Перейти к содержанию

Особая экономическая зона "Байкальская гавань" / Общая тема


serhio55

Рекомендуемые сообщения

19 минут назад, IPB сказал:

да думаю лучше ни чего не делать. Тогда народ поднимится на революцию.

у вас у всех итоговая цель революция , это когда тебе плохо и другим должно быть плохо ,характерная черта неудачников :D

че вам не живется то.. ? построили им байкальскую гавань.. заасфальтировали болото.. построили красивый маяк.. гавань сделали для водного транспорта, юрт понаставили с позами, гостиница , столовая, хочешь на берегу в палатке, хочешь в номере, катание на катерах, огородили там два километра забором что б чиновники не раздражали.. дорогу проложили к месту отдыха, машин разрешили напокупать японских..,что б не вопили что русские ломаются.. им все не то, все не так.. вы что за люди то ?:D

т.е. вам абсолютно пофиг, что делается, что не делается.. вам даже лучше, что ниче не делается.. потому что это прямой путь к революции..и возможность попи@деть на форуме, попричитать, какая херовая власть,  вы видимо после этого чуствуете эйфорию там у себе в "голове".. и чуствуете себя после этого  "настоящим человеком"..) 

3 часа назад, Viktorr сказал:
3 часа назад, ИгорЬюша сказал:

, болото было лучше..

Я уж решил что ботаник тебя догоняет , но у тебя вечная жёлтая майка лидера .

вы конкретно что выбираете болото или гавань ? что для вас лучше ?

Ссылка на комментарий

В Турке ничего не надо было делать.

Заранее знали - гнилая затея.Вечные ветра и холод .Деньги попилили и всё .

https://arigus.tv/news/item/97214/

Алексей Цыденов, исполняющий обязанности главы Бурятии: Гостей возить некуда. Хоть сам бери там, номера подметай.

На поддержание систем жизнеобеспечения, «Байкальской гавани», республиканский бюджет ежегодно тратит до 60 миллионов рублей. Налоговый доход республики эту сумму не покрывает.

Кладбища закрыли,всё перегородили , местным скотину выпасти негде стало .

.... В селе Бараты рухнул единственная переправа. Мы как использованный материал. Леспромхоз был,  с нас здесь возили, тянули всё. Леспромхоза не стало, всё, мы никому не нужны стали. Нет заправки, больницы и пожарной части. В 2007 году  здесь сгорела целая улица. Шестнадцать жителей остались без жилья, два человека погибло.

https://arigus.tv/news/item/113580/

Изменено пользователем Viktorr
Ссылка на комментарий

ука.. я не могу... там летом протолкнуться негде от туристов, он говорит не надо было делать.. там иностранцы отдыхают ему ветра мешают.. ветра это парусный спорт.. к августу байкал прогревается так, что до сентября из него вылазить не хочется ему холодно ..

Ссылка на комментарий
8 часов назад, ИгорЬюша сказал:

ука.. я не могу... там летом протолкнуться негде от туристов, он говорит не надо было делать.. там иностранцы отдыхают ему ветра мешают.. ветра это парусный спорт.. к августу байкал прогревается так, что до сентября из него вылазить не хочется ему холодно ..

Есть Гремячинск,Горячинск,Максимиха - заточены под туризм и отдых.Развивай,вкаладывай,улучшай.Гавань на пустом месте строилась не для этого.

...парусный спорт ,мля....

Ссылка на комментарий
47 минут назад, Viktorr сказал:

Есть Гремячинск

Гремячинск никогда не был заточен под туризм.. он был просто деревней, сейчас там мало мало есть какието условия частного характера..

48 минут назад, Viktorr сказал:

Есть Гремячинск,Горячинск, - заточены под туризм

Горячинск всегда был здравницей , это скорее территория для больных .. 

50 минут назад, Viktorr сказал:

Максимиха

она далеко.. у нее нет устья турки, там нет возможности построить гавань.. нет песчаного побережья , нет песчаной отмели для купания.. дожлый номер , скороее экзотика чем зона отдыха..

так что Турка самое самое место..

53 минуты назад, Viktorr сказал:

..парусный спорт ,мля.

пора бы уже.. а то ж кроме как водку жрать, не особо то и чем увлекается наш народ..

Ссылка на комментарий

Да,  поработал так на заводе или торговом центре,  сел на частный самолёт до Турки,  потом арендовать парусную яхту,  принял участие в регате,  вместо того чтобы пивко с дружками распивать. 

Ссылка на комментарий
2 часа назад, ИгорЬюша сказал:

так что Турка самое самое место..

В Турке холодная вода и постоянно дует ветер. Единственный плюс - эллинг для водных судов. Но ради него городить огромную ОЭЗ, не самое лучшее решение.

Ссылка на комментарий
3 минуты назад, Jim Hawkins сказал:

Но ради него городить огромную ОЭЗ, не самое лучшее решение.

Особая экономическая зона начинается от хаима .. ее протяженность составляет 60 км... центр ее находится в турке.. 

  • Турка  яхт-клуб с мариной и обслуживающей инфраструктурой, торгово-развлекательный центр «Рыбацкая деревня»;
  • Пески — туристско-рекреационный комплекс, состоящий из нескольких зон отдыха и развлечений;
  • Гора Бычья  горнолыжный всесезонный курорт;
  • Бухта Безымянная — центр семейного отдыха;
  • Горячинск  СПА-курорт.
Ссылка на комментарий

Так это все в планах было.Причем со слов Слипенчука отдых планировался для людей с доходами пара тысяч долларов месяц.Могу ссылку на интервью 2010г. дать,если надо.

Горнолыжный всесезонный курорт и яхт клуб.Финансирование по программе оэз больше нет.китайцы не прибегут с мешком денег за горбом.

Изменено пользователем Kot78
Ссылка на комментарий
19 минут назад, ИгорЬюша сказал:
  • Турка  яхт-клуб с мариной и обслуживающей инфраструктурой, торгово-развлекательный центр «Рыбацкая деревня»;
  • Пески — туристско-рекреационный комплекс, состоящий из нескольких зон отдыха и развлечений;
  • Гора Бычья  горнолыжный всесезонный курорт;
  • Бухта Безымянная — центр семейного отдыха;
  • Горячинск  СПА-курорт.

Турка: как уже говорил, там холодно. И рыбы почти нет, но деревню запланировали.

Пески: рядом с Туркой, тоже холодно. Из плюсов разве что песок.

Гора Бычья: не самый удачный склон. Желающих вложиться туда не могут найти 10 лет.

Безымянка и Горячинск: здесь могло бы получиться, но именно в этих зонах коммуникации и проекты планировки территории до сих пор не подготовили.  

Ссылка на комментарий

за последние пять лет многое поменялось увы.. и не с нашей подачи.. 

@Jim Hawkins это лично твое мнение...я лично каждый год езжу отдыхать только в район этой зоны.. и рыбу там ловят , и снега на склоне горы полно вплоть до мая.. и на песках я повторюсь до середины сентября можно булькаться...и вообще у меня там домик есть :D

Ссылка на комментарий
13 часов назад, ИгорЬюша сказал:

ука.. я не могу... там летом протолкнуться негде от туристов, он говорит не надо было делать.. там иностранцы отдыхают ему ветра мешают.. ветра это парусный спорт.. к августу байкал прогревается так, что до сентября из него вылазить не хочется ему холодно ..

