Перейти к содержанию

Стратегия-2020: КНР-главная угроза для России и автомобилисты заплатят за все


Рекомендуемые сообщения

Стратегия-2020: КНР-главная угроза для России и автомобилисты заплатят за все

1420940_600_400_source.jpgВ ближайшие восемь лет внешнее давление на Россию возрастет. Угрозы могут быть самыми разными — от спекулятивных атак на рубль и рынок акций до падения спроса на нефть. Но главная опасность для страны — обгоняющий ее по всем показателям Китай

Москва.14 марта. FINMARKET.RU — Многочисленные эксперты, по поручению Владимира Путина работавшие над новой программой развития России до 2020 года, представили окончательные итоги своей работы. От промежуточной версии, представленной в прошлом году, итоговый доклад отличается не слишком сильно: все основные предложения (включая самые радикальные), среди которых бюджетный и налоговый маневры, повышение пенсионного возраста, сокращение численности госслужащих и даже выравнивание цен на нефть с Европой уже были представлены общественности.

В итоговую версию включен лишь один новый раздел. Эксперты покусились на святое для заказчика — его концепцию Евразийского союза, охватывающего значительную часть Азии и Восточной Европы. По мнению авторов «Стратегии-2020», нам (и нашим соседям) нужно интегрироваться в единую Европу, а главной угрозой (прежде всего экономической) для нас будет набирающий мощь Китай.

Основные внешние риски для России:

Китайская угроза. Благодаря росту экономической мощи, более позитивному отношению со стороны Запада и финансовой экспансии на мировых рынках (предоставление кредитов, скупка проблемных долговых обязательств, прямые иностранные инвестиции и т. п.) в ближайшие 10 лет глобальные позиции Китая только усилятся. К 2020 году юань имеет все шансы стать мировой расчетной валютой — это один из главных вызовов не только для России, но и для мира в целом.

Китайские товары продолжат вытеснять с российского рынка отечественных производителей — ведь конкурентоспособность китайской обрабатывающей промышленности выше. Китай усилит свои позиции в МВФ и ВТО, «богатым новичкам» там всегда рады, а значит его роль в управлении глобальными процессами существенно возрастет, разумеется, в ущерб другим странам.

Технологическая гонка. Переход к инновационной экономике происходит не только в развитых, но и в развивающихся странах. Бизнес там активно финансирует поиск и разработку технологий, выводит на рынок новые продукты и услуги, государственные инструменты позволяют поддерживать инновации и научную базу.

Крупные развивающиеся страны — Китай, Индия, Бразилия — активно осваивают высокотехнологичные секторы экономики. Российские же компании, являющиеся монополистами на внутреннем рынке, уступают глобальным лидерам по мощности предприятий, имеют избыточные непроизводственные издержки, отсутствуют на фондовом рынке устойчиво ликвидных акций (кроме сырьевых гигантов). К 2020 году отставание России только усилится.

Падение спроса на энергоресурсы из России. С 2006 года развитые страны сокращают абсолютные объемы потребления нефти. Пока спрос в развивающихся странах перекрывает его сокращение в развитых, но общие темпы прироста потребления снижаются и составят в 2011-2020 гг. 0,7-0,9% в год, вместо 1,4% в 2001-2010 гг. Текущий уровень цен на нефть держится благодаря квотированию добычи странами ОПЕК, но если спрос упадет, а добыча вне ОПЕК будет расти, цены неизбежно пойдут вниз.

В ближайшие несколько лет сформируется единый мировой рынок газа, основой которого станет сжиженный газ — его доля к 2020 году может достигнуть 75% мировой торговли, на долю трубопроводного останется всего 25%. Диктовать цены в таких условиях будет уже невозможно, они будут определяться конъюнктурой рынка на момент поставки.

«Финансовые инфекции» и другие рыночные страшилки. Российский финансовый рынок синхронизирован с мировым и зависит от него. Избавиться от этой зависимости быстро вряд ли удастся. Это значит, что рыночные шоки, которые могут возникать в любых сегментах глобальных финансов, будут, как и прежде, с усилением передаваться на российский финансовый рынок.

