Перейти к содержанию

У Фурсенко все нормально. Экс-министр признался, что ничуть не сожалеет о содеянном.


Рекомендуемые сообщения

У Фурсенко все нормально. Экс-министр признался, что ничуть не сожалеет о содеянном.

966big.jpgЭкс-министр признался, что ничуть не сожалеет о содеянном. Он считает правильными новые стандарты образования, по которым физика и химия становятся необязательными предметами

На ПМЭФ затронуты вопросы, казалось бы, далекие от экономики, в частности - образование. Впрочем, это только кажется, ведь экономика - это не только ресурсы, активы, бюджет, формулы и инновации, но и, в первую очередь, люди, которые все это разрабатывают, используют, и в конечном счете создают тот пресловутый ВВП, о котором так любят поговорить на самых высоких уровнях власти. В кулуарах форума экс-министр образования, помощник президента РФ Андрей Фурсенко, обсуждая с корреспондентом РБК предстоящую реформу образования, признался, что ничуть не сожалеет о содеянном. Он считает "нормальными" и даже правильными стандарты образования, которые в ближайшее время будут введены в старшей школе.

Напомним, незадолго до своей отставки Фурсенко утвердил новый федеральный образовательный госстандарт (ФГОС) для старшей школы, который тут же вызвал большой резонанс. Согласно этому документу обязательной для старшеклассников становится лишь часть предметов - математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, а также ОБЖ и физкультура. Все остальные курсы школьники определят сами в зависимости от выбранного профиля - гуманитарного, технического, естественнонаучного. При этом дополнительных курсов позволят выбрать не более трех, а за тем, чтобы число учебных часов не превышало 37 в неделю, в школах должны будут тщательно следить.

Первую версию ФГОСа яростно оспаривали гуманитарии, теперь же негодуют математики, физики и биологи, требуя вернуть эти дисциплины в число обязательных предметов. Если учесть, что уже сейчас в стране наблюдается переизбыток юристов и острый дефицит технических кадров, нетрудно догадаться о склонностях большинства учеников, точнее, их родителей. Рассчитывать на дальновидность сограждан, увы, не приходится. О ситуации на рынке труда в целом они вряд ли осведомлены, зато благодаря многочисленным сериалам имеют свои четкие представления о доходах адвокатов и прочих представителей интеллектуального труда. А вот инженеры на статус героя дня по-прежнему претендовать не могут, хотя в реальности хорошие технические специалисты сегодня могут зарабатывать куда больше многих гуманитариев.

Даже если оставить в стороне меркантильную сторону дела, все равно без хотя бы элементарных знаний физики, химии, биологии в жизни не обойтись. Разработчики стандарта предлагают восполнить пробел путем введения курса "Естествознание", объединяющим названные дисциплины, - для школьников, которые не выбирали их в свой профиль. Однако педагоги сомневаются в том, что подобное объединение позволит решить проблему, поскольку у школьников есть возможность практически полностью проигнорировать сложные предметы. Несмотря на доработку, в новой программе по-прежнему отсутствуют четкие критерии знаний и навыков выпускника средней российской школы, отмечают эксперты.

У Фурсенко есть свой взгляд на спорную тему. На вопрос о том, не приведет ли введение новых госстандартов к снижению уровня образования старшеклассников по тем предметам, которые не будут выбраны в качестве основных, он ответил, что 40% московских выпускников заканчивают школу экстерном, и это сигнал о том, что люди не просто снижают уровень, а игнорируют целый ряд предметов. "Мы должны вернуть интерес гуманитариев к естественным наукам, а "физиков" - к гуманитарным, подать эти предметы как-то по-другому. Много вопросов было по стандартам начальной школы, а оказалось, что все довольны: и родители довольны, и учителя, и ученики", - подчеркнул экс-министр.

По словам Фурсенко, в новых стандартах есть возможность ничего особо не менять, поэтому хуже все равно не станет. Но при этом появляется больше возможностей: больше адаптации, учета особенностей детей, школ, учителей. "Конечно, когда у тебя появляется возможность выбора, становится сложнее. Одно дело - когда тебе сказали, что надо делать так и никак иначе. Ты можешь жаловаться, переживать, говорить, что все это плохо, и при этом ни за что не отвечать. А когда у тебя есть возможность выбора, ты можешь идти направо, можешь идти налево и развивать разные сценарии. Это сложнее, но мы должны к этому идти", - попытался объяснить он свою позицию.