аххахахахахахаххахаха, я много августовских дней провожу в максимихе, так вот, проезжал часто мимо турки как в рабочие так и в выходные, что-то толп ни разу не видел чтобы прям там отдыхали. делегацию привозили, видел, но они в гавани пробыли 2 часа от силы и уехали в максимиху)) ахахаха вот так вот там иностранцы тусят, 2 часа на ветру и сваливают от туда. а Игорек врет и не краснеет, причем не знает о чем врет)

вообщем приводил я статистику и по поводу горы бычьей и прочей шелупони где бабки пилили, но получил офтоп за правду об игорьке. короче желание пропало факты приводить по провальности проекта Турка. где офтопы за дичь от других, в частности Игорек такую пургу несет и ничего, он что ботану делает, что он его защищает? радугу?

Изменено пользователем Tensei
Ссылка на комментарий
7 минут назад, Tensei сказал:

что-то толп ни разу не видел чтобы прям там отдыхали.

завязывайте выдумавать всякую ерунду..все побережье забито туристами весь сезон..от гремячинска до устьбаргузина..

Ссылка на комментарий
1 минуту назад, ИгорЬюша сказал:

завязывайте выдумавать всякую ерунду..все побережье забито туристами весь сезон..от гремячинска до устьбаргузина..

я про Турку и Гавань, дикие туристы не счет. Именно в гавани так много туристов? хер два, в песках как  раз все побережье дикарей, и они с Туркой никак не связаны и по Гавани не шарятся. 

Гора Бычья для лыж??? да там 1-2 человека в год, все в Байкальск едут, вот там да, условия нормальные. не то что на Ничьей Горе

Ссылка на комментарий
2 минуты назад, Tensei сказал:

Гора Бычья для лыж??? да там 1-2 человека в год,

так там нет еще горнолыжного курорта ,  там просто название :D

Ссылка на комментарий
1 минуту назад, ИгорЬюша сказал:

так там нет еще горнолыжного курорта ,  там просто название :D

там вроде фрирайдеры ездят, как раз 1-2 человека)))

Ссылка на комментарий
5 минут назад, Tensei сказал:

дикие туристы не счет.

:thumbdown:

8 минут назад, ИгорЬюша сказал:

.все побережье забито туристами весь сезон..

Ссылка на комментарий
1 минуту назад, ИгорЬюша сказал:

:thumbdown:

мы с тобой про Гавань говорим или про дикарей которые живут в палатках? вы лекарства употребляете или на лечении может находитесь?

Ссылка на комментарий

и как дикие туристы целесообразят? они вроде до постройки гавани там отдыхали, а не с постройкой оной стали там обитать. включи мозг

Мне нравится Бурятия, с лесами, видимо нас ждет путь Монголии где у нас будут одни пустыни. Новый гимн надо: "пустынная, песчаная, сухая!" 

Ссылка на комментарий
2 часа назад, ИгорЬюша сказал:

и рыбу там ловят , и снега на склоне горы полно вплоть до мая.. и на песках я повторюсь до середины сентября можно булькаться...и вообще у меня там домик есть

Рыбу и в городе, под мостом на Уде отдельные любители ловят. Для горнолыжки нужна специфическая инфраструктура + удобный склон, а снег можно с помощью генератора сделать. А насчет булькаться: туристы из климата чуть теплее нашего, в такую воду не полезут. Ты бы еще булькающихся моржей в пример привел 

Ссылка на комментарий

В прошлом году был эпичный пост от моего хорошего знакомого, о развитии туризма в Бурятии:

Кому интересно, копипаста далее под спойлером:

Скрытый текст

Хочется высказаться о развитии туризма в Бурятии. Я давно работаю в сфере въездного туризма и заинтересован в том, чтобы поток туристов в Бурятию рос. Сейчас осуществляется давнее желание работников отрасли - создается министерство туризма. Это очень здорово, и я очень надеюсь, что новые руководители будут прислушиваться к мнению людей, которые непосредственно работают в сфере въездного туризма. 
Ниже много букв, кому лень читать всё, может сразу пролистнуть в конец, где найдет мои предложения. 
Увеличение потока иностранцев в Бурятию не будет, пока республика занимается неэффективными тратами. Присутствует недопонимание, что увеличение потока находится в прямой зависимости от продаж турпродукта. А турпродукт надо создавать с учетом интересов потенциальных покупателей и его надо предлагать, доводить до конечного покупателя. Иначе продаж не будет. На индивидуальных туристов, которые сами покупают и приезжают надежды мало. Надо делать работу по созданию условий для организации цепочек больших организованных групп.
Поездка в Бурятию – это товар не первой необходимости, этот товар надо убедить купить. Здесь все будет важно – и цена и детали качества и маркетинг и реклама. 
Надо трезво оценивать ситуацию, чтобы делать правильные выводы. 
Поток туристов в Бурятию в 2017 году (и в 2016 году) по моему мнению составляет максимум 100-150 тыс. вместе с российскими и монгольскими туристами. Никак не миллион. Это не просто мои ощущения. Это легко доказывается цифрами. 
Вместимость всех гостиниц города единовременно – не больше 3500 койкомест в день. 
Даже если предположить, что они заняты разными туристами все дни все три месяца высокого летнего сезона, то получится 315 тыс. Маловероятно, чтобы гостиницы были полностью заняты разными людьми каждый день. Маловероятно, что за оставшиеся месяцы приезжает 685 тыс. туристов, ведь получается, что тогда в каждый оставшийся месяц прибывает почти столько же туристов, сколько в один месяц высокого летнего сезона. Конечно, есть также туристы, которые вообще не учитываются: это дикари в палатках, хоумстеи, гостевые дома, не сдающие официальную отчетность, но их в любом случае не наберется на полмиллиона, ведь и на Байкале количество общедоступных пляжей и койкомест сильно ограниченно. И миновать туристам Улан-Удэ без ночевки очень сложно. Любые иностранные туристы не могут не переночевать в Улан-Удэ хотя бы один раз ведь это транспортный узел. Методика росстата отражает только одно -динамику. Поток действительно рос последние годы, но на самом деле это происходило и происходит в силу совпадений внешнего характера: санкции, невыездные категории граждан, курс рубля, увеличение благосостояния жителей КНР. 
Но на самом деле туристический продукт Бурятии остается по большому счету таким же, как и 15 лет назад. Качественных изменений нет. Конечно, появились новые хорошие гостиницы, транспорт, рестораны, сервис стал лучше (в общем- то, достаточного уровня) но это все как бы и так есть необходимое, само собой разумеющееся условие для туристов. Но по-прежнему, нет безусловного привлекательного продукта для массового туризма. В основном иностранные туристы посещают регион транзитом. 
Пора осознать что ни Байкал, ни уникальная культура региона не являются чем-то весьма привлекательным в глазах иностранца. Байкал известен во всем мире, но не известен турпродукт. Для большинства иностранцев это слишком абстрактный объект для того чтобы тратить довольно значительные деньги. Это далеко, это дорого. Байкал уникален, но уникальных мест в мире много. Достаточно сказать, что американцы никогда к нам массово не поедут, потому что у них есть схожая природа ближе, дешевле и комфортнее – центральная часть США и Канада. 
Для того чтобы сюда ехали надо прикладывать к этому дополнительные усилия по продаже. 
У нас есть потенциал для роста.
Туризм это, по сути, продажа услуг, это рынок, где действует те же самые рыночные законы и механизмы что и везде. Главное значение имеет продукт, товар и его продажные свойства: цена, качество, конкурентная среда, маркетинг, реклама. Разработка товар должен быть комплексной, где важна любая его составляющая и важна любая деталь. Я как субъект туристического рынка Бурятии постоянно ощущаю нехватку комплексного подхода к развитию туризма в регионе. Важно понимать, что самостоятельно бизнес не может и не сможет кардинально изменить ситуацию. Для этого нет ни средств, ни времени, ни достаточной квалификации.