Следствие — постоянная угроза подхватить «финансовую инфекцию». Симптомы заболевания — бегство капиталов, падение рынков, давление на рубль, вспышки инфляции, дефолты банков и эмитентов, расстройство платежей, сжатие текущего спроса и инвестиций, кризис в реальном секторе экономики.

«Мыльные пузыри» и спекулятивные атаки. Основной мотив портфельных инвесторов в Россию — спекулятивный, в основе вложений — «горячие деньги». Скромные размеры финансового рынка, быстрое развитие рынка деривативов создают базу для спекулятивных атак нерезидентов на рубль и рынок акций. Есть все предпосылки для расцвета операций «кэрри трейд» и запуска финансовых кризисов, обусловленных стремительным притоком и оттоком «горячих денег».

Перекосы валютных курсов. Альтернативы доллару США как ключевой резервной валюте до 2020 г. нет, однако тенденция к постепенному ослаблению доминирующего положения доллара, вероятнее всего, сохранится, создавая угрозу для российских экспортных операций и валютных резервов.

Дополнительный фактор риска — повышение международного статуса юаня, создающее предпосылки для обострения проблемы «валютных войн». На этом фоне позиции России оказываются крайне уязвимы, особенно с учетом устойчивого повышения реального валютного курса рубля, которое мешает расширению несырьевого экспорта из России, создает барьеры для импортозамещения (прежде всего в отраслях с высокой степенью переработки), провоцирует рост вывоза капитала.

Что делать России в условиях жесткого давления со всех сторон? Попытаться выстроить стратегию взаимодействия со всеми, кто может помочь, отвечают эксперты. А также внимательно присматривать за Китаем и его планами.

Таможенный союз. Нынешний технологический уровень стран СНГ не позволяет рассматривать сотрудничество с ними в качестве основного фактора, стимулирующего модернизационные процессы в России. Тем не менее, они должны рассматриваться как основные партнеры для глубокой интеграции из политических соображений и возможности использования их в качестве рынков сбыта российской высокотехнологичной продукции.

Евросоюз. До 2020 года европейские страны останутся основными торговыми партнерами России и основными поставщиками прямых иностранных инвестиций. Трансферт европейских технологий и развитие технологических альянсов между российскими и европейскими компаниями, освоение рынков стран ЕС могут стать мощными стимулами для повышения конкурентоспособности отечественных производителей. Целью — создание зоны свободной торговли с ЕС, охватывающей всю северную часть Евразии.

США. Экономическое сотрудничество напрямую зависит от российско-американских политических отношений. Наибольший потенциал сотрудничества сосредоточен в высокотехнологическом секторе, но реализован он может быть только в случае политической «перезагрузки». В идеале заимствование передовых американских технологий поможет модернизации многих отраслей (медицина и фармацевтика, производство авиадвигателей, применение новых технологий в нефтегазовом комплексе и металлургии).

Азиатско-Тихоокеанский регион. Технологическое сотрудничество — через привлечение прямых инвестиций из Японии и Южной Кореи, формирование технологических альянсов и подписание межправительственных соглашений о технологическом сотрудничестве с Сингапуром и Малайзией, а также рост сбыта высокотехнологичной продукции оборонного назначения в страны АСЕАН. А вот технологического сотрудничества с Китаем стоит избегать из-за целенаправленной политики «интеллектуального пиратства» со стороны китайских компаний.

Нужно брать ориентир на создание рынка углеводородов в Восточной Азии при решающей роли российских ресурсов, а также обдумать создание зоны свободной торговли с Сингапуром, Вьетнамом и Брунеем, а также создание с ними совместных производств на Дальнем Востоке.

Это поможет «перетянуть» к нам часть инвестиций из Китая.

Опасность у всех этих интеграционных процессов одна — часть неэффективных производств в России не выдержит конкуренции в условиях свободной торговли. Но риск потерять конкурентоспособность, отгородившись от мира, перевешивает.

***

Москва. 19 марта. FINMARKET.RU — В итоговом варианте Стратегии-2020 представлены не только очевидно необходимые (хотя и болезненные) реформы вроде уменьшения вмешательства государства в экономику, смены бюджетных приоритетов и снижения дефицита пенсионного фонда, но и экстремальные предложения.

