Jump to content

Улан-Удэ изуродовали. Идущая последние годы застройка центра - преступление против города


Recommended Posts

Улан-Удэ изуродовали. Идущая последние годы застройка центра - преступление против города

828a08720146c7b78da23f486ad71c33.JPGЗаслуженный архитектор Российской Федерации Владимир Бельгаев рассказал нашему корреспонденту то, о чем почему-то не принято говорить, хотя это и очевидно любому неравнодушному жителю Улан-Удэ. Владимир Бельгаев и как улан-удэнец, и как профессионал считает, что новые здания уродуют исторический центр города. И это не просто эстетическая претензия, но и констатация противозаконных действий городских властей.

- Владимир Гомбожапович, в чем главная проблема современной застройки исторического центра Улан-Удэ?

- В плане охранных зон, которые имеют силу закона, есть понятие «видовые точки», с которых должны обозреваться исторические здания. Например, театр оперы и балета. Нужно-то было, чтобы театр обозревался со всех сторон, и особенно его аркада. Но на улице Почтамтской построили торговый центр «Сибирь», что полностью закрыло обзор на театр со стороны проспекта Победы.

- Но ведь с проспекта открывается вид не только в сторону театра?

- Обзор в другую сторону закрыт этой новой стеной «Еврозоны». В 80-е годы в Улан-Удэ был всесоюзный конкурс, приехали архитекторы из разных городов, и они разрабатывали проект застройки этого участка города. Конечно, они оставляли откос, оставляли все улицы, особенно настаивали на том, чтобы стенки на улице Балтахинова не было. Она уже тогда появлялась, вернее, часть ее. И архитекторы тогда настаивали, чтобы высоких зданий больше не строили.

Руководствовались они простейшим правилом: если человек стоит на проспекте Победы, смотрит на долину, на город, ему должен быть виден исторический центр города, вплоть до Одигитриевского собора. А сейчас эта огромная стена, начиная от «Удинского пассажа» до «Еврозоны» полностью закрыла вид. Оттуда видны только дальние-дальние горы, что нарушило видовые точки, указанные в генеральном плане. А еще этот огромный выпирающий «унитаз» стоит в углу.

- А что еще уродует город?

- Кроме видовых точек есть такое понятие, как масштаб. Это означает, что в исторической зоне здания должны быть соразмерные – двух- и трехэтажные. Ну, и по архитектуре должны более или менее соответствовать. А тут огромные здания, причем, архитектура сейчас непонятная. В подобном стиле построено здание «БайкалБанка» на улице Советская. Но оно хоть не выделяется масштабом, соразмерное, а тут… Тоже власть денег и фирм получилась.

- Какие еще есть обзорные точки?

- Другая обзорная, или видовая, точка расположена в начале Арбата на городском знаке, который изображает рог изобилия. С нее полностью открывался вид на арку. Чуть поодаль стоит башня Дома радио и рядом театр оперы и балета с аркадой. Этот вид есть один из главных символов Улан-Удэ. Все это охватывалось одним кадром, и на этом фоне фотографировались люди.

Но сейчас на улице Ленина строится новое здание компании «Икат». Еще раньше под театром был построен «Премиум», и они закрыли вид на аркаду оперного театра. А там (на месте, где строится новое здание) в свое время освободили площадку напротив Музея природы, и она была специально отведена, чтобы организовать единую красивую площадь перед театром оперы и балета.

Здесь был красивый скверик, и площадь была очень большая для обзора. Но потом решили, что «пустовать у нас ничего не должно». «Икат» начал застройку этой площадки. Из-за этого видовая точка оказалась закрытой, и видна лишь только арка и башня радио. Причем, здание-то строится не двухэтажное, как остальные строения рядом, а четырехэтажное.

На самом Арбате вообще варварски было сделано. На улице Ленина должны были «воткнуть» маленький общественный туалетик, может даже подземный. Так они построили маленький туалет, но на нем соорудили огромный торговый центр, причем залез он и на проезжую часть, там теперь ни тротуара, ничего нет. А это не только неудобно, но еще и нарушает закон об исторических поселениях.

По закону Верхнеудинск - это историческое поселение, в котором, соответственно, должны сохраняться не только дома, но и улицы, по возможности в первозданном виде. А этот туалет линию улицу нарушил полностью. Еще тут всяких павильонов понаставили. Вообще, вокруг самого памятника должна быть территория, где ничего не должно быть. А есть другая зона, которая называется «охранной». На ней можно строить, но надо обязательно согласовывать с памятником, чтобы не нарушало вид.