Повысить поток туристов можно. У региона есть преимущества, которые надо развивать. 
Во-первых, у нас есть основа для хорошего турпродукта. Есть что смотреть, что показывать: и природные и культурные объекты. 
Во вторых, наше расположение. Мы занимаем географическое положение, из которого не извлекаем плюсов в полной мере. Это транссибирская магистраль и трансмонгольская железная дорога, это 8 часов пути от Улан-Батора до Байкала, это по 2-3 часа полета от главных финансовых экономических центров Азии.

Категории туристов в Бурятию можно, глобально в целом, поделить на следующие группы. 
Россияне из близлежащих регионов, россияне из дальних регионов, иностранцы с Запада (Европа, Америки и другие континенты), азиатские туристы (КНР, Япония, Южная Корея), туристы из Монголии. (Речь о туристах, которые едут именно с туристическими целями – то есть, то продажи чего мы можем увеличить. Например, командировочные тоже туристы с точки зрения того, что они приносят прибыль региону, но их поток существует независимо от туристического продукта региона)

Эти группы довольно четко различаются по способу прибытия, и есть градация по целям (мотивации) туризма. К каждой категории свой подход, свои меры которые могут повлиять на увеличение приезда или стоимости в регион. 
К примеру, россиян привлекает именно посещение Байкала и ради него они приезжают в среднем на неделю в регион. 
Иностранные туристы с Запада в подавляющем большинстве - транзитные туристы.
Азиатских туристов тоже привлекает Байкал, но приезжают они в основном транзитом (на срок не больше 3 дней). Либо проездом в иркутский регион или с пересадкой дальше на запад России. 
По каждым есть свои нюансы, которые надо обсуждать отдельно. Сейчас здесь, в этом посте, пока общий взгляд.
Подавляющее большинство иностранных туристов (если не считать туристов из Монголии-про них отдельный разговор) посещают Бурятию именно транзитом на 1-2 дня. 
Не на Байкал, не ради Бурятии, а потому что Улан-Удэ находится на пути Транссибирской магистрали, на пути федеральной автодороги. 
У нас есть большое преимущество: Улан-Удэ это перевалочный пункт в месте, где Транссибирская магистраль соединяется с Трансмонгольской железной дорогой. 
Во всем мире маршрут Москва-Пекин очень популярен. Путешествие в поезде через всю Евразию всегда будет казаться привлекательным приключением для многих миллионов людей и поток желающих никогда не будет заканчиваться. 
Туристы либо останавливаются на полдня (преимущественно не рейсовые спецпоезда Москва-Пекин-Москва которые ждут туристов на запасных путях) либо на 1-2 дня для пересадки на регулярный поезд в Монголию или дальше по Транссибу на восток или запад. Большое количество туристов прибывает в Улан-Удэ в автопробегах. Практически все автопробеги идут по маршруту Запад (Москва) - Пекин и не могут не остановиться в Улан-Удэ. 
Все эти десятки тысяч транзитных туристов практически не посещают Байкал с бурятской стороны. Их программа в Улан-Удэ ограничивается максимум двумя ночевками – и то для тех индивидуалов, кто едет регулярными жд рейсами в сторону Монголии, а для остальных максимум одна ночевка. Подавляющая часть этих людей посещает Байкал в Листвянке. У нас такого центра как Листвянка на Байкале нет. Час пути и в одном месте рестораны, музеи, рынок, обзорная точка с подъемниками, корабли. Также в большинстве случаев транзитом Бурятию посещают туристы из Азии: Китай, Японий. Южная Корея. Это либо 1-2 дня проездом на поездах и дальше в Иркутск либо 2-3 дня под авиарейсы в Москву либо китайские автопробеги на 1-2 дня. 
Транзитные туристы будут приезжать в любом случае благодаря расположению города. Но город им предлагает недостаточно услуг и мест где туристы могли бы тратить деньги – особенно это касается небольших групп по 2-3 человека, которых очень много проезжает в течение лета. Это упущенная выгода. Об этом подробнее позже.

У нас очень небольшой поток иностранных туристов, которые приезжают в Бурятию на срок больше 2-3 дней. Развивать надо условия для этой категории. Чем больше дней в Бурятии, тем больше денег остается здесь.
Две основные проблемы – дорогая цена и времяпровождение. 
Бессмысленно проводить конференции и совещания по отраслевым видам туризма (гастрономический, экологический и все такое) если не решаются главные проблемы – цена и наполнение. Без решения главных принципиальных вопросов поток все равно не увеличится.

Среди тех туристов, которые приезжают на длительный срок, множество подгрупп в зависимости от цели прибытия. Два основных интереса - природа и этнография. Остальные это легальная охота (примерно человек 100 в год), рыбалка, экстремальный туризм (фрирайд, альпинизм – около 200-400 человек в год), религиозный и множество мелких категорий по 5-10 человек в год. Таких туристов и на весь мир то не очень много. Это дорогой туризм. И прочие причины: например, охоту на медведя в Бурятии все равно нельзя провести больше чем количество выданных лицензий на медведя, а их в среднем на одно охотхозяйство не больше 8-10 штук в год. Но так как данный туризм довольно дорогой (тур на медведя для иностранца стоит около 3000-4000 евро по принципу «почти все включено») то и повышение на несколько туристов в год уже значительно в денежном выражении.

В Бурятии, конечно, много что есть, разные виды туризма, но основного, отработанного продукта под массы нет. Иностранные туристы, которые приезжают с туристическими целями на срок не меньше недели, едут в подавляющем большинстве на территорию Забайкальского национального парка: Чивыркуйский залив, Святой нос, Ушканьи острова и Баргузинская долина. Из-за больших расстояний продукт становится очень дорогим, треть времени проводится в дороге, проблемы с кораблями в Чивыркуйском заливе - все это делает продукт не массовым. 
Людям кажется, что Бурятия очень богата достопримечательностями. С одной стороны это так, но с другой мало что годится для стабильного турпродукта с точки зрения логистики, протяженности во времени, интересного наполнения. У нас мало брендированных объектов, которые можно легко вставить в турпродукт. Например, у иркутской стороны есть очень надежные и качественные объекты: Ольхон, Листвянка, КБЖД, Иркутск (Тальцы, 130 квартал, экскурсия по Иркутску, музей декабристов), круизы. Их можно комбинировать в турпродукт по-разному, но самое главное- они все очень надежны, цена стабильна и для всех одинакова, все это отработано миллионы раз, каждый дает минимум 1-2 туродня, все услуги на этих точках в любой момент готовы работать, несмотря на загруженность (хоть маленькая хоть высокая) - турист гарантированно получит впечатления. 
А что мы имеем по большому счету.
Улан-Удэ (площадь Советов, улица Ленина, Римпоче багша, Иволгинский дацан, семейские, Ацагат, Этнографический музей, Музей истории Бурятии). Все это можно отнести к Улан-Удэ, с точки зрения турпродукта, потому что это экскурсии максимум на несколько часов с ночевкой в Улан-Удэ. Эти объекты можно комбинировать на 2 дня с 1 ночевкой.
А вот на Байкале у нас нет таких готовых продуктов как Ольхон или Листвянка или КБЖД. 
Кто во что горазд. Очень условно, это три направления: 
1) Энхалук, Сухая 
2) Гремячинск, Турка, Горячинск
3) Максимиха, Усть-Баргузин, Забайкальский Нац. парк. 
Стремительно и быстро развивается экскурсионное предложение Байкальского природного заповедника с центром в Танхое, но, увы, пока там нет достаточного количества средств проживания. А туда из-за больших расстояний есть смысл ехать только с ночевкой либо проездом.

