри. Шесть человек не ниже третьего дана. Глава делегации - пятый дан. Плюс десяток ребят для показательных выступлений. И Бахадыровы питомцы, преданно глядя им в рот, продемонстрировали все, что умели. Все два туля и все, что наработали сами. Комиссия, кривясь, вяло смотрела на это. Потом Бахадыра спросили «Где вы это увидели?». Он сказал, где. Ему сказали: «Это не тэквондо. Это - ерунда. Тули никто так не делает. Вам надо долго учиться у наших инструкторов в Ташкенте, пройти промежуточные экзамены, потом - ...» И так далее. Потом начались показательные выступления. Строго по правилам соревнований. Что в этот момент творилось в душе Баккы, неизвестно. Что происходило с его ребятами, на глазах у которых их тренера выставили малограмотным идиотом - тоже неизвестно. Однако Алибеков - Учитель, и повел он себя вполне разумно - просто попросил уважаемых гостей разрешить «его балбесам» поспарринговать с настоящими тэквондоистами. Дескать, пускай поймут, к чему надо стремиться. Ему разрешили. Для спаррингов он отобрал лучших из лучших. Тех, что могли кулаком разбить подброшенную сырую картофелину - был у них такой «тест».

Когда избитых в прямом смысле до полусмерти гостей потащили в автобус, Бахадыр позвал председателя делегации. Тот осторожно подошел. За происходящим наблюдали человек семьдесят - все, кто поместился в школьный спортзал. Бахадыр вручил председателю кирпич - тот самый, «белый». Показал, как держать. И «щелкнул» кулаком. Кирпич аккуратно развалился. Председатель внимательно посмотрел на половинки. Алибеков внимательно посмотрел на председателя. И сказал: «Вот это - тэквондо. А твое тэквондо - просто х..ня какая-то. Больше не приезжай». Подтянул свой «незаконный» черный пояс, повернулся и ушел. Тот больше не приезжал.

Вера творит чудеса. Оскорбленная - в особенности.)

Каратист-контактник, начавший отжиматься в семьдесят девятом и остервенело проотжимавшийся с перерывами на профилактический мордобой семь-восемь лет, становился довольно жутким противником. Все три его удара, отработанные до автоматизма безусловных рефлексов, при удачном попадании гарантировали противнику серьезные травмы; отработанная до такого же автоматизма техника передвижений обеспечивала достаточно высокий процент попаданий. Не сахар в драке и самопальный ушуист, пять-шесть лет прокрутивший на скорость и точность где-нибудь в спортзале единственный известный ему комплекс багуа или тайцзи и способный лупить со скоростью семи-восьми ударов в секунду (я не преувеличиваю, сам такого видел - мужик лет десять назад противоестественным образом скрестил тайцзи с боксом - и гибрид получился на диво злобный). Такому пси... типу и оружие-то не требовалось. И, соответственно, и он оружия не особенно боялся, зная, что надо просто подобраться на дистанцию полутора-двух метров, а уж там... кулак не пистолет, его с предохранителя снимать не надо. Да и нету, честно говоря, предохранителей у таких людей. Еще в процессе тренировок все повылетали.

(Опять лирическое отступление. Один знакомый Юрьича занимался Годзю-рю. Примерно так - без особых изысков, но упорно. И как-то раз вечером напоролся он на каких-то гопников в количестве трех штук. Они попытались снять с него куртку. Натурально, подошли, показали бритву и потребовали взаимности. Парень перепугался до полусмерти и... убил всех троих. Получив при этом ножом в бок и бритвой по рукам. И оставшись на месте побоища со сломанным коленом: с такой силой хрястнул уширо-мавашей в висок, что нога в обратную сторону согнулась. Картина получилась просто потрясающая: три трупа веером - с перебитой глоткой, проломленным черепом и выколотыми глазами. И один живой, но в луже собственной крови. Прибывшие через положенное в таких случаях время сотрудники милиции только и поинтересовались: «Ты где, собственно, служил?». Долго не верили, что нигде не служил и вообще просто студент... Он остался жив, даже достаточно быстро оклемался.)

Более позднее замечание от Godrit'а:

Ради соблюдения исторической достоверности... В статье «Про веру, отжимания и экономику» в лирическом отступлении №2 про студента допущен ряд ошибок - упомянутый человек служил, причем в войсках охраны правительственной связи, но недолго (демобилизован «по психу» - много у них там было наших друзей с зап. украины и не все они остались здоровыми после дружеского общения), получил он бритвой не по рукам, а по груди, чуть ниже ключиц, 2 раза крест-накрест. Ногу сломал до этого на гололеде, и она у него не то чтобы сильно к тому моменту зажила. И последнее - студентом филологического факультета МГУ к тому моменту он уже года три как не был - закончил, защитив диплом по сравнению имен холодного оружия в разных языках...

P.S. Вопрос ментов был веселее – «ТЫ КТО?»

Годриту виднее: он Берсерка лучше знает...