- Последнее время все чаще озвучивается мнение, что деревянный центр Улан-Удэ нужно сносить, как Вы относитесь к этим высказываниям?

- Мэр сказал, что «деревяшки» невозможно сохранить. Да можно. Но вместо этого тратят деньги на возведение непонятных памятников. Сколько денег потратили, например, на памятник трем лошадям на Терешковой? Миллионы. А на эти деньги можно было бы капитально отремонтировать несколько деревянных домов с резьбой. Ведь они представляют огромную историческую и архитектурную ценность!

Эти дома строились в восемнадцатом веке по единому плану, который направлялся из Санкт-Петербурга, поэтому пропорции у них были благородные. Со временем они, конечно, оседают, теряют пропорции и симметрию, но можно же восстановить.

- Между тем, блестящие новоделы продолжают заполонять центр Улан-Удэ. В сердце города и республики, на площади Советов ситуация лучше?

- Не лучше. На площади Советов есть голова Ленина, один из самых известных памятников мира. За ним стоит историческое здание, в котором располагается правительство. Оно само по себе довольно ценный памятник, хотя и не вошло в список охраняемых объектов федерального значения. Он был построен в начале тридцатых в стиле конструктивизма, а его башня должна была напоминать рубку лайнера. Ну, первый период конструктивизма исходил из лозунга Ле Корбюзье о том, что дома – это машины для жилья.

Через полстолетия к нему было пристроено здание мэрии, которое должно было повторять линии соседа. Раньше предполагалось, что эти здания – правительства и мэрии -- создают симметричный фон для головы Ленина. Но недавно построили башню налоговой службы, что полностью нарушило изначальный замысел. Причем, башня какая-то неспокойная. Было бы спокойное здание, прямоугольное в виде башни, было бы полбеды. А у нее силуэт довольно сложный, что, конечно, отвлекает внимание и нарушает фон.

Рядом, на театральной площади, строятся два здания – бурятского университета и национальной библиотеки. Последнее довольно нейтральное здание, с небольшой претензией на национальный колорит, но, в общем, вписалось. Новый корпус же БГУ получился очень активным. Оно должно было быть или похожим на соседнее здание, или нейтральным, но не столь активным. А оно бесстильное, похожее на современные здания, но с колоннами классическими, в общем, мешанина какая-то. Это какой-то общий стиль современной застройки. Безвкусица и мешанина.

4df3880ffdacfbeeff8385da09384cea.JPG

Источник

Link to comment

Вот было бы круто, водят туристов и рассказывают, вот в этом сарае пропивал свою молодость Пушкин, в этом сарае досиживал революционер Бабушкин и т.д.

Link to comment
Где третий мост через Уду????

не боись... будет

Инфа 146 %...?

Когда...?

А дорога от "Восточных ворот" через Богородский на Поселье -Исток - Аэропорт и автомобильный мост над железкой с Добролюбова на Борсоева когда будут, не подскажешь?

Link to comment

http://www.infpol.ru/news/305/2136.php

- И меркантильный вопрос: как у архитектора с жилищем?

- Сапожник без сапог. Живу в старом доме на Ленина, в котором в свое время построили нечто вроде мансардного этажа без окон. Пришлось прорубать толщу стен и делать маленькие окошки, но это не решило проблем. Жена - она филолог - часто критикует.

- В каком месте-пространстве Улан-Удэ вам хорошо душевно?

- Это смотровая площадка за старым кладбищем, не доезжая до 102 квартала. Всю селенгинскую долину видно. В свое время там проектировался детский парк, потом все заглохло.

- Вот бы здесь поставить вашего Гэсэра!.. И напоследок: неужели мы так и будем жить без новой архитектуры?

- До сих пор жили. Наши соседи - Иркутск и Чита - всегда были в лучшем положении. Но, надеюсь, появятся инициативные и денежные люди. Вот предприниматель Асалханов построил комплекс <Сагаан морин>. Так что можно предположить, что облик Улан-Удэ еще заметно преобразится...

Гэсэр-освободитель... Ну-ну...

Link to comment
вот блин тенденция пошла, строят - плохо, не строят - тоже плохо))))
Можно не строить вообще, можно строить по-человечески, а можно - через жопу. Последнее, как раз у нас.
Link to comment

да пускай строят в центре. лучше бы точечные застройки по периферии закрыли. а то блеать у меня прямо во дворе на месте бывшей детской площадки втыкают домину (саяны) - козлы, уроды.

