Перейти к содержанию

Эрзяне требуют автономии от России


Рекомендуемые сообщения

Эрзяне требуют автономии от России

erzya.jpg

О том, что Российская Федерация – многонациональное государство, любят напоминать, главным образом, правозащитники и представители «немирных» горских народов. Тем не менее, о своих национальных интересах готовы вспомнить и давным-давно ассимилированные в стране национальности. Так, именно о национальной идентичности заговорили представители одного из финно-угорских народов России – эрзяне, когда жизнь в республике Мордовия, где они проживают, стала для них невыносимой.

Отметим, что эрзя – самоназвание одного из родственных племен, русское название которых – мордва. Второе племя, попавшее под то же русское название – мокшане, также живущие в Мордовии. Мокшанином является и президент республики Николай Меркушкин – это и вызвало, в конце концов, протесты менее многочисленных эрзян, многие из которых считают себя обиженными нынешней администрацией.

О том, какие претензии имеются у эрзян к мокшанам, обозреватель «СП» выяснил у одного из эрзянских активистов, правозащитника, юриста Ивана Елаева, ныне проживающего за пределами Мордовии из соображений безопасности:

«СП»: - Когда, как вы полагаете, началось ущемление прав эрзян в Мордовии?

- По-моему, все это началось в 1995 году.

«СП»: - Когда пост президента занял Николай Меркушкин?

- Уж не знаю, с ним это было связано или с кем-то другим… Но да, дело было в том, что пришла новая управленческая команда. И с тех пор эрзянам не было спокойной жизни…

«СП»: - В чем выражаются эти утеснения именно применительно к эрзянам?

- В том, что эрзянам (а я говорю за себя, потому что я - эрзя) не дают жить. Не выполняются элементарные обязательства государства перед нами. У меня еще свежи впечатления: за последний год я похоронил нескольких родственников. Одного из них просто отказались лечить: выписали из республиканской больницы в районную, где лечить его было нечем.

Другой момент: вы не знаете, а я знаю и запоминаю, сколько эрзян от нас уехали в Москву. Деревни эрзя стоят пустые, с заколоченными или выбитыми окнами. Огромные, добротные дома! Эрзя уезжают в Москву, в другие крупные города. Им не находится рабочих мест здесь, им – нам! – неуютно, мы не чувствуем себя хозяевами на этой земле!

«СП»: - А мокшане – они чувствуют?

- Мокшане – не знаю, я за них не могу говорить. Я эрзянин, а за мокшан пусть мокшане и отвечают. Знаю только, что Николай Меркушкин и его клан – взять хотя бы и его брата, подмявшего весь бизнес в республике – не испытывают затруднений… Мы не имеем права голоса в своей республике!

«СП»: - Но ведь то, о чем вы говорите, характерно для всей России. Русским приходится так же тяжело, поглядите на русскую деревню…

- А я не знаю – почему русские, если им действительно так же тяжело, не протестуют? Это вопрос. Возьмите и начинайте протестовать!

«СП»: - Какой вариант развития событий вы считаете желательным? Может быть татарский вариант?

- Сепаратизм?

«СП»: - Зачем же, ведь татары в Татарстане добились желаемого без отделения от РФ…

- Я понимаю, да. Дело в том, что я всегда был против какого-либо сепаратизма, отделения, автономизации. Всегда. Я за многонациональную Россию и национальный мир. Но сейчас терпение уже кончается – и не только у меня, но и у большинства эрзян.

«СП»: - Почему – кончается?

- Потому что вы, в том числе русские, сами того не осознавая, дискриминируете малые народности России. Вот, скажем, сколько раз я слышал от русских, что я плохо говорю на вашем языке! И действительно, русский язык для меня не родной. И все-таки я его прилично выучил.

А в ответ – что?! Эрзянский язык для русских до сих пор – «собачий». Даже при том, что в конституции Мордовии прописано три национальных языка – русский, эрзянский и мокшанский – используется лишь первый из них. Все делопроизводство ведется по-русски! Это ли не дискриминация? Русские, правда, этого не замечают, но мы, эрзя, к этому уже привыкли…

«СП»: - Может ли решить проблемы выделение отдельной автономии для эрзя?

- Всегда говорил, что я против какого-либо разделения. Но сейчас, кажется, я уже готов бороться за отделение эрзянской автономии. Такое отделение, чтобы мы сами на своей земле могли решать, как и зачем нам жить.

«СП»: - Что может получиться в результате? Как может национальная автономия помочь решить общероссийские вопросы?