Человек, занимающийся боевыми искусствами, вызывал уважение. И не без причин. Потому, что в условиях почти полного отсутствия информации, нормальных тренировочных методик и хронической неприязни правоохранительных органов заниматься мог только упертый фанат, упертость которого в конечном счете давала очень даже реальные результаты.

Я не говорю, что эти люди исчезли. Слава богу, фанаты остались фанатами. Просто их не стало больше. Не они теперь определяют отношение к боевому искусству.

Потому, что сейчас стало хуже. В Россию пришли федерации спортивных «"восточных единоборств». Инструкторов стало много, а уровень их подготовки естественным образом упал. Распространившаяся система данов и платных аттестаций сделала настоящий переворот в сознании занимающихся.

В принципе, даны-то ничем не виноваты: переворот в сознании людей, живущих на территории бывшего Союза, произвела сама идея рыночных отношений. Для людей, семьдесят лет не видевших нормальной экономики, откровением оказалось то, что очень многое можно свободно купить или продать за деньги. И это «откровение», как и многие до него, было понято «слегка не так», что впоследствии произвело немалые разрушения. В том числе и в боевых искусствах.

Российской федерации «восточных единоборств» нужно делать все очень быстро - пока не обошли конкуренты. Быстро решать организационные вопросы, быстро договариваться с нужными людьми, быстро выписывать себе пояса, накручивая на них один «ободок» за другим (а лучше по нескольку зараз) и получая возможность продавать все более дорогие услуги. А техника... Ну и что - техника? На нее же надо потратить лет семь-восемь. Ну, пять-шесть, при наличии особых талантов и железного здоровья. Не обязательно отжиманий - но в любом случае быстро не получится... Когда пытаются сделать быстро - получается плохо. Правда, денежно.

Как вы думаете - что важнее?

Каратист-контактник, начавший отжиматься и махать кулаками в девяносто восьмом, семь-восемь лет отжиматься уже никак не намерен и считает себя крутым бойцом через два-три года. Три десятка известных ему ударов отработаны... ну, пусть не так хорошо - но ведь тоже не совсем паршиво, да? Ну, не совсем. Его тренер, тот самый - помните? - что начинал в семьдесят девятом, помудрев, предпочитал спокойно и регулярно принимать деньги за экзамены на цветные пояса. Каратиста или тэквондиста с двухлетним стажем без особого труда можно зарезать ножом. Можно пришибить бейсбольной битой. Можно пристрелить. Можно вообще просто запинать ногами. Был бы повод...

Складывается странная ситуация: ученик, вынужденный учить к очередной аттестации очередную методичку с очередными техниками, знает их в несколько раз больше, чем его же тренер, который те же методички вяло просматривает перед тем, как раздать ученикам. Но в спарринге тот же тренер может прибить любого из учеников - на выбор. И не одного. А эти ученики никогда не сумеют его побить. Именно поэтому он тренер, а они ходят в учениках. И тренер отнюдь не виноват в этом. Он просто не спешил.

И не надо, ради бога, смотреть на Запад. У них своя свадьба, у нас своя. Они там цивилизованные, им, в принципе, прикладное значение боевых искусств не особенно важно. Когда у тебя постоянно при себе мобильный телефон, а полиция приезжает в течении двух минут после нажатия на нем нехитрой комбинации из трех клавиш, а на подозрительного по тем или иным причинам человека стучат в участок из каждого второго дома, действительно, махать кулаками нет необходимости.

Вообще, ситуацию с боевыми искусствами на Западе можно рассмотреть несколько подробнее - чтобы знать, от чего ж мы-таки отличаемся.

Есть ведь и там очень даже рабочие системы - простые и надежные, как молоток - из тех, которым в полицейских и военных академиях обучают. Дзюдо, например. Или каратэ, или дзю-дзюцу, или то же хапкидо. Получаются они у выпускников кондово, дубово, но вполне эффективно. Не боевое искусство, но боевое ремесло. А преподают его нормальные инструкторы. Которые изучали именно боевое искусство. И, к слову сказать, тоже никуда при этом не спешили. И сейчас не спеша готовят себе смену.

Тут вот на форуме Станислав Березнюк рассказывал про «Систему льва» на основе багуа - это из той же оперы. Быстро, просто, надежно. Крав-мага - оттуда же. И дзюкадо тегнеровское было бы чем-то похожим, если б Тегнер его правильно позиционировал.

А в американских частях спецназначения еще дальше пошли: ввели, пока еще на уровне эксперимента, учебный курс эскримы - с использованием в качестве основного оружия не голых рук-ног, а хор-рошего такого тесака. Это вообще мудро, поскольку спецназовец на операции без ножа остается нечасто, а, хорошо зная эскриму, этим ножом такого натворить можно...