Они сохранились и сейчас, когда Стратегия уже почти стала программным документом правительства. Так, в документе осталась целая глава, посвященная тому, как одним махом (точнее, за 4-6 лет) перепрыгнуть самые сложные препятствия и сразу оказаться в стране с совсем другой экономикой. План в случае удачного развития событий позволит одновременно избавиться от нефтяной зависимости и найти деньги на снижение социальных взносов, а в случае неудачного (и вероятного) — взвинтит цены на бензин и другое топливо.

В самой стратегии сказано, что «в силу крайне высоких сопутствующих макроэкономических рисков и сложности их предварительного просчета и оценки» сценарий «не рассматривается среди основных», а его реализация требует серьезной политической воли и готовности правительства и президента принять на себя политические и экономические риски.

Но, судя по всему, воля у президента и премьера присутствует. Сценарий, несмотря на всю его опасность, не был отвергнут на совещании у президента Дмитрия Медведева, и его принятие остается вполне вероятным. Как сообщил «Финмаркету» один из чиновников, участвовавших в совещании, президент поручил еще раз все хорошо просчитать и внести экстремальный план вновь. Один из участников работы над стратегией, рассказывал «Финмаркету», что авторство раздела принадлежит помощнику президента Аркадию Дворковичу. И это не единственное предложение Стратегии-2020, которое потенциально может переложить издержки реформ на автомобилистов.

Первым пунктом плана значится полная отмена экспортных пошлин на нефть.

Вторым — резкое (на 8,1% ВВП) повышение налога на добычу нефти — НДПИ, — которое не только покроет выпадающие из-за отмены пошлин поступления в бюджет, но и принесет ему огромные дополнительные доходы.

Ликвидировать экспортные пошлины в стратегии предлагается по трем различным вариантам:

При отсутствии модернизации нефтепереработки и низкой конкуренции. Цена на бензин без учета налогов в этом случае вырастет на 32%. Вертикально-интегрированные компании (ВИНКи) поднимают цены до уровня монопольных. Государство идет на частичную компенсацию роста цен, снижая акцизы на бензин. Розничная цена для населения поднимается на 20,4%, для промышленных предприятий — на 26,4%.

Антимонопольные мероприятия. Усиление конкуренции на рынке нефтепродуктов. Государство «в ручном режиме» следит, чтобы вертикально-интегрированные нефтяные компании не монополизировали рынки сбыта. За счет снижения акцизов на бензин и повышения конкуренции, цены для населения растут всего на 11,6%, для предприятий топливо становится дороже на 20%.

Конкурентная среда на рынке нефтепродуктов, модернизация нефтепереработки. На отечественный рынок приходят иностранные компании, которые работают как с промышленными предприятиями, так и в рознице с минимальной маржой, отечественные нефтяные компании вынуждены устанавливать в опте и рознице такие же цены, как и у иностранных компаний, запредельная торговая надбавка на внутреннем рынке существенно снижается. Цены на бензин без учета налогов подскакивают сразу на 54% (цена в Европе за вычетом транспортных издержек), но розничная цена нефтепродуктов для потребителей за счет конкуренции с импортными поставщиками поднимается всего на 8,4 %, а для промышленных потребителей — на 25,8 % (за счет снижения акцизов и роста конкуренции в торговле).

В этом идеальном варианте отечественные компании, не способные или не готовые к модернизации, покидают рынок, а маржа в торговле бензином внутри страны приходит «в соответствие с лучшими примерами мировой практики».

Если уж решаться на такую радикальную реформу, затягивать с ее реализацией не стоит, считают авторы. Оптимальный срок — 6 лет, при этом ВВП ежегодно будет терять по 0,2% в первые годы (в основном за счет падения выпуска в нефтепереработке, химии и нефтехимии, которые напрямую пострадают от подорожания сырой нефти), и 1% в последние годы реформы.

В третьем, «идеальном сценарии» негативного влияния на экономику почти нет — ВВП за 6 лет снижается всего на 3%. Деньги, полученные в ходе реформы, авторы предлагают направить на компенсацию снижения ставок страховых взносов.