Сложности и впрямь будут. Предложенный чиновникам выбор сильно смахивает на выбор былинного витязя на распутье: направо пойдешь - коня потеряешь, налево - в болоте увязнешь, прямо - и вовсе жизнь отдашь. В общем, куда ни кинь, всюду клин.

Примечательно, что сам экс-министр в реформированной системе образования трудиться вовсе не хочет, объясняя это тем, что больше склонен к научной деятельности. В подтверждении своих слов он опроверг информацию о том, что претендует на пост ректора МГУ им. Ломоносова. "Такого никогда не будет, это я могу сказать со стопроцентной уверенностью", - заверил он журналистов.

***

А.Фурсенко о школьном образовании: "По-моему, нормальные стандарты"...

Бывший министр образования, помощник президента РФ Андрей Фурсенко рассказал, что считает "нормальными" и даже правильными стандарты образования, которые в ближайшее время будут введены в старшей школе. Об этом он заявил в беседе с корреспондентом РБК Кристиной Давыдовой в кулуарах Петербургского международного экономического форума.

"По-моему, нормальные стандарты – я подписал соответствующий приказ. Считаю, что это стандарты правильные. Обозначив это направление, мы дали возможность тем школам, тем ученикам, тем родителям, которые хотят учиться по-новому, подготовиться и начать что-то менять", – отметил экс-глава Минобрнауки.

Отвечая на вопрос, не приведет ли введение новых госстандартов к снижению уровня образования старшеклассников по тем предметам, которые не будут выбраны в качестве основных, А.Фурсенко обратил внимание на то, что 40% московских выпускников заканчивают школу экстерном.

"Это сигнал о том, что люди не просто снижают уровень, а игнорируют целый ряд предметов. И мы должны вернуть интерес гуманитариев к естественным наукам, а "физиков" – к гуманитарным, подать эти предметы как-то по-другому. Проще всего занавесочки задернуть и делать вид, что мы едем. И постепенно терять качество образования, что и происходило. Мы эту проблему давно осознали и начали потихонечку менять. Много вопросов было по стандартам начальной школы, а оказалось, что все довольны: и родители довольны, и учителя, и ученики", – подчеркнул экс-министр.

По словам А.Фурсенко, реализовать новые стандарты можно будет и в маленьких школах. "В новых стандартах есть возможность ничего особо не менять. Это первое. Поэтому хуже не станет. А второе – появляется больше возможностей: больше адаптации, учета особенностей детей, школ, учителей. Конечно, когда у тебя появляется возможность выбора, становится сложнее. Одно дело – когда тебе сказали, что надо делать так и никак иначе. Ты можешь жаловаться, переживать, говорить, что все это плохо, и при этом ни за что не отвечать. А когда у тебя есть возможность выбора, ты можешь идти направо, можешь идти налево и развивать разные сценарии. Это сложнее, но мы должны к этому идти", – попытался объяснить он свою позицию.

Бывший министр также сообщил, что после отставки его первым проектом был проект "отдохнуть", и он его "в значительной степени реализовал". А.Фурсенко пообещал, что продолжит работу в тесном взаимодействии и с правительством.

"Наверное, в чем-то мы будем спорить, а в чем-то соглашаться с Дмитрием Викторовичем Ливановым (новый министр образования. - Примеч. РБК). Но мы точно будем решать одну задачу. Сейчас появилось больше возможностей подумать о каких-то стратегических вопросах, в том числе в вопросах, которые не замкнуты на довольно жесткую ведомственную структуру", – добавил он.

А.Фурсенко отметил, что теперь будет работать "скорее больше в науке, чем в образовании". "Я имею право сейчас немножко больше заниматься наукой, которой вообще начинал заниматься в своей жизни, которая меня по-прежнему интересует. Наука и образование тесно связаны, неразрывны. Это реальное развитие интеллектуального потенциала страны, каждого человека", – заключил экс-министр.

Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/21/06/2012/656168.shtml

Источник

Ссылка на комментарий
Физики против лирики: с новым школьным стандартом в ВУЗ не попасть

Бывший министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко перед отставкой порадовал очередной резонансной инициативой. Он утвердил новый федеральный образовательный госстандарт (ФГОС) для старшей школы, который тут же вызвал большой резонанс.

Если первую версию ФГОСа яростно оспаривали гуманитарии, требуя вернуть в число обязательных предметов русский язык, то теперь негодуют математики, физики и биологи. В ответ на их требования разработчики стандарта предлагают ввести курс "Естествознание", объединяющий эти три предмета, - для школьников, которые не выбрали в профиль физику, химию или биологию. РБК спросил преподавателей технических вузов об их отношении к новому ФГОСу и поинтересовался судьбой будущих выпускников, которые захотят получить техобразование.