Но это - для тех, кому «по долгу службы» положено. Основной же массе занимающихся, как я уже сказал, грубый мордобой совершенно ни к чему. И необходимости нет, и просто лениво. Себя жалко. Техники психотренинга для среднего западного обывателя тоже неприемлемы потому, что предполагают довольно радикальные изменения сознания - а оно ему дорого именно такое. Слегка недоразвитое. Поэтому секции единоборств выполняют на Западе скорее досуговую функцию. То есть предлагают интересно провести время: к примеру, попрыгать в кимоно на татами в паре метров друг от друга, размахивая ногами и руками. Или полупцевать друг друга поролоновыми нунчаками (увидел недавно эту хреновину в магазине - ржал минут двадцать. Реквизит для порнофильма - два фаллоимитатора на веревочке.) Или пенопластовыми палками. Причем через протекторы, чтобы не только не повредить, но даже не напугать. Можно поводить руками по воздуху, неправильно, но с удовольствием выполнив «двадцать четыре формы» тайцзи. Ну и периодически удовлетворять свое тщеславие путем получения очередного пояса.

Ничего плохого в этом нет: такое времяпровождение достаточно полезно, не представляет опасности для занимающихся, доставляет удовольствие. Это именно времяпровождение. То есть, можно сходить в кино или на дискотеку - а можно и в спортзал. Спортивные единоборства хорошо совмещаются с другими видами досуга: есть, например, такая штука, как каратэробика - резкие махи ногами и руками под музыку. Или капоэйра - ее вообще можно преподавать практически без изменений, надо только убрать сложные акробатические элементы и подогнать под другую музыку.

(Лирическое и слегка нецензурное отступление.

Я тут узнал от Германа Мочалина нечто такое, что чуть со стула не свалился. Оказывается, существует некая ФЕДЕРАЦИЯ ИГР ХАПКИДО. И вроде бы даже Дима Медведев - тот, у которого секция на Электрозаводской - в ней аттестовался на... первый кю. Коричневый пояс. В последнее я, правда, не поверил, решил, что Германа дезинформировали (тем более, что он и не особо уверенно это утверждал): Дима может быть кем угодно, но он отнюдь не лох, и ТАКОЕ творить с собой не стал бы. Так что это, по всей видимости, просто выпущенная против него мулька антирекламного характера.

Федерация же игр хапкидо действительно есть, я ее в Сети нашел. Немало посмеялся... а потом почувствовал нечто странное. Думаю - примерно то же, что в свое время ученики Бахадыра Алибекова. Захотелось пообщаться с кем-нибудь из этой федерации. На предмет игр и хапкидо.

Вот хорошо придумали в Федерации Бандо США (USBF), там пояса даются просто «за выслугу лет». Никто не обижен и каждый знает свои перспективы: каждый год - пояс, через шесть лет - черный пояс, дальше - через два года по дану. И занимайся как хочешь, хоть спи в углу на матах. Думаю, что тот, кто придумал эту систему, был, во-первых, хорошим понимающим мастером, а во-вторых, обладал отличным чувством юмора. Большего стеба над западным потребителем и придумать нельзя. Хочешь пояс? Какой дан? Столько-то лет регулярной оплаты - и он твой.

А еще вспомнил очень забавную фразу одного классного мастера ушу из Москвы. Знаете, как он называет организацию, распространяющую на территории России китайские единоборства? «Педерация говнастики ушу». Суровый он дядька, не любит «коммесрантов».)

Западная федерация спортивных единоборств - образование, никакого отношения к боевым искусствам не имеющее. Это коммерческая организация, занимающаяся организацией досуга. Вполне благопристойное дело, заслуживающее всяческого уважения. Работает она абсолютно по тем же принципам, что и сеть кинотеатров, ночных клубов или ресторанов. То есть обеспечивает рекламу, помещения, необходимые организационные мероприятия, платит инструкторам и так далее. И к технике такая организация относится, как к некому разнородному ресурсу, потребляемому занимающимися и экономически связанному с другими аналогичными ресурсами. То есть можно давать травмирующие инерционные броски - но тогда потребуются высококвалифицированные и высокооплачиваемые инструктора, могут случаться травмы (а ведь за них могут и иск подать на круглую сумму), короче - дорого это будет. Неоправданно дорого. По крайней мере, дороже, чем если давать броски дзюдо. А лучше всего будет, если никаких бросков не давать, а вместо этого учить простейшим махам ногами и руками, и лучше даже без отработок на лапах. Или – «помаванию» руками, как в айкидо. Тогда и инструктором может быть любой достаточно колоритный лох с длинным языком, и маты на пол не нужны, и вообще мало что нужно. То есть - при минимальных затратах максимальная прибыль, как завещал нам еще Адам. Адам Смит.

Публика же разницы все равно не поймет. Потому, что вряд ли столкнется когда-нибудь с необходимостью проверить свои познания на практике. А без такой проверки все будет определять реклама, которая может сделать что угодно из чего угодно. Даже из хапкидо - "боевое искусство для людей пожилых или с ослабленным здоровьем". Фраза с сайта WHF.

Ладно, Запад есть Запад. Но мы-то живем в России, у нас тут все немножко по-другому, разве нет?

И даже не немножко. А кардинально по-другому. Принципиально.

У нас эффективная боевая техника нужна широкой публике.