По любому из этих направлений есть проблемы с наполнением туродней. Человек так устроен, что он не может все дни просто созерцать природу на одном месте, ему надо двигаться, развлекаться. Чем больше услуг мы даем туристу, тем больше денег он потратит на нашей территории. Если мы не предлагаем ему услуг, он проводит туродни в гостинице, думая о том какая здесь скукота. Возьмем направления по порядку. 
Первое направление. Энхалук, Сухая. Два –три часа пути от Улан-Удэ по достаточно хорошей, но оживленной трассе, средней живописности, без практически никаких достопримечательностей по пути . Чем в этом направлении обычно наполняют программы: Посольский монастырь, устье, горячие источники за селом Сухая, пешая прогулка до Белого камня от Заречья. Все это довольно бледновато, потому что не обустроено. 
Здесь нужны новые ходы. Например, обед для китайских туристов в кельях – это круто для селфи. Но попробуйте договориться об обеде в келье. Это возможно иногда, но каждый раз это ненадежно, могут отказать. А просто столовая там совершенно обычная, обед там неинтересный. 
Очень живописно в устье Селенги, но для массового группового туриста там нет подходящих программ, там только для специализированных туристов индивидуалов – охотников, рыбаков, фотографов, орнитологов. Цена как и в многих других местах-кусается причем договорная, то есть сегодня для одних одна, для других-другая, а так быть не должно. 
Каждый, кто привозил туристов в Энхалук или в Сухую знает, как тяжко там организовывать водные экскурсии. Водные экскурсии это всегда хит, это всегда гарантированный восторг. А что мы имеем там? Ни одного причала. 
Туристы закатывают ноги и идут пешком по воде до катера. Кстати, катера. Катера разбросаны по владельцам турбаз, максимальная вместимость до 4-5 человек. Или открытые лодки местных жителей с навесными моторами и чешуей от рыбы внутри. Цена договорная, опять-таки. В общем, это не надежный, не гарантированный турпродукт.
Горячие источники это всегда для всех туристов очень интересно. Но, честно говоря, от источников в Сухой туристы не в восторге. Их даже стыдно фотографировать. Ради погони за сиюминутной выгодой люди, кто сейчас занимается источником, не думают о красоте. С другой стороны, хорошо, что хоть вообще занимаются, чистоту поддерживают. У нас на побережье Байкала (с ВИДОМ на Байкал, в шаговой доступности от берега) вообще нет открытых горячих источников в виде купелей: только Сухая и Чивыркуйский залив, Давша. Эти места очень нуждаются в инвестициях. 
Очень перспективный пеший маршрут от Заречья – красивый, вдоль берега, есть красивые объекты по пути.
Второе направление. Гремячинск, Турка, Горячинск, Максимиха. Два – три часа пути от Улан-Удэ по отличной, живописной дороге. По пути есть Пыхта для «бурханить», Сретенский женский монастырь, Хаим. Самое популярное направление на нашей стороне. 
Основное массовое текущее наполнение программ в данном направлении:
водные прогулки из Турки, маяк там же (посещение в неофициальном виде с платой лично охраннику маяка), сплавы по Турке, подъем на Святой нос и целодневные экскурсии в Чивыркуйский залив, Баргузинскую долину, на Ушканьи острова, на Ольхон. 
Экскурсии очень длительные по времени, они очень дорогие – дорога, в которой проводят большую часть времени, занимает почти всю стоимость. Например, Янжима - 5 часов ехать туда, 5 часов обратно, и всего полтора-два часа на месте с обедом. Ну и к тому же далеко не все туристы могут прочувствовать это место - как следствие, этот продукт очень специфичен и нет гарантированного впечатления. 
В этом направлении самое большое скопление гостиниц. Но нет никакого контроля, никакого координирования. Например, на южной окраине Горячинска в этом году построились, и будут строиться новые гостиницы отличного уровня, большой вместительности. Например, Гармония, Байкальская Звезда. Отличное место чтобы завозить большие группы туристов. Но путь через лесок до пляжа просто ужасен, он усеян следами жизнедеятельности диких туристов. Поднимается ветер и в воздухе летают грязные коричневые бумажечки. Выход очевиден. Раз уж так само вышло, что это территория хороших дорогих гостиниц то надо принять меры, чтобы оградить эту территорию от диких и случайных туристов и компаний. Я думаю, владельцам этих дорогих гостиниц будет совсем несложно сообща оплачивать охрану и содержание этого куска прибрежной территории. И у нас появится территория, куда можно спокойно селить большие группы туристов. 
Национальный Парк, Святой нос, Чивыркуй, Ушканы - прекрасные, красивые места, но расстояния и дороги сильно смазывают впечатление. Раньше туда и не делали экскурсия из Гремячинска, Турки, Горячинска, но опыт последних 3 лет показал, что заскучавшие люди готовы ехать хоть куда лишь бы куда-нибудь. Летом каждые два три дня набитые микроавтобусы со сборными группами уезжают из Горячинска на экскурсии в долину, на Святой нос, в Чивыркуйский залив и так далее. Качество транспорта и гидов в данных экскурсиях, организованных в основном местными жителями, находится на том самом необходимом минимальном уровне, ни о каком методическом подходе или сертификации гидов говорить и не приходится. 
Сильно портили жизнь туристам участившиеся в 2016 году водные инспекции в Чивыркуйском заливе. В 2017 проблем стало заметно меньше. Проблема в том, что многие местные корабли не могут официально заниматься коммерческой перевозкой туристов. Для того чтобы получить разрешение нужна экспертиза, оплатить которую судовладельцы не имеют средств. Из-за этих проверок корабли периодически не выходят в море, а туристы ждать не могут. 