По мнению профессора кафедры общей физики, советника ректора МФТИ Юрия Самарского, заменить курсом естествознания три науки – "глубоко ошибочное решение". Кроме того, уверен профессор, желающим поступить в технические вузы после школы придется обязательно заниматься дополнительно.

"Слово "естествознание" слишком расплывчато, и доля, например, физики там ничтожна, Это размазывание предметов. Математика, физика и химия должны быть выделены, потому что они являются фундаментом любого образования. Можно знать их хуже, лучше, но они много лет были базой. Почему сейчас нужно это разрушать, мне непонятно", - подчеркнул Ю.Самарский.

Профессор также отметил, что данная инициатива для российского образования уже не нова. "И Чубайс, и Гайдар в свое время говорили о гуманизации образования. Вот эта гуманизация превратилась в абсурд, – считает Ю.Самарский. - Число часов на физику и так давно уменьшилось. Математику пока более-менее стараются не обижать, но два часа в неделю на физику в школах – смешно даже говорить об этом".

С коллегой из МФТИ согласился доктор физико-математических наук, профессор МГУ Андрей Савельев-Трофимов, отметив, что "уровень подготовки в школах по этим предметам без того очень низкий".

"Я думаю, что в школе никакое слияние этих предметов невозможно, а возможно только в университете, и то на старших курсах. А на школьном уровне слияние знаний бесполезно, эти вещи слишком разные", - объяснил А.Савельев-Трофимов.

Того же мнения придерживается и преподаватель кафедры анализа данных и искусственного интеллекта ГУ ВШЭ Дмитрий Игнатов.

"Заведомо ясно, что человек, который не знает физики в элементарном объеме, который курс естествознания дать не может, уравнений, формул, не может решать задачи, - это делает его неконкурентоспособным при поступлении в технические вузы, - считает Д.Игнатов. - Это базовые научные дисциплины, без которых картина мира не может быть полной, будут только базовые знания на уровне начальной школы".

Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/08/06/2012/654361.shtml

Ссылка на комментарий
Реформирование отечественного образования активно идет с середины 2000-х гг. Началась образовательная революция с проекта ЕГЭ. Зачин проекту был сделан еще предшественником А.Фурсенко - Владимиром Филипповым, который начал "испытывать" госэкзамен в регионах. В 2009г. А.Фурсенко превратил экспериментальную тестовую систему в основную форму проверки знаний российских школьников.

Также А.Фурсенко продолжил начатое в 2002 г. присоединение к Болонской декларации, которую, к слову, критикуют не только в России, но и на ее родине в Европе. Болонская программа ознаменовала переход отечественной системы образования на европейскую двухуровневую (бакалавриат и магистратуру), которая якобы должна дать российским выпускникам возможность продолжать учебу за рубежом. Еще одной спорной инициативой А.Фурсенко стал проект новых образовательных стандартов для старшеклассников, согласно которому число обязательных предметов в старшей школе сократится с нынешних 14 до 10 – 11, при это 4 из них, включая физкультуру, должны остаться обязательными. Текущие инициативы встретили сопротивление и резкую критику среди родителей и педагогов и продолжают ставить все новые вопросы.

Отныне надежды российского образования лежат на новом министре Минобрнауки, которым стал представитель научного сообщества ректор МИСиС Дмитрий Ливанов. Как будут склдадываться его отношения с ЕГЭ, покажет время, однако новый министр образования уже успел озвучить инициативу, касающуюся высшего образования, пообещав сократить бюджетные места в вузах в 2 раза.

Читать полностью: http://top.rbc.ru/story/623983.shtml

Ссылка на комментарий
Путин нашел Фурсенко новую работу

Спустя месяц после ухода с поста министра образования и науки Андрей Фурсенко получил новую должность

Помощник президента России Андрей Фурсенко, бывший министр образования и науки, получил новую должность. Накануне Владимир Путин подписал указ о создании управления президента Российской Федерации по научно-образовательной политике и назначил Фурсенко его главой.

По словам помощника президента по научно-образовательной политике, его новая работа не будет дублировать деятельность Министерства образования и науки. Свою команду экс-министр сформирует в ближайшее время. "У нас есть если не все лето, то, по крайней мере, месяц. Пока еще не назначены люди. Мы даже не знаем еще, где будем работать, где люди будут сидеть. Президент в момент моего назначения сказал, что одна из задач - это развитие грантовой системы поддержки научных исследований и работа с фондами, которые эти гранты распределяют. Президент принял решение о том, что должен быть усилен контроль за их деятельностью. Тем более что капитализация фондов до 2018 года должна вырасти до 25 миллиардов рублей", - цитируют Фурсенко "Известия".