Потому, что, если у тебя и есть мобильник, то ты хоть унажимайся на какие хочешь клавиши на нем, но помощи не жди. Просто потому, что дороги хреновые, равно как и машины у ментов, и мучить их (ментов и машины) ради какого-то терпилы, которого грабят неизвестно где, никто не намерен.

И вообще, менты - тоже люди, им тоже на улицу страшно выходить. Особенно ночью. Еще и самих ограбят - автомат, не дай бог, отнимут...

Если в стране проблемы с обеспечением государством безопасности отдельных граждан, то они, граждане, начинают сами обеспечивать свою безопасность - уж как умеют. Можно решать эту проблему, как на Кавказе или в Южной Америке - путем де факто или даже де юре свободного владения огнестрельным оружием. Но это - в том случае, если страна достаточно насыщена оружием и цена на него низка - или если доходы населения достаточно высоки для обзаведения стволом.

А средний по стране доход на душу населения у нас знаете на каком уровне? Не на худшем, между прочим. Есть и похуже места: к примеру, Намибия, Бурунди и Монголия. Еще - Северная Корея. Хотя от последней отрыв небольшой. Слегка обгоняет нас по этому показателю Гондурас... Короче: совокупная стоимость обладания пистолетом, даже таким поганым, как ИЖ-76, большинству россиян все еще не по карману. И не по закону, пусть это и мало кого волнует (по крайней мере до первого залета в ментовку). Я уж не говорю, что с пистолетом еще надо уметь обращаться - это вообще тема для отдельной статьи.

И тренируются у нас поэтому - со вполне конкретной целью. Научиться драться. Как говорится - почувствуйте разницу: «заниматься, чтобы провести время» и «тренироваться, чтобы научиться драться».

А как определить, научился ты драться, или нет? Можно - с помощью постоянных спаррингов, с разными людьми и с разной степенью «реалистичности». А можно - по цвету пояса. Последний вариант, конечно, проще.

Есть у меня знакомый, со вторым кю по Сито-рю. Коричневый пояс. Занимается он каратэ подольше, чем я - КОНТЭНом. Как вы полагаете, долго он в полноконтактном спарринге со мной протягивает? До десяти секунд еще ни разу не доходило. И не в том дело, что Сито-рю - плохая школа, или КОНТЭН - хорошая школа или что я - такое кошмарное чудовище. И школы, если подумать, вполне равноценные и я не ахти какой боец. Просто боевой уровень каратиста не имеет зачастую никакого отношения к цвету той штуки, которая не дает распахиваться его кимоно. Потому, что эту штуку он получил, сдав экзамены, программу которых разработали там, и соревнования, в которых он участвовал, проводились по правилам, разработанным там, а вот драться ему приходится здесь.

Правила соревнований ВУКО разрабатывались не в России. И разрабатывались они для людей, которым полный контакт совершенно ни к чему. И правила соревнований тэквондо ВТФ - для них же.

И правила соревнований по хапкидо. Где оценивается демонстрационное выполнение техник со своими же товарищами и умение падать. Круто. Умеешь падать - вот уже и знаешь половину хапкидо. Умеешь высоко подпрыгивать перед этим - знаешь все остальное. Умеешь придерживать товарища за руку, пока он высоко подпрыгивает и падает - все, мастер. Научился подолгу сидеть на коленях со скорбным и многозначительным лицом - познал мастерство внутреннего совершенствования.

То есть, я так понимаю, что изначально-то эти требования несли вполне благую цель: не дать собравшимся мастерам покалечить друг друга, и одновременно - дать им возможность показать, чего они умеют. А самое крутое, что они умеют - это колоть кирпичи и доски ударами ног и рук. Концентрированный удар и все такое. Ну и - визитная карточка хапкидо и жесткого айкидо - инерционные броски со входом через болевой контроль. От которых противник высоко взлетает (точнее - сам, плохо соображая от боли, подскакивает, чтобы не сломался сустав) и хряпается об землю так, что только брызги летят. Действительно, сложнейшая и эффективнейшая техника. И в спарринге ее показать сложно, поскольку противник, даже условный, может здорово покалечиться. Однако можно ее показывать с партнером с твоей же секции, который не будет сопротивляться и сам при этом должен быть мастером, чтобы остаться целым даже после такого «смягченного» выполнения техники. А как заранее доказать, что он останется цел даже просто после падения с двухметровой высоты? Да очень просто - пускай сначала сам повыше подпрыгнет и упадет. И все увидят, что он жив и цел и даже улыбается.

Вот такой сложный расклад.

Но менеджеру в правлении федерации не понять этих нюансов. Ему понятно другое: победа в соревнованиях отдана тому, кто выше всех подпрыгивал, громче всех падал и разбил больше всего кирпичей. Он победил, его секция победила, в нее пришло заниматься больше народу, они смогли поднять цену на занятия и аттестации, стали продавать фирменные футболки и сувенирные мечи, и их доходы возросли. О.К., тогда мы будем учить людей подпрыгивать и падать и бить кирпичи. Мы быстро обучим людей прыгать и падать, а кирпичи подсушим в духовке, а доски - вымочим в воде и заморозим в холодильнике, и колоть их станет легко. И наши люди выиграют много соревнований. Мы станем широко известны, к нам будет приходить много людей, мы будем продавать даны, фирменные мечи и сувенирные футболки, и наши доходы возрастут.