а в центре это "достояние зодчества" с туалетами на улице пора сносить. уж если бы хоть реставрировали эти дома, а то застройка - преступление, а покосившиеся уже десятилетиями неменяющиеся деревянные дома почему то не преступление...

Link to comment
http://www.infpol.ru/news/305/2136.php
- И меркантильный вопрос: как у архитектора с жилищем?

- Сапожник без сапог. Живу в старом доме на Ленина, в котором в свое время построили нечто вроде мансардного этажа без окон. Пришлось прорубать толщу стен и делать маленькие окошки, но это не решило проблем. Жена - она филолог - часто критикует.

- В каком месте-пространстве Улан-Удэ вам хорошо душевно?

- Это смотровая площадка за старым кладбищем, не доезжая до 102 квартала. Всю селенгинскую долину видно. В свое время там проектировался детский парк, потом все заглохло.

- Вот бы здесь поставить вашего Гэсэра!.. И напоследок: неужели мы так и будем жить без новой архитектуры?

- До сих пор жили. Наши соседи - Иркутск и Чита - всегда были в лучшем положении. Но, надеюсь, появятся инициативные и денежные люди. Вот предприниматель Асалханов построил комплекс <Сагаан морин>. Так что можно предположить, что облик Улан-Удэ еще заметно преобразится...

Гэсэр-освободитель... Ну-ну...

Памятник основателям города пусть ставят

Link to comment
Эпоха отстоя

Город Улан-Удэ и раньше не блистал обилием архитектурных памятников, теперь же редкие крупицы настоящей городской красоты окружены и раздавлены стремительно растущим вокруг новоделом.

Главный убийца города, как старого Верхнеудинска, так и советского Улан-Удэ - это десятки типовых бессмысленных коробок, отделанных дешевым китайским пластиком. Мода на эти серые панели приобрела у нас какой-то просто катастрофический размах. Во всем нормальном мире такие панели используют для отделки торговых центров на окраине, где не важна архитектура как искусство. А для зданий, представляющих лицо города, такие панели просто неприемлемы. Это все равно, что на официальное мероприятие прийти в пляжных шортах и сланцах. При этом, я больше чем уверен, граждане-инвесторы, которые и заказали все это безобразие, искренне меня сейчас не поймут и скажут: «А что такого-то, это же красивые сланцы от Гуччи, за 100 долларов куплены». Ну, да, инвесторы зарабатывают деньги, им о высоком думать не положено. Тем более, на глаза медведь наступил, пожалеем их. Но, в городе же есть же целое управление архитектуры, которое должно комплектоваться профессионалами! Они все тоже ослепли?

Вы посмотрите на здания, являвшиеся символом Улан-Удэ последние 50-70, да даже и 100-200 лет. Храмы, купеческие дома, театр оперы и балета, «Забайкаллес», правительственный комплекс площади Советов. Эти здания живые, в них есть мысль и душа. Каждое из них - отражение четкого архитектурного стиля, а через него и своей эпохи. Архитектор из любой точки мира, посещая Улан-Удэ, «прочитает» эти здания. Скажет, чем руководствовались авторы проектов, откуда черпали свои идеи и какие возможности у них были.

Нынешние же постройки, которые составляют уже чуть ли не 50 % центра, - это какой-то образец безвкусицы и отсутствия мыслей как явления. Чистый бездумный функционал и экономия на всем, включая здравый смысл. А-ля маньчжурская барахолка. Что скажет житель Улан-Удэ лет через 50, глядя на эти дома? Что все эти пластмассовые коробки были построены в «эпоху отстоя», их нужно снести и забыть как страшный сон. Зданий, которыми можно было бы гордиться, которые можно было бы поставить в один ряд с нашей городской классикой, среди тех многих десятков уродин, построенных в последние годы, просто нет.

Да, по-настоящему красивых зданий и раньше у нас в городе было совсем немного. Да, застраиваемые сейчас площади пустовали и часто представляли из себя заброшенные помойки. Но разве нельзя было отвлечься от подсчитывания денег и хотя бы попытаться сделать город красивее? Это было во власти мэрии, и она с этой задачей не справилось. Самое грустное, что сделать с этим уже ничего нельзя.

Link to comment
Где третий мост через Уду????

не боись... будет

"... будет... Когда дороги сделаем полутораполосными". Так что-ли?

Долго еще будут пробки...

Капитализм, господа. В любом крупном западном городе пробки.

Ого, я живу в крупном западном городе.

Link to comment

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...