Почему все рвутся в Чивыркуйский залив? Во-первых, он известен, во вторых, там есть корабли. Нехватка хороших туристических кораблей очень остро ощущается на Байкале, кроме Чивыркуйского залива их с нашей стороны и нет. Только с недавних пор, благодаря одной очень инициативной местной девушки, они появились в Турке и пользуются бешеной популярностью. Каждый, кто организовывал большие мероприятия на Байкале с нашей стороны, знает какая проблема найти комфортабельный корабль, яхту, теплоход для вип делегаций. Если хочешь хороший корабль, надо оплачивать его путь от Листвянки до Турки и обратный ход. Это плюс двое суток, а каждые сутки стоят в зависимости от корабля от 50 до 300 тыс. Один этот факт делает нас неконкурентоспособными по сравнению с Листвянкой в организации конгрессного туризма для крупных западных компаний. Пару лет назад одна компания была согласна даже оплатить путь круизного теплоход «Николая Ерощенко» до Турки, но выяснилось что «Николай Ерощенко» даже и не может зайти в порт Турка по техническим причинам порта. Зачем вообще нужен тогда этот порт? Такое ощущение, что он никому не нужен. А в целом проект Байкальская гавань хороший, жаль, что он пока не работает. Как я уже говорил, в Турке нужна вместительная круглогодичная гостиница, конгрессный центр, музей природы, музей искусств, ресторан байкальской и этнической кухни и это будет огромный шаг вперед. Это дает возможность делать более менее качественный турпродукт. Этот самый случай, когда предложение рождает спрос, в туризме иначе и не бывает. Непонятно, почему люди критикуют Байкальскую Гавань. Это мог быть отличный перспективный проект. 
Байкальская Гавань в двух часах езды от Улан-Удэ по хорошей и живописной дороге. 
А рекреационный потенциал местности не освоен даже и на 30 процентов.
Это порт (50 км до Ольхона по пути мимо самой глубокой точкой на Байкале), речки для сплавов, горы прекрасно подходящие как для летних треккингов так и для зимних экскурсий на снегоходах или экскурсионных ратраках. Люди ругают Турку из-за ветра и холодной воды… Их критика отчасти справедлива, но надо понимать, что если бы турист хотел купаться и загорать он бы поехал на курорт типа Турции в разы дешевле, чем на Байкал. То есть, обычно туристы, откуда они бы не были, в общем, и не рассчитывают на пляжный отдых, они понимают, куда приехали-на таежное озеро в Сибири. Любой рыночный продукт обладает одновременно как достоинствами, так и недостатками – важно понимать, за что его все равно покупают. 
В этот же пласт входит и решение проблем связанных со строительством современного санаторно-оздоровительного курорта в Горячинске. Данный курорт обладает очень большим потенциалом. К примеру, курорт Белокуриха в Алтае заполняется круглый год, на лето нет свободных мест, и это при таких же дорогих, как у нас ценах на перелет и проживание. 
Почему бы, например, не водить туристов на гору Бычью, откуда открывается совершенно сумасшедший по красоте вид на Байкал. А потому что нет ни дороги до подножья, ни тропы наверх, ни оборудованных площадок для обеда, кемпинга, ни достаточного количества гидов которые появятся сами, когда уже что-то будет. А ведь фотки оттуда с вершины-это уже сама по себе реклама, через соц сети, через геолокацию люди сами будут узнавать где находятся такие клевые виды. А ведь туда теоретически можно подниматься даже на квадриках, если будет дорога.
Вместо этого туристы едут за 100 километров на Святой нос, усиливая экологическую нагрузку на особо охраняемую территорию. Или, например, экскурсии на реку Прорву, которая невозможна сейчас, так как нет тропы - придется вести неподготовленных туристов через бурелом. Также перспективен сплав по рекам Хаим и Кика прямо до Гремячинска на 2 дня. Плюсы маршрута, что очень удобный подъезд к стоянке Хаим и реки очень живописные, но их надо чистить каждый год, на что ни у кого нет средств из турбизнеса или частников. 
Большой потерей является то, что теплоходы ВСРП (Восточно сибирской пасажирской компании) уже года три как перестали заходить в порт Усть-Баргузин. Раньше был маршрут Листвянка-Ольхон (Хужир)-Усть-Баргузин. С потерей этого маршрута мы потеряли гораздо больше, чем кажется. Наличие этого маршрута позволяло переводить часть иркутского туристического на бурятскую сторону. Если мы говорим о развитии туризма для китайских туристов, то им очень важно иметь возможность для водной экскурсии. Ярославцы, базирующиеся в Турке очень ненадежные. У них нет кают компании в случае непогоды, даже в легкую волну не выходят в море, скорость 13 км в час. Путь до ближайшей точки на Ольхоне(50 км) занимает 4 утомительных часа, в то время ракета Баргузин идет со скоростью 50 км в час и доходит до Хужира (100 км) за 2 часа.
В этом году ВСРП отменил и круизный рейс до Нижнеангарска, что является сильным ударом по туризму северного Байкала. Северный Байкал, который почти полностью находится на территории Бурятии очень красив, это эксклюзивный туризм, но и туда группы не организовать по простой причине, что нет сообщения. Летом есть рейс Ангары (а раньше Бурятавиа), но, во-первых, вместимость борта около 20 человек, во вторых рейс регулярно отменяется в случае непогоды, из-за длительного полета над территорией Байкала. Каждый, кто сталкивался с отменой рейса и срывом тура знает, какими трудностями это потом грозит…Лучше даже и не планировать такие рискованные туры.
Инфраструктура. Об этом можно говорить много. Как все мы знаем, у нас не остается выбора кроме как селить туристов в гостиницах в этих селах. Хотя эти села не соответствуют тем картинкам, которые рисуют себе в воображении туристы. По моему опыту, туристы, приезжая сюда, воображают себе деревянные домики среди леса подальше от населенных пунктов. Огромное количество гостиниц, турбаз, гостевых домов в этих населенных пунктах очень сильно разнятся во всем: по архитектурному стилю, по сервису, по вместимости, по уровню комфорта. Все это требует, кричит о введении стандартизации, нехватке ландшафтного дизайна, классификации и контроля. Кажущееся изобилие на самом деле таким не является: гостиницы, куда можно селить туристов, не опасаясь за сервис, буквально пересчитать по пальцам. Мое твердое мнение, что гостиницы, которые заявляют о своем желании принимать иностранных туристов должны каждый год в обязательном порядке проходить курсы сервиса и менеджмента для персонала