И вы никак не сможете объяснить менеджеру, что хапкидо - не только умение подпрыгивать и падать и ломать кирпичи. Потому, что он прав. Потому, что если вы производите телевизоры - то эксперты их оценивают по яркости, цветности, и еще десятку параметров. И тот телевизор, который имеет самую яркую яркость, самую цветную цветность, и еще десяток самых лучших результатов, и есть самый лучший. И совершенно незачем, к примеру, совершенствовать элегантность рисунка на печатной плате внутри телевизора - потому, что по этому параметру никто его не оценивает. Суть эффективного управления качеством - в том, чтобы максимально соответствовать стандартам, по которым рынок оценивает твою продукцию, прилагая к этому минимум затрат. Если хапкидо оценивают по умению прыгать и падать - то, чтобы преуспеть на рынке, надо учить людей прыгать и падать - так как только это будет приносить доходы, а все остальное - то, что вообще-то называлось хапкидо - будет приносить только расходы.

И в этом разницы между Востоком и Западом нет. Разница в другом: на Западе нет больше никаких факторов, влияющих на поведение федераций, а у нас есть. Стилям, преподаваемым в России, нужна реальная боевая эффективность. Вот и получается противоречие: с одной стороны, российская федерация замыкается на западную, и должна работать по ее тренировочным и аттестационным программам, а с другой стороны, эти программы в России теряют свою ценность. Но - в российском сознании «дан» уже важнее просто «черного пояса». А получить достаточно высокий дан можно только в зарубежной федерации. И все. Круг замкнулся.

Решение проблемы?

Есть и решение. И даже не одно.

Самое простое - простое, как апельсин. Забить на эти федерации и ассоциации. Все одно вреда от них получается больше, чем пользы.

Я понимаю, что для многих это неплохой кусок хлеба с маслом. И иногда даже под икру. Я не издеваюсь, я правда понимаю их. Это - вполне нормальный бизнес. Но, господа, так можно в конце концов остаться и без хлеба и без масла и без икры, разве нет? Когда боевые искусства деградируют до того, что станут вызывать у людей только тихую унылую скуку, а сообщение о том, что кто-то ими занимается - равносильно слову «идиот» - зарабатывать на них станет невозможно. А к тому идет.

Ведь можно же просто тренироваться, не покупая никаких данов и не продавая их. Не зарабатывать, а тренироваться. Можно жить даже на доходы от своей секции. Юрьич жил одно время - нормально получалось.

Это - в том случае, если «просто забить».

Есть и второе решение. Более сложное.

Можно переделать эту конструкцию так, чтобы она нормально работала в России. Как переделывают «Мерседесы» для российских противотанковых дорог.

Я описал, почему боевые искусства стали такими странными. Так вот: этот процесс действует в обе стороны. Если нашлись умники, разработавшие те правила и условия, что угробили каратэ, айкидо и хапкидо, то найдутся и умники, способные разработать правила, которые их восстановят. Найти такую экономическую модель, при которых выполнение этих правил станет прибыльным. Провести, короче говоря, комплексный реинжиниринг системы.

Это будет довольно дорого. И долго. И трудно.

Но - очень полезно. И, в перспективе, очень денежно.

По логике-то, должно быть все строго наоборот: не европейцы должны оценивать наш уровень владения боевой техникой, а мы - их уровень. Потому, что боевую технику лучше знает и понимает тот, кто ее чаще применяет. А применяют ее чаще здесь, а не там.

И тренеров хороших у нас еще вполне достаточно. Благо, те фанаты, с которых я эту статью начал, никуда не исчезли, наоборот - ожили и расцвели, добравшись до хороших методичек, толстых богато иллюстрированных книг и Интернета. А если кто и плюнул на занятия из-за свирепой борьбы за место под солнцем - так у них и ученики были. Некоторые - такие же фанаты.

Как говорил незабвенный Форрест Гамп – «Вот и все, что я могу сказать по этому поводу».

В конце 80-х – начале 90-х годов у нас в Брянске появилось очень много секций «восточных единоборств». И неудивительно! Ведь по Советскому Союзу победно шествовал Великий Бум Кунфу.

Нашим «отличительным признаком», пожалуй, являлось то, что среди упомянутых секций лидировали так называемые «внутренние школы ушу» - тайцзицюань, синъицюань, багуачжан. «Брянское багуа» стало широко известно в интернете благодаря статьям Ю.Ю.Сенчукова. Так, в своем письме в адрес крупнейшего российского специалиста по ушу, многоуважаемого Станислава Леонидовича Березнюка, ЮЮ писал:

«… Так «случилось», что в Брянске в свое время, в конце семидесятых, очень хотели заниматься каратэ. А каратистов не было. Тогда нашли китайца – местного, брянского, но абсолютно стопроцентного, кстати, - который в детстве видел, как его дедушка делал зарядку. Багуа, то есть. И дедушка вроде говорил, что этак вот и драться можно. Каким-то образом...