На встрече с журналистами ожидаемо не обошлось без вопроса о ЕГЭ: "Я считаю, что принципиальные вопросы с ЕГЭ, в основном, решены. Конечно, он будет совершенствоваться, но этим будет заниматься Рособрнадзор и министерство, как и раньше. Если потребуется участие президента, то подготовка предложений будет поручена нашему управлению. Будет упор на хорошую науку. Конечно, науку можно условно разделить на университетскую и академическую. Но, как известно, не бывает рыбы второй свежести. Бывает наука и не наука. Как раз одна из задач заключается в том, чтобы с помощью в том числе общественных структур выделить и определить направления поддержки в зависимости исключительно от уровня научных исследований. Те же самые мегагранты должны быть доступны не только для университетов, но и для других научных институтов".

Согласно новому указу, основной задачей управления является обеспечение деятельности совета при главе страны по науке, технологиям и образованию, подготовка и представление Владимиру Путину материалов по вопросам науки, образования, финансирования исследований и программ развития.

Министром образования Андрей Фурсенко работал с 9 марта 2004 г. по 21 мая 2012 года. Последние годы его работы сопровождались резкой критикой со стороны россиян, в первую очередь - в связи с введением ЕГЭ.

Несмотря на недовольство граждан, Фурсенко утверждал, что критика в его адрес связана не с плохим качеством работы. "Значительное количество недовольства связанно не с тем, что не нравится политика, а с тем, что раздражает отсутствие смены ключевых лиц на этом месте. Не случайно по всем рейтингам я прочно лидирую, как самый непопулярный министр", - ранее говорил о себе Андрей Фурсенко.

Ссылка на комментарий

Дифирамбы Болонской системе

Болонская система: российские вузы на международном образовательном рынке

Грамотное использование всех возможностей новой системы дает положительные результаты

В конце 90-х гг. страны Европы начали работу по унификации системы высшего образования, приведению ее к единому стандарту. Основная цель этого процесса – обеспечить высокое качество обучения для студентов всех европейских стран. Созданная в 1999 г. Болонская система призвана увеличить мобильность студентов и облегчить их трудоустройство, так как позволяет сравнительно легко определить уровень подготовки выпускников. Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 г., и с этого момента во всех государственных вузах начался процесс перехода на обучение по принципу "бакалавриат плюс магистратура".

Переход на Болонскую систему вызывал немало критики: поднимались вопросы о качестве образования, которое может получить бакалавр за четыре года обучения, и о нарушении системы российского образования, которая и без того сталкивается с целым рядом системных проблем. Тем не менее, возможности интеграции российской системы образования в мировой процесс подготовки кадров с началом перехода на новую систему все-таки значительно расширились. Вузы не просто отправляют студентов на стажировки по обмену, но и разрабатывают совместные образовательные программы; студенты отправляются на практику за рубеж и могут поступать в магистратуру любой из стран-участниц системы; организуются курсы повышения квалификации для преподавателей; в вузах начали создаваться попечительские советы, члены которых представляют как отечественные, так и зарубежные компании. А это значит, что к процессу смогут подключаются и работодатели.

Сейчас построение прочной двусторонней связи "работодатель-вуз" находится в самом начале своего пути. Конечная же цель состоит в том, чтобы представители частных компаний регулярно принимали участие в разработке учебных программ вузов и вносили свои коррективы в соответствии с требованиями, которые предъявляет рынок труда.

Есть вузы, которые с осторожностью принимают новые стандарты образования, есть и те, кто позитивно относится к возможностям новой системы. Одним из примеров, когда удается удачно сочетать классические наработки и нововведения, является Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова, который осуществляет подготовку кадров для быстро развивающейся медиаотрасли. В университете уверены, что международное сотрудничество позволяет выпускникам чувствовать себя уверенно как на внутреннем, так и на международном рынке труда.

"Подготовка специалистов для быстро развивающейся медиаотрасли – а именно это является основной задачей нашего университета - требует постоянного обмена опытом с зарубежными коллегами. Мы убеждены, что международные связи помогают актуализировать программу обучения, готовить специалистов, отлично разбирающихся в современных процессах, и практика подтверждает это. Благодаря сотрудничеству вуза с иностранными партнерами, наши выпускники востребованы как на внутреннем, так и на международном рынке труда", - отмечает ректор Московского государственного университета печати Константин Антипов.