Меры по поддержке туризма должны быть конкретными и под разные категории туристов.
Как видно, не следует рассчитывать на индивидуалов, что их к нам поедет много. Сами они к нам едут в небольшом количестве или проезжают транзитом. Кардинально увеличить количество транзитных туристов мы не можем, но можем удорожить их пребывание в Бурятии за счет увеличения и качества предлагаемых услуг.

Лучший способ увеличить кардинально поток туристов в Бурятию – это цепочки организованных групп. Это удешевление туропродукта, а также это позволяет обеспечить наилучше возможный сервис. 
Только большие организованные группы от 80 чел могут сделать прилет на Байкал относительно недорогим и соответственно доступным для масс. 
Основных проблем, связанных с кардинальным увеличением потока, собственно говоря, всего три: дорогой перелет до Улан-Удэ, отсутствие вместительных гостиниц на Байкале и короткий сезон. 
Низкая годовая загруженность приводит к высоким ценам на билеты, а отсутствие вместительных гостиниц в принципе не позволяет планировать за год чартерные цепочки или выкупать блоки мест на регулярных рейсах. Нужна хотя бы одна гостиница уровня 3* на 200-250 стандартных мест с развлекательной инфраструктурой на Байкале. Чартеры на Байкал могут быть востребованы у жителей Японии, Южной Кореи, Китая, Гонконга, Сингапура, Индии, а также при подходящей цене у жителей Москвы.
Большая гостиница делает возможным и зимние цепочки чартеров на Байкал и разгружает местные маленькие гостиницы, делая цены доступными для внутреннего туризма. Большой регулярный поток автоматически приведет к повышению качества сервиса и понижению цен на развлекательные услуги.
Экотуризм и строительство эколагерей как сейчас предлагается в стратегии «Байкал-великое озеро» не приведут к увеличению потока туристов. Массовый турист предпочитает размещаться с комфортом, а что мешает тем, кто любит ехать с рюкзаком и палаткой приезжать и сейчас? Большие группы в палатках разместить нереально. Да и честно говоря, экологическая составляющая остается тоже неисследованной. Неизвестно что лучше – множество разбросанных точек с туалетами, за которые неизвестно кто отвечает либо централизованная канализация в одном месте с владельцем, который заинтересован в чистоте и соблюдении норм. 
Вместо того чтобы распыляться и строить множество несвязанных троп и эколагерей, лучше построить одну, но очень качественную.
У нас нет ни ОДНОГО пешего маршрута вдоль Байкала. Не вдоль автомобильной дороги или жд дороги, а по реально неосвоенной территории. 
И здесь надо обратить внимание на территорию между Заречьем и Гремячинском. Всё идеально для идеального пешего маршрута. Два часа езды по хорошим дорогам до стартовой и финишной точек от Улан-Удэ, дикость места – нет ни дорог, ни сел, красивые пейзажи, горы и небольшие речушки, наличие крупных гостиниц и в Сухой и в Гремячинске, Турке. Место дикое, нет ни дорог, ни сел. Красивые пейзажи, горы и небольшие речушки. Можно завести маршрут по пути на гору. Именно так делают в Китае – гора, не гора, но проблему можно решить. 
Это может быть как пеший маршрут, так велосипедный, байдарочный или на прогулочном корабле, если будет оборудован причал в селе Сухая. Пеший маршрут это: ровная тропинка, оборудованные мостики, места для ночлега. Это уже готовый хит на неделю. День до стартовой точки (Гремячинск или Заречье, в Сухой после окончания маршрута можно посетить горячие источники) , 2-4 дня на прохождение маршрута, ночевка в Гремячинске или Байкальской Гавани, день на возвращение в Улан-Удэ.
Я уже очень много лет слышу о Большой Байкальской тропе, но к сожалению ни разу не видел туристов, которые бы по ней прошлись и ни разу не получил запрос от туристов на эту тропу. С уважением отношусь к Андрею Яковлевичу Сукневу, но где эта тропа, где туристы, где фотографии, маршруты, описание мест стоянок и ночевок, цены – информации нет ни у кого из коллег. Никто не знает где собственно проходит эта тропа. Если набрать в интернете большая байкальская тропа то все, что можно найти - это сайт иркутской туркомпании, предлагающей туры на строительство тропы, где то на территориях национальных парков с проживанием в палатках и ценой от 40 тыс. А смысл тогда вообще в чем? 
Еще одна важная вещь, которую по каким-то причинам редко озвучивается. Возможно, есть какое-то недопонимание, но у нас есть конкуренты в борьбе за покупателя турпродукта – это Иркутская область. Мы делим с ними ту небольшую часть населения мира, которое готово и может приехать к нам, в Байкальский регион. 
Есть меры, которые позволят переманить часть потока из Иркутской области в Бурятию. Уже на следующий год. Рецепты довольно простые: цена и маркетинг. Надо делать турпродукт дешевле и активно предлагать его посредством Интернета и туристических выставок. Кстати, вот еще одна беда. Мы рекламируем зачастую просто Байкал, но не наш конкретный турпродукт. Это приводит к тому, что наши старания просто напросто частично уходят в пользу иркутян. Турист не вникает в какой регион он едет, он едет на Байкал. Он обращается в свою местную турфирму и более вероятно, что турфирма обратится в иркутскую турфирму, а не бурятскую. А если выйдет в интернет и наберет в поисковике поехать на Байкал, то первые несколько страниц будут представлены иркутскими ресурсами. Есть такое понятие в поисковиках как геотаргетирование - когда в результатах поиска выше показываются местные сайты. Поэтому, если, находясь в Бурятии написать, к примеру «поехать на Байкал» то на первые позиции выйдут сайты местных турфирм. Но всё совсем не так если эту же фразу написать в Москве, в Англии, в Германии, в США, в Китае – везде потенциальный турист с гораздо большей вероятностью попадет на иркутские сайты. Кстати, среди всех турфирм Бурятии единственный хороший «продающий» сайт это сайт Дениса Собнакова – человека, которого общественность даже и не знает – он не входит в различные союзы, ассоциации и так далее, не посещает совещания, круглые столы или форсайты - у него нет на это времени, он просто работает, пока другие обсуждают что да как. А ведь он в одиночку принимает иностранных индивидуалов побольше, чем многие из тех турфирм, которые считаются ведущими в Бурятии. 
Да, я сам как представитель бурятской турфирмы, признаю, что иркутские турфирмы работают лучше нас, они, как правило, более профессиональные. Надо проводить обучение въездных туристических менеджеров, в этой сфере высокая текучка. Как можно рассуждать об организации чартерных рейсов, если многие менеджеры даже примерно не понимают что это, не говоря уже о многочисленных подводных камнях. Многие менеджеры даже не умеют работать в экселе, по старинке считая туры на калькуляторах. В общем, всё плохо. Исторически у иркутян были выше стартовые позиции: Листвянка, КБЖД, Ольхон. И исторически больше партнерских связей. Но сейчас во время смены поколений удачное время чтобы заявить о себе, если республика будет поддерживать выезды делегации от республики на мировые туристические выставки. Смысл этих выставок – в распространении информации и установлении личных контактов между турфирмами. Личный контакт по-прежнему имеет огромное значение. Зачастую менеджер турфирмы даже не посмотрит предложенный материал от незнакомого контакта. Бурятия массово выезжала на выставки давным-давно, с тех пор сменились целые поколения, да и туристическое предложение продвинулось дальше, но у иностранных турфирм нет об этом информации. Туристические выставки - самое прекрасное и удобное место для распространения информации. Сейчас Бурятия организованно практически не выезжает на мировые выставки, только на российские в Москве и изредка – на ITB в Берлине и на китайские. Отдельного павильона никогда не было, только рабочие места в рамках объединенных стендов Сибирь или Россия или Байкал совместно с Иркутском. Этого недостаточно. 
Непонятно почему мы пытаемся делать единый брэнд с Иркутской областью. Мысль, что единый бренд позволит увеличить поток туристов на Байкал для Иркутска и для Бурятии, неверна. В любом союзе больше выгоды получает тот, у кого изначальные позиции выше. Это как если бы две торговые сети договорились открыть один магазин под одной вывеской, а внутри большинство товаров было бы только одной сети. Когда Иркутская область переполняется, остатки идут к нам. И так будет всегда, если мы будем с ними объединяться. У Бурятии есть свои преимущества перед Иркутском, которые и надо использовать. Например, у нас Монголия в пяти часах от Улан-Удэ. Мы почти никогда даже не пытались раскручивать этот фактор. Гораздо легче будет привлечь туриста с Запада, если он знает что может посетить и Монголию и за один день доехать до Байкала.

Исходя из вышесказанного, я бы предложил Министерству туризма обратить внимание на следующие пункты.
Возможно, какие-то цели и невыполнимы в принципе, но надо хотя бы лежать в их направлении)

1) Создание условий любым путем для постройки большого круглогодичного вместительного отеля на 200-300 мест с конференц залом в Байкальской гавани. Инвестор должен быть готов терпеть большие убытки в течение 1-3 лет, но лично я уверен, что это тот самый случай, когда предложение рождает спрос. Большая гостиница на Байкале решает множество проблем. Само ее наличие делает возможным чартерные цепочки и летом и зимой. Она за собой неизбежно потащит улучшение уровня сервиса и в других гостиницах и разных местных услуг. Это разовьет также поток российских туристов с запада страны. Наличие гостиницы делает возможным конгрессный туризм (MICE). В мире огромное количество богатых компаний, которые рассматривают возможные необычные места проведения своих выездных совещаний или корпоративов. Но предлагаемые сейчас нашими средствами размещения условия их не устраивают. Несколько лет назад был серьезный запрос от крупной международной компании но после того как их представители осмотрели условия, они отказались от проведения здесь мероприятия, что неудивительно. В итоге они провели его на каком-то из необитаемых атоллов Тихого океана, что вряд ли было дешевле, чем у нас… Без большой гостиницы с международными стандартами качества и менеджмента все остальные объекты в Байкальской гавани являются лишь половинчатыми решениями, неполноценными решениями. Нет никакого смысла выдумывать велосипед, придумывать какие-то безумные памятники в гавани или искать новые идеи. Без гостиницы все остальные меры не приведут к увеличению количества туристов. Нужна просто большая комфортабельная гостиница. Она же автоматически должна повлечь за собой остальные позитивные изменения в данном районе.