Ха!

Раз китайский дедушка сказал – то и мы смогём!

Брянские парни сели в кружок и начали шевелить мозгами. Так началось «брянское багуа». Благодаря ему во время «нового бума» в Брянске каратэ за серьезный стиль никто не считал. И ноги выше пояса задирать не рекомендовалось. С помощью «брянского багуа» от этого очень быстро отучали. Даже заезжих – однажды заявились двое поляков (работали тогда в Брянске поляки-строители) с черными поясами по кекусинкай и попросили спарринга. Народ собрался. Поляки помахали ногами немножко, потом попросили пожестче – мол, все эти танцы им серьезными не кажутся. Тут их и вынесли – с интервалом секунд в пять, что ли. Потом откачивать пришлось… Это сейчас все постепенно рассосалось, у парней при нашем зверском капитализме появились новые заботы – но ведь они реально могли проткнуть пинком живот противника. Или грудь проломить кулаком – одному из этих поляков, кажись и проломили... Дмитрик, мой учитель, с ним работал – а уж он бил, так бил. И ведь не спешили, за рекордами не гнались – просто точили, точили годами. А как красиво работали в спарринге – впору кино снимать было. Не случайно же китайцы просто на уши встали, когда на семинаре в Алуште Игорь Дмитрик (я, каюсь, до сих пор не знаю, прозвище это или фамилия) показывал «брянское багуа». Потому что мужики раскрутили все их высшие "секреты", попутно добавив своих наработок. Не зря же его бесплатно в Китай зазывали! И это при том, что багуанских бросков парни все-таки не делали. ДАЖЕ ПО КРУГУ НЕ ХОДИЛИ!!! Просто не разрабатывали, считая, что раз кун-фу, то «положено» обходиться ударами. А то – «положили» бы и на это «положено». Жалко, что не додумались…».

На многих эта информация произвела глубокое впечатление. Правда, тут же нашлись и несогласные. Например, Николай Виткевич (тоже довольно известная личность, особенно среди поклонников А.Н.Кочергина и С.Н.Бадюка) отреагировал на Юрьичеву статью так:

«В общем, на самом деле так: в те времена названий ходило разных много, и багуа имеет сюда такое же отношение как вин-чунь, таэквондо, ушу и т.д.

В принципе, разные направления пробовали несколько человек ( думаю не более десятка) которых можно справедливо считать основоположниками изучения восточных боевых искусств у нас. Кстати, большинство из них продолжают заниматься и сейчас.

Дмитрик - человек вполне реальный, и мастер самобытный и интересный. Последних несколько лет он ездит в «Локомотив», и там занимается боксом. В 1998-2001 годах ездили с ним к Владимиру Петровичу Дикареву в Белые Берега, на тайский бокс. Петрович ведет секцию и сейчас. Дмитрик (это производная от фамилии) реально при мне перебивал голенью очень приличный по толщине брус, да и на вольный спарринг мы выходили на него по очереди, загоняет одного, выпускают следующего.В полную силу с нами он не работал. Все эти люди- это цвет легендарной федерации боев без правил Брянской области.

Эх... были времена... только багуа особо ни при чем:)

Не очень я понимаю эту погоню за экзотикой, в конце концов многие (и Дмитрик) пришли к выводу, что лучшее багуа- это БОКС».

Так было оно, или не было, «брянское багуа»?

Было!

Секция, в которой я тренировался, «генеалогически восходила» к одному из «отцов-основателей» - майору спецназа внутренних войск Кузнецову. Кузнецов называл то, что он делает – багуа. Его ученик, капитан милиции, известный нам как «Петрович», называл то, что он делает – багуа. Ученик его ученика Олег (у которого, собственно, мы и тренировались) называл то, что он делает – багуа.

Другое дело, что было это багуа не каким-нибудь там китайским – а нашим, родным, СОВЕТСКИМ!

Вот о нем я и попробую написать чуть позже. Кто-то из людей пожилых, возможно, по-ностальгирует. Кто-то из людей молодых, склонных к занятиям историей, археологией и палеонтологией, возможно, заинтересуется.

:excited: Брянское багуа?!

8-) А что удивило? Раньше много чудес было. Брянские "8 триграмм", воронежские "когти орла", свердловский "пьяный кулак"

:excited: Вы описывает времена, когда меня чуть-чуть было. Откуда мне знать про брянские багуа?

8-) Ну так я ж для того и пишу, чтоб узнали . Знаете, в мире российских боевых искусств очень часто складываются всякие парадоксальные ситуации. Например, в тем времена, когда появилось "брянское багуа" - не было практически ничего: ни квалифицированных инструкторов, ни хорошего видео, ни книг. Но зато заниматься "каратэ" хотели сотни тысяч, а то и миллионы. И занимались, и становились реально опасными бойцами. Тот же Дмитрик упомянутый, когда "сидел" - всю зону построил.

