Перейти к содержанию

Китай сотрясают невидимые миру спазмы. Полмиллиона китайцев устроили беспорядки


Рекомендуемые сообщения

Китай сотрясают невидимые миру спазмы. Полмиллиона китайцев устроили беспорядки

166big_e9f711bdefbc44a3b21a6961c84999c4.jpgНа фоне раздрая в китайских элитах ("Yтро" писало об этом еще в сентябре прошлого года) и информационной войны против руководства КПК в стране начался сезон массовых выступлений. Полумиллионная акция протеста в провинции Сычуань – это, конечно, не "жасминовая революция", о которой с конца прошлого года пишут в китайском Интернете, но и не мелкие волнения, к которым все давно привыкли.

Поводом для подобных выступлений может быть что угодно: от коррупции местных чиновников до очередной "стройки века", сопряженной с экологической угрозой и сносом жилых домов. Иногда эти мини-бунты заканчиваются победой протестующих. Например, в конце прошлого года жители одной из деревень провинции Хубэй выгнали руководство местной партийной ячейки, ввели самоуправление и в марте 2012 г. провели первые свободные выборы. Но гораздо чаще все ограничивается репрессиями. Число локальных вспышек недовольства давно перевалило за двадцать тысяч в год, и это тот случай, когда количество может перерасти в качество.

Катализатором и глубинной причиной конфликтов является чудовищное социальное расслоение. На одном полюсе – семь десятков миллиардеров и 500 тысяч долларовых миллионеров. На другом – 160 миллионов китайцев, выживающих за гранью нищеты, и еще 700 миллионов, балансирующих на грани. 80% населения – крестьяне, населяющие бедные провинции. Сто двадцать миллионов из них уже перебрались на богатый восток, где большая их часть живет и работает в тех же условиях, что и гастарбайтеры в России.

Нельзя сказать, что китайское руководство не отдает себе отчета в том, что такое количество бедного населения в богатой стране с разжиревшей элитой – это бомба, которая рано или поздно взорвется. Но что с эти делать, никто не знает. Премьер-министр Вэнь Цзябао прямо говорит, что "за внешней мощью китайской экономики таится структура, которая настолько нестабильна, не сбалансирована, не скоординирована и неустойчива, что государство может не выдержать напора колоссальных внутренних проблем".

И это несмотря на то, что после событий на площади Тяньаньмэнь КНР уделяет особое внимание обеспечению прочности и преемственности власти. На XVII съезде КПК, намеченном на октябрь этого года, новым лидером планируется назначить Си Цзиньпина. Это будет уже пятое – после Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Цзян Цземина и Ху Цзиньтао – поколение китайского руководства, в котором нет случайных людей. Каждого следующего лидера и первых лиц его команды подбирает постоянный комитет политбюро ЦК КПК.

Широкие полномочия этой структуры, отчасти напоминающей иранский Совет стражей конституции, позволяли ей в течение двадцати лет держать в узде китайскую элиту, пронизанную клановыми связями и расколотую на три страты: "князьки", "комсомольцы" и технократы. "Князьками" называют детей лидеров китайской революции и старого руководства КНР. "Комсомольцы" – это политики следующего поколения, вступившего в партию в разгар или на излете "культурной революции". К технократам относят профессионалов, среди которых немало выдвиженцев Дэн Сяопина.

Деление это является достаточно условным. Так, будущий лидер КПК Си Цзиньпин приписан к "комсомольцам", хотя родился в семье революционера, принадлежавшего к первому поколению китайских руководителей, – его отец занимал высокие посты в Госсовете и Всекитайской палате народных представителей. А по праву называемый "князьком" Бо Силай (его отец был ближайшим сподвижником Мао) ворвался в политику на волне "культурной революции", из-за чего его иногда называют "комсомольцем". На самом деле Бо Силай никогда не принадлежал к этой группе, сложившейся вокруг нынешнего председателя КНР Ху Цзиньтао и названной так потому, что в 80-е годы он руководил китайским комсомолом.