2) Как можно больше задействовать факт соседства с Монголией. Монголия как туристическое направление известно во всем мире. У Монголии в разы больше иностранных туристов за год, чем в Бурятии. Даже голливудские звезды приезжали туда жить в юртах в степи. От Улан-Батора 8 часов езды до Байкала – достаточно обдумать этот факт, чтобы понять, что он практически никак не используется. Объединенный турпродукт обладал бы гораздо большей ценностью в глазах туристов. 
Конечно, здесь камень преткновения - многострадальный пропускной пункт на границе. Но можно пробовать разные механизмы. Например, кто приехал по путевке установленного образца, в Монголию может проехать границу по зеленому коридору. Запустить спец поезда от Улан-Батора до Улан-Удэ. На данный момент пропускной пункт Кяхты не работает вообще никак. Например, согласно статистике в 2016 году на территорию Республики Бурятия из КНР по безвизовым спискам въехало 1409 китайских туристов. А в Забайкальский край и в Иркутскую область – больше 30 тыс. на каждого. При этом достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться – более перспективен маршрут спецпоездов из КНР через Монголию в РФ – это ближе на два дня, чем через Забайкальск. Но все равно, предпочтителен вариант через Забайкальск для турфирм КНР. В июне у нас был опыт провожания по спискам поезда со 108 туристами КНР через Наушки. Это было ужасно. В страшную июньскую жару (когда неделями стояла температура под 40 градусов) поезд с запертыми туристами стоял на путях 2 часа пока проверяли документы. Дети плакали, взрослые ругались, а туристам даже запрещали высовываться из окна. Сотрудники погранслужбы сами выходили все мокрые от пота из поезда. А как делают в Забайкальске? Разрешают выйти из поезда и переместиться в зал ожидания оборудованный кондиционерами и уже там проверяют документы… Надо перенимать опыт Забайкальского КПП. Этим летом, несмотря на предпринимаемые пограничной службой усилия, по-прежнему на границе в Кяхте стояли большие вереницы автомобилей, ожидая по два дня проезд. Официально они всегда отвечают, что все хорошо, что все по инструкции. У них свои задачи. Но для развития туризма это никуда не годится. Расширение КПП должно быть одним из приоритетов развития нашего туризма. 
Никогда Бурятия и Монголия совместно не презентовали турпродукт на международных выставках. Почему? Я уверен, что совместный стенд вызвал бы фурор на крупнейших международных выставках. Столько здесь интересных может быть идей. Монголы в рамках маршрута Великий Чайный путь планируют запустить конный маршрут до границы. Сплав по Селенге из Монголии до Байкала. Очень перспективный маршрут Улан-Батор – Хубсугул -Тунка-Байкал.

3) Не надо плодить множество разных маршрутов в каждом районе, а сосредоточиться на разработке и усовершенствовании всего 2-3 маршрутов после консультаций с представителями турфирм, средств размещения и остальных субъектов туризма. И проработать маршруты по каждому дню. Нужна стратегия, основанная по понимании, что нужно разным категориям туристов. 
Например, взять транзитных индивидуальных туристов, которые летом десятками тысяч проезжают через Улан-Удэ. Летом в Улан-Удэ катастрофически не хватает регулярных выступлений наших театров. Я вот не понимаю, зачем они просят миллионы рублей на гастроли когда летом наоборот зарубежный зритель приезжает к ним. Два раза в неделю (расписание с учетом расписания движения поездов) концерты в Театре оперы и балета из сборной солянки артистов самого театра, театра Байкал, Забава, семейские и так далее. Пусть аренда театра будет за счет бюджета (здание и так ведь простаивает летом, а сотрудники получают зарплаты), а билеты рублей по 500, хоть по 1000 купить туристам будет совсем несложно. Главное, чтобы это было регулярно и расписание было известно заранее. Летом по Транссибу проходят более 25 спецпоездов. В каждом – около 100-150 туристов. Меньше всего времени в нашем регионе эти спецпоезда проводят в Улан-Удэ – около 5-6 часов. В Иркутске они останавливаются на два дня с учетом посещения Листвянки. В Улан-Баторе им закатывают роскошные концерты за бюджетные средства. 
Мы такой наш значительный ресурс как наши артисты, совсем не используем. А ведь это наше преимущество перед Иркутской областью.
Также в центре нет места, где туристы могли тусоваться вечерами. Черчилль летом забит иностранцами каждый день. Если бы его не было, совсем было бы плохо. В Европе не боятся уличных кафе, они везде. Они создают атмосферу. Летом уличные столики на террасе гостиницы Бурятии заняты всю ночь, там постоянно кто-то сидит, иностранцы. Например, территории вокруг Оперного театра так и напрашиваются на то, чтобы было там уличное кафе хотя бы в июле-августе. Все проблемные моменты решаемы. Но сейчас это запрещено.
Далее, вариант пешего маршрута между Заречьем и Гремячинском, о котором я уже писал выше. 
Он может стать очень востребованным как у местного населения, так и у россиян, так и у иностранцев. Спрос есть и будет еще выше при наличии оборудованной тропы. Довольно странно, что даже разговоров ни разу не поднималось об этом маршруте. Всех туристов привлекает именно дикость и удаленность природы. За этим многие едут на Байкал. 
А эта территория целиком не освоена. Там нет ни сел, ни деревень, ни автодорог. А посередине маршрута где-нибудь ближе к губе Таланчанка, необходимо построить маленькую гостиницу с баней, магазином. Готовые решения (как должны выглядеть тропы, как оборудованы) уже есть – по примеру троп в США. У нас нет троп сравнительно недалеко от Улан-Удэ. Только на территории Забайкальского национального парка. 
К тому же можно часть пути проводить на корабле, если не получится провести тропу по горам. Нужно только углубление дна и причал в селе Сухая.
Необходима покупка или стимулирование покупки круизных прогулочных кораблей с базой в порту Турка. 
Порт Турка должен выполнять свою функцию. Если там будут хорошие корабли, это добавит туристическому продукту много плюсов. Мы будем использовать плюс географического расположения порта по сравнению с Листвянкой. Турка находится посередине Байкала. Отсюда больше вариантов маршрут, чем из Листвянки. Это Ольхон в 50 км мимо самой глубокой точки на Байкале где опускались батискафы МИР, это Ушканьи острова в дневной доступности, это север Байкала. На север сейчас нет маршрута для больших групп. А ведь север это и есть квинтэссенция природы Байкала, его надо показывать цивилизованным и организованным путем. 
Если будет регулярный маршрут из Турки на быстроходном корабле на север Байкала с попутным посещением, например, Ушканьих островов, он будет очень востребованным. Так мы займем премиум сегмент для масс. 
Есть много вариантов маршрутов, которые требуют обсуждения и помощи правительства.

4) Меры направленные на качество маршрутов и их стоимость. 
Наш туристический продукт должен быть конкурентоспособным. 
Конкурентоспособным продукт делает соотношение цена-качество.
Что составляет стоимость и содержание тура? В основном проживание, транспорт, питание и качество организации и работы гида. 
С гостиницами в Улан-Удэ проблем нет. Но больным местом является сервис в гостиницах на Байкале. Удивительно насколько пренебрежительно владельцы дорогих гостиниц на Байкале относятся к сервису по сравнению с вложенными миллионами в гостиницу. Никто не проводит обучение персонала, особенно это касается менеджмента и администрации гостиниц. Я считаю, что регулярное, ежегодное обучение персонала стандартам качества должно быть введено в принудительно обязательном порядке или должны быть стимулирующие моменты. А ведь у нас в республике имеются специалисты в гостиничном бизнесе, которые могут проводить обучение. 
К сожалению, плана по застройке гостиниц на Байкале или не было или никто его не придерживался. В итоге сейчас это просто хаос. Строят где попало, что попало, в любом стиле. Пример из Горячинска – построили большую вместительную комфортабельную гостиницу, подходящую для групп иностранных туристов на побережье Байкала в 150-200 метрах от берега с видом на Байкал. Через год кто-то другой строит кафе и дешевые гостиницы еще ближе к Байкалу, перекрывая вид и снижая ценность вместительной гостиницы. Консультаций по поводу номерного фонда (какие номера, какого типа востребованы у туристов) владельцы турбаз не проводят, просто строят что получится. Надо вводить контроль пока еще совсем не поздно. Вот сейчас строятся хорошие дорогие гостиницы на южной окраине Горячинска. Там красивый пляж, лес, но там отдыхают в палатках дикие туристы. Лес летом загажен на каждом метре. Может выйти ситуация, что какая-то одна из гостиниц возьмет пляж в аренду, отгородится, и проживающие в других хороших гостиницах по соседству не смогут попасть на этот пляж. Тоже будет неправильно. Нужен координирующий и контролирующий орган. Пляж и лес надо отгородить от дикарей, но в пользу всех гостиниц в данном месте. Пусть сообща следят за чистотой и безопасностью вверенного им участка.