А сейчас всего навалом. От книжек по БИ в магазинах полки ломятся, обучающим видео весь рутрекер забит, китайцы-японцы-филиппинцы в Россию ездят преподавать. А серьезно заниматься хотят - единицы. Вот так-то.

КоТ ведь не случайно у себя в блоге тему поднял, про то, что он, во времена своего ученичества, "донимал своего сэнсэя вопросами, выпытывал тайные техники, приходил на тренировки к 6 утра". А сейчас он сам, образно говоря, всё разжевывает и в рот ученикам уже разжеванное вкладывает - а оказывается, что оно им нафиг не нужно.

Выложу-ка я одну старую статью одного старого приятеля - там про это понятнее написано.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Респект Renji за статьи. Сами чем занимались и занимаетесь. Расскажите какие у вас успехи и достижения. Где тренируетесь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Респект Renji за статьи. Сами чем занимались и занимаетесь. Расскажите какие у вас успехи и достижения. Где тренируетесь.

:D Уже нигде=)) Последние годы вообще в другие сферы деятельности ушел с головой=) Теперь меня больше поддержание здоровья пока интересует 8-) Ну глядишь, может через годик форму восстановлю и займусь чем-нибудь=))) Сначала надо выносливость развить (что бы и в спарринге загнать не могли, и в делах по хоз-ву не уставать), затем уже можно техникой заняться плотно,силовой подготовкой и т.д. и т.п.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

опасен не тот кто изучает 10000приемов, а тот кто кто изучает 1 прием 10000 раз))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Вопрос: Ю.Ю. как-то написал о тех, кто с помощью йоко-гери умудряется держать двухпудовку на уровне головы? Как достигается такой результат? Какими упражнениями?

Ответ: Держать "йокой" гирю на уровне головы – это делают угрюмые и необщительные люди из Нижнего Новгорода, представляющие собой реликтовые остатки динозавров самого изначального нашего каратэ.

Их, насколько я знаю, шестеро. Им пофигу всякая слава и вообще боевые искусства и то, что вокруг них творится. Им не нужны тренеры. Они не читают книжек – им некогда. Они даже почти ни с кем не общаются – по той же причине. Занимаются они "для себя". Занимаются сами, для чего построили (!) себе зал в лесу на отшибе. Учеников не берут, а любопытных отваживают матюгами и пинками. Делают они это так, что практически никто второй раз не отваживается попадаться им на глаза – за исключением совершенных фанатов, которых за последние десять лет набралось аж два, и которые терпели это (вплоть до больницы) месяцами.

Они начали заниматься с простой набивки и продолжают это делать до сих пор – именно так, как описано "первобытно-крестьянское" окинавское каратэ во многих наших книгах. Никакими ката они не занимаются: это им не интересно.

Их искусство незатейливо, как грабли.

У них всего десяток самых элементарных приемов, представляющих собой несколько изменившуюся в процессе тренировок базу Сетокан (!), но отрабатывают они их именно для драки и уж если попадут, то крышка. Именно КРЫШКА, причем сразу. При этом заметьте: – они очень ценят быстрый маневр, хотя бы потому, что пытаться блокировать их удар было бы бесполезно и глупо. Они, кстати, еще и спаррингуют. В контакт! Насколько я понял, Ояма среди них смотрелся бы не очень круто – а то и вообще не смотрелся бы.

Методы тренировки у них также просты, трудоемки и жестоки – заинтересовавшее вас действие не рекорд, а одно из их рабочих упражнений. Занимаются они каждый день и зачастую практически целый день. То есть, если вы хотите научиться сильно бить – бейте как можно больше в течение нескольких лет. Если вы хотите держать на ноге гирю – берите гирю и начинайте держать. Секрет здесь лишь в упорстве и силе духа.

Вот это я понимаю – ЗАНИМАТЬСЯ ДЛЯ СЕБЯ!!!

Не знаю – может, кто-нибудь и скажет, что это "не настоящее каратэ", – но вряд ли отважится сказать им это в лицо. Потому что это явно не спортивное каратэ. Рукопашка их интересует только как оружие, причем сравнимое с огнестрельным.

Я, честно говоря, так не могу – и вряд ли смог бы. Такого духа у меня нет.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Прочитав на просторах всемирной сети любопытную информацию об "...угрюмых и необщительных людях из Нижнего Новгорода, представляющих собой реликтовые остатки динозавров самого изначального нашего каратэ", умудряющихся держать 2-х пудовую гирю ногой в положении маэ гери в течение нескольких десятков минут, оргкомитет клуба в период майских праздников организовал экспедицию в Нижний Новгород, для ознакомления с данным уникальным явлением.