В отличие от многих других, Ху Цзиньтао родился в мелкобуржуазной семье. К началу "культурной революции" он закончил аспирантуру Пекинского университета и был членом партии. После ареста отца Ху Цзиньтао был отправлен на "перевоспитание" в провинцию Ганьсу, где работал сначала разнорабочим, а потом инженером-гидростроителем. Его карьерный взлет начался после встречи с бывшим однокурсником, сыном Ху Яобана, занимавшего в 80-е годы пост генерального секретаря ЦК КПК. Потом его заметил Дэн Сяопин, порекомендовавший Цзян Цземиню сделать Ху Цзиньтао своим преемником.

Не связан кровными узами с китайскими элитами и нынешний премьер-министр, технократ Вэнь Цзябао. Он рос в семье сельских учителей, выучился на геолога и в годы "культурной революции" был отправлен поднимать отсталую провинцию Ганьсу, ту самую, где "перевоспитывался" Ху Цзиньтао. В 80-е Вэнь Цзябао был выдвинут на партийную работу с подачи Дэн Сяопина.

Еще одной влиятельной группой является китайский генералитет, в котором немало "князьков". Насмотревшись на то, как Китай гонят из Африки и теснят в Юго-Восточной Азии и в Тихоокеанском регионе, они предлагают вернуться к идее "новой демократии" Мао: усилить военную компоненту в политике и рассматривать войну как основу государственного строительства. Считается, что многие генералы-алармисты принадлежат к окружению будущего лидера Си Цзиньпина.

При этом "комсомольцы", к которым официально приписан будущий лидер, декларируют свою приверженность курсу мягких реформ и постепенного изменения жизни китайского общества. Но даже среди них не утихают дискуссии о целесообразности политических реформ, о губительности которых предупреждал главный китайский реформатор Дэн Сяопин, считающийся "крестным отцом" многих "комсомольцев". Одновременно из группы "князьков" звучат призывы вернуться к заветам Мао и популистские лозунги о "равенстве и справедливости".

На фоне этой разноголосицы с конца прошлого года в китайском Интернете, в том числе в блогах влиятельного партийного издания "Жэньмин Жибао", началась кампания, разоблачающая "кровавые преступления" Мао и лицемерие китайских элит, которые "перевезли свои семьи и средства в США, а сами расхваливают социалистический строй". В политическом сленге появилось понятие "китайский голодомор", отсылающее к эпохе "большого скачка"; нынешний Китай стали называть "страной голых босяков", сопровождая это рассуждениями о преимуществах западной демократии. В дополнение на публику обрушился поток компромата о художествах представителей партийной элиты и масса грязных историй, касающихся карьер первых лиц и клановых разборок.

По мнению большинства экспертов, весь этот виртуальный беспредел стал следствием жесткого противостояния не символических, а вполне реальных кланов, возглавляемых председателем Ху Цзиньтао и бывшим партийным лидером Цзян Цземинем. К началу этого года стало понятно, что словесной дуэлью дело не ограничится.

Гром грянул в середине марта, когда по обвинению в коррупции был арестован секретарь коммунистической партии мегаполиса Чунцин Бо Силай, принадлежащий к клану Цзян Цземиня. За следующие четыре месяца СМИ успели напугать публику слухами о военном перевороте, который готовила "клика Цзян Цземиня и Бо Силая", и порадовать новостями о партийных чистках в Чунцине и арестах в окружении Бо Силая. Затем появились сообщения, что жена Бо Силая призналась не только в том, что перевела за границу шесть миллиардов долларов, полученных незаконным путем, но и в убийстве британского подданного Нейла Хэйвуда, который оказался агентом МИ-5.

И, наконец, в качестве десерта народу сообщили, что главными коррупционерами являются не Бо Силай и окружение Цзянь Цземиня, а китайские военные и семья будущего лидера Си Цзиньпина, владеющая активами ряда компаний, а также виллой и другой недвижимостью в Гонконге. Это было расценено как ответный ход "клики Бо Силая и Цзян Цземиня". И хотя ни для кого не секрет, что китайская элита конвертирует свое политическое влияние в активы, банковские счета и зарубежную собственность, нельзя не признать, что все эти удары достигают цели.

При этом даже среди экспертов нет единого мнения относительно подоплеки происходящего. Одни видят в начавшихся чистках зловещие признаки возврата к политике "культурной революции"; другие считают, что это умеренные реформаторы громят коррумпированных популистов. Третьи полагают, что ревизионисты из клана "комсомольцев" зачищают остатки старой китайской элиты; четвертые уверены, что "мудрое коллективное руководство КПК в очередной раз спасло страну, обезвредив китайского Горбачева", каковым предлагается считать Бо Силая.