Университет печати действительно имеет договоренности об обмене студентами со многими странами как ближнего, так и дальнего зарубежья: Болгарией, Великобританией, Венгрией, Германией, Китаем, Литвой, США, Францией, Южной Кореей. Среди западных вузов наиболее тесное сотрудничество осуществляется с Высшей школой средств информации (г. Штутгарт, ФРГ), Бергским университетом (г. Вупперталь, ФРГ), Высшей школой техники, экономики и культуры (г. Лейпциг, ФРГ), Специальной высшей школой (г. Шмалькальден, ФРГ), Университетом Джунг Бу (Южная Корея). С британским Университетом Оксфорд Брукс и Государственным университетом библиотековедения и информационных технологий Болгарии МГУП имени Ивана Федорова реализует программу двойных дипломов, а в Бергском университете предусмотрена возможность бесплатных стажировок для студентов МГУП.

В 2008 г. при поддержке индийской компании APTECH Limited и британской Meridian Technologies при МГУП был создан международный образовательный центр "Arena Multimedia", который готовит специалистов в области компьютерного дизайна, анимации, 3D-моделирования, веб-технологий и рекламы. Центр "Arena Multimedia" нацелен на предоставление прикладных знаний в самых инновационных областях медиарынка и помогает студентам найти работу в актуальных направлениях – таких как мультимедиа, анимация и веб-дизайн – уже в процессе учебы.

Преподаватели Университета печати регулярно проходят курсы повышения квалификации за рубежом на базе крупных европейских вузов: Высшей школы средств информации в Германии, Реймского университета или Университета П. Сабатье во Франции и других. Университет печати состоит в различных международных организациях, в том числе в Международной ассоциации исследовательских организаций в области принтмедиа индустрии "ИАРИГАЙ" и Международной ассоциации полиграфических вузов. Ежегодно вуз принимает участие в научной конференции Международной ассоциации образовательных учреждений полиграфического профиля.

Однако международное сотрудничество затрагивает не только образовательный, но и научный процесс. На базе лабораторий МГУП изучаются новейшие методы печати и обработки информации, разрабатываются средства информационной защиты, проводятся независимые экспертизы. Это становится возможным во многом благодаря партнерству с крупными зарубежными производителями печатного и полиграфического оборудования: Heidelberg, Meridian Technologies, Technoform, Hewlett Packard, ExxonMobil Chemical, APTECH, Тоkyо Bоeki и др. Представители компаний Heidelberg, DuPont, MAN Roland и Koenig & Bauer входят в попечительский совет вуза.

"Развитие российского медиарынка и поддержка образования в медиаотрасли — одна из наших главных задач. В 2003 году мы открыли в Московском государственном университете печати Технологический центр и за несколько лет его работы убедились, что студенты очень ценят возможность получить полезные практические навыки непосредственно в процессе обучения, — рассказывает руководитель направления DuPont Packaging Graphics по Восточной Европе Герольд Задоров. — Каждый год мы организуем курсы для студентов, на которых они изучают процессы печати. Мы рады, что с нашей помощью студенты МГУП могут развивать навыки работы с реальным оборудованием при помощи компетентных специалистов-практиков".

Известный немецкий производитель печатных машин КБА (Koenig & Bauer AG) также осуществляет масштабную программу сотрудничества с университетом: строит при МГУП типографию полного цикла, которая позволит университету выпускать собственную полиграфическую продукцию широкого спектра, привлекая студентов к реальному производству с самого начала учебы.

"Концерн КБА сотрудничает с Московским государственным университетом печати на протяжении десяти лет. За это время мы неоднократно поставляли вузу современное печатное оборудование, студенты университета проходили обучение на нашем спецкурсе "Печатные машины РСН", а лучшие из них посетили завод КБА в Радебойле. В мае 2012 года мы подписали соглашение с Университетом печати, в рамках которого мы планируем установить в вузе офсетную печатную машину КБА Rapida 75. Она станет основой для создания высокотехнологичной типографии, — говорит вице-президент компании КБА Кристоф Мюллер. — Мы всегда придавали большое значение российскому медиарынку и рады сотрудничать с Московским университетом печати в вопросе подготовки квалифицированных специалистов полиграфической индустрии".

Безусловно, Болонская система не является панацеей от всех проблем, с которыми приходится справляться всем участникам учебного процесса: и преподавателям, и студентам, и работодателям. Но уже сейчас есть примеры, когда постепенное и грамотное использование всех ее возможностей приводит к позитивным результатам. Остается только надеяться, что таких примеров со временем будет больше.

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...