Дорога была тяжелая. На праздники с билетами не срослось, поэтому ехать пришлось ночью, в дождь по ремонтируемой дороге. Но, слава Богу, до места мы добрались благополучно. Встретил нас отнюдь не динозавр, а весьма цивильный человек, интеллигентного вида, в очках, щуплый на вид. Звали его Евгений. Это оказался наш старый интернетовский знакомец, хозяин и автор сайта http://www.kempo.ru . Первая ночь была бессонной, просмотры видео, обсуждение журнальных и интернетовских статей, обсуждение вопросов теории и практики боевых искусств, психологичесая подготовка, тренировка сознания... вот небольшой перечень тем, обсуждение которого закончилось к 8-ми часам утра. Поспав 3 часа, Евгений повел нас на берег реки Ока, которая в этом месте невероятно широка. Преодолев трудности пути не без потерь,

(бурелом, переправы, движение по крутому склону холма), успешно миновав зыбучие пески, в которых мы чуть не потеряли одного из исследователей, мы наконец-то выбрались к месту, которое здесь называют "Лодочной станцией".

Что такое Лодочная? Это местный Шаолинь! Это место, в котором вырастают монстры боевых искусств! Там конечно же нет никаких пагод, монастырей и шаолиньских коридоров... Зато есть навес над бетонированной площадкой. Под навесом располагаются уникальной конструкции мешки, макивары, манекены и т.д. К сожалению (а может и к счастью) с самими динозаврами нам встретиться не удалось. Зато мы пообщались с очевидцами тренировок этих монстров. Более того, Евгений был одним из учеников и последователей методов тех, кто стоял у истоков создания Лодочной.

Сначала о конструкции "мешков". Мешок - это бревно длинной в человеческий рост, на которое нанизаны автомобильные покрышки. Вес одого из таких мешков составляет около 200-т киллограмм, а другого - 400 кг. Такую конструкцию и раскачать-то тяжело, но от Жениных ударов мешки достаточно активно раскачивались. (Кстати, у него на сайте должны быть клипы, где он работает по этим мешкам). Первый вопрос, а не закрепощает ли удар такой вес и жесткость снаряда? Женя начал свой рассказ издалека, рассказывая про одного из своих наставников. Идея методики работы с такими мешками родилась от мысли, что от обычных ударов человек может защититься тем, или иным методом, но если человека сбивает машина, то никакая мускулатура, никакие блоки или уклоны не спасут его от травм, возможно не совместимых с жизнью. И ребята начали стивить себе такие удары. Не буду углубляться в методы их тренировок, скажу лишь о достижениях. Однажды, на спор, один из основателей Лодочной держал 2-х пудовку в положении маэ гери в течение 40-ка!!! минут! Во время тусовок, он как на скамеечку усаживал на свою ногу пару девченок, и катал их из положения маэ в положение йоко... Когда же он бил по мешкам-бревнам, то они поднимались выше горизонтального положения, и бились о крышу навеса. Причем, это были удары не на подскоке, а практически вплотную (10-15 см от мешка). По словам очевидцев, раздавалось два хлопка. Один - удар коленом о плечо, второй - удар стопы по бревну, после чего мешок взлетал как воздушный шарик. Один из очевидцев (Виталий) рассказывал, как этот "динозавр" приходил к ним в зал, после чего все мешки были белые от того, что 100 киллограммовые снаряды взлетали и бились о штукатурку потолка... Другой очевидец, Максим, который угощал нас замечательными травными настойками, рассказывал о том, как приходили на лодочную желающие поспарринговать. Надо ли говорить о том, что спарринг обычно заканчивался с первого удара. Гость пролетев несколько метров по воздуху, бесчувственным телом катился по земле. Для откачивания подобных персонажей у них там даже есть специальный чайник, из которого поливают пострадавшего для приведения в чувство...

Аналогичных историй мы собрали весьма много. И самое главное, что я рассказывал только об одном человеке, самом сильном, но у него были и ученики, которые приближались к результатам отца-основателя. Да и сам Евгений, до того как пришел на Лодочную, был чемпионом России по боксу в одной из самых насыщенных весовых категорий, обладал коричневым поясом в кёкусин-каратэ, выполнил норматив КМС по тяжелой атлетике... Но так и не нашел ничего из своего арсенала, что бы он мог противопоставить убийственной силе ударов "угрюмых и необщительных лодочников"...

После всего услышанного, наш обмен практическим опытом казался очень куцым, хотя присутствовали бойцы очень приличного уровня (5-й дан годзюрю, 3-й дан контактного каратэ, 1-й дан ситорю). И мы, вместо разговоров начали проверять свои навыки на оборудовании Лодочной... Особый интерес вызвала деревянная макивара оригинальной конструкции, которая выставляла не только силу удара, но и помогала в правильном формировании конструкции тела, и очень хорошо тренировала акцент в ударе (импульс в момент контакта). По соглашению с хозяевами лодочной, конструкция макивары была заимствована, и вскорости она появится в снарядном зале АИВТ "КАНОН".

На обратном пути нам светило солнце, и в разговорах и воспоминаниях, мы быстро вернулись в столицу. Было решено, что первый опыт этнографических исследований прошел весьма успешно, и данные поездки необходимо продолжать. Будем собирать информацию об уникальных людях нашей страны, и использовать в клубе их бесценный опыт!

P.S. По просьбе нижегородцев, мы не указывали имена и фамилии участников. Но в анналах клуба будет хранится полноценная и достоверная информация.

Изменено пользователем Andolini

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×