Рост цен на бензин — не единственный неприятный сюрприз, который может ждать автовладельцев. Для них авторы Стратегии — 2020 припасли еще один раздел — о финансировании дорожного хозяйства.

В нем утверждается, что сообщество автомобилистов является по факту вторым после пенсионеров крупнейшим реципиентом бюджетной поддержки. Хотя сами автовладельцы уверены, что за свое пользование дорогами они рассчитались сполна, купив «дорогой» бензин и уплатив транспортный налог, на самом деле через акцизы и налог они оплачивают только 50% бюджетных расходов на дорожное хозяйство. И это сейчас, при низких затратах на инфраструктуру. А до 2020 года на ремонт и содержание дорог нужно будет тратить 3-3,3% ВВП в год, считают авторы Стратегии-2020.

Эта ситуация не имеет аналогов в зарубежной практике: во всем мире за счет road money — налогов и сборов, включенных в совокупную цену владения автомобилем, в том числе целевых налогов в цене моторных топлив — покрываются все расходы на дорожное строительство. Так что ничего не остается делать, как применить к российским водителям самый жесткий сценарий реформы автодорожной отрасли.

Проехал — заплати. Должен быть введен универсальный налог за километр пробега. Такая схема, введенная в Нидерландах в прошлом году, предполагает дифференцированные ставки транспортного налога, зависящие от категории и местонахождения дороги, по которым за год ездил автомобиль, а также от его характеристик и от его владельца. Размер платежа определяется по результатам обработки GPS-трека автомобиля; наличие необходимого для этой цели бортового оборудования становится обязательным. По мере роста масштабов применения системы ГЛОНАСС, в России в налоговых целях могла бы использоваться эта система.

Бензин должен быть дорогим. В 2012-2015 гг. акцизы на моторные топлива должны быть повышены не менее чем на 7—8 рублей в расчете на 1 литр (не вполне ясно, как это коррелирует с планом отмены экспортных пошлин на нефть и повышения НДПИ). В перспективе «целевые дорожные деньги» («road money») должны составлять порядка 30 % от розничной цены бензина.

Бесплатной парковки не бывает. Введение местных налогов за использование территории муниципальных образований для парковки автомобилей.

Для того, чтобы реформа не вызвала шок с соответствующими социальными и протестными последствиями, автомобилистов к изменениям нужно подготовить. Список «работы над сознательностью» прилагается. Власти должны регулярно говорить о том, что потенциал автомобильных дорог и городских улиц, сооруженных в советскую эпоху, давно исчерпан; проблема качественного и доступного жилья однозначно связана с дефицитом транспортно-доступной территории, в бюджете никогда не найдется достаточно средств на дороги, у иностранных инвесторов взять их тоже не получится.

И, наконец, о том, что российские автовладельцы ездят по дорогам ровно с тем комфортом, за который они заплатили.

Источник

Еще:

http://news.mail.ru/politics/8385616/gallery/1420940/#viewer

Ссылка на комментарий
Китайская мощь раздавит Россию

Недавний визит в Китай главы Международного валютного фонда Кристин Лагард в очередной раз всколыхнул интерес к стране, которая до сих пор считается главным локомотивом, вытягивающим мировую экономику из кризиса. Снова раздались голоса о том, что паровоз этот пыхтит из последних сил и вот-вот окончательно затормозит. Скептики обращают внимание на спад во многих значимых отраслях китайской экономики, ускорение инфляции, ужесточение монетарной политики и прочие факторы, свидетельствующие о том, что далеко не все так безмятежно в Поднебесной. Конечно, Пекин и сам заинтересован в сокращении темпов роста, чтобы избежать перегрева национальной экономики. Однако вместо плавного снижения ее может ожидать "жесткая посадка", предупреждают эксперты: вместо целевого роста в 7,5% по итогам 2012 г. этот показатель едва дотянет до 5%.

Эти настроения негативно отражаются на рынках. Например, проседают цены на драгоценные металлы, где спрос со стороны Китая играет важную роль. Но ряд аналитиков считают опасения по поводу жесткой посадки китайской экономики слегка преувеличенными. Так, например, специалисты компании Kestrel Partners увидели замедление инфляции в Китае, что, по их мнению, вполне укладывается в картину типичного китайского экономического цикла. Это следствие начатой властями год назад ограничительной монетарной политики, поясняют они, по той же причине снижается и потребительский спрос. Но в ближайшие несколько месяцев появятся новые стимулы, в первую очередь для инвестиций, и экономика отреагирует новым ускорением роста, так что особо беспокоиться за будущее Китая не стоит.