- Мы не рвемся решать общероссийские вопросы, проблемы. Мы хотим навести порядок на нашей земле. В принципе, хотя нам этого и не хочется, мы можем провести границу между нашими и мокшанскими землями. Главное – это управлять по-своему…

«СП»: - Как именно?

- Точно – пока не скажу. Но, в любом случае, нам потребуется решать системные проблемы, изменять саму конструкцию государства. По крайней мере, на нашей земле. И для этого нам нужна автономия.

«СП»: - И тогда проблемы решатся сами собой?

- Нет, конечно. Но мы, по крайней мере, получим в свое распоряжение инструменты для их решения. И окончится период более чем вековой несправедливости: нас с мокшанами собирательно именовали «мордва», хотя испокон веков мы называли себя «эрзя», а они – «мокша».

Между тем, ответ мордовских чиновников на претензии эрзянских активистов прост и очевиден. «Если не под запись, то претензии этих людей понятны, - рассказал «СП» чиновник Минобразования республики на условиях анонимности. - Но это не к нам: мы сами живем примерно так же. Республика небогатая, преспективы так себе. Народ разъезжается — ну, у эрзян разъезжается, так и у мокши все едут в города, а русских знаете сколько уехало? Только у татар чуть получше, но и те к своим, в Татарстан перебираются».

Эрзяне и мокшане — или эрзя и мокша, как они называют себя сами — два соседних фино-угроских народа, никогда не составлявших единой нации. «Мордва» - собирательное название, присвоенное этим двум народам русскими: возможно, так было удобнее учитывать и контролировать поволжских фино-угров, возможно, православным монахам и священникам — а именно они несли регистрирующую и социологическую функцию в русском Средневековье — просто неизвестно было о том, что это не один народ, а два.

В любом случае, отношения эрзян и мокшан между собой трудно назвать полностью безоблачными. Остроты им придает то, что мокша — объективно более многочисленный народ, расселенный, к тому же, по реке Суре, где находится и столица Мордовии Саранск. Исторически, таким образом, Мордовия действительно оказывается более мокшанской автономией, чем эрзянской.

В своем обращении к депутату ПАСЕ от Эстонии Катрин Сакс группа эрзянских активистов приводит некоторые факты, касающиеся притеснений эрзян со стороны русских и мокшан. Так, авторы петиции обращают внимание на положении дел в системе образования: в меньшинстве школ и детских садов изучают эрзянский язык, мокшанскому тоже уделяется недостаточно внимания. Почти везде уроки родного языка имеют факультативный характер, что, по мнению активистов, свидетельствует о попытках принудительнро русифицировать оба народа.

«Неизмеримый урон перспективе эрзя-народа наносит сокрытие его многовековой истории. - продолжают авторы обращения. - До сих пор не создан полноценный, рассказывающий правду учебник по истории Эрзя и Мокша народов для школы. Имеющиеся книги «Родиноведение» (коллектив авторов) и «Мир истории» (В.Юрченков) не выдерживают никакой критики».

Основная причина падения престижности эрзя языка — невостребованность, отсутствие государственной политики сохранения культур национальных меньшинств, делают вывод эрзянские интеллигенты. Все службы Мордовии работают на русском языке, делопроизводство на родных языках (вполне литературных) не ведется — это основной символ неравноправия народов Федерации, по мнению эрзянских активистов.

Недовольны эрзяне и некоторыми другими аспектами жизни в республике: так, в Мордовии выходят лишь 4-5 изданий на эрзянском языке, по телевидению передачи на эрзянском крайне непродолжительны (3,5 часа в неделю). Издательства Мордовии выпускают лишь единицы наименований книг на родных языках республики. Все это, по мнению национальной интеллигенции, грозит скорой гибелью народа как идентичности — отчасти, последней отчаянной попыткой защититься от этого и служат разговоры о собственной автономии.

Похожие процессы наблюдаются и в других республиках России. Дело в том, что национальные республики, как один из артефактов ленинской – а на деле, сталинской – национальной политики, объединили соседние – часто довольно враждебные друг другу – народы. В наши дни такое административное деление сопровождается склоками между двумя «образующими республику» народностями. Так, все лето в Москве протестовали старейшины балкарских родов, протестующих против захвата всей полноты власти в Кабардино-Балкарии кабардинцами.

Симптоматично также и то, что к своей национальной идентичности граждане РФ обращаются в ситуации, когда ничего больше поделать просто невозможно. Попытка эрзян – своего рода последняя соломинка, надежда людей на то, что порочное государственное устройство вокруг них рухнет, если добиться национальной автономии.