Трудно сказать, кто из них прав и как китайское руководство будет распутывать это узел, в котором сплелись кризис элит, объективные проблемы, в которых погрязла страна, и нарастающее раздражение населения, выплеснувшееся в минувший понедельник на улицы провинции Сычуань. Пока можно сказать только одно: вся эта истерия – от разоблачений преступлений Мао и призывов к немедленной демократизации до "чемоданов компромата", отсылающих к подвигам Иванова и Гдляна, – до боли напоминает то, что происходило в годы перестройки в Советском Союзе.

Полмиллиона китайцев устроили беспорядки

Китайская полиция уже второй день пытается разогнать огромную акцию протеста

Полиция провинции Сычуань, в центральной части Китая, уже второй день пытается разогнать практически полумиллионную акцию протеста против строительства нового металлургического завода. Стражи порядка с трудом удерживают демонстрантов. В городе Шифан возникли стычки между сотрудниками правоохранительных органов и митингующими.

Беспорядки вспыхнули в понедельник, когда протестующие атаковали правительственные учреждения. Недовольные демонстранты бросали кирпичи, камни, разбивали автомобили, а затем вступили в стычки с полицией.

Власти Шифана утверждают, что ранены 13 человек. Однако в СМИ уже появилась информация о гибели одного школьника. Полиция предупредила участников митинга, что они будут "сурово наказаны", если продолжат незаконные протесты, сообщает Al Jazeera.

"Любой, кто подстрекал на беспорядки, планировал или организовывал их, кто участвовал в разгромах и грабеже, будет сурово наказан, - заявили в правоохранительных органах. - Каждый, кто использовал Интернет, мобильные телефоны и другие способы для подстрекательства или организации митингов, маршей протеста и демонстраций, должен немедленно прекратить свою незаконную деятельность".

Фотографии беспорядков уже попали в Сеть. На них видно, как сотни полицейских в защитном снаряжении пытаются утихомирить демонстрантов. На других фотографиях сотни митингующих с плакатами, призывающими к взятию завода. Власти города приостановили работу по строительству здания, но на действиях протестующих это никак не сказалось. Угрозы полиции также не сработали.

Социальные волнения представляют собой серьезную проблему для правительства Китая, которое пытается бороться с недовольством граждан по вопросам окружающей среды, растущего неравенства среди населения и коррупции.

Тех, кто распространяет призывы к "китайской жасминовой революции", которые стали появляться в Интернете с прошлого года, преследуют. В результате уже были наказаны многие блогеры, журналисты, правозащитники. В частности, в начале года полиция арестовала шесть человек и закрыла 16 сайтов, распространявших информацию о действиях китайских силовых структур.

Источник


Собственное мнение топикстартера: Это "ж-ж-ж..." неспроста...

ИМХО, тут все равно каким-то образом прикладывает свои ручки Вашингтонский обком... Пиндосы шевелятся...

Если в КНР в результате "жасминовой" ("оранжевой") революции рухнет законная власть, то с кем мы будем противостоять пиндосам в Совете Безопасности ООН...?

Ссылка на комментарий
Катализатором и глубинной причиной конфликтов является чудовищное социальное расслоение...

Нельзя сказать, что китайское руководство не отдает себе отчета в том, что такое количество бедного населения в богатой стране с разжиревшей элитой – это бомба, которая рано или поздно взорвется. Но что с эти делать, никто не знает. Премьер-министр Вэнь Цзябао прямо говорит, что "за внешней мощью китайской экономики таится структура, которая настолько нестабильна, не сбалансирована, не скоординирована и неустойчива, что государство может не выдержать напора колоссальных внутренних проблем"...

тут кое кто в лепешку разбивался доказывая, что китай не сунется в сибирь и на ДВ. Судя по тексту ("желтизна естессно") они сами не знают, что делать в сложившейся ситуации и наверное разберутся как и бывало всегда, но решить эту проблему полностью даже им не под силу. Рано или поздно будут потрясения, тогда малицца надо будет на китайское руководство штоп удержало вожжи...

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...