Не видит причин для волнений и Лагард, которая назвала Китай "светлым пятном" на фоне общей нестабильности мировой экономики. Она призвала Пекин продолжать движение вперед, которое, по мнению Лагард, заключается в реформировании национальной экономики в угоду мировому сообществу. В первую очередь, конечно, это касается курса юаня. Жесткая валютная политика китайских властей действует на США, как красная тряпка на быка, да и в ЕС особой радости не вызывает. В ноябре прошлого года американский Сенат даже обсуждал законопроект, согласно которому власти могли бы накладывать компенсационные пошлины на товары из тех стран, где для стимулирования экспорта намеренно занижается курс национальной валюты.

Но пока вступать в открытую конфронтацию с Пекином Штаты все же не решаются, пытаясь воздействовать не "кнутом", а "пряником". Китаю намекают, что от его валютной политики зависит превращение юаня в резервную валюту, к чему он так стремится. Лагард заявила, что в случае сохранения курса экономических реформ, направленных на освобождение юаня, он может стать резервной валютой МВФ.

А вот у российских экспертов такая перспектива радости не вызывает. Если Китай превратится в эмитента региональной (а возможно, и мировой) резервной валюты, это может привести к снижению стабильности международной валютной системы, ограничению возможностей использования российского рубля в международных расчетах и "валютным войнам", полагают авторы социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. По их мнению, Китай вообще представляет собой главную угрозу для нашей экономики. Благодаря росту экономической мощи и более позитивному отношению со стороны Запада в ближайшие десять лет глобальные позиции Китая усилятся, предупреждают авторы документа. Укрепление формата G2 (США и КНР) в управлении глобальными экономическими процессами и усиление влияния Китая в МВФ и ВТО может нанести ущерб третьим странам, в том числе России, указывают эксперты.

Даже несмотря на повышение курса юаня (а рано или поздно это все равно случится), высокая конкурентоспособность китайской обрабатывающей промышленности будет содействовать дальнейшему вытеснению с российского рынка отечественных производителей аналогичной продукции, а также препятствовать торгово-инвестиционной экспансии российских компаний за рубежом, прогнозируют авторы доклада. Интересы двух держав пересекаются и в Центральной Азии, где усиление Китая может помешать вовлечению региона в интеграционные проекты России. В частности, может усилиться конкуренция за центральноазиатские энергетические ресурсы и произойти ослабление таможенного контроля на южной границе Таможенного союза – между Казахстаном и Китаем. Это, в свою очередь, способно привести к срыву планов дальнейшего расширения Таможенного союза.

Ссылка на комментарий

Ну задолбаааали!!!!!!!!!

Оставте Китай в покое. Это тоже страна. И это тоже люди. И они тоже любят свою страну. Ничего удивительно, что трудолюбивый народ обогощается. Радоваться нам за них надо. Союзника сильного имеем. Нет и тут надо ныть, орать, визжать, психовать..... одним словом, делать всё, но не радоваться.

По соседству где-то тема. Там говориться, что в России за последние пять лет удвоилось производство свинюшки. Но и тут параноикам взбрендило обсудить, что свинья то вредная для организма. Где уж тут порадоваться то.

Ссылка на комментарий
Ну задолбаааали!!!!!!!!!

Оставте Китай в покое. Это тоже страна. И это тоже люди. И они тоже любят свою страну. Ничего удивительно, что трудолюбивый народ обогощается. Радоваться нам за них надо. Союзника сильного имеем. Нет и тут надо ныть, орать, визжать, психовать..... одним словом, делать всё, но не радоваться.

По соседству где-то тема. Там говориться, что в России за последние пять лет удвоилось производство свинюшки. Но и тут параноикам взбрендило обсудить, что свинья то вредная для организма. Где уж тут порадоваться то.

А кто именно тут ноет, орет, визжит и психует?

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...