Надежды эти не беспочвенны. Как минимум, два примера хорошей жизни, выстроенной на основе национальной идентичности, в РФ существуют. Это Татарстан, где стандарты жизни куда выше общероссийских и вплотную приблизились к европейским, и Чечня, которая не может похвастаться уровнем жизни, но зато гордящаяся абсолютной защищенностью своих жителей перед лицом российских законов.

Другой вопрос – смогут ли немногочисленные эрзяне добиться такого же градуса автономии, как татары и чеченцы. Но важно попробовать. Вполне возможно, что истинный федерализм в конце концов принесет России куда больше пользы, чем вреда.

http://svpressa.ru/society/article/29858/

Ссылка на комментарий

и чего?

Индейцы племени Лакота объявили независимость от США

Инцейцы племени Лакота объявили, что больше не считают себя гражданами США. Как сообщает AFP, лидеры племени направили в Госдепартамент бумагу, в которой сообщили, что в одностороннем порядке заканчивают действие договоров, подписанных с правительством Соединенных Штатов. По словам индейского правозащитника Рассела Минса (Russell Means), эти документы являются "бессмысленными словами на бесполезной бумаге". Агентство отмечает, что некоторым из договоров более 150 лет.

Активист утверждает, что США неоднократно нарушали эти договоры, "чтобы украсть культуру и землю" индейцев. Минс убежден, что выход из договоров является законным. Ссылаясь на конституцию страны и Венскую конвенцию прав человека, индейцы говорят, что имеют право на "свободу и независимость".

По словам индейских активистов, они создадут собственное государство, которое будет выдавать паспорта и водительские удостоверения. Жители этого государства будут освобождены от налогов при условии, что откажутся от гражданства США.

Индейцы племени Лакота живут на территории штатов Небраска, Южная и Северная Дакота, Минессота. Компания по обретению независимости от США продолжается с 1974 года. Агентство отмечает, что важный шаг в этом направлении был сделан в сентябре 2007 года, когда ООН приняла декларацию о правах коренных народов.

Говоря о притеснениях со стороны США, индейские активисты приводят статистику, по которой средняя продолжительность жизни мужчин из племени Лакота составляет 44 года, что является одним из худших показателей в мире. Уровень подростковых самоубийств в племени на 150 процентов выше, чем в среднем по США. Младенческая смертность превышает среднюю по стране в пять раз.

Ссылки по теме

- Descendants of Sitting Bull, Crazy Horse break away from US, - AP, 20.12.2007

- Индейцы чероки исключили из своего племени негров - Lenta.ru, 05.03.2007

- Hard Rock Cafe продали индейцам-семинолам - Lenta.ru, 07.12.2006

[ Обсудить с другими читателями ]

Ссылка на комментарий
эрзяне, когда жизнь в республике Мордовия, где они проживают, стала для них невыносимой.

Ну и типа если эрзи обзавутся эрзями то жизнь сразу станет выносимой? :)

Ссылка на комментарий

я тебя вообще Clondike не понял к чему это??? идиотов и позеров везде хватает...вон в США одно племя индейцев вообще объявило о выходе из состава .. и чего?

Ссылка на комментарий
я тебя вообще Clondike не понял к чему это??? идиотов и позеров везде хватает.
не стоит называть идиотами и позерами эрзян, которые хотят сберечь свою национальную культуру, свой народ.

Про Лакоту в США давно уже тут до тебя писали, все в курсе.

Добавлено спустя 45 секунд:

они тупо хотят вы**нуться.

идентичность эта - миф.

а твоя идентичность - тоже миф?

Добавлено спустя 3 минуты 37 секунд:

Ну и типа если эрзи обзавутся эрзями то жизнь сразу станет выносимой?
эрзяне не ставят вопроса отделения от России в полностью независимое государство. Нарушения законов РФ тут нет. Эрзяне требуют создания Эрзянской Республики в составе РФ. И конешно, если у них будет своя Республика, то они смогут там ввести национальный язык, развивать нац.культуру. Национальная жизнь эрзян станет "выносимой", да.
Ссылка на комментарий
Эрзяне требуют автономии от России

А получат от тупинской рашки мокшано-эрзянский райончик Нижегородской губернии.

Вот в таких делах мне видна дела и лапа очень нехороших людей. Настраивать эрзян против мокшан, кабардинцев против балкарцев, осетинов против ингушей. В целом национальные меньшинства России настроить против русского народа, и наоборот. В русском, как наиболее многочисленном народе, разжигать антисемитизм, расизм и шовинизм, и т.д. и т.п. - На розни трудящихся держится сила и власть капитала.