Парк автобусов в республике очень старый. Начинка почти всех 30 и 45 местных автобусов устарела минимум на 15 лет. Этим летом в июне во время жары автобусы ломались один за другим. Каждая турфирма столкнулась с такими проблемами летом. Автобусов на всех не хватало. Интерьер большинства автобусов тоже оставляет желать лучшего. И с каждым годом ситуация только ухудшается. Я считаю, что это проблема сама если и будет решаться, то очень долго. Новый автобус стоит 7 млн рублей. Первые лет 7-8 будет отбиваться только его стоимость. Если бы можно было предложить какие-либо механизмы по субсидированию покупки новых автобусов, то это было бы очень кстати, иначе скоро мы столкнемся с тем, что приличных автобусов в республике будет катастрофически не хватать. Надо иметь в виду, что в Иркутской области найм автобусов обходится дешевле, чем у нас. И при этом до Листвянки от Иркутска всего 70 км. 
Из-за наших расстояний зачастую 30-40% от стоимости тура занимают транспортные расходы.
Неудивительно, что мы не конкурентоспособны по цене по сравнению с Иркутской областью. 
В то время как, например, хорошие правительственные и муниципальные автобусы простаивают просто так большую часть времени. Хорошо бы если бы был отработанный механизм, который позволял бы брать с оплатой правительственные автобусы хотя бы для организации рекламных туров. 
В республике сильно ощущается нехватка хороших гидов. Особенно с китайским, корейским, японским, итальянским языками. Людей надо обучать. Это стоит денег – оплата труда учителей, аренда помещения для теоретических занятий, аренда транспорта. Надо обязательно проехать по всем точкам маршрута, только так лучше усваивается материал. Ситуация такова, что ни одна турфирма не позволяет себе держать гидов в штате и никто не берет на себя расходы по обучению гидов. 
Министерство туризма должно взять на себя контролирующие и организаторские функции. Отношение ко всем турфирмам и субъектам туризма должно быть одинаковое, без любимчиков, как сейчас практикуется в комитете по туризму. Напрасная надежда на самоорганизацию турфирм. В этом случае возрастает роль личностных отношений и зачастую карательные функции просто не выполняются. А должны быть просто единые для всех законы и правила, установленные официальным лицом. 
По поводу питания особых проблем нет нигде. Это, слава богу, более-менее можно контролировать. Качество еды и сервиса везде примерно одинаковое. Разве что, не хватает полноценного ресторана русской еды в черте города и нигде нет хорошей байкальской кухни. Но это вопросы бизнеса. 
В Монголии, кстати, отлично развит событийный туризм. Ни одно наше республиканское мероприятие даже близко не стоит рядом с Наадамом по масштабу и туристической привлекательности. Честно говоря, все наши якобы туристические мероприятия довольно местячковые, я бы даже сказал, что проводятся для галочки. Только у Голоса кочевников был (и, надеюсь, будет) потенциал для роста. Насчет Голоса Кочевников – почему-то ни разу никто никогда не организовывал фамтур (ознакомительный тур) для представителей туроператоров мира которые специализируются на событийке. Для турфирм это неподъемные средства, но для республики это небольшие деньги. Дату и место проведения фестиваля надо знать осенью – когда формируются туристические каталоги во всем мире. Во всем мире группы и туры на лето набираются уже к зиме. Особенно когда это касается редких и далеких направлений к которым, конечно, относится и Бурятия.
5) Маркетинг и реклама. Здесь тоже необходима поддержка правительства. 
Во-первых, это выезды на международные туристические выставки. Только организованные большие группы могут значительно повысить турпоток в Бурятию. Для того чтобы принимать организованные группы нужны партнеры в зарубежных странах которые будут отправлять эти группы. С партнерами можно познакомиться только на туристических выставках. Без личного контакта, знакомства группу туристов никто отправлять не будут, даже почту читать не будут от незнакомого контакта. Несмотря на развитие интернета, выставки свою актуальность не теряют. К тому же сейчас многие менеджеры поменялись, смена поколений, нужны новые знакомства. 
Одна отдельная турфирма может, конечно, потянуть билеты и проживание и выехать на выставки гостем, посетителем, но стенд или тем более павильон никто из турфирм потянуть не сможет. Для понимания, один голый квадратный метр (без дополнительных услуг) на одной из крупнейших выставок в мире – ITB (International tourism Berlin) стоит в среднем 250 евро. Для простого стенда с двумя рабочими местами надо минимум 5 метров. Надо везти оформление, заказывать на месте печатную, раздаточную продукцию. А в идеале еще, брать с собой артистов. На китайских туристических выставках стоимость организации стенда не намного меньше, только перелет дешевле. Их не так много, значимых для Бурятии туристических выставок: CITM (КНР,Гуанджоу, Шанхай), BITE (Пекин), KOTFA (Сеул), JATA (Япония), ITB (Берлин), WTM (Лондон). Чем проводить какие-нибудь саммиты, практическая польза которых сомнительна, лучше вложить деньги в презентацию Бурятии на туристических выставках. 
Также республика могла бы оказывать помощь в организации рекламных туров. Рекламные туры очень эффективная мера продвижения региона, когда туроператоров приглашают приехать сюда за счет принимающей стороны (не считая стоимости перелета). Это совсем небольшие расходы для республики. Это транспорт, артисты, организационная помощь. 
Во вторых, Интернет. Больная тема для обсуждений. Столько всего сказано, а воз и ныне там. 
О чем говорить, если официальный туристический сайт республики www.baikaltravel.ru не имеет перевода на английский язык. На сайте есть только опция мгновенного гугловского перевода, но такие переведенные страницы не индексируются поисковиками, то есть фактически они не существуют, не говоря уже о качестве такого перевода. Это позорно, я считаю. Есть другие неплохие туристические сайты, но проблема в том, что мало сделать сайт и наполнить информацией, его надо еще поддерживать, обновлять, продвигать. Этой работой у нас никто не занимается. Не говоря уже о том, что любой продажный сайт имеет смысл, только если есть быстрая обратная связь. 
Есть другие относительно недорогие для бюджета средства рекламы в интернете. Например, размещать платную информацию о Бурятии на различных крупных мировых и региональных туристических сайтах. Республика могла бы просто приглашать к себе известных мировых блоггеров, инстаграмщиков. Это относительно небольшие деньги, но эффект может быть великолепным. Говорить об этом можно долго, это обширный очень пласт.

Пока что это все что хотелось сказать. Есть еще много мыслей и информации, которую надо упорядочить. Буду понемногу выкладывать.

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...