На такую гадость ведь дали раньше ответ

Декларация прав народов России

2(15) ноября 1917 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I.

М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957.

СТР.

Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим

знаменем раскрепощения.

Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше

помещичьей собственности на землю – она упразднена.

Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных

генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми.

Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо

отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и

фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от

ненавистных оков.

Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и

произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено

немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно

и бесповоротно.

В эпоху царизма народы России систематически натравливались

друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и

погромы, с одной стороны, рабство народов – с другой.

Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть

возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного

и честного союза народов России.

В период империализма, после февральской революции, когда

власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика

натравливания уступила место политике трусливого недоверия к

народам России, политике придирок и провокации, прикрывающейся

словесными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов.

Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды,

подрыв взаимного доверия.

Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и

провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть

заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному

взаимному доверию народов России.

Только в результате такого доверия может сложиться честный и

прочный союз народов России.

Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и

крестьяне народов России в одну революционную силу, способную

устоять против всяких покушений со стороны

империалистско-аннексионистской буржуазии.

Исходя из этих положений, первый съезд Советов в июне этого

года провозгласил право народов России на свободное

самоопределение.

Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это

неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.

Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил

положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях

России следующие начала:

1) Равенство и суверенноcть народов России.

2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть

до отделения и образования самостоятельного государства.

3) Отмена всех и всяких национальных и

национально-религиозных привилегий и ограничений.

4) Свободное развитие национальных меньшинств и

этнографических групп, населяющих территорию России.

Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны

немедленно после конструирования Комиссии по делам

национальностей.

Именем Республики Российской

Народный комиссар по делам национальностей

Иосиф Джугашвили-Сталин.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В.Ульянов (Ленин).

Не дошло через 100 лет - надо, видать, повторить *56

Ссылка на комментарий
  • 1 месяц спустя...
Эрзяне требуют автономии от России

А получат от тупинской рашки мокшано-эрзянский райончик Нижегородской губернии.

Вот в таких делах мне видна дела и лапа очень нехороших людей. Настраивать эрзян против мокшан, кабардинцев против балкарцев, осетинов против ингушей. В целом национальные меньшинства России настроить против русского народа, и наоборот. В русском, как наиболее многочисленном народе, разжигать антисемитизм, расизм и шовинизм, и т.д. и т.п. - На розни трудящихся держится сила и власть капитала.

На такую гадость ведь дали раньше ответ

Декларация прав народов России

2(15) ноября 1917 г.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I.

М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957.

СТР.

Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим

знаменем раскрепощения.

Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше

помещичьей собственности на землю – она упразднена.

Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных

генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми.

Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо

отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и

фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от

ненавистных оков.

Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и

произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено

немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно

и бесповоротно.

В эпоху царизма народы России систематически натравливались

друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и

погромы, с одной стороны, рабство народов – с другой.

Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть

возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного

и честного союза народов России.

В период империализма, после февральской революции, когда

власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика

натравливания уступила место политике трусливого недоверия к

народам России, политике придирок и провокации, прикрывающейся

словесными заявлениями о «свободе» и «равенстве» народов.

Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды,

подрыв взаимного доверия.

Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и

провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть

заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному

взаимному доверию народов России.

Только в результате такого доверия может сложиться честный и

прочный союз народов России.

Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и

крестьяне народов России в одну революционную силу, способную

устоять против всяких покушений со стороны

империалистско-аннексионистской буржуазии.

Исходя из этих положений, первый съезд Советов в июне этого

года провозгласил право народов России на свободное

самоопределение.

Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это

неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.

Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил

положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях

России следующие начала:

1) Равенство и суверенноcть народов России.

2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть

до отделения и образования самостоятельного государства.

3) Отмена всех и всяких национальных и

национально-религиозных привилегий и ограничений.

4) Свободное развитие национальных меньшинств и

этнографических групп, населяющих территорию России.

Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны

немедленно после конструирования Комиссии по делам

национальностей.

Именем Республики Российской

Народный комиссар по делам национальностей

Иосиф Джугашвили-Сталин.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В.Ульянов (Ленин).

Не дошло через 100 лет - надо, видать, повторить *56

всё возвращается на круги своя...

Ссылка на комментарий

tumba

Не знал что вы подвержены идеям Большевизма и сторонник советской власти....

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I.

Жду ответа, тем более интересно будет знать ваше мнение, в угоду предыдущих высказываний....

Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...